08:28 21 сентября 2012 | Футбол

Из пушки – по воробьям?

27 июня 2010 года. Блумфонтейн (ЮАР). ЧМ-2010. 1/8финала. Германия - Англия - 4:1. Незасчитанный гол Фрэнка Лэмпарда вызвал новую волну разговоров о введении системы видеоповторов. Фото REUTERS
27 июня 2010 года. Блумфонтейн (ЮАР). ЧМ-2010. 1/8финала. Германия - Англия - 4:1. Незасчитанный гол Фрэнка Лэмпарда вызвал новую волну разговоров о введении системы видеоповторов. Фото REUTERS

Корреспондент "СЭ Интернет" – о планах ФИФА применить на ЧМ-2014 систему автоматического определения голов.

В четверг находившийся с рабочим визитом в Кишиневе Йозеф Блаттер заявил, что к чемпионату мира-2014 планируется ввести в действие систему автоматического определения голов. Это, надо сказать, не совсем и новость. То есть в молдавской столице президент ФИФА безусловно побывал и рассказом о грядущих нововведениях публику действительно порадовал. Но решение, последствия которого огласил глава мирового футбола, было принято еще в начале июля. Правда, споры вокруг него продолжаются по сей день, а закончатся, видимо, не скоро. А значит, не все тут так просто.

ЦЮРИХ ПРОТИВ НЬОНА

Противоборствующих позиций, как известно, две – и каждая из них имеет по могущественному проводнику. По одну сторону Блаттер, не желающий повторения конфузов с незасчитанными голами Лэмпарда на ЧМ-2010 и Девича на Euro-2012. По другую – президент УЕФА Мишель Платини, защищающийся от наступления современных технологий пятыми арбитрами и замечаниями о том, что злосчастному удару сербского украинца предшествовал офсайд.

Партия Платини, на первый взгляд, безнадежна. Над слепотой всех пяти судей матча Украина – Англия не поиздевался только ленивый, а вопиющий недосмотр уругвайца Ларрионды, возможно, лишил южноафриканский мундиаль одной из самых ярких интриг. Не проморгай футбольное руководство наступление 21-го века, решись оно чуть раньше на помощь безошибочных аппаратов – и в матче Англия – Германия все началось бы заново при счете 2:2, а Украина, глядишь, и поборолась бы за выход в плей-офф Euro. И ведь это было бы справедливо! Так почему же мсье Платини против?

Ответ у трехкратного обладателя "Золотого мяча" очень простой: в футбол играют люди, судить их должны люди, ошибки – часть игры и часть жизни. С аргументами Платини можно спорить, можно подрывать его убежденность успешными примерами из тенниса, хоккея или регби, но нельзя не признать: позиция главы УЕФА, при всей ее уязвимой старомодности, совершенно последовательна. Компьютеру в футбольном судействе не место – и точка. Никаких полутонов.

А вот в решениях ФИФА этих самых полутонов как раз хватает. Для начала освежим факты. 5 июля на заседании Международного совета футбольных ассоциаций (IFAB) в Цюрихе было одобрено введение электронной системы определения взятия ворот. Выбор конкретного технического решения еще не сделан: на роль бесстрастного арбитра претендуют системы Hawk-Eye и GoalRef. Работу первой обеспечивают множество камер, второй – встроенные в мяч и в стойки ворот магнитные датчики. Разработчики обеих систем обещают, что вердикты в спорных случаях будут выноситься точно и – что принципиально для ФИФА – незамедлительно. Цена вопроса – в районе 250 тысяч долларов на один стадион.

ГОРА И МЫШЬ

И вот тут стоило бы задуматься. Не о том даже, что четверть миллиона, если ее умножить на количество стадионов ЧМ-2014, уже превращается в солидную сумму. В конце концов, ФИФА – организация не бедная. Удивляет другое – несоответствие затрачиваемых ресурсов и решаемой задачи.

Hawk- Eye успешно применяется в теннисе. Часто ли в этом виде спорта требуется определить, попал мяч в край линии или все-таки в аут? Несколько раз за сет, это как минимум. По сравнению с вопросом о том, куда приземлился мяч, все остальные спорные ситуации в теннисе – ерунда. А в футболе?

Вотчина GoalRef – гандбол. Сколько мячей забивается в каждом гандбольном матче, и как часто приходится понимать, куда именно угодил брошенный со 100-километровой скоростью снаряд? А в футболе?

