16:45 15 октября 2015 | Футбол — "У своих ворот"

Памятник Черенкову: а вам нравится?

Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Памятник Федору Черенкову и фотография 1983 года, по которой он сделан. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"/Анатолий БОЧИНИН
Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

В понедельник на "Открытие Арене" был представлен памятник Федору Черенкову. Он вызвал неоднозначную реакцию общественности. "СЭ" предоставляет слово автору скульптуры и двум обозревателям, чьи мнения разошлись.

ЗАКАЗ НА ЧЕРЕНКОВА

Игорь РАБИНЕР

Никогда не думал, что можно так волноваться перед мгновением, когда с нового памятника сдернут покрывало. С десятиминутным опозданием всеми правдами и неправдами прорываюсь к Южной трибуне "Открытия Арены", обнаруживаю, что церемония открытия памятника Федору Черенкову еще не началась, – сначала выдыхаю с облегчением, а потом нервничаю с удвоенной силой.

Ловлю себя на этом ощущении и задумываюсь – почему? Ответ из одного слова. Любовь. Та самая любовь к кумиру детства и скромнейшему из людей, которая заставляет меня считать Черенкова лучшим футболистом всех времен и народов. Не претендуя ни на какую объективность, которой, если тебе не все равно, вообще не бывает. И, более того, с негодованием отбрасывая ее в сторону...

Покрывало еще на памятнике, волнение внутри бушует яростнее, чем перед любым матчем. И тут коллега знакомит меня с весьма эпатажно – в черную шубу и синие кроссовки – одетым человеком. Внешний контраст со всеми остальными пришедшими огромен.

Человек оказывается Филиппом Рукавишниковым, модным скульптором и сыном скульптора, а главное – автором памятника Черенкову. Грешно не воспользоваться случаем и не поговорить с творцом, правда?

Разговор длится около пяти минут. И с каждой его секундой я прихожу во все больший ужас. С каждой новой фразой все сильнее хочу оборвать диалог на полуслове – но профессиональный инстинкт перевешивает.

"Футболист – значит, футболист. Оригинальным все равно не будешь"... "Это же официальная деятельность, поэтому всегда делаешь то, что хочет заказчик"... "Простора для творческого самоутверждения нет"... "Скульптур футболистов по миру тысячи. Мяч, кеды"... "Мы обычно быстро все делаем"... "Делали этакого победителя. Все-таки воин, некий идол"... "Игру Черенкова не видел. В футболе ничего особо не понимаю"... "Нужно было создать оптимистичный образ. Тем более памятник располагается около стадиона"... "Говорить о том, как любители футбола смотрят на искусство – только обижать их"...

И, как последний гвоздь, – о братьях Старостиных, которых лепил тоже он: "ГУЛАГ, то да се"...

Памятник Федору Черенкову у
Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

За пять минут я с содроганием понял, что автор памятника Черенкову ничего о Черенкове не знает. Хуже того – и не хочет знать. И с какой-то даже, как показалось, гордостью, парадоксальной и необъяснимой, это подчеркивает.

Важно то, что это говорилось под диктофон. В ином случае все сказанное можно было бы расценить как доверительный, немного даже интимный рассказ художника, не предназначенный для выноса на публику. Что, правда, было бы странно, учитывая, что мы только что познакомились и я представился журналистом. Но диктофон был, и рассказ этот для публикации и предназначался.

Спасибо Рукавишникову-младшему, конечно, за честность – мог ведь и навести тень на плетень. Но, наверное, ему было невдомек, что есть на свете миллионы людей, которые относятся к этому чудовищно рано, в 55 лет, ушедшему от нас волшебнику совершенно иначе. Не как к "официальной деятельности", а с точностью до наоборот. И если тебе доверяют изваять его памятник, то это – огромная ответственность перед чувствами этих людей. И такое подчеркнутое безразличие не может их не покоробить.

После этого я уже был готов ко всему. И, когда Сергей Родионов, гендиректор "Спартака" и ближайший друг Черенкова, снял покрывало, в первую секунду выдохнул с некоторым облегчением. Не потому, что был в таком восторге от памятника. А потому, что эта беседа заставляла меня ожидать худшего.

Уже потом я узнал, что ситуацию отчасти спасли четыре приезда родственников и друзей Черенкова, всякий раз довольно сильно корректировавших детали. И что первый вариант был отбракован ими единогласно.

