6 июня 2012, 23:17

Как ворона микротравму Павлюченко накаркала

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЗАМЕТКИ НА EUROПОЛЯХ

Обозреватель "СЭ" в своей автороской рубрике - об атмосфере вокруг сборной России
в преддверии старта Euro.

Игорь РАБИНЕР
из Варшавы

"Я к дочери своей так подхожу, как Адвокат подошел к Анюкову!"

Вот так и никак иначе выразился фотохудожник "СЭ" Александр Федоров, обрабатывая вечером в понедельник свои снимки с первой тренировки сборной России после прибытия на Euro-2012. Снимок действительно оказался феноменальный. Вернее, снимки - ведь классные мастера выстреливают снимками, как пулеметной очередью, чтобы одно из двадцати отличных фото оказалось гениальным.

В те секунды, пока врач национальной команды Андрей Гришанов осматривал травмированный в матче с Литвой ахилл Александра Анюкова, главный тренер подошел к правому защитнику и нежно погладил его по голове. Точно так же он поступил и по отношению к другому человеку, залечившему повреждение - Марату Измайлову. Признаюсь честно, во время самой тренировки этого эпизода не увидели ни коллега по "СЭ" Борис Левин, ни я. Вот что такое фотохудожник, способный поймать миг, которого не замечает никто другой!

***

Перед началом пресс-конференции Дика Адвоката в "Бристоле" утром во вторник ко мне подошел пресс-атташе сборной России и мой давний товарищ Илья Казаков, который, кстати, здорово мне помог в работе над недавно вышедшей книгой "Дик Адвокат и Гус Хиддинк: невероятные приключения голландцев в России". И поделился приятной новостью: "УЕФА официально признал сборную России на сегодня самой открытой командой Euro-2012!"

Сказано это было с нескрываемой гордостью - и абсолютно, замечу, заслуженной. Могу это засвидетельствовать лично, поскольку нахожусь рядом с командой с начала ее швейцарского сбора - и мы с коллегами с первого же дня поражались ее открытости и общительности. Четыре игрока, после обеда одновременно выходящих из отеля в Женеве для общения с журналистами - это было в порядке вещей. Правда, с какого-то момента количество репортеров в отеле стало прибывать в геометрической прогрессии, после чего Адвокат ввел единственное ограничение: все беседы - только на свежем воздухе, а не на территории гостиницы. Так 34-летний Константин Зырянов в течение одного дня не поленился дважды под сенью огромной сосны дать 40-минутные интервью. Стоя!

За полторы недели, проведенные близ сборной, мне уже довелось провести пять продолжительных бесед - с Сергеем Фурсенко, Диком Адвокатом, Маратом Измайловым, упомянутым выше Зыряновым, Павлом Погребняком, а более сжато пообщаться уже вовсе неисчислимое количество раз. И ни одного пустого разговора, когда собеседник приходил бы с желанием побыстрее отбыть "воинскую повинность"! Все были прямы и откровенны: видно, что никаких информационных запретов (как, скажем, и на пользование социальными сетями) в команде нет.

Лавировать приходилось только президенту РФС - ну так у него и должность такая. Правда, уклончивость его высказываний в ответ на мои прямые вопросы даже стала поводом для подначек в программе "Прожекторперисхилтон" - что, кстати, лишний раз показывает степень внимания, которое в эти дни в России уделяется футболу. Нашу газету с интервью Фурсенко в одной из самых рейтинговых программ показали крупным планом.

Во время интервью был занимательный момент. После одного из вопросов президент РФС, минуту поразмыслив, ответа не дал и очень попросил меня убрать из окончательного текста интервью и сам вопрос. Понять чиновника было можно: по одной из самых острых тем, обсуждавшихся в беседе, после него Фурсенко оказался в шахматном положении "цугванг" - когда любой ход губителен. Учитывая, что после многих моих критических публикаций Сергей Александрович пошел на контакт и, как смог, ответил на все остальные, самые заковыристые вопросы, на этот компромисс я пошел...

