31 марта 2010, 03:31

До первых соревнований - меньше года

СОЧИ-2014

За четыре года до открытия ХХII Олимпийских зимних игр строительные работы на главном южном курорте страны не прекращаются ни днем ни ночью.

Я глазам своим не поверил, когда мини-вэн госкорпорации "Олимпстрой", взобравшись под острым углом на бетонный пандус, остановился где-то на уровне второго яруса Большой ледовой арены. В сентябре прошлого года, когда ваш корреспондент оказался в Олимпийском парке впервые после начала его обустройства, видел первые сваи будущего главного хоккейного стадиона Игр-2014. Через два месяца, когда побывал здесь же с группой зарубежных коллег, уже четко мог обозреть его контуры. И вот еще четыре месяца спустя взобрался на один из ярусов 12-тысячного стадиона. Согласитесь, темпы строительства не просто быстрые, а сверхскоростные. Под стать экспрессам, которые будут курсировать между приморским и горным кластерами по новой совмещенной авто- и железной дороге.

На строительстве этой магистрали также довелось побывать в третий раз. И было интересно, насколько же продвинулись проходчики тоннелей в горную кручу на первом из шести (правильнее, наверное, из 12, потому что автомобильные и железнодорожные тоннели прокладываются по отдельности плюс резервные штольни - их тоже шесть) тоннелей. Напомню, что в сентябре в железнодорожном отсеке первого из них были прорублены 220 метров породы, в ноябре уже 450, а в середине прошлой недели строители отмерили 790 метров от южного входа и еще 200 с северной стороны. Всего же протяженность ближайшего к Олимпийскому парку тоннеля составит 2,5 км, а самый крутой среди всех, третий, окажется и самым длинным - более 4 км.

Я напомнил только о двух из 203 объектов, которые сооружаются по объявленной программе. Интересно, что только 30 из них связаны непосредственно с проведением спортивных соревнований. Остальные 173 являются объектами инженерной и туристической инфраструктуры и предназначены для развития Сочи как горноклиматического курорта.

А путь наш лежал в горы, к одному из основных олимпийских объектов, первая очередь которого будет введена в строй уже через полгода - в ноябре 2010 года. Первые официальные тестовые соревнования состоятся здесь в феврале 2011-го. Речь о горнолыжном центре "Роза Хутор", где пройдут соревнования по альпийским дисциплинам, фристайлу и сноуборду. Там же будет построена горная Олимпийская деревня. На протяжении двух последних лет на нижней базе "Мзымта" этого курорта мне доводилось бывать, наверное, с десяток раз, не меньше. Но в каждый новый приезд отмечал какие-то заметные и существенные изменения, которые приближали день открытия главного горнолыжного центра Красной Поляны.

На сей раз на правом берегу быстроводной Мзымты встали бетонные остовы комплекса гостиниц.

- Здания нашего гостиничного комплекса будут, наверное, самыми высокими на Красной Поляне, - дает пояснения Александр Белокобыльский, исполнительный директор филиала компании "Роза Хутор". - Вместе с тем они построены с таким расчетом, чтобы выдерживать землетрясения силой до 9 баллов. В комплекс будут входить гостиницы для любых категорий любителей спорта. Первые примут посетителей уже в феврале будущего года, когда у нас пройдут этапы Кубка Европы, а к концу будущего года для проживания будут готовы все гостиницы.

- А как обстоят дела на самой горе?

- В данный момент эксперты Международной федерации лыжного спорта (FIS) проводят разметку трасс для будущих соревнований по скоростному спуску. Это свидетельствует, что непосредственно дистанции уже готовы. Однако работы еще невпроворот. Главная задача нашей компании - полностью завершить систему снежения: мы должны проложить трубопроводы от уже подготовленных искусственных водоемов до верхней базы на высоте 2045 метров, где состоится старт мужского скоростного спуска. Это одна из трех составляющих, необходимых для успешного проведения олимпийских соревнований. Вторая задача стоит перед Федеральной сетевой компанией, которая должна подвести к горе линию электропередач. Ведь мы пока проводим все горные работы по старинке, при помощи дизель-генераторов. Для полного же обеспечения электроэнергией системы снежения необходимо как минимум 10 мегаватт - это позволит насосам поддерживать давление в трубах до 60 атмосфер. Всего же для нормального функционирования комплекса понадобится не менее 15 мегаватт. Для сравнения скажу, что сейчас поселок Красная Поляна со всеми объектами потребляет 6 мегаватт электроэнергии. Ну, а третью задачу - строительство дороги к зоне финиша и Олимпийской деревне - должна решить компания "Олимпстрой", - обозначил Белокобыльский главные направления работы до февраля 2011 года.

