О польских дорогах

Древний "Трабант" продолжает верно служить своим хозяевам: теперь он приглашает посетить бар "У мамы". Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
Древний "Трабант" продолжает верно служить своим хозяевам: теперь он приглашает посетить бар "У мамы". Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
20

ЕВРОТУР: ОТ ВРОЦЛАВА ДО ПОЗНАНИ

Бригада "СЭ" продолжает автомобильное путешествие по городам, которые в июне будущего года примут Euro-2012. Преодолев отрезок пути между Вроцлавом и Познанью, наши журналисты получили возможность сравнить транспортные артерии Украины и Польши.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Познани

Польские дороги - вещь в себе. Добираясь пару дней назад до Вроцлава, мы в этом еще сомневались. Но теперь, оставив позади самый короткий участок евротура - 180 километров между Вроцлавом и Познанью, - почти уверены: бесплатных пирожных и беспроблемных дорог не бывает.

Суммируя впечатления, заметим: от украинской границы до Кракова польская трасса невообразимо скучна. Отчасти виной тому запрет на радар-детекторы, отсутствующий в Незалежной и свирепствующий в Польше. Этим прибором после границы нельзя не только пользоваться - его вообще запрещено иметь при себе. Поймают - суши весла, штраф космический. Обладая информацией, мы сняли антирадар заблаговременно. И припрятали перед границей в обычной вязаной шапке, вместе с перчатками. Хотя должны были запеленать в заводскую упаковку и провезти под видом случайно купленного неизвестного технического устройства.

Проверять никто не проверял, антирадар до сих пор спит в шапке. Его отсутствие, однако, заставляет нас в эти дни относиться к польским дорожным знакам с особым пиететом.

* * *

Нарушать правила в этой стране не принято. Поляки и рады бы, но страшно. В будни за кустами много до боли знакомых "форд-фокусов" с пеленгаторами. Кроме того, чуть ли не в каждой деревне установлен палач: иезуит-фотоящик на серой ноге. Превысил скорость - будешь идентифицирован и оштрафован. А деревни, надо сказать, переходят одна в другую по большей части без намека на промежутки.

Унылее всего то, что большинство дорог однополосные. Асфальт - изумительный, разметка - ярчайшая, система развязок и поворотов немного туповатая, но терпимая. А оперативного простора нет. Едешь за впереди идущей машиной часами, снижаешь скорость сначала до семидесяти, потом до пятидесяти, затем до сорока... И так - каждые пять минут. Христа - и того, кажется, распинали менее мучительно.

Зато фискальная часть продумана до мелочей. Скорость превысить можно, но крайне редко и сильно рискуя. Отследят, зафиксируют, вынесут приговор, сообщат кому следует. И это, напомню, на самых заштатных однополосных дорогах. Странно, что пока не автоматизирована карательная часть процесса. Мы не удивились бы, если бы помимо констатации факта нарушения польских штрафников лупили электрокувалдой по капоту или помечали шариками с краской, как в пейнтболе.

* * *

Когда дороги пролегают не в стороне, а через нескончаемые городки, это настоящее мучение. Так исторически сложилось, мы понимаем. И пешеход всему голова, вопросов нет. Но ехать сто, двести, триста километров сквозь бесконечные светофоры с переходами - то еще удовольствие.

Поляки не скупятся на свою транспортную систему. В техническом плане их трассы совершенны. Продумана каждая деталь, всякий катафот следит за порядком. Однако пострадавшая сторона - водители. На их черепашью жизнь дорожным службам глубоко плевать. Вот вам отличный асфальт - и не гундите. Попробуйте только нарушить правила - мало не покажется.

Есть во всем этом и плюсы, разумеется. Приверженность правилам не только обеспечивает всеобщую безопасность, но и сохраняет, представьте, довольно высокую среднюю скорость движения. Вроде бы ты все время настороже и удовольствия никакого, а к цели движешься так же, как если бы устраивал на дороге "шашки". Тише едешь - дальше будешь: эту поговорку в Польше чтят.