В итоговом варианте черты лица Черенкова вполне узнаваемы. Со знаменитой фотографии в журнале "Огонек" калька сделана добротно. Но эта выпяченная, как у Криштиану Роналду, грудь (ах да, он же "этакий победитель", "воин, некий идол" – трудно подобрать менее подходящие для него характеристики)... Это отсутствие щемящей Фединой грустинки во взгляде... Эти длинные мускулистые ноги, которые не имеют с настоящим Черенковым ничего общего...

Какими бы правильно воспроизведенными ни были черты лица, в них не передать душу. А как ее передашь, не зная о человеке ничего? Как почувствуешь, если "памятников футболистам по миру тысячи. Мяч, кеды"? Рукавишников лепил абстрактного футболиста (один из знакомых знатоков искусства увидел в нем даже больше сходства с "Давидом" Микеланджело). Для пущей убедительности – с гладиаторскими мотивами.

А надо было – Черенкова.

Памятник Федору Черенкову у
Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Нет, "Спартак" сделал великое дело, увековечив память Федора. Перед матчами люди будут ему поклоняться, класть цветы, а дети – спрашивать отцов, кем был этот кудрявый дядя. Это, в конце концов, – главное.

Вот только жизнь в нашем перевернутом с ног на голову современном мире такова, что в погоне за броским именем – тем, что есть у Рукавишникова – забывается суть. Мода оказывается важнее любви. Сиюминутное кладет на лопатки вечное.

А эта надменность, высокомерие к футболу и его поклонникам? "Говорить о том, как любители футбола смотрят на искусство, – только обижать их". Это кого же обижать? Марка Розовского, произнесшего у подножия памятника блистательный монолог о Черенкове? Олега Табакова, Родиона Щедрина, Дениса Мацуева, Михаила Ефремова, Леонида Куравлева, Александра Розенбаума, Сергея Мигицко, Артура Смольянинова – и далее по списку?

...Скажу честно: долго сомневался, прежде чем написать эту колонку. Уж слишком щепетильна тема, уж больно велика опасность кого-то ненароком обидеть и задеть. И если бы не было этого интервью – наверняка промолчал бы. Потому что памятник как таковой, впечатление от него – вещь сугубо субъективная и вкусовая.

Да даже и после интервью легче было поаплодировать самому грандиозному факту его открытия – а об остальном забыть. Вернее, заставить себя забыть.

Но это значило бы – предать СВОЕГО Черенкова.

Не тех или иных деталей в памятнике я не смог вынести, все-таки решившись об этом написать. А равнодушия художника к человеку, который влюбил меня в футбол.

Нет, никто не требовал полюбить футбол 41-летнего (то есть по возрасту имевшего все шансы видеть Федора в игре и по крайней мере слышать о нем) скульптора. Это невозможно ни за какой гонорар. Но то, что у творческого человека даже не возникло желания побольше узнать о своем герое, увлечься им, влюбиться в него хоть на те три месяца, что продолжалась работа, – выше моего понимания. На мой вкус, каждая, даже самая крохотная тема, которой занимается творец, должна на это время становиться для него главной в мире.

Не говоря уже о целой планете, какой был Федя.

Рукавишников же просто механически выполнял заказ. Заказ на Черенкова.

Памятник Федору Черенкову у
Памятник Федору Черенкову у "Открытие Арены". Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

ЗАЧЕМ МАЛЬЧИШКАМ ГРУСТНЫЙ ФЕДОР?

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

В мире не так много памятников, которые нравились бы абсолютно всем. Из тех, что приходят в голову, большинство, скорее, скульптуры: Родина-мать, Статуя Свободы, Христос-искупитель. А когда речь заходит о личностях исторических, особенно из живших недавно, начинаются разногласия. Установка таких монументов – дело, которое всегда вызывает в обществе споры. На вкус и цвет товарищей нет, и, тем не менее, люди воинственно отстаивают свою позицию по тому или иному художественному вопросу.

Вы знаете в Москве хоть один бесспорный памятник, кроме монумента Минину и Пожарскому?

Юрий Долгорукий? Ничего подобного. Эту скульптуру, ставшую за полвека открыточной, в свое время полоскали все кому не лень – и потому что "идейно чуждый", и из-за "тяги к украшательству", а писатель Александр Солженицын и вовсе связал памятник с мятежом заключенных в Казахстане, при подавлении которого погибло около 700 человек.

В разные годы ругали "гранитную кучу" Карла Маркса на Театральной площади, "карикатурного" и "безликого" Гоголя на одноименном бульваре, даже безупречный памятник Пушкину омрачила история с его переносом на новое место.