Футболисты, тренеры, функционеры на данный момент делают для прессы гораздо больше того минимума, который требуют европейские футбольные чиновники. Вот и вчерашняя "прессуха" Адвоката не была обязательной, главный тренер сборной пошел на нее добровольно - и отвечал долго, предметно и, что важно, на позитиве. Ни разу не разозлился: впрочем,  и вопросы, в отличие от многих пресс-конференций, проводящихся на нашей родине, были сплошь адекватными. Рекорд: ни одного дебильного вопроса! Видимо, случайные люди до чемпионата Европы из российских масс-медиа не добрались. Во всяком случае, пока.

***

А может, они просто не дали о себе знать. Потому что днем ранее я едва не выпал из машины, услышав от коллеги из "СЭ Интернет" Артема Агапова рассказ о вопросе корреспондента, ни много ни мало, Первого канала Роману Павлюченко после тренировки: "Не боитесь плохих примет? Вот, сегодня всю тренировку ворона каркала..."

Такое впечатление, что людям больше спрашивать не о чем. Хотя, что интересно, корреспондент оказался прав. На следующее утро Павлюченко проснулся с сильной болью в районе приводящей мышцы и тренироваться в общей группе не смог. Так, может, не ворона ему это накаркала - а тот самый корреспондент? На месте Романа я бы...

Это, конечно, шутка. А вот когда Павел Погребняк в нашей беседе на вопрос, как бы он отреагировал на грязные инсинуации в свой адрес, оказавшись на месте Марата Измайлова, ответил: "Ну уж точно не как Марат" - я искренне поверил. Измайлов предпочел проигнорировать перешедший все грани добра и зла текст Василия Уткина, оказался выше этого.

Вячеслав Малафеев в печально известной истории с Дмитрием Губерниевым подал на того в суд - и я, признаться, буду очень переживать в этом процессе за вратаря. Причем не столько даже из-за той грубости и бестактности, которую комментатор позволил себе изначально (это, в конце концов, попало в эфир "по неосторожности", хотя Губерниев как профи обязан был понимать, что с аппаратурой не должен позволять себе ничего лишнего), а из-за последующей реакции коллеги. Ответившего, кажется, откуда-то из поднебесья ведущего новогодних "огоньков" на федеральном канале и официозных митингов. С высокомерной усмешкой и понимаем, что ему ни за что ничего не будет.

Но беда в том, что Уткин поступил еще хуже Губерниева, первоначально не собиравшегося травмировать Малафеева. Ведь тут все было сделано умышленно - включая брань в адрес Измайлова, дошедшую до матерной. Диагноз, впрочем, схожий: откуда-то взявшееся ощущение "сверхчеловеков", раскольниковского "тварь я дрожащая или право имею?". Получив в свое распоряжение громадную аудиторию, они вдруг решили, что теперь им позволено все.

Обидно, что в нашей стране во многом все именно так. Выигрыш Алексеем Пимановым суда у братьев Березуцких стал тому наглядным доказательством. В той же Англии известнейшего футбольного телекомментатора увольняют только лишь за то, что он позволил себе двусмысленную (причем совершенно беззлобную) шутку насчет женщины-судьи. А у нас авторы "шедевров" вроде "вратаря сборной Дании" чувствуют себя в полном шоколаде.

В иные времена сборная после такого мигом ощетинилась бы - и "под раздачу" попали бы не только ни в чем не повинные сотрудники того же "НТВ Плюс", но заодно и все остальные журналисты, с которыми перестали бы общаться, "потому что этот..."

Сам Измайлов имел право реагировать на это так, как посчитает нужным. Он, походя обвиненный еще и в том, что с ним годами не появлялось интервью в российской прессе, в ответ обстоятельно и искренне побеседовал как со мной, так и с некоторыми коллегами. И был умен, глубок и неравнодушен.

***

История же вокруг пасквиля на Измайлова в целом стала проверкой сборной Адвоката на психологическую устойчивость. Она ее прошла на пять баллов. И вместо того, чтобы закрыться на все замки и сделать из всей прессы жупел (как это, боюсь, произошло бы при большинстве российских специалистов), стала официально самой открытой сборной Euro по версии УЕФА. Пусть пока и на сегодняшний день. Но для нашего специфического общества такой даже временный титул - уже победа.

Теперь бы и другие победы увидеть - на поле! Потерпим. Осталось совсем чуть-чуть.

Придумай мем

Новости