26 октября 2010, 08:03

Как провожают пароходы

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На старте кругосветной гонки Velux 5 Oceans 2010-2011 во французском городе Ла-Рошель побывала корреспондент "СЭ" Елена Рерих.

Давно известно, что пароходы провожают совсем не так, как поезда. А уж яхты тем более. Группа россиян прибыла в Ла-Рошель за день до старта, и сразу стало понятно, что город живет гонкой: повсюду плакаты, на дорогах указатели, ведущие в порт, туда, где стоят яхты, которым через день предстоит уйти в океан.

Даже обязательная в эти дни во Франции демонстрация протеста, следуя указателям, направлялась в порт. Впереди шел полицейский, за ним - протестующие, люди в возрасте, как бы вышедшие на прогулку со своими домашними питомцами. Один дедок вел на поводке мальтийскую болонку, которая гордо чапала рядом с хозяином, увеличивая количество протестующих, а рядом такой же дед нес свое сокровище на руках. Еще один полицейский замыкал колонну. Умилительное зрелище.

Насколько трудна любая кругосветная гонка, говорят цифры. За всю историю только 126 шкиперов когда-либо участвовали в одиночном кругосветном плавании. В то же время в космосе побывало более 400 космонавтов, а на вершине Эвереста - более 1200 восходителей. Всего в гонке пять этапов:
1. 17 октября, Ла-Рошель - Кейптаун (ЮАР), 7500 морских миль;
2. 12 декабря, Кейптаун - Веллингтон (Новая Зеландия), 7000 миль;
3. 8 февраля, Веллингтон - Сальвадор (Бразилия), 7400 миль;
4. 10 апреля, Сальвадор - Чарльтон (США), 4000 миль;
5. 15 мая, Чарльтон - Ла-Рошель, 3600 миль.

Всего участникам предстоит пройти 30 тысяч морских миль.

Но вернемся в Ла-Рошель, где в старинном порту у причала выстроились в ряд шесть яхт класса Eco 60. Это суда длиной 20 м, оснащенные современнейшим навигационным оборудованием. Кстати, Velux 5 Oceans - старейшая и самая трудная одиночка, впервые стартовала в 1982 году и проходит с периодичностью раз в четыре года.

На эту гонку было заявлено шесть лодок, но в путь отправилось лишь пять. Австралийская яхта под управлением Гарри Голдинга не прошла, как нам объяснили, квалификацию (скорее всего, какие-то технические параметры яхты не соответствовали правилам). Устранив их, Гарри, вполне возможно, стартует вслед за всеми. Вообще-то в его планах было побить рекорд Австралии в безостановочном кругосветном плавании, но, купив старую яхту "Aviva", он замахнулся на участие в гонке Velux 5 Oceans.

Из тех, кто отправился в путь, выделялся американец Бред Ван Лью, настоящий морской волк с очень хитрыми глазами. Он единственный перед отплытием попрощался со стоящими на причале зрителями за руку. Первый раз Бред участвовал в этой кругосветке в 1998 году, а в 2002-м стал ее победителем. Про себя Бред говорит, что он - адреналиновый наркоман. Чем он только не занимался: плавал с аквалангом, гонялся на мотоциклах по бездорожью, участвовал в скачках на лошадях... После восьмилетнего отсутствия Бред решил выйти в океан, установив на борту абсолютно революционный энергогенератор. Это позволит ему совершить плавание без ископаемого топлива.

Его примеру последовал канадец Дерек Хетфилд, который в одиночку прошел 90 тысяч морских миль по самым опасным океанам планеты. В 2003 году, принимая участие в Velux 5 Oceans, на траверзе мыса Горн он попал в жуткий шторм, но смог добраться до берега. Пять недель ушло на восстановление яхты, тем не менее Дерек сумел занять в той гонке третье место и заработал титул "Лучший мореход года в Канаде". Это его вторая кругосветка Velux 5 Oceans.

Бельгиец Кристоф Бюлленс отправился в плавание впервые в 1978 году на... моторке, поскольку плыть под парусом ему казалось очень медленно. Затем восемь лет прослужил в армии командиром танка. С 1986 года Кристоф ходит только под парусом, он - шестикратный победитель чемпионатов Северного моря.

Амбициозный поляк Збигнев Гутковский, член сборной Польши, в олимпийских классах "470" и "49-е" завоевал больше всех призов среди яхтсменов своей страны. В 2000 году прошел кругосветку на катамаране без остановок и без лимита времени. В 2005 году пытался побить мировой рекорд в плавании на монококе, но смог пройти только 9500 миль. Гутек, так зовут его друзья, - первый польский яхтсмен, который отправился в одиночное кругосветное плавание.

