01:51 5 января 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

Как не стать изгоем в пустыне

Помощь на "Дакаре" может потребоваться даже экипажу самого большого и мощного грузовика. Фото "СЭ"
Помощь на "Дакаре" может потребоваться даже экипажу самого большого и мощного грузовика. Фото "СЭ"

"ДАКАР-2012"

Взаимовыручка - одна из главных ценностей "Дакара". Но если часто и грубо нарушать неписаные правила гонки, рано или поздно все 250 участников проедут мимо вашей застрявшей в песке машины - и бутылку воды не бросят. Кстати, а что это за правила?..

В большинстве существующих на свете видов автогонок правило "человек человеку волк" начинает работать сразу же после того, как стартовый светофор гасит красный огонь и зажигает зеленый. В "Формуле-1" и дрэг-рейсинге, DTM или ралли даже ваш товарищ по команде не остановится посреди заезда около вашей обездвиженной машины и не попытается узнать, что случилось. А остановится - выставит себя сущим дураком: сам время потеряет, а вас дисквалифицируют за постороннюю помощь (которая в большинстве соревнований запрещена).

Ралли-рейды в целом и "Дакар" в частности - исключение. Они проходят по малонаселенной труднопроходимой местности - и если бы спортсмены не помогали друг другу, пара участников самого первого, состоявшегося лет тридцать назад "Дакара" наверняка еще блуждали бы по Сахаре. Это не значит, что, увидев безнадежно сломанный автомобиль, надо непременно все бросить и до прибытия эвакуатора развлекать расстроенный экипаж анекдотами. Но не обращать внимания на остановившиеся машины и проскакивать мимо них на полном ходу - это уж точно не по-дакаровски.

"Алгоритм действий здесь такой, - рассказывает Алексей Кузьмич, штурман казахстанской команды "Астана" (ее КАМАЗ после третьего дня гонки лидировал в зачете грузовиков). - Если ты видишь стоящий на месте автомобиль и не видишь никого из экипажа, надо гуднуть два раза. Если никто так и не появился - начинаешь сбрасывать ход. Частенько в последний момент как из-под земли появляется штурман с табличкой ОК, сообщающей, что экипаж справится сам, что помощь не нужна. Тогда ты кричишь ему что-нибудь ласковое и снова давишь на газ до упора. Если никто так и не появляется - останавливаешься и идешь выяснять, в чем дело... Около остановившегося мотоциклиста, обычно останавливаешься, даже если видно, что и человек, и техника в порядке. Правилом хорошего тона считается отдать мотоциклисту бутылку воды"

Но с другой стороны, это все-таки автомобильные гонки, а не чемпионат добрых дел. Если ваш джип безнадежно сел на мосты - многие участники будут рады его "дернуть" и денег не попросят. Но им ведь тоже не улыбается, вытаскивая вас, безнадежно проиграть собственную гонку. Поэтому и сломавшиеся или застрявшие в соответствии с неписанным дакаровским кодексом должны думать не только о себе, но и об остальных участниках. К примеру, один из членов экипажа остановившейся машины всегда должен стоять так, чтобы его можно было разглядеть из едущих мимо автомобилей - чтобы их пилоты не тратили время на двойные гудки, если причиной остановки стала всего лишь зачесавшаяся спина.

"Если ваш автомобиль застрял и вы просите помощи у других участников, есть четкая и удобная для всех процедура, - продолжает Кузьмич. - Пилот должен сидеть на своем месте в полной боевой готовности. Штурман должен закрепить трос, встать рядом с машиной и, увидев вдалеке машину, поднять обе руки вверх. При этом развернутой ладонью одной руки он привлекает внимание, а в другой руке держит конец троса, как бы говоря: "мужики, меня нужно дернуть, и у меня все к этому готово". Неопытные дакаровцы, бывает, сначала останавливают грузовик, чуть ли не под колеса бросаясь - и только после этого начинают искать трос в багажнике. Таким тоже помогают - но запоминают, и в следующий раз могут невзначай объехать стороной..."

Еще одна возможность легко отличить настоящего дакаровца от новичка или отпетого эгоиста - обгоны. Сдерживать более быструю машину и препятствовать обгону запрещено официально: вплоть до того, что автомобили укомплектованы устройствами, позволяющими подавать сигналы "иду на обгон" и "пропускаю". Причем время подачи сигналов сохраняется в памяти - его можно использовать как доказательство, если есть желание после финиша нажаловаться организаторам на особо неуступчивого соперника (который вполне может получить за это денежный или временной штраф).

Но даже пропускать на "Дакаре" нужно с умом - учитывая направление ветра. Если ветер дует справа, медленная машина должна сместиться левее - чтобы более быстрый автомобиль не попал в поднятое ей облако пыли. Иначе обгон может закончиться печально: кстати, Владимир Чагин попал в свою самую известную аварию в похожей ситуации. Обогнав, более быстрая машина совершает ответную любезность: сама смещается на ту сторону дороги, двигаясь по которой не будет пылить в лицо отстающему..

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