14 июня 2015, 23:54

Капелло - не Суворов

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

EURO-2016. Отборочный турнир. Группа G. РОССИЯ – АВСТРИЯ – 0:1

Атмосфера на "Открытие Арене" и возле нее – в репортаже корреспондента "СЭ"

Филипп ПАПЕНКОВ
из Тушина

Пафосно. Красиво. Ярко. Пышно. Так все начиналось. "Крутиков, Иванов, Нетто, Яшин, Понедельник, Войнов. Продолжим славные традиции! 1960-2016" – гласил баннер, одна половина которого была окрашена в красный советский цвет, вторая – в современные красно-сине-белые тона. 55 лет назад сборная СССР стала лучшей на первом в истории Кубке Европы. Теперь мы, правда, мечтаем, как бы вообще мимо турнира не пролететь.

Вдобавок к баннеру перед стартовым свистком с крыши стадиона опустилась сеть с закрепленными на ней изображениями странника с рюкзачком за спиной и футболиста в форме сборной России кирпичных цветов с золотым мячом в руках (технологию отработали фанаты красно-белых в недавнем дерби с ЦСКА). Оба смотрели на уходящую вдаль дорогу. Ведущую, судя по всему, во Францию.

Изначально, говорят, пафоса и патриотизма должно было быть еще больше. Но если верить заявлениям фанатских группировок в социальных сетях, первоначальная задумка с гигантским полотнищем, посвященным Александру Васильевичу Суворову, не понравилась УЕФА. Неприятно, конечно, но есть в этом своя логика: до походов, какими прославился великий русский полководец, современным российским футболистам расти и расти. Им бы к 2018 году домашнюю крепость выстроить, чтобы не опозориться.

А еще ключевым пунктом в предматчевой церемонии значилась акция против расизма и дискриминации: команды должны были выйти на поле, держа за руки детей разных рас и национальностей. Идею одобрил и держал на личном контроле Николай Толстых. В посольских школах Москвы набрали ребят, в день матча должен был состояться полноценный международный турнир, детям и родителям пообещали билеты. Но потом Толстых с поста президента РФС сняли. Не смею утверждать, что исполняющему обязанности главы футбольного союза уважаемому Никите Павловичу Симоняну такие акции не по душе. Разумеется, это не так. Но факт в том, что акцию "благополучно" отменили. Турнир провели, но во многом формальный, а билеты выделили только детям и то в два раза меньше. Казалось бы, мелкая деталь, но показательная...

Обещанного аншлага тоже не случилось. Это не беда, ведь свободными остались лишь два сектора – атмосферу на стадионе это не портило. Почти до отказа заполнили свой угол австрийцы. Гостей в Москву приехало действительно много. В основном, как водится у европейцев, на путешествие отважились люди среднего и старшего возраста. При этом в Тушино подавляющее большинство из них демократично решило добираться на метро. Принадлежности они своей не скрывали: алые футболки, шапки, флаги. Понятно, что в адрес не юных уже седовласых мужчин глупо выкрикивать какие-то оскорбления, провоцировать их – верх глупости. Но и такие поклонники хозяев, к удивлению, нашлись. На эскалаторе, ведущем на улицу со станции "Спартак", подвыпивший пузатый дядька с триколором, увидев выше группу тихих австрийцев и австриек с фотокамерами, вдруг заорал: "Аустриааа – шайзээ!!! Шпартак!!!" За попытку изобразить немецкий акцент человека можно похвалить. Больше не за что.

Любопытно было посмотреть, как трибуны будут встречать фамилии игроков при объявлении составов. Центральные сектора ровно и складно аплодировали всем. А вот фанатские были избирательнее. И когда на табло появилось лицо Артема Дзюбы, из-за ворот отчетливо послышались гул и свист. В Москве форварда не любят. А на стадионе "Спартака" – тем более.

Симонян обратился к болельщикам с первой страницы предматчевой программки. В частности, напомнил, что в матче с белорусами здорово проявило себя молодое поколение сборников. Но вряд ли он сам желал того, чтобы в центре обороны национальной команды в решающей встрече отборочного турнира действовали два дебютанта. Когда Березуцкий неудачно приземлился, упав на спину, и уступил место на поле Чернову, трибуны испытали шок.

Который с каждой следующей минутой все больше переходил в безысходность. Триколорами тысячи болельщиков размахивали, вперед своих гнали. Но, но, но... Гол австрийцев никто не посмел бы назвать незаслуженным. А промах Баумгартлингера, убежавшего один на один с Акинфеевым, но пославшего мяч мимо, с одной стороны, обрадовал, но при этом только усугубил чувство, что ловить в этот вечер нашей сборной точно нечего.

В перерыве грустно сидел в своем кресле Евгений Малкин. С каменными лицами разминались Паршивлюк, Дзюба, Оздоев... От духоты они тут же взмокли и тяжело задышали. И как-то не верилось, что они способны освежить игру старательной, но обреченной в примитивности своих атак команды Капелло. Диктор как мог заводил зрителей, которым предложили гонять гигантский надувной мяч с одной стороны трибуны на другую. Но тем было явно не до веселья, и мяч то и дело падал к полю. Руки в прямом смысле опускались.

Второй тайм глобально ничего не изменил. Вселил надежду выход смелого и изобретательного Миранчука. Ожидалось, что оживит игру появление Кержакова. Но все это не пошло дальше чувств. Трибуны по инерции продолжали активно болеть, но ручейки из разочарованных людей потекли к выходам. И когда австрийские футболисты праздновала важнейшую победу со своими фанатами, остальные трибуны уже опустели.

Придумай мем

Новости