11:00 1 ноября 2016 | Хроника

Россия - нетелеспортивная страна?

Доволен ли "Матч ТВ" своими рейтингами? Фото ТАСС Великобритания. Ежемесячная доля телезрителей по различным жанрам. Фото barb.co.uk Великобритания. Количество зрителей на территории Англии (млн. чел.), следивших за прямой трансляцией матча Англия - Исландии. Фото barb.co.uk Испания. Самое популярное на ТВ с 15 по 21 октября. Лидером как в абсолютных цифрах, так и в долях является матч Лиги чемпионов "Реал" - "Легия". Издание ранжирует программы, исходя из абсолютного количества зрителей, однако вторая по величине доля у слепых прослушиваний шоу "Голос". Фото elpais.com Испания. Самое популярное на ТВ с 9 по 15 июля. На первом месте дополнительное время финального матча Euro-2016 между Португалией и Францией. На втором месте - основное время того же поединка. Фото elpais.com
Доволен ли "Матч ТВ" своими рейтингами? Фото ТАСС

Сегодня исполняется ровно год с момента запуска общедоступного спортивного канала "Матч ТВ". Срок достаточный для того, чтобы понять, стал ли российский зритель более спортивным. Если не в части занятий спортом, то хотя бы по его просмотру.

Согласно исследованиям TNS Россия, за неделю с 17 по 23 октября среднесуточная доля "Матч ТВ" в процентах составила 1,7 (данные по России, аудитория 18+). Цифра эта показывает среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей, то есть тех, кто смотрел любой телеканал в течение этих суток. У федеральных "России 1" и Первого канала этот показатель 14,9 и 13,8 процентов соответственно.

Впрочем, сравнивать с гигантами нишевый канал неправильно, а вот с показателями аналогичных каналов, и главное – их контента, в других странах вполне возможно. Для сравнения были взяты аудитории Великобритании и Испании, где спорт есть в эфире и федеральных, и платных каналов, а чтобы показатели были сопоставимы, оценка производится среди аудитории старше 18 лет обоих полов.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: У СПОРТА НА ТВ ХУДШИЕ ЦИФРЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ

Если верить сухим цифрам, самой "телевизионной" страной Европы является Великобритания. Среднестатистический житель Туманного Альбиона проводит перед экраном до двух с половиной часов в день, и почти 85 процентов домохозяйств имеют подписку на различные пакеты платных каналов. Хотя крупные события, вроде чемпионата Европы по футболу или Олимпийских игр, всегда есть в эфире федеральных телевизионных СМИ. У семейства Sky Sports, показывающего, в частности, премьер-лигу, среднесуточная доля с 16 по 22 октября составила 4,83 (аналогичный показатель у "Матч ТВ" был по время Олимпиады в Рио).

Ежемесячная доля телезрителей по различным жанрам. Фото barb.co.uk
Великобритания. Ежемесячная доля телезрителей по различным жанрам. Фото barb.co.uk

У второго официального вещателя спорта номер – телеканала ВТ Sport показатель поскромнее – 1,9. Впрочем, многое зависит от распределения матчей в каждом конкретном туре. По данным обоих спутниковых операторов, сегодня спорт на ТВ переживает спад интереса и демонстрирует худшие цифры за последние пять лет. По их данным, количество зрителей сократилось почти на 20 процентов, что связано… с пресыщенностью аудитории. Телевизионные чиновники убеждены, что вся проблема в чемпионате Европы по футболу и Олимпиаде, которая идет следом – мол, два крупных форума "перекармливают" британца спортом настолько, что он на полгода переключается на "Игры престолов" и "Голос".

Соревнования топ-уровня в лидерах рейтинга и в России – решающий для нашей сборной матч Euro-2016 против Уэльса собрал у экранов 28.1 процента телеаудитории. В Англии самым рейтинговым из матчей предсказуемо оказался поединок 1/8 финала с исландцами, доля – 48,2. Впрочем, кто знает – пройди Слуцкий и команда в плей-офф, и нам недалеко было бы до таких цифр.