Мне в очередной раз посчастливилось подняться на вертолете на место будущего старта мужского скоростного спуска, а потом, вначале на гондолах, а затем на ратраках добраться до промежуточных и пересадочных станций. В некоторых местах уже были расставлены синие флажки - разметка экспертов FIS. Значит, меньше чем через год именно здесь пройдет трасса скоростного спуска.

Лев РОССОШИК

Сочи - Красная Поляна - Москва

Из архитекторов - в дизайнеры

Два года назад во время нашего первого разговора я спросил Бернара Рюсси, как его лучше представить, и он сам придумал себе "должность" - архитектор горы. На сей раз Рюсси представился иначе: Bernhard Russi, course designer. И нашу короткую беседу я начал с вопроса, чем вызвана эта метаморфоза - из архитекторов в дизайнеры.

- Все очень просто, - объяснил Рюсси. - Ведь каждый новый дом вначале проектирует архитектор, а когда он построен, внутренний лоск наводит дизайнер. Когда четыре года назад я впервые приехал на Красную Поляну и посмотрел эти уникальные Кавказские горы, понял сразу, что здесь действительно есть возможность соорудить прекрасный горнолыжный стадион. Начал его проектировать, потом улучшал задуманное, наконец, добился желаемого результата. А сегодня, когда трассы уже существуют, требуется их шлифовка, доведение до совершенства, и я автоматически из архитектора превратился в дизайнера.

- Ну и каковы ваши успехи на этом поприще?

- Я бы разделил свою работу на три части. Первая - это планирование и проектирование будущих трасс. С этим все в порядке, данный этап уже в прошлом. Вторая часть - это сооружение трасс, как таковых, их шлифовка и разметка. То есть то, чем мы сейчас занимаемся. Наконец, третий этап - опробование дистанции спортсменами и сами соревнования. Мне приятно, что моим коллегам из FIS все понравилось. Они смогли прочувствовать мою и работников базы "Роза Хутор" философию, согласиться с нашим подходом к решению сложных вопросов. И если бы не проблемы со снегом в некоторых местах, то при определенной доводке - обеспечении системы снежения и установке заградительных сеток безопасности - соревнования здесь уже можно было бы проводить.

- Но на это ведь еще нет разрешающего документа!

- Омологация трасс - чистая формальность. Приезжает руководитель соответствующего комитета FIS, осматривает все и выдает необходимый сертификат.

- И когда это может произойти?

- Скорее всего, осенью, может быть, в сентябре.

- Претензий по экологическим нормам с их стороны или со стороны соответствующих организаций быть не может?

- О чем вы говорите! Мы стремились подстроиться под естественный ландшафт, почти не использовали строительные машины, не производили каких-то сложных земляных работ. Мы старались не вырубать деревья вообще, а использовали просеки, оставшиеся после спуска лавин. Если же все-таки кое-какие деревья приходилось убирать, мы готовили серьезные обоснования для такого шага.

- Какие еще проблемы, кроме уже названных, волнуют вас сейчас?

- Самая серьезная из них - подготовка персонала для обслуживания всего горнолыжного центра. Это очень большое и многоплановое хозяйство. А в России и в Советском Союзе никогда не проводились соревнования даже уровня Кубка Европы, не говоря уже о Кубке мира. К тому же имейте в виду, что "Роза Хутор" - совершенно новый горнолыжный центр. Так что важнейшая задача на все оставшиеся до олимпийских стартов четыре года - подготовка специалистов для обслуживания как самого горнолыжного курорта, так и соревнований, которые будут здесь проводиться.

Лев РОССОШИК

Реклама
Прогнозы на спорт
Канал Спорт-Экспресс на YouTube
Новости