Калешин объяснил свое пристрастие к творчеству аргентинского тренера: «Это современный Лобановский»
Главный тренер «Акрона» Евгений Калешин в интервью обозревателю «СЭ» объяснил, почему с таким вниманием относится к творчеству аргентинского тренера Марсело Бьелсы.
— Известно, что вы — большой поклонник Марсело Бьелсы. К какому направлению вы его относите?
— Бьелса — это и есть современный Лобановский! Физподготовка, аналитика, стиль игры. Это его реинкарнация.
— При этом, для Бьелсы очень важен стиль. Не менее важен, чем результат. Бьелсе никогда не давали европейские топ-клубы. Получилось бы у него там?
— Лобановский не работал в топ-клубах Европы. Но он тренировал сборную СССР и киевское «Динамо» — лучшую команду Советского Союза. А Бьелса тренировал «Велес Сарсфилд», стал чемпионом с «Ньюэллс Олд Бойз», возглавлял сборную Аргентины. Результаты могут быть разные. У Лобановского на чемпионате мира тоже не было результата. Мне кажется, тут дело не в результате, а во влиянии стиля. Как практически весь украинский футбол — последователи школы Лобановского. То же самое можно сказать о Бьельсе. Их влияние на тренеров просто колоссальное!
Я отслеживаю большой спектр тренеров. Де Дзерби, Гвардиола, Клопп... «Брайтон» Де Дзерби просто раздавил «Арсенал». Это очень сильный тренер! Поттер в «Челси» тоже мне нравился. Эдди Хау в «Ньюкасле» просто отлично выглядит, совершенно нетипичный для Англии футбол поставил.
— Вы как-то рассказывали, что Бьелса верит в автоматизацию действий игроков атаки на поле. А вы сами даете свободу в чужой штрафной, или с игроками не самого топового уровня все должно происходить только по схемам?
— Мне кажется, это было вырвано из контекста. О чем говорит Марсело? О том, что футбол — колоссально стрессовый вид спорта. Напряжение во время игры, сокращение пространства и времени приводят к тому, что у футболистов обеих команд, независимо от стиля, остается очень мало времени на сознательную работу. Для того чтобы освободить сознание, ему и нужно действовать в условиях автоматизации. На навыках. Футболист должен быть бессознательно компетентным. Тогда он сможет с помощью своего сознания добавить креатив, сможет выйти за рамки системы.
Что я понимаю под словом «креативность»? Для меня это — когда ты выходишь за какие-то рамки. Но если у тебя нет никаких рамок, и ты делаешь все, что хочешь, это называется «хаос». А когда у тебя есть структура, схема, система игры, и футболист выходит за эти рамки, рационально, это и есть креативный футболист. А когда нет рамок, то надеяться приходится на то, что твои лучшие игроки будут в хорошем состоянии, их посетит божий промысел. А это очень опасно! Остальная команда в этом случае зависит от этих игроков. Лобановский тоже, мне кажется, считал, что должна быть командная игра, коллективная идея. А коллективная идея распространяется на всех игроков, объединяет команду. Как в нормальной компании есть структура, так и в футбольной команде. Только это все очень быстро происходит.
Чем отличается игрок высококлассный от среднего? Сожмите ему пространство, уберите ему время на размышление, и вы увидите разницу. Хороший игрок с легкостью выходит из-под давления, а другие так не могут. Им приходится думать, на это тратится время. Юрген Клопп сказал, что все определяет первое касание. Если тебе нужно два касания, то это один стиль футбола, три — другой. А если достаточно одного, то это футбол высшего уровня. Вот это для меня — автоматизация. Заставить игроков решать проблемы знаниями, которые у них есть в голове. И эти знания должны сидеть глубоко в подкорке.
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Химки | 28 | 15 | 6 | 7 | 43-31 | 51 | |
2
|
Динамо Мх | 28 | 15 | 6 | 7 | 30-14 | 51 | |
3
|
Акрон | 28 | 14 | 8 | 6 | 41-21 | 50 | |
4
|
Арсенал | 28 | 11 | 13 | 4 | 32-19 | 46 | |
5
|
Родина | 28 | 12 | 8 | 8 | 43-25 | 44 | |
6
|
Тюмень | 28 | 11 | 8 | 9 | 31-28 | 41 | |
7
|
Нефтехимик | 28 | 11 | 7 | 10 | 29-27 | 40 | |
8
|
Алания | 28 | 10 | 10 | 8 | 34-36 | 40 | |
9
|
Енисей | 28 | 12 | 3 | 13 | 47-38 | 39 | |
10
|
СКА-Хаб. | 28 | 10 | 7 | 11 | 30-30 | 37 | |
11
|
Шинник | 28 | 10 | 7 | 11 | 32-38 | 37 | |
12
|
КАМАЗ | 28 | 9 | 9 | 10 | 26-28 | 36 | |
13
|
Торпедо | 28 | 9 | 9 | 10 | 25-27 | 36 | |
14
|
Черноморец | 28 | 7 | 11 | 10 | 27-31 | 32 | |
15
|
Сокол | 28 | 7 | 7 | 14 | 23-45 | 28 | |
16
|
Ленинградец | 28 | 6 | 9 | 13 | 19-35 | 27 | |
17
|
Волгарь | 28 | 5 | 11 | 12 | 24-38 | 26 | |
18
|
Кубань | 28 | 5 | 7 | 16 | 19-44 | 22 |
28.04 | 09:00 |
Енисей – Волгарь
|
- : - |
28.04 | 14:00 |
Шинник – Сокол
|
- : - |
28.04 | 17:00 |
КАМАЗ – Акрон
|
- : - |
28.04 | 17:00 |
Арсенал – Алания
|
- : - |
28.04 | 17:00 |
Ленинградец – СКА-Хаб.
|
- : - |
28.04 | 18:00 |
Торпедо – Химки
|
- : - |
28.04 | 19:00 |
Кубань – Нефтехимик
|
- : - |
29.04 | 17:00 |
Черноморец – Динамо Мх
|
- : - |
30.04 | 15:00 |
Родина – Тюмень
|
- : - |