23 марта 2021, 14:00

«Пилипчук — топ! Слухи про слив Карреры — бредни». Большое интервью Дьякова после ухода из «Спартака-2»

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Капитан фарм-клуба красно-белых — о том, почему покинул команду, геях в российском футболе и главной радости в жизни.

Защитник Виталий Дьяков в прошлом году пришел в «Спартак-2» вместе с Романом Пилипчуком. 32-летний футболист провел за фарм-клуб основы 30 матчей. После увольнения Пилипчука из состава отзаявили и Дьякова. Сразу после расторжения контракта Виталий дал большое интервью «СЭ».

Уход из «Спартака»

— Я всегда с позитивом смотрю на жизнь. И даже когда бывают плохие дни или настроение, все равно стараюсь быть в приподнятом духе, тем более дома маленький ребенок, дочке почти полтора годика. И даже если что-то бывает не так на тренировке или в пробках по дороге домой, приходишь, тебя встречает дочка, и понимаешь, что все остальное — мелочи жизни.

— На прошлой неделе ты расторг контракт со «Спартаком». Что произошло?

— Если бы я был игроком основного состава и расторг контракт, то это одно. Я знал, на что иду. Я был в системе «Спартака», скажем так. Попал во вторую команду из-за того, что тренером был Роман Михайлович Пилипчук, лично он меня пригласил. Мы с ним знакомы не один год. Когда он ушел (его убрали за неделю до моего расторжения), я понимал, что, скорее всего, и я уйду, и мне там делать нечего. Меня брали на роль «дядьки», потому что команда молодая. Пришел новый тренер, у него свое видение, свои взгляды, он решил, что я команде не нужен. Если честно, я не расстроился, потому что приходил с Пилипчуком и был, можно сказать, играющим тренером. Мне 32 года, а ребятам по 17-20 лет. Спасибо Пилипчуку, что пригласил в команду.

Еще хочу сказать спасибо Шамилю Газизову, который прошедшим летом повлиял на то, что со мной продлили контракт. Хотя условия у меня, конечно, был не какие-то сумасшедшие (я в дубле «Локомотива» 10 лет назад получал больше, чем сейчас), но все равно было не так-то легко меня подписать. Все-таки команда молодая, и для «Спартака-2» важно готовить своих игроков. Такие «дядьки», как я, конечно, тоже нужны. Чем смог — тем помог, а «Спартаку» в лице Газизова хочу сказать спасибо, что позволил мне провести почти год в этой команде.

— Но почему ты не доиграл до конца сезона или хотя бы на «банке» не досидел?

— На «банке» не стал бы сидеть. Это решение нового тренера. Бушманов вызвал меня, у нас состоялся разговор секунды на четыре. Сказал: «Спасибо, за время, проведенное в команде, но дальше мы будем двигаться без тебя». Я сказал: «Удачи вам», мы пожали друг другу руки и разошлись. Естественно, если бы не уволили Пилипчука, я бы доработал свой контракт до конца и закончил бы сезон в «Спартаке-2».

— Почему теперь команде не нужен «дядька»?

— Это решение тренера, у него свои взгляды на футбол, свое видение. Если бы у меня было какое-то огорчение, недовольство, возмущение или обида, я бы спросил: «Тренер, а почему так? Чем вызвано, что вы меня поблагодарили и сказали: «Все, спасибо»?» У меня не возникло ни малейшего желания задавать ему вопросы, поэтому пожали руки, пожелали удачи, разорвал контракт, претензий ни к кому нет.

— Со стороны клуба ты с кем вел переговоры о расторжении?

— Связался с девушкой-юристом, Мария, по-моему, ее зовут. Сказал — так и так. Она сказала: «Приезжай в клуб, все бумаги будут готовы». Мне выплатили компенсацию до конца контракта, поэтому претензий к клубу нет, по обоюдному согласию. Единственный осадок, что сейчас я не могу подписать ни с кем контракт в России. Условно, в Казахстан, Белоруссию или еще куда-то я могу уехать, но пока не вижу в этом смысла. И сейчас два месяца придется как-то самому держать себя в форме.

— Уже думал, может, к кому-то попроситься тренироваться?

— Еще не думал. Честно говоря, пока хочется отдохнуть, был долгий месяц сборов, подготовка, в ФНЛ еще график плотный, игры часто, почти без выходных. Поэтому дней 10 сейчас точно проведу дома, с семьей, с ребенком, с женой. Отдохну, а потом уже буду думать о дальнейшем.

— Ты говоришь, что приходил в «Спартак» как человек Пилипчука. А ты можешь объяснить, почему он так на тебя рассчитывал?

— Мы познакомились в минском «Динамо», и так сложилось, что ему нравится работать со мной. Ему нравится футболист Дьяков, мне нравится тренер Пилипчук. О нем могу сказать только хорошее. Михалыч — хороший тренер. Для меня еще важны и человеческие качества. Если помимо того, что ты хороший тренер, ты еще и топовый человек, то мне вдвойне, втройне приятнее работать.

— В чем проявляется то, что он топовый человек?

— Говорит правду в лицо, не будет под кого-то прогибаться, не будет врать, юлить. Какая бы ни была правда, он скажет ее, пусть она кому-то и не понравится.

— Можешь привести пример?

— Когда я только пришел в минское «Динамо», в первых матчах он мне указывал на ошибки. Потому что у меня предсезонка скомканная была, приехал за несколько недель до чемпионата, форма была так себе. Я долго находился без практики, простой был где-то полгода, после Турции нигде не играл. Но глобальных проблем у меня с ним никогда не было, ни нарушений дисциплины, ничего. А потом он позвал меня в «Спартак-2». Еще раз скажу, что перешел туда не из-за каких-то сумасшедших финансовых условий. Даже сейчас, зимой, можно было уйти, и Михалыч знал, что у меня есть варианты.