А в футболе есть "голы-фантомы" Лэмпарда и Девича, есть хрестоматийный финал ЧМ-1966, есть, разумеется, десятки и даже сотни несколько менее известных эпизодов. И все они – капля в море огромного количества других судьбоносных судейских ошибок. Фантастическая близорукость арбитра, не заметившего, что мяч вылетел в поле, ударившись о внутреннюю стойку ворот, - занимательный казус; неназначенные пенальти и незафиксированные офсайды – приевшаяся повседневность. И штука в том, что подавляющее большинство этих случаев распознается при первом же замедленном повторе.

Но видеоповторы – для ФИФА сейчас такое же табу, как для Платини. Они замедлят ход игры, вреда от них будет куда больше, чем пользы. Это аксиома, не требующая доказательств и не опровергаемая примерами из других видов спорта. А раз так – можно тратить миллионы на решение мелкой проблемы, закрывая глаза на крупную. Вот и получается, что в истории с "революционными" изменениями ФИФА гора родила мышь. Или как там еще говорится в таких случаях?

Николай КОРОТАЕВ

35
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (35)

Бомбардир Нации

8.Сделать "обратную замену". А вообще, господа, поставьте президентом ФИФА Беккенбауэра, а УЕФА Румменигге и почувствуете разницу ))) Первый уже больше 15 лет говорит о сокращении отборочных матчей ЧМ и ЧЕ (если быть точнее, с 1968 года), кто знает о чем я, тот поймет ) Второй - о дальнейшем повышении интереса ЛЧ и ЛЕ (2 групповой раунд ЛЧ например).

20:20 21 сентября 2012

Бомбардир Нации

1.Если футбол потеряет динамику, все от этого проиграют (видеоповторы - отказать)2.С "чистым игровым временем" опять же вопрос, достаточно вспомнить волейбол с "переходом подачи", не известно будет, когда матч закончится, а это не выгодно ни одной Телекомпании. 3.О затяжке времени футболистов, все очень просто, НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬ игру, а дать врачам время на вынос игрока с поля. Можно придумать что-то наподобие "желтого флага" в Ф1, чтоб игроки и врачи друг другу не мешали, например "отцепление" этого место на время, достаточное для того чтобы унести игрока с поля. 4.Заменить пенальти на игру до гола, с последующим выводом нескольких игроков с поля (после 90 мин. тренеры должны предоставить фамилии игроков арбитру) 5.Сократить количество отборочных матчей ЧМ и ЧЕ, чтобы сильные не играли со слабыми (можно сделать как в хоккее - Группа "А", "В", "С" и т.д. 6.Заново ввести 2 групповой турнир в ЛЧ. 7.Насчет ВИДЕОПОВТОРОВ... господа, это же чистой воды отмыв денег, вы о чем? )))

20:12 21 сентября 2012

е2-е2

Удаленный от поля один (или больше) судья, с возможностью просмотра в разных камер, с приближением, с замедлением. И использование этого судьи только в строго ограниченных случаях: нарушения в штрафной, взятие ворот... Имея постоянную связь с судьей в поле - удаленные судьи могут по ходу подсказать еще какие-то вещи, типа вынесения желтой карточки за симуляцию, за нарушения не попавшие в поле зрения судьи в поле... Реализуется элементарно. Те же положения "вне игры" оценить и подсказать по радиосвязи в течении нескольких секунд можно. А уж фиксировать их автоматом (типа с использованием электронных датчиков как у биатлонистов на дистанции) - просто плевое дело. Кстати, давно пора вводить и в футболе "чистое игровое время". Тогда все споры о затяжках времени типа с вводом мяча в игру, с симуляцией травм и прочие остановки игры, споры о размере назначенного судьей компенсированного времени и т.п. - потеряют всякий смысл. Соответственно и все остановки на "разбор полетов" в какой-то спорной ситуации не повлияют на игру. Ни в хоккее, ни в американском футболе, ни в теннисе ни как не сказалось использование современных средств контроля. Только сняло излишнюю напряженность, убрало необоснованные споры. Все дело в том, что нынешняя система судейства позволяет определенным лицам через судей продавливать нужные результаты. Блаттер и Платини возможно и не участвуют в этом напрямую. Но то, что эта позиция подпитывается хорошими деньгами - просто очевидно. Поскольку другого разумного оправдания существующему отказу от использования технических средств - просто нет.

17:39 21 сентября 2012

ADx

Нужен видеоповтор. Причем только исключительных событий - пенальти, взятия ворот. Плюс 2 апелляции на команду. Если верная апелляция, то число не меняется - вина судьи. Апелляции тоже на строго ограниченный набор ситуаций. Сильно не затянется время, иной раз по 10 минут игроки валяются на траве, пока их не унесут за поле, как только унесут - бодро вскакивают и бегут играть.

