10:15 18 января 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

"Дакар": "КАМАЗ-мастер" вернулся в Россию и почти все объяснил

Семен ЯКУБОВ как руководитель традиционно "держит ответ" за всю команду. Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ". Фото "СЭ" Семен ЯКУБОВ как руководитель традиционно "держит ответ" за всю команду. Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
Семен ЯКУБОВ как руководитель традиционно "держит ответ" за всю команду. Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
6

"ДАКАР"

Почему не написали протест на Де Роя? За что все-таки сняли с гонки Николаева? В чем причина выхода из строя сразу двух моторов? Такого количества вопросов к вернувшейся с "Дакара" камазовской команде еще не было...

Три последних года вопросов к коллективу "КАМАЗ-мастер" и быть не могло: возвращающимся с победой положены, скорее, поздравления и аплодисменты. Особенно если четыре выставленных на гонку грузовика финишировали на первых четырех местах, как было год назад. Сегодня - ситуация другая. Самый быстрый из "КАМАЗов" занял третье место, причем выступал он под флагом казахстанской команды "Астана". Одному экипажу помешала финишировать поломка мотора, еще один - снят с гонки судьями. В новостных лентах из-за информации о неисправностях, ошибках, пробитых колесах сложно разглядеть новости о нескольких выигранных за рулем "КАМАЗов" спецучастках. Но руководитель команды Семен Якубов смело называет эти результаты "замечательными":

- Три машины в пятерке лучших - это замечательный результат. Когда мы выезжали на гонку, о таком могли только мечтать, - поделился Якубов с журналистами на пресс-конференции в московском аэропорту Домодедово. - Мы не ставили перед собой задачи выиграть, так как прекрасно понимали, насколько невелики наши шансы на победу.

Причина известна и уже не раз озвучена: в этом году Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, многократных победителей "Дакара", сменили молодые спортсмены. На счету Эдуарда Николаева, к примеру, до этого был один-единственный "Дакар" в роли пилота, а Айрат Мардеев и Андрей Каргинов и вовсе впервые стартовали в легендарной гонке за рулем грузовиков.

- У этих парней есть многое из того, что необходимо победителям, - рассказал Якубов в ответ на вопрос о сильных и слабых сторонах, продемонстрированных молодыми пилотами по ходу гонки. - Это стремление к хорошему результату, бойцовские качества, знание автомобиля и умение им управлять. Но дефицит опыта ничем не компенсируешь - и для "Дакара" это особенно актуально. Здесь очень часто меняющаяся обстановка требует быстрой смены и темпа, и даже манеры управления автомобилем.

- Особенно тяжело там, где много камней, - поясняет Айрат Мардеев. - В отличие от Африки в Южной Америке их очень много, даже на песчаных допах они торчат из песка. Тонкость в том, что по камням вполне можно ехать быстро. Но для этого надо точно знать, на какой можно наехать колесом, какой - пропустить между колес, а какой надо объехать, даже если скорость придется сбросить до минимума. И вот это знание приходит только с опытом.

Айрат, к сожалению, продержался в гонке не очень долго - подвел мотор. Два "умерших" за гонку двигателя (второй - на машине Эдуарда Николаева) озадачили. А как же запущенный в прошлом году моторный стенд и приход Владимира Губы, бывшего главного конструктора "АвтоВАЗа" - о нем Якубов отдельно упомянул на предстартовой пресс-конференции? И ведь руководитель "КАМАЗ-мастер" не раз подчеркивал, что мощности двигателям хватает, и главная цель, поставленная перед инженерами, - повысить надежность силовых агрегатов. Ответ прост:

- Моторы для нас собирает Тутаевский моторный завод, - говорит Якубов. - Из четырех двигателей для "Дакара" два мы, получив с завода, разобрали и дополнительно подготовили у себя. Эти моторы прошли гонку безукоризненно. А два мы только испытали на нашем стенде, а разбирать их не стали за недостатком времени. Но все-таки установили их на машины, считая, что все будет хорошо. И, как видите, ошиблись...