— Какой уровень?

— В премьер-лигу, меня в «Тамбов» звали. Хотя понятно, что там не все гладко.

— Там зарплаты по 50 тысяч рублей...

— Мне совсем другие условия предлагались. Разговоры были еще до Нового года и после тоже. Но так как у них там трансферный бан, и все это затягивалось, я дал Пилипчуку слово, что никуда не уйду и он может на меня рассчитывать. Сложилось так, как сложилось.

Роман Пилипчук и Массимо Каррера. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Роман Пилипчук и Массимо Каррера. Фото Александр Федоров, «СЭ»

«Пилипчук не мог сливать Карреру»

— А ты можешь привести пример, когда Пилипчук впрягался за команду, что-то для нее выбивал или отстаивал ее?

— Не хочу за него говорить о моментах, касающихся того же «Спартака». Если он посчитает нужным, ответит за себя. Со своей стороны я могу сказать, что он топовый тренер и топовый человек.

Но ты знаешь, что большая часть болельщиков «Спартака» его не любит из-за истории с Каррерой? Ты это чувствовал?

— Да не знаю... На «Спартак-2» не ходит даже и тысячи человек на домашние матчи. На выезде всегда было приятнее играть, чем дома. Потому что у «Спартака» везде в провинции есть фан-движение, и приходило гораздо больше болельщиков, чем на домашние матчи. О каком-то негативе я не слышал. Что касается Карреры, думаю, он привел «Спартак» к чемпионству не без помощи тренерского штаба и того же Пилипчука. Понятно, что Каррера был главным тренером, он на коне, а остальные — его помощники. Поэтому в любом случае болельщики всегда будут топить за главного тренера, носить его на руках. Я не думаю, что тренер в одиночку выигрывает трофеи, без своих помощников ни один тренер не справится.

— Веришь в то, что говорят, будто Пилипчук и Глушаков могли сливать Карреру?

— Не думаю. Мы и с Михалычем эту тему обсуждали. Это бредни тех, кто распускает околофутбольные слухи про слив и тому подобное. Сложилось как сложилось. Ну выиграли чемпионат впервые за долгое время, а потом... Я много раз говорил, что «Спартак» в нашей стране — как «Ювентус» в Италии, самый любимый и самый ненавистный клуб страны. К «Спартаку» нет равнодушных, его либо любят, либо ненавидят.

Это касается и болельщиков, и футболистов других команд. Когда я играл за «Ростов», против «Спартака» всегда был другой настрой, нежели против какой-то другой команды. Поэтому «Спартак» всегда обсуждаем, и мы видим и слышим: чуть какая-то передряга — все разносится и приумножается в тысячи раз. Про «Спартак» всегда будут говорить очень и очень много. Такая доля у клуба.

— Про Пилипчука говорят, что он очень рефлексирующий человек, всегда слушает то, что про него говорят, читает. Ты это заметил?

— Да, может и есть у него такая черта, что он обращает внимание на то, что творится вокруг. Не знаю, хорошо это или плохо, но такой вот он человек. Если бы я был таким, я бы мог как-то ответить. Когда я только начинал в премьер-лиге играть, пришел в «Ростов», тоже обращал внимание, что пишут в комментариях либо что говорят про меня эксперты, аналитики.

— В штабе Пилипчука работал его сын. Как ты думаешь, насколько это правильное решение?

— Я с Ваней общаюсь, мы дружим со времен Минска. Он сам занимался всю жизнь футболом, пытался заиграть. То, что не получилось, — это другой вопрос. Но он учится, у него уже есть тренерская лицензия «B», потом будет учиться на «А», на PRO, поэтому — почему нет?

— Внутри команды это как воспринималось?

— Да нормально. Он же занимает определенную должность, выполняет определенные функции в тренерском штабе, поэтому и в «Динамо» (Минск) и в «Спартаке-2» к нему нормальное отношение.

— Это никак не сковывало атмосферу в раздевалке?

— Да нет. Я не знаю... По крайней мере, я то ли не обращал на это внимания, то ли не замечал. Думаю, это никак не мешает, не сковывает, и никаких проблем из-за этого не возникает.

— А как ты сам себя чувствовал в раздевалке, будучи на 10-15 лет старше, чем все остальные ребята?

— Когда тебе 32, у тебя уже есть ребенок, а кто-то из твоих партнеров еще ходит в школу. Моя карьера уже перевалила за экватор, а их карьеры только начинаются. В этом мои функции и были, еще раз говорю — как «дядьки», как играющего тренера. Я мог что-то подсказать на поле, дать совет за его пределами. Мне было приятно, когда после того, как я разорвал контракт, пожелал всем удачи в общем чате WhatsApp и попрощался, наверное, 90% команды мне отписалось в личных сообщениях такими теплыми словами, что я был тронут их вниманием. Значит, кому-то я в чем-то подсказал, помог.

Наверное, самое приятное для меня — уважение партнеров. А не просто что я всех старше на 15 лет. Пусть я не выиграл чемпионат мира и Лигу чемпионов, не играл в сборной, хоть и вызывался, но Кубок России с «Ростовом» завоевал, какой-то след в футболе оставил. Поэтому признание молодых ребят, у которых все начинается, для меня важно. Надеюсь, что кому-то помог, раз они меня благодарили.

— Как они к тебе обращались? На «ты»?

— Конечно. По имени и на «ты». По отчеству еще рано, на «вы» тем более.

— Даже школьники?

— Даже школьники, конечно. Мы в одной команде.

Кто музыку в раздевалке ставил?