Много критических стрел прилетело в скульптуру маршала Жукова, открытую в 1995 году на Манежной площади. Мол, неживой какой-то, деревянный. Кстати, одним из тех, кто нелицеприятно отозвался о работе, был Александр Рукавишников, отец автора памятника Черенкову.

И чем моложе произведение, тем строже общество. Народ в пух и прах разгромил исполинскую статую Петру на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала – 98-метровое изваяние регулярно входит в многочисленные антирейтинги. Своя порция досталась бронзовому Столыпину у Белого дома. Целый скандал не так давно разгорелся вокруг еще не установленного памятника князю Владимиру.

Мог ли Черенков – личность удивительная, сложная и многогранная – получить памятник, который устроил бы всех? Конечно, нет. Это не удалось Пушкину с Гоголем и Марксу со Столыпиным. Так что Федор Федорович попадает в интересную компанию.

Одно, как мне кажется, бесспорно – сам факт установки памятника Черенкову заслуживает исключительно положительных оценок. А то, что бронзовый Федор – слишком оптимистичен и чрезмерно мускулист, так что ж с того? Отечественному спорту нужны положительные мифы. Вряд ли маленькому мальчику, впервые пришедшему на стадион, можно доступно рассказать о сложной и неоднозначной судьбе великого футболиста. Ему нужен герой и идол – как бы кто ни относился к этим словам. Вырастет, сам обо всем узнает.

результаты опроса
6097 чел.
Нравится ли вам памятник Черенкову в Тушине?
Да
28.4%
Нет
71.6%
156
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (156)

SergioCSKA

Уверен в России есть сотни менее известных, но не менее талантливых скульпторов, которые видели и любили Черенкова и которые готовы изваять его скульптуру "от души", так почему бы не дать им шанс? Неужели среди болельщиков Спартака не нашлось ни одного известного талантливого скульптора, что бы поручить эту работу ему?

00:36 17 октября 2015

Таисия Кудесница

Тока щас разглядела - ромбик-то не в сердце, и сердце не ромбиком ))) бесплатный цырк, че !!!

18:22 16 октября 2015

RW.irk

А кто-нибудь в курсе, что это самый Филя Р. это тот самый белобрысый пацан из Мэри Поппинс?)))))))))))

13:58 16 октября 2015

TURS

кто принял такую работу? вот в чем вопрос...снесите не позорьтесь!

13:45 16 октября 2015

keyne

У пол-страны такая фотография висела на стене. Так что мячи должны быть обязательно. А по внешнему сходству, Федор у каждого свой. А вы посмотрите на это глазами следующих поколений болельщиков, памятник ведь для них - так вот он какой человек, делавший невозможное, про которого нам столько рассказывали

12:58 16 октября 2015

= Даль =

нравится- не нравится уже не имеет значения. придеться смириться

12:48 16 октября 2015

Пьер

Мячи похожи, а так муйня а не памятник.

12:10 16 октября 2015

АВВ

Вот стадион да тут у болел Спартака порядок... Стадик понравился. А вот памятник уберите можете Руди Феллеру подарить на него больше похож...

10:26 16 октября 2015

АВВ

Прочитал интервью со скульптором, три месяца ваял, в футболе не разбирается, Черенкова не видел... Кто нанял такого бездаря...

10:23 16 октября 2015

АВВ

Видел памятник, просто в шоке автор полный бездарь, поверьте мне он вообще на Черенкова не похож, я бы согласился с большинством людей идея насчет памятника хорошая, исполнение руки оторвать автору, не знаю с какой фотографии он лепил, но на Черенкова вообще не похож. Надо переделать поручить другому скульптору!!!

10:16 16 октября 2015

Valdemarson

Насчёт ромбика справа на груди - посмотрите фотки тех лет, их много в интернете, действительно, справа. Удивляют люди, которые "сидят" в интернете и ляпают, что попало, а потратить минуту для уточнения вопроса образование не позволяет...

10:00 16 октября 2015

Inkvizitor2013-9

ЛИБ : "Дорогая Индира Ганди... х-м. Дорогая Индира Ганди... х-м....." ААГ : " Товарищ ЛИБ, Это Фидель Кастро!" ЛИБ : " Да я вижу что Кастро, но написано Индира Ганди!"

