2 ноября 2013, 00:18

Этторе Мессина: "Никогда не сталкивался с мафией. Но она есть"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Вчера гостем "СЭ" стал еще один выдающийся итальянец – главный тренер ЦСКА, который посетил нашу редакцию на следующее утро после самого крупного в истории (да еще и гостевого!) поражения армейцев в Евролиге. Вот это и называется: профессионализм.

– В четверг ЦСКА проиграл со счетом 60:86 в Стамбуле. Можете назвать главную причину поражения от "Фенербахче"?

– Их много. Одна из основных состоит в том, что после хорошего выступления в североамериканском турне мы отступили с завоеванных позиций. Против клубов НБА играли азартно и старательно, а в Европе все делаем не так. Это проявляется чуть ли не в каждой, даже маленькой, детали.

– Что происходит с одним из лидеров прошлогоднего ЦСКА Сонни Уимзом? В этом сезоне он не выдал ни одной классной игры.

– Согласен с такой оценкой. Я обеспокоен тем, как выглядит Сонни, он словно сам не свой. Играет так, будто каждое решение, которое он принимает на площадке, – неверное. Мы постоянно говорим с ним об этом, пытаемся изменить ситуацию. Но сезон в разгаре, матч следует за матчем, он нужен команде прямо сейчас. Остается ждать, когда игрок сфокусируется на этом и станет прежним Уимзом.

– Джереми Парго как разыгрывающий не превосходит вышедшего в Стамбуле в стартовой пятерке Аарона Джексона пока или вообще?

– И снова соглашусь. Парго пока смотрится хуже, чем Джексон. Но мы помним, каким он был в период выступлений за "Маккаби" пару сезонов назад. Джереми являлся лидером израильской команды, он вывел ее в "Финал четырех" Евролиги.

В ЦСКА много хороших игроков, и ситуация иногда складывается так, что они борются больше с собой, чем с соперниками. Внутренняя конкуренция оказывается сильнее внешней: с одной стороны, это нормально, с другой – плохо. Нам предстоит найти нужный баланс. Люди на площадке должны помогать, а не мешать друг другу в достижении общей цели.

– В России есть выражение, часто используемое в спорте: "Одни играют на рояле, другие его таскают". Не ощущается ли в ЦСКА-2013/14 нехватки исполнителей, обладающих вторым умением?

– Это равновесие действительно важно для любой хорошей команды. Сейчас, к сожалению, мы выглядим так, словно никто не хочет заниматься грязной работой.

– Вы только ищете новую роль для Милоша Теодосича или уже нашли ее?

– Даже сдвинув его на позицию атакующего защитника, я мало изменил его роль. Он по-прежнему много владеет мячом, исполняет пик-н-роллы, контролирует нападение. То есть занимается работой разыгрывающего. Разве что не переводит мяч через центральную линию. А вот в защите Теодосич теперь противостоит не разыгрывающим, а вторым "номерам". Потому, что в первом случае важен прессинг, которым Милош владеет не очень хорошо.

– Говоря о его новой роли, я имел в виду не только тактику, но и сложный характер серба. Можно ли его обуздать? И нужно ли?

– На характер человека можно повлиять тогда, когда он готов меняться. Мне трудно воздействовать даже на своего сына, когда он не готов выслушивать советы и обсуждать проблемы. Теодосич – изобретательный игрок, но эта изобретательность иногда не сочетается с тем давлением, которое исходит от соперника. Мы оба знаем об этом. И пытаемся нормализовать ситуацию. Если удастся это сделать, Теодосич станет куда более полезным игроком.

– Вы родились в городе Катанья на Сицилии. Чувствуете себя сицилийцем?

– Если честно, нет. Во мне нет ментальной привязки ни к одному региону Италии, в котором я жил. Есть к стране в целом.

– Сицилийцы по отношению к Италии – что-то вроде гасконцев во Франции?

– Да. Во всех странах есть регионы, жители которых имеют ярко выраженные отличия. И в России тоже.

– Представители Сицилии так же горячи, как жители юга России?

– Нет, самые экспрессивные в Италии – неаполитанцы. Сицилийцы тоже не сахар, но им приходится всю жизнь бороться со стереотипом, связывающим их с мафией. Хотя там великое множество хороших, умных, работящих людей.

– Хотите сказать, что "мафия" для вас – пустой звук? И что она никогда тем или иным образом не соприкасалась с вашей жизнью?

– К счастью, такие соприкосновения обошли меня стороной. Но проблема существует, причем не только в Италии, и ее нельзя игнорировать.

– Про итальянцев говорят, что они "разговаривают руками"…

– Это правда. И я такой же, да, да! Что уж открещиваться.

– Видитесь в Москве с Фабио Капелло?

– Довольно часто ужинаем вместе. Обсуждаем спорт, театр, итальянские новости.

– Наверняка обмениваетесь и российскими впечатлениями. Последнее, что задело за живое вас обоих?

– Пусть это останется при мне.

Кто главный в семье Мессины? Согласен ли он с пословицей: "Муж – голова, жена – шея"? Почему итальянский тренер не остался работать в НБА? Считает ли он себя диктатором и тираном? Что может оттолкнуть Мессину от человека при первом знакомстве? Каковы, на его взгляд, три определяющие черты современной России и россиян? Почему Евролига не переходит на североамериканские правила баскетбола?

Ответы на эти и другие вопросы – в полной версии беседы с Этторе Мессиной, которую в ближайшее время можно будет посмотреть в разделе "Телевидение" на сайте "СЭ".

Придумай мем

Новости