— Музыку у нас не ставили. Как-то с первого матча Михалыч пресек это все, сказал: «Так, музыку убрать. Кто хочет слушать — слушайте в наушниках». Кому-то музыка мешает, кому-то помогает, наушники есть у всех.

— И что, они не ставили нынешнюю музыку?

— Кто-то любит еще 80-е, 90-е, кто-то любит все эти нынешние модные песни, Моргенштерна и так далее.

— А тебе как?

— Я не слушаю такую музыку, мне не нравится.

— Ты сказал про Моргенштерна. У тебя дочка только родилась, понимаешь, что скоро, возможно, будет слушать что-то такое. Как ты к этому относишься?

— Это ее право, ее выбор будет. Навязывать какое-то свое мнение... Не знаю, мне родители в детстве ничего не навязывали. Ни любовь к музыке, ни к футболу. Просто папа слушал музыку, и мне она нравилась. «Пойдем футбол играть?» — «Пойдем». Но насильно меня никто ничем не заставлял заниматься. Поэтому и своей дочке не буду навязывать свое мнение, могу только подсказать, дать совет. Если ей будет нравится Моргенштерн... Может, немножечко расстроюсь.

Роман Пилипчук. Фото Александр Федоров, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Роман Пилипчук. Фото Александр Федоров, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

«Пилипчук стал заложником ситуации»

— Вы круто начали сезон, уже начали говорить, что Пилипчука надо ставить в основу, и потом — провал. Что это, из-за чего?

— Этому есть легкое объяснение. Да, мы шли туров 10-12 в лидирующей группе, на втором месте. Потом ребят начали забирать в основной состав, человека четыре, наверное. Они стали тренироваться с основой, за нас играли не всегда, и под конец чемпионата 17-летние пацаны уже выходили играли. А когда ты на два фронта — играешь за «Спартак-2», тренируешься с основой... Есть недельный цикл, тренировочные процессы разные. Отсюда и то, что команда стала идти все ниже и ниже. На это никак повлиять нельзя, «Спартак-2» в любом случае пляшет от основной команды, и если Тедеско сказал: «Мне нужен тот-то и тот-то», — тот же Пилипчук не может этому препятствовать.

— Смотри, если причины объяснимы и «Спартак-2», в принципе, выполняет свою функцию, подводит ребят под основу, то почему Пилипчука увольняют?

— Поменялось руководство, ушел Газизов, пришел другой человек. Работать в «Спартаке-2» или дубле нелегко. Ты заложник ситуации, потому что ты тренируешь одних, кого-то могут спустить из основного состава либо, наоборот, твоих лидеров забрать в основной состав, они не будут тренироваться и иногда даже не будут играть. Такая чехарда. Когда до Нового года оставалось три-четыре тура, на последних тренировках у нас, наверное, человек 10-12 тренировалось. Кто-то в основе, кто-то в юношескую сборную уехал, кто-то еще куда-то. Вот так мы и доигрывали год. Естественно, мы не боролись за первую пятерку.

— Это и не нужно.

— Не нужно, но если есть возможность и вы идете на лидирующих местах, то никто не будет говорить: «Слушайте, выходите сегодня и проигрывайте, нам это не надо». Команда не может выйти в премьер-лигу, но первое-второе место никто не запрещал занимать.

— То есть ты думаешь, что если бы Газизов остался, то Пилипчук тоже бы остался?

— Вполне возможно. У Пилипчука же не было задачи занять какое-то определенное место, пятое или десятое.

— А какие были задачи?

— Вообще никаких задач не было. Естественно, вылетать никто не хочет. «Спартак-2» — самая молодая команда. Моложе, по-моему, только «Краснодар-2». Поэтому никаких задач и нет. Пришел Попов, решил убрать Пилипчука, назначить другого тренера. Если футболист защищен долгосрочным контрактом, то тренер, возможно, не так защищен. И если что-то кого-то не устраивает, приходится прощаться. Для меня Пилипчук — еще раз скажу — топ.

— У него еще будет шанс на высоком уровне?

— Думаю, да, он будет востребован — если не сегодня, то завтра. Летом без работы не останется.

— Ты сказал, что уже был как играющий тренер. Видишь себя через пару лет в его штабе?

— Конечно. Надо же мне будет с чего-то начинать тренерскую карьеру.

— Уже говорили об этом?

— В неформальной обстановке. Не знаю, как сложится. Наверное, да. Я бы хотел быть тренером, мне это интересно. Не знаю, сколько еще буду играть, год, два или пять. Может, как Мальдини, буду феерить до 38. Смотря какой будет уровень желания, здоровья и уровень футбола в принципе. А в дальнейшем, конечно, хочу тренировать. Понимаю, что, когда закончу карьеру, меня не назначат сразу тренером, условно, тульского «Арсенала». Надо с чего-то начинать, быть где-то помощником. С Пилипчуком работать мне нравится, поэтому я только за, чтобы быть помощником в его штабе.

Я слышал историю, что Газизов предлагал Пилипчуку пойти в «Уфу». Ты слышал об этом?

— Нет. Если бы это было, наверное, услышал бы.

Георгий Тигиев. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Георгий Тигиев. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

Что происходит с Тигиевым и Ташаевым?

Понимаешь, что происходит в «Спартаке-2» с Тигиевым?

— Тигиев восстанавливается после травмы крестов и набирает форму.

— Человек изначально был под основу, и потом все как-то...

— Так сложилась его футбольная карьера. Получил одни кресты, и на моих глазах в игре с «Торпедо», по-моему, получил вторые. От этого никто не застрахован. Такая нелегкая судьба у него складывается. Сейчас восстанавливается, контракт заканчивается, надо реанимировать карьеру. Я думаю, он все прекрасно понимает.

— Слышал историю, что после карантина он приехал прямо колобком.