16:47 21 сентября 2012

князь Игорь

ЛеТоан. Да смотрел ам.футбол, на каждый видеоповтор совещание и мин 4 уходит, сильно затягивают, как в хоккее. Я лишь предлагаю все решать в динамике

14:47 21 сентября 2012

князь Игорь

Деник, а ставить пять судей + система слежения за 250000е.у. на каждый стадион твоих Махачкалы и Краснодара? )) И читай что ниже написано ) Речь идет о наручном мониторе вместо часов диагональю 9см. Кстати, НТВ+ когда трансляции выкупал, установил дополнительные камеры на всех стадионах премьер лиги.

14:45 21 сентября 2012

LeToan

В американском футболе тоже есть повторы и никто с планшетами по полю не ходит, как белые люди: сидят специальные люди, смотрят повторы на больших мониторах.

14:42 21 сентября 2012

LeToan

князь Игорь, в крикете маленькое поле? Там больше футбольного. А случаев проверки гораздо больше.

14:40 21 сентября 2012

Denik 5

Телеповторы - не выручат..... вы посмотрите на качество картинки и кол-ва камер со стадионов... Когда смотришь еврокубки или иные международные игры, то да!!!! Не спорю, там камер просто завались! А как быть стадионам в Махачкале, Краснодаре... Мариборе, Сплите и в других маленьких городах Европы. Где не то что на повторы камеры поставить невозможно, а на простой показ то еле еле находят! А вы повторы... планшеты...

14:38 21 сентября 2012

Denik 5

князь Игорь 21 Сентября 2012 | 14:25 Гаррисон ты о чём?! Видеопланшет у судьи стоит 1 тысячу, Судья с видеопланшетом на поле..... уже смешно))))))) Тогда уж судей вообще отменить....и пусть сидят с планшетами по краям поля, и оттуда сигнализируют. А в каком нить Мухостранске вообще футбол запретить.... там телекамер нет! )))))))))))))))))))))))

14:33 21 сентября 2012

князь Игорь

ЛеТоан, 100 грамм диагональю 9см будут мешать? А гарнитура, которая сейчас на судьях, им не мешает? Раньше и микрофона и наушников у судей тоже небыло, и она сейчас им (можете спросить) СОВСЕМ не мешает! И причем тут маленькие поля? Там действительно можно быстро подбежать и посмотреть. На футбольном поле такое не набегаешь

14:29 21 сентября 2012

князь Игорь

Гаррисон ты о чём?! Видеопланшет у судьи стоит 1 тысячу, и тратит он на просмотр не полчаса, а 20 секунд как и все мы по телеку. Плюс ненужны судьи за воротами, которые в упор забитого мяча не видят (

14:25 21 сентября 2012

LeToan

князь Игорь, а в хоккее и, например, крикете так не считают. А вариант маленького телевизора у судьи, и в самом деле, убог, калечная выдумка. Такого нет даже в видах, где бегают в маленьком зале, а не огромному полю. Там и не разглядишь ничего и сильно будет мешать.

14:23 21 сентября 2012

G@RRI$$ON

Сейчас 21 век!!! Повтор офсайда или гол/негол показывают через 2 секунды!За мячом бегают по полчаса,вратари тянут время выбивая мяч.Судья не должен по полчаса смотреть повтор!Электроника должна сразу сигнализировать о взятии ворот. 250 тысяч на систему или 5 (+1 резервный) судей каждый матч получают по 90 тысяч в Премьер-лиге.Вот и посчитайте ,что выгоднее.

14:19 21 сентября 2012

князь Игорь

ЛеТоан, разберитесь для начала в значении слова "убог" ). А судья который будет диктовать решение главному судье, есть наиглавнейший? Абсурд.

14:13 21 сентября 2012

князь Игорь

До чего же руководители недальновидны бывают! ) Ну не могут Платини и Блаттер додуматься до видеоповтора на руке у судьи, так нас бы спросили!!

14:10 21 сентября 2012

LeToan

князь Игорь, ваш вариант с экраном у главного судьи убог. Надо делать как у людей, специальный судья смотрит на большом экране, потом сообщает решение.

14:09 21 сентября 2012

LeToan

Пробовали играть без оффсайдов, получается нечто вроде водного поло и гандбола, где нет игры в центре поля, сначала у своих ворот, потом быстренько перебежали к чужим.