Про англичанина Криса Стэнмор-Мейджора говорят, что он забыл, когда ходил по твердой земле... Едва вернувшись из кругосветки Clipper Round the World, тут же отправился в очередное приключение. Интересно, что Крис будет управлять лодкой "Grey Power", одной из самых проверенных яхт класса Есо 60, построенной сэром Робином Ноксом Джонстоном.

На этой самой яхте в предыдущей гонке сэр Робин был четвертым. Кстати, также сэр Робин был первым человеком, который совершил безостановочную кругосветку, начав плавание 14 июня 1968 года и закончив 22 апреля 1969 года. В Ла-Рошели он был весьма заметной фигурой, охотно отвечал на вопросы журналистов, давал советы шкиперам, комментировал события, разворачивающиеся в акватории бухты, с удовольствием позировал перед фото- и телеобъективами. Словом, нечто среднее между свадебным генералом и легендой яхтенного спорта.

А теперь о том, как все-таки провожают пароходы, то есть яхты, в кругосветное плавание. Старая бухта Ла-Рошели настолько мала, а скопление плавсредств было так велико, что и яхту, с которой давался старт, и те, что отправлялись в гонку, буквально вытаскивали на простор Бискайского залива двумя буксирами. А там уже творилось что-то невообразимое. Более сотни различных судов - от солидных яхт до виндсерфов - бороздили океанский простор. Может, и был в их перемещении какой-то порядок, но мне, непосвященной, это казалось броуновским движением. И только знаменитый Форт Боярд черной махиной неподвижно возвышался невдалеке. Было, тем не менее, празднично и красиво. Ярко светило солнце, дул сильный, весьма холодный ветер, что было на руку яхтсменам, которые всегда стартуют против ветра.

И вот прозвучала команда. Первым со старта ушел Збигнев Гутковский, весьма основательный Бред Ван Лью на не менее основательной яхте "Пингвин" шел поначалу вторым, за ним - Кристоф Бюлленс, остальные растянулись на акватории бухты. Впрочем, одно время первым шел наш катер, на борту которого находились гости компании Velux и российские журналисты. Нам было легче держаться впереди, мы шли не под парусом, а на моторной тяге; и веселее, поскольку гостеприимные организаторы, не скупясь, угощали пассажиров яхты вином, фруктами и всевозможными морепродуктами. Тем временем перед буем, где яхты сворачивали в открытый океан, Ван Лью догнал и обошел Гутковского, у того запутался и не раскрылся спинакер. Но, похоже, поляк этим вовсе не огорчился. Наконец, когда все яхты вышли в открытый океан, наш катер повернул в сторону бухты.

Проведя пять часов в море, мы изрядно замерзли, даже несмотря на регулярный "подогрев". А каково там шкиперам на океанских просторах да в одиночку? Что их туда влечет? Утверждают, что там они обретают полную свободу. Не слишком ли серьезную дань приходится приносить им за право быть беспредельно свободными?

Российский шкипер Виктор Языков, участвуя в этой гонке в 2002 году, повредил руку, рана загноилась. Связавшись по рации с берегом, он по подсказке хирурга сам себе сделал операцию. При этом потерял сознание и почти сутки пролежал на палубе. Интересно, что этот переход, когда яхта шла на автопилоте, оказался для Языкова самым удачным. Кстати, 9 октября Языков стартовал от берегов Испании в кругосветное плавание Golden Globe 2010. Одной из целей данного проекта является попытка привлечь внимание мировой общественности и правительств промышленно развитых стран к проблеме загрязнения мирового океана. Поэтому Языков не использует в гонке никакого топлива и отказался от всех современных электронных приборов.

Гонка Velux 5 Oceans не ставит перед участниками такие жесткие требования, но от этого не становится легче. Труднее всего не преодоление 30-метровых волн у мыса Горн, когда ветер достигает скорости 150 км/час, и не отсутствие полноценной еды, когда, питаясь лишь консервами, шкиперы должны набирать 7000 ккал в день, а недостаток сна. Даже на яхте, оснащенной всеми возможными современными приборами, гонщик может заснуть не более чем на полчаса. Всего же за сутки удается поспать от 2 до 5 часов.

Так пожелаем удачи этим смелым парням, бросившим вызов стихии, а в первую очередь - самим себе!

 

Елена РЕРИХ, Ла-Рошель - Москва

Придумай мем

Новости