— Толстым? Ну, может, перекусил парой осетинских пирогов дома у себя. Покушать он любит, поэтому, может, пара килограммчиков и была.

— Говорят, там не пара.

— Не знаю, кто его видел, пусть и скажут. Тигиев и с лишним весом быстрый, резкий, техничный, пара килограммов ему не мешает.

— А Гулиев, Ташаев — ты понимаешь, что с ними?

— Гулиев с нами не был. Может, пару тренировок, и то индивидуально. Саня Ташаев тренируется, он тоже пропустил довольно много, месяцев девять из-за операции, которая еще и неправильно была сделана, плюс этот карантин. Сейчас потихоньку возвращается в футбол, набирает форму, игровую практику. К лету, наверное, тоже будет готов куда-то — либо в основной состав «Спартака» на сборы поехать, доказывать заново свою нужность клубу, либо уходить куда-то в аренду или на продажу.

— Когда зимой у Кокорина была травма, он поехал в отпуск, его хотели отозвать, и были разговоры, что его хотят отправить в «Спартак-2». До вас что-то такое доходило?

— Нет. Саня — квалифицированный игрок и не помешал бы основе. Думаю, это все слухи.

— Ты понимаешь, что сейчас происходит с его карьерой?

— Нелегкая судьба, конечно. Травма, тюрьма, сейчас перешел в другой чемпионат, к которому нужно привыкнуть, сразу тяжело влиться, тем более там сезон был в разгаре, а он только со сборов поехал. Время есть. Думаю, сейчас эти полгода до лета пройдет период акклиматизации, чтобы привыкнуть ко всему, и следующий сезон будет для него показательным.

Главное, чтобы его травмы не преследовали, ему надо восстановиться, а так-то Саня — игрок в порядке. Главное, чтобы он не «Ювентусу» забивал, потому что я болею за этот клуб, их не надо огорчать.

— Ну ты ему позвони.

— Мы с ним не так близко общаемся, не дружим. Хотя были когда-то в «Локомотиве», я в дубле, он в академии, и в «Динамо» были, но мы не друзья.

— Так как ты его знаешь столько лет, как ты относишься к разговорам, что он переписанный плюс два года?

— Да слухов много, не только про Саню, но и про многих других людей: тот переписанный, этот недописанный. Это всего лишь слухи и домыслы, никаких аргументов, весомых доказательств нет.

— Не веришь, что в нашем футболе есть истории с переписанными ребятами?

— Думаю, если есть такие, они все равно рано сходят. По детству, конечно, с этим сталкиваешься. Помню, приезжаем на детские турниры, нам еще лет по 12, и выходят ребята из Махачкалы — бреются по два раза в день, больше тебя в габаритах в два раза. Естественно, здесь что-то не так. Но обычно эти ребята, когда их догоняют сверстники, потухают и растворяются. Думаю, мало у кого из них карьера складывается. Даже не знаю, кто сейчас в премьер-лиге есть переписанный. Не уверен, что такие есть.

Ты понимаешь, что дальше будет с твоей карьерой?

— Дальше два месяца паузы, все равно сейчас я играть ни за кого не смогу. Тренироваться буду, может, через недельку, дней через десять начну тренироваться индивидуально, а потом, может, с какой-то командой. К лету буду что-то искать, потому что заканчивать не хочу.

Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

Расследование РФС про «мешок денег»

— В прошлом году ты дал интервью и сказал, что «Ростов» мотивировали перед матчами, приносили мешок денег, и после этого в РФС сказали, что проведут проверку. Чем это закончилось?

— Позвонили из РФС, пригласили к ним в офис. Я был с ребенком, да еще этот карантин, сказал: «Давайте как-то по-другому, по видеосвязи». Мы пообщались, и все, никаких санкций.

Мне задавали разные вопросы: принимал ли когда-то участие в договорных матчах, специально проигрывал ли. Я сказал, что не принимал, и все.

— С кем ты разговаривал?

— Не помню. Мне позвонил человек, который занимается разбором договорных матчей, сказал, если у меня будет какая-то информация, вдруг услышу, что кто-то сдает матч, или какие-то темы про букмекерские конторы со ставками — чтобы дал знать. Я сказал: «Хорошо, обязательно», записал контакт.

— С тех по не обращался, информации не было?

— С тех пор нет, информации не было, все тихо-мирно даже в ФНЛ.

— Тебя удивила такая реакция?

— Да мне некоторые люди писали, не друзья, а просто околофутбольные — не боюсь ли я, что это поставит крест на моей карьере. Ничего подобного.

— В том же интервью ты сказал про Кобелева, и он после этого прокомментировал, что не хочет опускаться до твоего уровня.

— Андрея Николаевича, видимо, зацепили мои слова. Если бы я сказал, что Кобелев — плохой тренер или плохой человек, то это одно дело. Но его зацепили слова о том, что зимний сбор «Динамо» провалило. Если бы он не хотел до моего уровня опускаться, то мимо ушей бы пропустил и вообще не отвечал бы на это интервью, сказал бы, что ему дела нет. А он же ответил, значит, ему надо было вступить в полемику, сказать что-то в свою защиту. Недавно Гриша Морозов, который сейчас в «Уфе» играет, тоже давал интервью и тоже коснулся темы сборов. Если бывших игроков «Динамо» спросить, думаю, процентов 90 скажут то же самое, что я и Морозов.

— Что эти сборы были ключевым моментом того, что «Динамо» вылетело?

— Одним из.

Ты слышал недавнее заявление Кобелева? Он ходил на «Футбольный Хейт» и сказал: «Когда мне звонят корреспонденты-девушки, я прошу, чтобы они передали трубку парням».