14:07 21 сентября 2012

Denik 5

Оффсайды отменить, с аутами можно по другому бороться, поставить бортики метровые по периметру поля. В случае вылета мяча за пределы поля вводить его в игру с ноги - типа свободного удара, у каждой штанге поставить по судье, и трех еще посадить над воротами. В случае спорного эпизода судьи будут сигнализировать флашками - белыми значит взятие ворот было, красными - значит не было. Нейтрального решения быть просто не сможет - так как судей 5 которые за ворота отвечают! )))))))))))))))))))))))))

14:01 21 сентября 2012

князь Игорь

Не согласен по поводу видеоповторов. За матч таких спорных моментов как возможный пенальти, гол и т.п. возникает 3-4 раза. Никакой технологии следящей за подставленной ногой в штрафной нет! только по определению пересечения мяча вратарской линии. Которая стоит дорого. Выход о-очень прост - видеоповтор. Вместо наручных часов судье прицепляют видеоэкран диагональю 9-11см. На который транслируется матч (который мы с вами все и наблюдаем с голубых экранов телевизоров). После спорного момента судья потратит на просмотр видеоповтора (которые мы также видим во всей красе с близкого расстояния) секунд 20. Все! Момент рассмотрен, правильное решение принято! Итого: 4 момента х 20 секунд = чуть больше минуты. На установку того же мяча на пенальти уходит минуты 2.

13:49 21 сентября 2012

LeToan

Сэр Майкл, в фехтовании датчик определяет только контакт, легальность укола определяет судья, обычно по записи. Это в фехтовании создало её особый вид - ради фиксации электронным датчиком, это фехтование очень мало общего имеет с боевым. Нынешние спортивные шпаги позволяют дотронуться до спины соперника стоящего лицом и такие уколы считают.

13:38 21 сентября 2012

Сэр Майкл

Действительно, электроника в гандболе, где "получистое" время, и мяч бывает в воротах по 50 раз за игру, оправдана, причем без повторов. Как в фехтовании, сработал датчик, значит гол. В хоккее все время остановки, голы можно и пересмотреть. Если есть, на чем. В теннисе не все пересматривается, только попадание, и 3 попытки каждому на сет. Выбрал попытки - дальше хоть километровый аут никто смотреть не будет. В волейболе тоже пробуют 3 попытки на сет, в баскетболе только один эпизод пересматривают - бросок в последнюю секунду тайма! При этом бросков в последнюю секунду владения мячом в игре с полсотни, и НИКТО не требует это каждый раз рассматривать, ибо будет дурдом. Но, господа, вы забываете самое главное! Это все можно сделать только на крупных турнирах! Поверьте, как спецу, даже в наше время бегуны бегают по ручному секундомеру в 90% соревнований. Только элита не знает ручного хронометража, остальные с ним сталкиваются постоянно. И с отсутствием фотофиниша, когда ты - первый, а тебе "судьи" дают шестое. Такое со мной лично было! Так что в футболе можно ввести повтор спорного пересечения ворот. Как в хоккее. Время на рассмотрение остановить. Но и это возможно только на стадионах минимум с тремя камерами на КАЖДОЙ половине поля! Много таких стадионов будет? Вот, собственно, и ответ, зачем? Платини прав, это спорт, ошибаются спортсмены чаще, чем судьи, но вякают при этом больше они, да некоторые тренеры, кому кое-что всегда мешает.

12:54 21 сентября 2012

Nils7

blue-white Большие игроки так делать не имеют право, потому что их потом помнит рядовая публика именно по этому поступку. Не голы, не игру, пусть и фантастическую, а вот именно это дерьмо. Причём хватает одного случая. Потом не отмоешся.... Полностью согласен! Как мне нравилась игра Анри до той самой игры рукой в матче с ирландцами, но видеть его на поле после нее уже не хотелось. Ему конечно наплевать, но думаю, что не у меня одного такой осадок остался. И всякому футболисту наверное хотелось бы остаться в памяти болельщиков только с положительной стороны. Да, Анри - не Нетто! И не стал бы равнять его руку с "божьей рукой" Марадоны. В том матче аргентинцы были на голову сильнее англичан, а гол Диего после сольного прохода стал украшением матча. А когда игра равна, и его судьбу решает такой поступок - его иначе как подлым не назовешь. И хоть бы извинился... Кстати, если бы было видео, гол бы отменили