Выход из строя мотора на машине Эдуарда Николаева был не самым обидным. Ведь к тому моменту судьи уже сняли экипаж с гонки за "неспортивное поведение". В подробности этой истории Якубов вдаваться не стал, ограничившись общими фразами:

- Надо признать, что мы совершили ошибку. Но наказание за нее было слишком жестким, и все это признали. Все-таки лидеров и боятся сильнее всех, и наказывают обычно без пощады. В целом же здесь имела место целая серия действий, часть из которых совершили мы, а часть - другие люди, которые хотели сделать нам доброе дело, а вместо этого оказали медвежью услугу. Скажем так, имела место совокупность неправильных действий различных структур гонки.

Отдельный вопрос - о том, почему так и не был подан официальный протест на победителя гонки, голландца Де Роя. Информация о несоответствии его машины техническому регламенту циркулировала все две недели гонки, и "КАМАЗ-мастер" не стеснялся сообщать об этом через пресс-релизы. Но в итоге "незаконному" грузовику дали стартовать, выйти в лидеры и первым финишировать в столице Перу:

- У нас в грузовиках такая ситуация много лет назад уже была, - рассказывает Якубов. - Пытались писать протесты - в том числе и мы, и это все только перессорило участников между собой. У нас остался после этой истории негативный осадок, который долго не проходил. Но потом в течение нескольких лет мне и руководителям других команд (в том числе и самому Де Рою) удалось объединиться, как-то договориться и создать какую-то видимость регламента.

- Регламент FIA по факту никто не соблюдает - и его сложно соблюдать ввиду постоянно меняющейся ситуации в гонках, поэтому мы пришли к устраивающему всех внутреннему регламенту ASO (компания ASO - организатор "Дакара". - Прим. "СЭ"). Сложившиеся с нашими соперниками отношения не располагают к подаче протестов и аналогичным "бюрократическим" действиям. На коллег писать протесты не принято. А мы не просто коллеги, до старта и после финиша гонки мы - друзья. Но во время гонки прийти в стан соперника и сказать: "Ты не прав" - это можно и нужно сделать. Эти моменты надо обсуждать внутри, между самими участниками, чтобы постепенно от таких прецедентов уходить.

- Важен еще один момент. Де Рой в любом случае был потенциальным победителем, он был подготовлен лучше всех. Наши ребята могли бы не так сильно отстать от него, но ехать так же быстро они пока не могут. Поэтому мы искренне рады за Жерара, он долго шел к этой победе и заслужил ее. Мы его от всей души поздравили - и тут же начали искать пути, как обыграть его в следующем году.

Кирилл КАЧНОВ


6
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (6)

СЕРЖ76

komcom 23:10 | 19 Января 2012 Зря вы так, при всей ужастности и устарелости машин автоваза, двигатели там разработаны хорошие, по крайней мере из бюджетного класса. А вот с тутаевского завода спецы все поуходили, вот и прошляпили моторы. Полностью согласен! Первые машины были Вазовские-сначала 2109 потом 2110, затем 2112! И никаких проблем с мотором вообще не возникало!

11:25 20 января 2012

komcom

Зря вы так, при всей ужастности и устарелости машин автоваза, двигатели там разработаны хорошие, по крайней мере из бюджетного класса. А вот с тутаевского завода спецы все поуходили, вот и прошляпили моторы.

23:10 19 января 2012

Ilya-OZ

Да ладно гнать-то, инженеры х... фиговы.

22:12 19 января 2012

KuziakaPm

Два "умерших" за гонку двигателя (второй - на машине Эдуарда Николаева) озадачили. А как же запущенный в прошлом году моторный стенд и приход Владимира Губы, бывшего главного конструктора "АвтоВАЗа"? Думаю связать эти два события очень просто :)

19:34 19 января 2012

Арк Ан

Денис Хведченя Тонко ты подметил. Автовазовского моториста нужно было ДеРою отправить. ))

18:47 19 января 2012

Денис Хведченя

нашли откуда моториста взять, с Автоваза.... "было мало времени".....ребят, у вас год почти чтоб к гонке подготовиться, там не то что камаз по винтику и мотор разобрать можно....

17:51 19 января 2012