— Да, слышал. Это его мнение. Ну не нравится ему обсуждать с девушкой футбол. Если девушка разбирается в футболе — ради бога, можно с ней поговорить. Значит, не сталкивался он с теми девушками, которые разбираются в футболе и с которыми можно пообщаться.

— Ты видел, как на него сразу накинулись? Сексизм и все такое.

— Сейчас все эти темы очень популярны. Сексизм, толерантность, Black Lives Matters — все это очень модно... Мне вообще не нравится, когда спортсмены лезут в политику, как сейчас тот же Леброн Джеймс. Ты спортсмен, занимайся спортом. Можно обсудить какой-то политический вопрос, но когда ты уже по уши залез — и с тем же Трампом они постоянно публично рубились, — не знаю...

— Но это же не всегда мешает карьере. А так — любой человек имеет право на позицию.

— Мне кажется, Леброн уже больше в политике, чем в баскетболе, хотя он топовый. Мое мнение: спортсмен должен заниматься спортом, политик — политикой. Раз, два высказался — и все, не надо по уши залезать в это дело.

Есть ли геи в российском футболе?

— Тебе же до сих припоминают высказывание про геев. Ты не жалеешь, что это сказал?

— Да, в каждом интервью у меня спрашивают, почему я так сказал, не изменил ли я своего мнения и так далее.

— Ну ты не жалеешь?

— Нет, абсолютно. Это мое мнение, и я вправе его высказывать. Кто-то с ним согласен, кто-то нет. Мне задали вопрос, я на него ответил. Поэтому у меня часто любят брать интервью. Даже сейчас — вот я разорвал контракт со «Спартаком», и хотя не был игроком основного состава, игроков ФНЛ куча, а у меня телефон обрывается. Одни, вторые, третьи, десятые. Людям интересно со мной общаться, приглашать на передачи, на «Матч ТВ» тоже часто зовут. Потому что я не ухожу от ответов, пусть и задают неудобные вопросы; я не боюсь провокаций, мои ответы не какие-то шаблонные, как у многих спортсменов, футболистов в частности.

— Как ты думаешь, почему даже в толерантной Европе ни один действующий футболист не совершил каминг-аут?

— Думаю, это очень серьезный шаг. Боятся, какой будет реакция.

— А ты думаешь, реально, чтобы в команде был открытый гей?

— В России — нет. В толерантной Европе все возможно.

— А с твоим мнением ты бы мог принять такого человека в команде, быть с ним в одной раздевалке?

— Бояться снять полотенце в душе?.. Не знаю, если честно. Сложный вопрос, не думаю, что в России когда-то такое произойдет. Когда путешествуешь по Европе (я много где был), в той же Италии два мужчины могут на людях где-то в ресторане или возле бассейна поцеловаться, и они этого не стесняются. Но у нас совсем другой менталитет.

— Если увидишь, ты спокойно отреагируешь?

— Если я это вижу, стараюсь сразу отвести взгляд, мне неприятно на это смотреть. Бог создал мужчину и женщину, продолжение рода может быть только разнополыми людьми.

— Ты не веришь в то, что это врожденное, а не приобретенное?

— Может и врожденное, может, приобретенное. Я не психолог и не доктор, я этого не знаю. Но то, что мне неприятно это видеть, — другой вопрос. Кому-то это нравится, это их мнение. Хотят быть геями или смотреть безразлично — ради бога.

— Чисто по теории вероятности глупо отрицать, что в русском футболе геи есть. Скорее всего, ты с ними даже играл за одну команду.

— Я не знаю, если честно. Есть же латентные, есть не латентные, как их различают? Есть открытые, кто-то сюси-пуси, кто-то брутальный, фиг его знает. ,я где-то и был с ними в команде, может, нет. Может, их вообще в российском футболе нет, кто его знает.

Курбан Бердыев. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Курбан Бердыев. Фото Дарья Исаева, «СЭ»

Бердыев, «Динамо», займы, лимит

— Кардинально к другой теме. Ты высказывался про Курбана Бердыева, что это гиперсильный тренер. Как думаешь, почему он без работы до сих пор?

— Наверное, у Бекиевича за счет его заслуг, за счет того, что он уже сделал в футболе, и в «Рубине», и в «Ростове», есть какие-то свои требования. Он хочет приходить не просто как только тренер, не только тренировать, но и следить за академией, за молодежью. Все-таки, как ни крути, у него всегда большой тренерский штаб плюс свое мнение ему не навяжешь. Есть же руководители, которые захотят диктовать тренеру свои условия, как и что делать. Бекиич — из тех, кто не прогнется, и руководителю с ним будет очень сложно.

— Ты говорил о том, что не вернулся в «Ростов», потому что была обида губернатора и Бердыева. В чем это заключалось конкретно?

— Это то, что доносили мне агенты. Я ушел из «Ростова», у меня закончился контракт. Бекиич сам не знал, останется он или нет, у него тоже закончился контракт. И потом, когда я просил агентов вернуться, мне сказали: «На тебя тот обижен, пятый-десятый, на тебя все обижены. Ты ушел из команды». Не знаю, насколько это правда, так ли все происходило. С Бекиичем мы после этого виделись, я играл против него, и у Сослана Джанаева на свадьбе мы вместе были, поздоровались, пообщались. Каких-то косых взглядов, обид или еще чего-то не было. Я к нему всегда с уважением относился и отношусь, и претензий из-за того, что меня не вернули в «Ростов», никаких нет. Им и без меня было хорошо потом.

— То, что ты перешел в «Динамо», — это была погоня за деньгами?