12:39 21 сентября 2012

Nils7

Футбол - не крокет и не гольф. Скорости растут, а человеческие возможности судей за ними не успевают. Поэтому без применения техники не обойтись, иначе ошибки (как объективные, так и предвзятые, которых явно больше) окончательно загубят игру и превратят ее в подобие тех псевдошоу, где мужики и тетки на ринге друг друга якобы дубасят. Для начала вместо 4-го и 5-го "слепых" судей за воротами ввести одного для видеопросмотра спорных моментов взятия ворот и офсайдов - на первое время вполне достаточно. Современные возможности видеосъемки, которая итак ведется на стадионах (поэтому доп. затрат практически не потребуется), позволят оперативно разруливать все вопросы. Согласитесь, что на споры с арбитрами в такие моменты уходит времени не меньше, так что на продолжительности матча это новшество существенно не скажется. И поверьте, что "изюминки" в футболе после этого меньше не станет, будет еще о чем игрокам с судьями, комментаторам с журналистами и нам с вами поспорить. Противников внедрения техники в футбол беспокоит вовсе не игра на поле, а игра за его пределами - техника существенно сократит возможности для разных махинаций. Так что зеленую дорогу видеоповторам!

12:24 21 сентября 2012

mega_D

Та какой видеоповтор в футболе? Купил судью - отбил бабло на тотализаторе. Всё просто. В этой игре давно нет честности.

12:00 21 сентября 2012

a-ha-ha

На самом деле, все не так очевидно. С одной стороны, говоря "А" о том что футбол это больше чем игра и "Б" о том что ошибки арбитра это часть игры, необходимо по свойству транзитивности говорить и "В", что судейские ошибки это больше чем просто часть игры. Применив некую автоматизированную систему, исключающие "человеческий актор", фактически разом пропадёт такой аспект игры как, апеляции к арбитру, споры с ним по поводу его решений. Равно как и связанные с этим затяжки времени. Ибо её беспристрасность подобной системы априорно очевидно для всех. Такой момент как неспортивное поведение также если не сойдет на нет, то серьёзно сократится как это случилось в том же теннисе. Проблема в том, что в футболе однозначным образом (читай электроникой) определимы разве что моменты типа пересек мяч линию ворот, вышел он в аут или нет, а если да, то от кого. Во всех остальных случаях - это момент на усмотрение арбитра. Ну нет пока возможности алгоритмизировать подобные задачи и отдать их на откуп электронике. Допустим игрок залез в офсайд. Пока что только человек может определить является ли этот оффсайд пассивным или нет, извлекает ли игрок пользу из нахождения в оффсайде. Тоже с игрой рукой. Пока только человек может определить что было - мяч нашёл руку, защита лица, игра рукой, умышленный фол. Также и с единоборствами - что было? игралось в мяч или сразу в игрока. Никто кроме человека пока не определит - тянет некий эпизод на фол полследней надежды или нет. Видео и человек это конечно здорово, но... В том же хоккее, где есть видео - видеосудья работает только по моментам связанным со взятием ворот во вратарской площадке. И только. Как сказал бы Винни-Пух, это всё неспроста. С третьей стороны, ничто не мешает начать использовать видео для исправления судейских косяков там, где их можно исправить пост-фактум. Например отменить неправильно показанные карточки или наградить ими за те эпизоды что судья во время матча проморгал. Этакая неотвратимость наказания. Возможно что и симулянтов поубавится.

11:46 21 сентября 2012

qwe13

Статья здравая. Весь спорт идет уверенно в будущее, а футбол остается в каменном веке. почти любой матч портят судейские недосмотры и просто неверные решения.

11:17 21 сентября 2012

ranranran

На самом деле главнай тормоз всех технический нововведений в футболе - это "грязное" время. Иначе просто бы остановили хронометр и судья может на бровке пересмотреть ключевой эпизод по монитору. Нынешние предложения типа вмонтировать чип в мяч аналогичны предложению на крестьянскую телегу навесить антикрыло. Для увелечения скоростных характеристик. Смешно? Смешно, но правда.

09:57 21 сентября 2012

koc

ха))) что за работа в Кишиневе?

09:39 21 сентября 2012

poligraf poligrafovich

blue-white Зря Вы так про Платини, он то здесь при чём. Они поплатились жестоко, за этот фокус....Большие игроки так делать не имеют право, потому что их потом помнит рядовая публика именно по этому поступку. Не голы, не игру, пусть и фантастическую, а вот именно это дерьмо. Причём хватает одного случая. Потом не отмоешся.....А Платини, он чист, он романтиком был когда играл, таким видно и остался став бюрократом.

09:29 21 сентября 2012