08:50 16 октября 2015

makcyd

халтура она такая халтура

08:40 16 октября 2015

Адекватный Зритель_

"На тебе кисти, на тебе краски. Тогда сам подбирай колер, и сам крась!"©

08:06 16 октября 2015

Inkvizitor2013-9

Коммунист поддерживаю здесь Зеленова суть памятника не в том что сделать кого-то похожим, а в увековечивании для потомков.////// Ну да.. нуда. Чет вспомнил Бендера, когда он рисовал сеятеля.

07:52 16 октября 2015

SportXpressNick

Удивляют мнения типа «спасибо, что хоть так». Да лучше уж никак чем так. Это все равно как Цоя изваять пучеглазым, Высоцкого - горбатым, Ленина - волосатым, Петра 1 - бородатым и т.д. и т.п. Смех да и только. С такими памятниками будет не память, а запамятование.

07:25 16 октября 2015

Inkvizitor2013-9

И эсчё! У спартачей ромбик где угодно и на задницу лепят, только не около сердца.)

07:05 16 октября 2015

Inkvizitor2013-9

Судя по фоткам на открытии море людей....

07:02 16 октября 2015

Коммунист

поддерживаю здесь Зеленова суть памятника не в том что сделать кого-то похожим, а в увековечивании для потомков.

06:13 16 октября 2015

Ivan Jackson

Таисия Кудесница В Дании есть писяющий мальчик.______ ваащето он в бельгии но для чувака с отсутствием мозга что дания что бельгия одно и тоже

05:44 16 октября 2015

SS-1525-Sergey

Таисия Кудесница ... 04:34 ++++ Выпейте лучше яду, Вам точно поможет. Видно в детстве часто дразнились и язык показывали, выросли кончик язычка раздвоился, но в голове пусто так и осталось и из клыков яд не сочится. Серпенталогия много потеряла, могли бы принести пользу обществу.))

05:08 16 октября 2015

SS-1525-Sergey

sharotyk ... 02:15 Как у нас умеют от имени "многих культурных высокообразованных петербуржцев" говорить. У демократов-либералов 90-ых научились? От коммунистов на вряд ли, те всё больше от имени всего прогрессивного человечества вещали. Хотя и те и другие пошли по пути вандалов - сносе памятников, предыдущей эпохи. Тоже видел его в детстве, но хоть что-то читал, что он был крупным мужчиной, как сказали бы в те времена детства - культуристом, сейчас проще - качком, а в позапрошлом веке мужиком. Хотя конечно нарочито авторы, это в памятнике подчеркнули. Во дворе Мраморного дворца Александру III и правда тесно, пусть вернут броневичок. Историческое место занято другим памятником и сносить один ради другого, не стоит. Здесь же нужно тогда и церковь Знаменскую восстановить и площадь переименовать, но лучше всё оставить, как есть на ней, не нужно воевать с памятниками эпох. Мало что ли в Питере площадей, где ему нашлось бы место, и ещё обязательно и постамент восстановить со стихом Бедного "Пугало". Чем-то данный поэт напоминает персонажа Булгакова - Бездомного. Помнится, был на торжественном открытии другого произведения, времён Собчака и его друга Шемякина, когда пелена с памятника упала и предстало это. Был поражён наповал, про себя подумал, что пребывание скульптора в сумасшедшем доме не прошло бесследно, глядя на это. Как впрочем и для всей "творческой богемы" у кого есть и были отклонения в восприятии мира. Такие произведения нужно нужно показывать с ограничениями 30+.)) Хотя иностранцы так нас видят, а уж гражданину США Шемякину, сам Бог велел. У них все русские изображаются чуть симпатичнее обезьяны, но не должен быть симпатичнее дикаря и варвара. Тут несколько лет назад крутили фильм о советской космонавтике, снятый американцами и помню, каким невзрачным показан Гагрин, а ведь своей знаменитой улыбкой он покорил весь мир. И вот глядя на этого персонажа, видел памятник Петру I, а точнее памятник "лихих девяностых" и этим мелким персонажам-демократам тех времён. Как-будто хотели установить памятник себе и увековечить свои лики.

04:12 16 октября 2015

sharotyk

Произведение искусства. Нельзя подходить с оценками шаблонно. Приведу пример. В С.-Петербурге у Мраморного дворца, практически спрятанный от глаз публики, стоит памятник Александру 3-му работы Трубецкого. Помню своё первое детское впечатление, он тогда в дворике Русского музея находился,- УЖАС! Один из мягких отзывов современников скульптора "Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка". А сейчас считаю, что он должен стоять на историческом месте на площади Восстания напротив Московского вокзала! История, понимаешь... Да и есть что-то в нём. Многие культурные высокообразованные петербуржцы считают также, пока правда это предложение в ЗАКСе не прошло.Вообщем поддержу Зеленова. Нельзя рубить с плеча. Время должно пройти.