— Да не то что за деньгами. «Динамо» тогда играл в еврокубках, да и чего скрывать — это великий клуб с большой историей. Естественно, деньги тоже я там получал приличные, но не скажу, что это было основным фактором перехода. Опять же я говорил, что и в «Спартак» мог перейти. Но получилось так, как получилось. Могу сказать, что по «Ростову» я скучаю, особенно по отношению ко мне болельщиков. У меня соцсетей нет, а жене по сей день пишут болельщики, передают мне приветы, теплые слова. Неважно, за выживание мы боролись, хет-трик я в стыковых матчах делал, Кубок выигрывал или еще что, болельщики в Ростове меня очень сильно любили. Это было кайфовое время.

— Ты еще рассказывал, что когда был в «Томи» и там были проблемы с финансами у клуба, занимали ребята по 100-200 тысяч. Тебе возвращали эти деньги?

— Крупные суммы возвращали. Пару человек по сей день должны, хотя уже много времени прошло. Мелкие займы молодым ребятам, тысяч по пять, даже не беру в расчет. Я не один такой. Думаю, у многих людей, которые получают хорошую зарплату, просят деньги, и они занимают. Потом с этим куча проблем, кто-то не отдал, люди начинают обижаться — мол, чего ты просишь долг, у тебя куча денег, давай потом — и пропадают.

— Насколько тебя максимально кидали?

— Да не то что кидали. Нет, никто не кидал, но есть еще люди из периода «Томи», которые по 100 тысяч плюс-минус должны.

— Они до сих пор тебе говорят: «Отдадим, отдадим»?

— Да. Когда-то отдадут. В Томске такая ситуация была, я же не один, кто занимал.

— Когда к тебе приходили занимать по пять тысяч, ты понимал, что это на еду? Или на что?

— Слушай, молодые ребята, которые в дубле тренируются с основой. Когда-то я был молодой, в том же «Локомотиве» для ребят постарше было нормально отвести нас в ресторан с основой. И я был таким, и после меня будет то же самое. Молодым надо помогать, где-то в ресторан отвести, где-то на бутсы денег подкинуть. Это нормально.

— Ты, кстати, читал мнение Василия Уткина после твоего ухода из «Спартака-2»?

— Нет.

— Он написал, что ты яркий представитель лимита, потому что никогда не было трансферов, ты уходил либо свободным агентом, либо в аренду. Ты трудяга, вопросов нет, но из-за того, что есть лимит, есть такие истории.

— Если честно, ты меня сейчас удивил, что Василий Уткин высказался обо мне. Даже его затронул мой уход из «Спартака-2»? Скажу так: из «Локомотива» я уходил свободным агентом, мне предлагали уже третий по счету контракт там, два я отработал, но не видел смысла оставаться. Перешел в «Ростов», там после ухода Балахнина назначили Байдачного, который меня поставил в премьер-лиге, и я отыграл все матчи, когда был здоров. Я играл при Байдачном, Бердыеве, Божовиче, Гамуле — при всех, сыграл больше ста матчей. И неважно, много русских было или мало, лимит меня никак не касался. Из того же «Ростова» я получал вызов в сборную.

Поэтому мнение Василия — это его мнение, он, как и любой другой, может его высказывать. Согласен я с ним или нет? В том, что касается лимита, — не согласен. А почему я никогда никуда не переходил за деньги... Закончился контракт в «Ростове», я мог там остаться, проще свободного агента взять, чем платить деньги.

Что касается вообще лимита у нас в России, это часто обсуждаемая тема. В основном все топят за то, что надо этот лимит вообще убрать. Хорошо, если бы наш чемпионат был высокого уровня и к нам бы ехали звезды играть, — это одно дело. Или если бы у нас клубы были в состоянии покупать хороших футболистов. Но кроме топ-8, у кого есть хорошее финансирование, команды нижней шестерки не могут покупать футболистов. Не то что топовых, они в принципе почти не покупают, в эти команды переходят в основном свободные агенты. Уровень чемпионата заметно упал, потому что приезжают люди из стран, чьи сборные играют в четвертой, третьей корзине. Если «Зенит» может кого-то топового приобрести, то условный «Ротор» кого может приобрести?

— Грузин.

— Дело не в национальности, а в качестве футболистов. Если у нас не будет жесткого лимита, то и будет засилье таких футболистов. Лучше мы возьмем иностранца за три копейки, может, перепродадим его куда-то, и он выстрелит. Я недавно видел статью: 16 команд премьер-лиги — и сколько в каждой играет своих воспитанников. В ЦСКА или где-то еще — семь, а в четырех или пяти командах своих воспитанников — ноль. О чем это говорит? Зачем вам тогда нужна школа, академия?

— Потому что для многих это просто выполнение пункта в регламенте.

— Зачем? Как вы хотите, чтобы местные дети к вам шли? Это неправильно. И еще, что касается лимита. Допустим, успехи советского футбола, победа на Евро в 1960-м, были четвертые места на чемпионатах мира, Олимпиада (в 1988-м или когда выиграли?), финал Евро-88. Сколько тогда у нас было иностранцев? В «Динамо» Тбилиси играли грузины, на Украине — украинцы, в России — русские. Не было кучи иностранцев, и был успех у сборной.

— Может, предложить вообще закрыть полностью?

— Не то что закрыть. Если бы к нам приезжали квалифицированные иностранцы — это одно дело. Такие, как пять-семь лет назад, когда Халк, Витсель приезжали, в «Спартаке» были хорошие иностранцы. И средний уровень был выше, и уровень топовых футболистов был выше. А сейчас проще взять откуда-то за три копейки, поэтому у некоторых команд своих воспитанников ноль.

Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

Деньги, недвижимость, инвестиции

— Ты рассказывал в одном из интервью, что можешь спокойно прожить на триста тысяч в месяц. Это, получается, твоя последняя зарплата в «Спартаке-2», правильно?