А еще поляки умудряются прятать куда-то фуры и автобусы. Куда именно - понятия не имеем, но попадаются они нам в этой транзитной стране крайне редко. То ли проселками их гонят, то ли ночами.

* * *

Помимо красивых городков ездоков в Польше забавляют и другие откровения. Например, авторазборки, то есть пункты продажи бывших в употреблении кузовных деталей и запчастей. Едешь, никого не трогаешь, и вдруг - радуга дверей или бамперов в чистом поле. Выбирай что хочешь, следуй дальше.

В нашей нефтегазовой стране от такого потихоньку отвыкают. А зря: побитые автомобили вечны, природные ресурсы нет. Так что рано или поздно придется привыкать вновь.

* * *

От Кракова до Вроцлава Польша расстаралась и постелила идеальную двухполосную трассу. С шикарными заправками и зонами отдыха. С электронными табло, извещающими о температуре воздуха и асфальта. С ресторациями и корчмами. Со стеклянными стенами, берегущими придорожные деревни от выхлопов и грязи. С разрешенной скоростью 130 километров в час и беззлобными световыми информаторами, которые всегда готовы напомнить вам о том, что вы превысили допустимый порог.

Польские радары, кстати, довольно милостивы. Нарушил здесь и сейчас - получишь пилюлю. Однако техника не станет вычислять среднюю скорость прохождения отрезка между двумя радарами, как это принято кое-где в Испании.

В общем, эти 200 верст показались нам раем. Еще бы в сон не клонило на скорости в 130 километров в час - было бы совсем хорошо.

А между Вроцлавом и Познанью - опять унылая борьба со светофорами и переходами.

* * *

Польский 95-й бензин стоит чуть больше пятидесяти рублей за литр. 92-го нет в продаже вовсе, так что сэкономить на этом деле не получится.

И еще одно наблюдение. Нам попался на глаза дорожный знак: человечек падает под колеса машины, а ниже надпись: wypadki. Подумали: зачем же так клеймить пострадавших? Ну не удержались они на обочине в силу ряда причин, не донесли себя до дома. И сразу - "выпадки"?

Оказалось, по-польски это слово означает "аварии". Но к особенностям польского языка и словообразования мы еще вернемся - в следующих номерах "СЭ".

Фотогалереи: ДОНЕЦК // ХАРЬКОВ // КИЕВ // ЛЬВОВ

20
КОММЕНТАРИИ (20)

Genrihs

Smeshnie rebijata eti korrespondenti ! ,,Wypadki" ,- v rerevode s pol-go ,- ,,sluchai" , a avarija ona i budet ,,awarija ":))) . Bezvizovij regim v Ukrainu ne tol'ko polijakam na vihodnie , no i vsem gr. EES v lijuboj den' goda vot uge let 5-t' kak est' ! :))))

14:16 14 декабря 2011

Friendship07

BRAMBY Бог никого не боится, ты клоун, тем более не требует защиты и прощает даже тебя ущербного ! Назовем вещи своими именами : в статье имело место богохульство, а ты это поддерживаешь.

10:02 14 декабря 2011

Pavel81

Бред полный.За всё время только один раз прихватили,да и то за не пристёгнутый ремень(кстати договорились за пол цены).Если боитесь превышать - купите навигатор.По крайней мере всегда будете знать,нарушаете или нет.

01:41 14 декабря 2011

Тима05

ЭТО ПРАВДА, МЫ КАЛИНИНГРАДЦЫ НАВЕРНОЕ ЛУЧШЕ ДРУГИХ ОБ ЭТОМ ЗНАЕМ, НО ЕСЛИ НА ПОЛИЦАЕВ ИХ-НИХ НАРВЕШЬСЯ ШТРАФ НЕ ПРИЯТНЫЙ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ ИСПЫТАЛ!)