02:15 16 октября 2015

Thomas_Boy

elias888 ____ Вот заказал я портрет. Мартины, понимаешь, Хингис. В знак уважения и любви хочу дома повесить. Приносит мне художник портрет, открываю - Господи Боже - там же Тина Канделаки! Но... В принципе же, нет никакой разницы. Это же не помешает мне любить и уважать Хингис. Повешу Канделаки. Так? Или заставлю художника переделать? В данной ситуации памятник скорее всего не снесут и новый не поставят. Хотя стоило бы. Но может, хоть дойдет до кого-то, что реакция людей негативная. И если уж задумал сделать хорошее, достойное дело, сделать его надо хорошо и достойно. А "неким символом" и данью памяти может служить, как правильно написали ниже, и бетонная плита с надписью "Федя".

00:00 16 октября 2015

Генри Морган

2elias888 Thomas_Boy_____Спор на пустом месте. Или, благодаря реакции болельщиков, памятник снесут, а новый закажут у нормального скульптора? Так ведь и этот "шедевр" многим нравится. А ведь, если вдуматься, обязательно, чтобы копия точно повторяла оригинал? Или это просто дань памяти и некий символ? Кто вспомнит авторов большинства московских памятников или их "соответствие" оригиналу?? Я уж про Долгорукого молчу... Вот и получается буря в стакане воды. Сколько людей, столько и мнений, а памятник уже стоит и, по-моему, это здорово. _______________________________________________________________________________ Вы - дурак? Или прикидываетесь? Ведь очевидный бред несёте. Кому нужна работа, от которой нет никакого толка? Вы сами-то готовы платить за всякую хрень? Или, если деньги использовались чужие, а то и бюджетные, ну и ладно? Как сделали, так и сделали. Подумаешь. Это же не моё. Это- общественное. Правда?

23:58 15 октября 2015

Генри Морган

2elias888 А больше всех "умиляет" Спорт-Экспресс. Вот и очередной информационный повод подоспел - пора разводить бурные дебаты на пустом месте. А почему бы не поставить вопрос по-другому: хорошо, что памятник Федору вообще установили или плохо? Или так: где должен был бы стоять памятник - в Тушино или в Лужниках, где, собственно, и блистал Черенков. И такую муть можно хоть каждый день придумывать, подключить "экспертов" и "спортивных журналистов". Памятник уже поставили, сносить его и ставить новый никто не собирается, спасибо, что кто-то хоть так увековечил память великого футболиста. _______________________________________________________________________________________________ А работу сантехника тяп-ляп тоже будете воспринимать, как должное? Ну, а что,? Сделал хоть как-то. Пусть криво, но ведь сделал! И на том спасибо?)))

23:54 15 октября 2015

elias888

Thomas_Boy_____Спор на пустом месте. Или, благодаря реакции болельщиков, памятник снесут, а новый закажут у нормального скульптора? Так ведь и этот "шедевр" многим нравится. А ведь, если вдуматься, обязательно, чтобы копия точно повторяла оригинал? Или это просто дань памяти и некий символ? Кто вспомнит авторов большинства московских памятников или их "соответствие" оригиналу?? Я уж про Долгорукого молчу... Вот и получается буря в стакане воды. Сколько людей, столько и мнений, а памятник уже стоит и, по-моему, это здорово.

23:52 15 октября 2015

Thomas_Boy

elias888 _____ Умиляет как раз такой подход: сделано абы как, ну и на том спасибо. И уж точно муть - разводить дебаты о том, где памятник будет стоять.

23:43 15 октября 2015

elias888

А больше всех "умиляет" Спорт-Экспресс. Вот и очередной информационный повод подоспел - пора разводить бурные дебаты на пустом месте. А почему бы не поставить вопрос по-другому: хорошо, что памятник Федору вообще установили или плохо? Или так: где должен был бы стоять памятник - в Тушино или в Лужниках, где, собственно, и блистал Черенков. И такую муть можно хоть каждый день придумывать, подключить "экспертов" и "спортивных журналистов". Памятник уже поставили, сносить его и ставить новый никто не собирается, спасибо, что кто-то хоть так увековечил память великого футболиста.

23:35 15 октября 2015

domet

О, Боже мой! Только и остается помянуть Федю.

23:31 15 октября 2015