— Нет, в «Спартаке» зарплата была гораздо меньше. В дубле «Локомотива» я получал чуть больше двухсот тысяч, это было больше десяти лет назад. Сейчас я получал меньше, чем тогда, не буду сумму называть. Последние несколько лет футбол не является основным заработком. Если бы я зарабатывал столько, сколько сейчас, я бы не смог прожить. А почему так сказал, что мне надо триста тысяч? Может, я и гораздо больше трачу, я с потолка сумму назвал. Когда-то я получал двести тысяч, и мне этого хватало, у меня не было ни собственного жилья, ни машины, ничего. Начал играть в «Ростове», и том же «Динамо» получал большую зарплату. Ты получаешь большие деньги — и хочешь уже машину на класс выше, хочешь не в квартире жить, а в доме, хочешь летать бизнес-классом. Уровень твоей жизни повышается, и ты не хочешь уже, условно, пересесть обратно с «Мерседеса» на KIA Rio. Поэтому есть какой-то определенный минимум. Последние несколько лет футбол не является основным заработком.

— А что?

— То, что заработал по жизни, вложил в недвижимость жилую и нежилую, это приносит деньги. Футболисты и вообще спортсмены, кто зарабатывает кучу денег, не знают, что делать, когда карьера закончилась. Деньги имеют свойство тратиться и, если ты не успел правильно вложиться во что-то, рано или поздно они закончатся, примеров таких масса. Поэтому куда-то вовремя вложил заработанные деньги, и это приносит доход.

— Что-то есть, кроме недвижимости?

— У меня достаточно недвижимости, аренда, перепродажа квартир и других помещений, какие-то еще вложения инвестиционные.

— Например?

— Смысл об этом говорить? Я не беру ситуацию, что ты в банк положил под проценты, сейчас много других вещей есть.

Артемий Панарин. Фото AFP
Артемий Панарин. Фото AFP

НХЛ, скандал с Панариным

— На аватарке в WhatsApp ты в джерси «Детройта». Любишь хоккей?

— Да, я люблю хоккей и болею за «Детройт», в КХЛ болею за ЦСКА, ходил на первый матч серии с Ярославлем. Как раз с Ваней Пилипчуком, сыном Михалыча, ходили вместе.

— На атрибутике?

— Нет, без атрибутики. Но я всю жизнь за ЦСКА и «Детройт» болею, это пошло еще с советских времен — за ЦСКА , а «Детройт» — когда русская пятерка там начала создаваться. И даже сейчас, когда «Детройт», наверное, самая худшая команда, все равно слежу за ними.

— По ночам прямо смотришь?

— По ночам редко, но обзоры всегда стабильно смотрю. Вообще люблю хоккей в принципе, и НХЛ, конечно. КХЛ так себе, но тоже много матчей смотрю.

— Что думаешь по ситуации с Панариным?

— Человек публично высказывает свое мнение. Правильное или неправильное, но это его мнение. Это что касается его высказываний про Путина, политику и так далее. А про историю, которая была сколько-то лет назад в Риге, — не знаю. Но раз все так произошло, в НХЛ взяли паузу, сколько-то матчей он пропустил, сейчас вернули, и все затихло, значит, никакой сложности и ничего такого там не было, раз он вернулся. Потому что в Америке, я думаю, серьезно к этому относятся, и ко всяким высказываниям по поводу толерантности и так далее. В премьер-лиге сейчас могут дисквалифицировать даже за смайлик в комментариях, поэтому это сейчас дело серьезное.

— Ты поменял свое отношение к Назарову?

— Конечно, я знаю, кто такой Андрей Назаров, но у меня никакого мнения о нем не было, плохого или хорошего. И ничего не поменялось.

— Но это политическая история?

— Скорее да. Панарин много высказывается о политике, России, Путине. Может, Назарову что-то не понравилось, и он решил как-то ответить. Может, у Назарова накипело.

— То есть ты думаешь, что он сам так решил?

— Может, он, может, нет. Тут всякое может быть. Надо лично общаться с Назаровым, быть с ним знакомым, чтобы владеть ситуацией.

— Как ты думаешь, его когда-нибудь в России примут, хоть один клуб? С учетом того, что он говорил.

— А зачем ему возвращаться в Россию? НХЛ — лучшая лига мира, он один из самых высокооплачиваемых хоккеистов в мире сейчас. Только Конор, по-моему, больше него получает.

— Потому что если эта история оказалась бы правдой, например, был бы видос, как он бьет девушку, то его бы, скорее всего, убрали из НХЛ.

— Значит, ничего серьезного там не было, раз он вернулся к тренировкам, к играм. Вопрос в том, вернут ли его в сборную, если игроков НХЛ допустят на Олимпиаду. Возьмут ли его в сборную на чемпионат мира?

— Ты как думаешь?

— Не знаю. На последний, по-моему, не взяли его. Панара — топовый хоккеист, что тут говорить. Если какие-то политические моменты влияют — это решение тренера.

Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II
Виталий Дьяков. Фото Федор Успенский, «СЭ» / Canon EOS-1D X Mark II

Религия

— В самом начале интервью ты с такой теплотой говорил про дочку. Можешь сказать, что для тебя это сейчас главная мотивация в жизни, то, ради чего ты живешь?

— Да, дочка — это такие эмоции непередаваемые. Мы полтора года назад впервые стали родителями, первый ребенок, долго ждали. Я и говорю, что когда что-то где-то плохо, ты возвращаешься домой, и к тебе бежит маленький человечек со словами: «Папа, папа!», — все плохое забывается и уходит в сторону. Естественно, хочется воспитать из нее хорошего человека. В нынешнее нелегкое время, где куча гаджетов, запретить это, конечно, нереально, но как-то минимизировать.