01:27 14 декабря 2011

Евгений

Вот как раз на машинах с российскими номерами можно смело гонять по польским дорогам. Главное - не попадаться живому патрулю, а фотографируют пусть сколько угодно. Дело в том, что им некому предъявить штрафные санкции, т.к. автомобиль зарегистрирован в России. То же самое в Германии. И не думайте, будто они сообщат пограничникам каким-нибудь. Там, как и у нас, каждое ведомство само по себе. Нет у них методов против Кости Сапрыкина :)

01:05 14 декабря 2011

makaveli

молодцы поляки

22:03 13 декабря 2011

5er9e

Скоро начнутся призывы к аутодафе. Надеюсь, что никогда не придется извиняться за выражения, которые тупоголовым верующим показались оскорбительными.

20:04 13 декабря 2011

SAS

Г-н ДЗИЧКОВСКИЙ! Сравнение с мучениями Христа считаю тупым, безнравственным и неуместным. Я требую и думаю не я один, извинений за это оскорбление всех верующих читателей этого сайта уже в следующем Вашем очерке.

19:26 13 декабря 2011

Mr.PoNcH

Надо ещё г-ну Дзичковскому попарковаться на газонах, поездить по тротуарам, постоять на "зебре"...

18:12 13 декабря 2011

BRAMBY

adamantane 12:31 | 13 Декабря 2011 Авторы, а можно без богохульства? Это я про якобы "маломучительное" распятие Христа. -------- Если бог боится даже легкий сарказм в свой адрес и требует защиты от слова смертного, то какой же это бог? Дворник дядя Вася - и тот посильнее оного будет. :) А статьи хороши тем, что помогут тем, кто не знаком с местными порядками, и сберегут им много времени и денег, избавят от заведомо ошибочных поступков: порядки везде разные.

16:11 13 декабря 2011

Mr Twister

да уж, по сравнению с нашими автобанами ихние дороги скукота

15:00 13 декабря 2011

Friendship07

авторов статьи - на строительство польских дорог !!

14:52 13 декабря 2011

Wiland

Однако техника не станет вычислять среднюю скорость прохождения отрезка между двумя радарами, как это принято кое-где в Испании. А если в Гданьск поедете, дорогие кореспонденты, по А1, то убедитесь, что техника станет вычислять. В приципе больше опасатся надо не в кустах (да не стоят в кустах), а то что ззади появятся мигалки и пригласят на дорогой сеанс видео.

14:51 13 декабря 2011

ivailo

Да, насчет Христа сомнительная шутка вышла, г-н Дзичковский

13:08 13 декабря 2011

mistor71

Какой ужас!! Злобные польские полицейские запретили бедному автору нарушать ПДД!!

12:40 13 декабря 2011

adamantane

Авторы, а можно без богохульства? Это я про якобы "маломучительное" распятие Христа.

12:31 13 декабря 2011

Irol Alex

Polnyj bred... Avtor po-xodu v subotu utrom vyehal... so 140 km soglasen... nochju ograniczenie 50 perehodit v 60 plus 10 mozna dobavitj.. a polskie voditeli.. eto czto -to!!!

11:26 13 декабря 2011

Wiland

Во первых в Польше уже пол года, как на автобане 140 разрешено плюс 10 не карается "водитель должен смотреть за дорогой, не на спидометр". Во вторых до ЧЕ автобан будет од границы и до границы. А фуры с суботы вечера до воскресения вечер имеют запрет передвижения.

10:29 13 декабря 2011

Бармен

Каждый год проезжаю Польшу на машине, со многими выводами корреспондентов не согласен. Фур и автобусов там хватает, многие поляки носятся похлеще нашего, большая часть радаров-бутафория, а остальные настроены очень дружелюбно, превышение в 20 км/ч не ловят. Из-за узости дорог часто используется обгон на пол-полосы (т.е. попутная и встречная подвигаются к обочине и обгоняешь посреди дороги, разделительная линия проходит между колесами). Но ехать в целом там несложно, очень грамотно расставлены знаки и указатели, даже без навигатора заблудиться очень трудно.

10:23 13 декабря 2011

howard

А по-моему неотвратимость наказания - залог дисциплинированности. Сурово, но справедливо и к тому же равнозначно для всех.

09:39 13 декабря 2011