Количество зрителей на территории Англии (млн. чел.),следивших за прямой трансляцией матча Англия - Исландии. Фото barb.co.uk
Великобритания. Количество зрителей на территории Англии (млн. чел.), следивших за прямой трансляцией матча Англия - Исландии. Фото barb.co.uk

Но есть другой любопытный момент – британцы готовы смотреть практически любой спорт и в любое время. Это подтверждают два показателя: церемония открытия Игр-2016 собрала у экранов 19,8 процентов взрослых телезрителей, что ВВС признал провалом, посетовав на жутко неудобное время трансляции. Ситуация наладилась через несколько дней: заплыв Майкла Фелпса приковал к телевизорам 29,7 миллиона человек – без малого половину всего (!) населения страны.

Что же у нас? Стоит сделать скидку на то, что для россиян время показа Олимпиады было еще более неудобным. Разница во времени с большей частью европейской территории нашей страны была не 4 часа, как у Лондона, а все шесть, а для других регионов – и того больше. Вероятно, поэтому утренние повторы церемонии открытия Игр собрали аудиторию больше, чем прямые трансляции и попали в топ-100 самых популярных программ. На следующее утро их показывали "Первый" и "Россия-1" с долями 16,2 и 18,6 соответственно. Сопоставимые показатели у заплывов Юлии Ефимовой, хоть россиянка выступала далеко за полночь, у гимнасток-художниц, синхронисток и, конечно же, финал женского гандбольного турнира.

ИСПАНИЯ: РОНАЛДУ КРУЧЕ "ГОЛОСА"

У испанцев отношение к футболу особенное. Обсуждать футбол в очереди в магазине, в кафе за чашкой кофе здесь могут абсолютно незнакомые люди. И сомнений в том, что собеседник смотрел матч, не возникает.

Самое популярное на ТВ с 15 по 21 октября. Лидером как в абсолютных цифрах, так и в долях является матч Лиги чемпионов "Реал" - "Легия". Вторая по величине доля у слепых прослушиваний шоу "Голос". Фото elpais.com
Испания. Самое популярное на ТВ с 15 по 21 октября. Лидером как в абсолютных цифрах, так и в долях является матч Лиги чемпионов "Реал" - "Легия". Издание ранжирует программы, исходя из абсолютного количества зрителей, однако вторая по величине доля у слепых прослушиваний шоу "Голос". Фото elpais.com

Скажем, встреча Лиги чемпионов между "Реалом" и "Легией", по данным издания El Pais*, набрала долю 31,1. Для сравнения – у испанской версии шоу "Голос" – показатель 25,5. Во время Euro-2016 рейтинг любого футбольного матча, даже без участия подопечных Дель Боске, показывал долю в среднем не меньше 40 процентов, а уж когда на поле появлялась Серхио Рамос и Ко, от экранов не могло оторваться 60 с лишним процентов телеаудитории.

И в этой стране, не поверите, тоже жалуются на падение рейтингов. Не так давно, в популярной газете Marca вышел огромный материал, рассказывающий, что народ охладевает к спорту и все чаще предпочитает ему различные музыкальные шоу. По итогам 2015-го, по подсчетам издания, спортивные программы, как на общедоступных, так и на платных каналах лишились 26 процентов своей аудитории. Правда, в отличие от британцев, здесь верили в спасительное воздействие лета с его Euro и Олимпиадой. Любопытно, что самым популярным событием Игр-2016 стал полуфинал мужского баскетбольного турнира Испания – США, собравший у экранов без малого 3 миллиона зрителей (доля – 31,1%). Но, помимо, собственно трансляций испанцы обожают говорить о спорте. И ток-шоу о футболе, велогонках и "Формуле-1" собирают аудиторию не хуже вечерних новостей. Если в Великобритании известная программа Match of the day с Гарри Линекером собрала 2,8 миллиона зрителей в день победы "Лестера" в чемпионате, то для испанских шоу – это почти будничные цифры.

Самое популярное на ТВ с 9 по 15 июля. На первом месте дополнительное время финального матча Евро-2016 между Португалией и Францией. На втором месте - основное время того же поединка. Фото elpais.com
Испания. Самое популярное на ТВ с 9 по 15 июля. На первом месте дополнительное время финального матча Euro-2016 между Португалией и Францией. На втором месте - основное время того же поединка. Фото elpais.com

Глядя на столь внушительную разницу, вопрос возникает сам собой: наш телезритель не любит спорт или спорт на российском ТВ равнодушен к зрителю?

Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...