Дети и молодежь проводят больше виртуальную жизнь, нежели реальную. Помню, что, уже даже когда я был ребенком, у нас были какие-то приставки Sega, Dendy и так далее, но мы старались проводить время во дворе, в футбол играть и в какие-то «казаки-разбойники», когда вообще мелкие были. Было живое общение, а сейчас, даже когда я в родной Краснодар возвращаюсь, прохожу мимо футбольных площадок, где мы играли, и они никогда не пустовали, а сейчас редко увидишь, что там кто-то играет. Поэтому сейчас воспитать ребенка — это очень важно.

— Почему ты так поздно стал отцом? Многие футболисты заводят ребенка чуть ли не в 20 лет.

— Мы с женой познакомились где-то в 2009 году, мы из разных городов. С 2010 начали вместе жить, через пару лет в Ростове поженились. Оказывается, родить ребенка не так легко и просто: если ты знаешь теорию — не факт, что все на практике выходит. Бог дал. Мы давно хотели ребенка, просто не получалось.

— Были какие-то проблемы с этим?

— Да нет, не было проблем, но не получалось. Вроде все делали правильно, по науке. Не получалось, не получалось, а в ноябре 2019-го дочка родилась, Виктория.

— Приходилось к врачам обращаться?

— И к врачам ходили — никаких проблем ни с моей стороны, ни со стороны жены не было. Но когда ты долго в браке, уже и к врачам ходишь, и по святым местам, и везде.

— Вы прямо ездили по святым местам, просили?

— Вообще мы с женой — люди верующие и даже еще до брака, когда только познакомились, были два раза в Иерусалиме, по святым местам ходили много, где в церковь ходим, в Бога верим.

— Насколько серьезно? Ты сейчас держишь пост?

— Нет, пост не держу. Не могу сказать, что я набожный, но вера в Бога у меня есть, в церковь хожу и святые места посещаю. Даже когда мощи Чудотворца привозили, такое событие...

— Это когда все в очереди стояли?

— Да. Я тоже пошел, отстоял 6 или 7 часов, хотя можно было договориться, где-то пронырнуть, по связям через знакомых или просто внаглую. Но я решил, что надо быть как все. Я тогда в «Динамо» еще играл, по-моему. Не помню. Пошел, отстоял очередь, и ничего, нормально.

— У тебя в жизни был хоть один раз момент, когда ты хотел отвернуться от религии?

— Нет, никогда такой мысли не было. Опять же не буду говорить, что держу посты, я никогда пост не держал. Во-первых, думаю, спортсмену это сложно.

— Некоторые держат.

— Да, но это сложно. Даже когда я играл в Турции — у мусульман все иначе, они даже не пьют до тренировки или во время тренировки, и на жаре это, конечно... Не знаю, как организм это переносит. После окончания карьеры, возможно, я и попробую через это пройти. Но когда играешь — тяжело. Не есть мясо я бы не смог пока.

— Сейчас как раз подходящий момент.

— Сейчас время есть, да. Но, наверное, начну, уже когда стану тренером. Начну поститься. Поэтому в Бога верю, настолько, насколько это есть, молюсь, в церковь хожу, но я не какой-то суперправильный.

— А у тебя были какие-то моменты, когда ты понял, что есть какой-то реальный отклик, контакт? Ты понимаешь, о чем я?

— Понимаю. Но это личное, то, о чем не хочется или не надо говорить. Когда по святым местам ходил, в Иерусалиме был — что-то такое ощущаешь. Не знаю, как это передать словами, но какие-то такие ощущения есть.

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Химки 28 15 6 7 43-31 51
2
Динамо Мх 28 15 6 7 30-14 51
3
Акрон 28 14 8 6 41-21 50
4
Арсенал 28 11 13 4 32-19 46
5
Родина 28 12 8 8 43-25 44
6
Тюмень 28 11 8 9 31-28 41
7
Нефтехимик 28 11 7 10 29-27 40
8
Алания 28 10 10 8 34-36 40
9
Енисей 28 12 3 13 47-38 39
10
СКА-Хаб. 28 10 7 11 30-30 37
11
Шинник 28 10 7 11 32-38 37
12
КАМАЗ 28 9 9 10 26-28 36
13
Торпедо 28 9 9 10 25-27 36
14
Черноморец 28 7 11 10 27-31 32
15
Сокол 28 7 7 14 23-45 28
16
Ленинградец 28 6 9 13 19-35 27
17
Волгарь 28 5 11 12 24-38 26
18
Кубань 28 5 7 16 19-44 22
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
31 тур
32 тур
33 тур
34 тур
28.04 09:00
Енисей – Волгарь
- : -
28.04 14:00
Шинник – Сокол
- : -
28.04 17:00
КАМАЗ – Акрон
- : -
28.04 17:00
Арсенал – Алания
- : -
28.04 17:00
Ленинградец – СКА-Хаб.
- : -
28.04 18:00
Торпедо – Химки
- : -
28.04 19:00
Кубань – Нефтехимик
- : -
29.04 17:00
Черноморец – Динамо Мх
- : -
30.04 15:00
Родина – Тюмень
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Джонатан Окоронкво

Джонатан Окоронкво

Арсенал Т

14
Иван Тимошенко

Иван Тимошенко

Родина

13
Ислам Машуков

Ислам Машуков

Алания

12
П
Илья Петров

Илья Петров

СКА-Хабаровск

7
Бутта Магомедов

Бутта Магомедов

Химки

7
Никита Глушков

Никита Глушков

Енисей, Акрон

6
И К Ж
Заурбек Плиев

Заурбек Плиев

Родина, Сокол

15 1 6
Заур Тарба

Заур Тарба

Алания

23 1 6
Алексей Бердников

Алексей Бердников

Нефтехимик

25 1 6
Вся статистика

Придумай мем

Новости