13:54 30 апреля 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

Обзор "Ралли Аргентины":
как "Ситроен" и "Форд" всем праздник испортили

Себастьен ЛОЕБ одержал уже 70-ю победу на этапах чемпионата мира. "Ралли Аргентины" он выиграл в 7-й раз подряд. Фото - Citroen. Фото "СЭ"
Себастьен ЛОЕБ одержал уже 70-ю победу на этапах чемпионата мира. "Ралли Аргентины" он выиграл в 7-й раз подряд. Фото - Citroen. Фото "СЭ"

РАЛЛИ

Организаторы и погода постарались: гонка могла стать невероятно увлекательной. Но заводские команды "Ситроена" и "Форда" общими усилиями сделали ее скучной и предсказуемой.

Боевая дистанция "Ралли Аргентины" была в полтора раза больше, чем на среднестатистическом этапе чемпионата мира: 500 километров спецучастков вместо 350. Плюс сами спецучастки были длиннее обычного. На типовом раллийном допе расстояние между стартом и финишем - 25-30 км. В программе же южноамериканской гонки было четыре просто длинных - 37-39 км - спецучастка, два очень длинных - 51 км - и один сверхдлинный - 65 км. А ведь местную трассу нельзя назвать ни простой с точки зрения конфигурации, ни щадящей по отношению к людям и технике. Участки, где на сто метров дороги приходится пять поворотов, здесь сменяются вдруг ходовыми прямиками - а ведь часто менять ритм движения пилоты ой как не любят. Жесткий аргентинский грунт способен быстро вытрясти душу из экипажей и становится серьезной проверкой на прочность для многих деталей и узлов автомобиля. Одним словом, даже если ралли проходит в сухую погоду, от спортсменов не услышишь жалоб на чересчур комфортные условия работы.

Дожди же способны и вовсе превратить гонку на выносливость в гонку на выживание. Дело в том, что на грунтовых трассах у пилотов есть возможность пользоваться двумя типами покрышек. Когда сухо - в дело идет более жесткая резина, когда начинается дождь - более мягкая. Логика несложная, но есть нюансы. Перед каждой гонкой производитель шин (в данном случае это "Мишлен", снабжающий ими всех лидеров чемпионата мира) объявляет один из типов основным, а другой - запасным. От этого зависит количество покрышек, которое получит каждый экипаж. К примеру, на аргентинском этапе в распоряжении каждого участника было по 35 объявленных основными жестких шин и по 10 мягких. Если дождь идет на протяжении всей гонки, то есть резон все спецучастки проехать на мягких покрышках - но 10 штук для этого ничтожно мало! И каждому экипажу предстоит решать непростые вопросы: когда именно поставить мягкую резину - а когда "пострадать" на жесткой, проехать на мягкой меньшую дистанцию в близком к предельному темпе - или, наоборот, использовать ее дольше, пусть и ценой потери темпа. На эти вопросы нет единственно верного ответа - тем более что обстановка на трассе меняется, и каждое решение является в той или иной степени рискованным. Только представьте себе, какой захватывающей могла быть развязка гонки: убойная трасса, плохая погода, накопившаяся за полтысячи километров усталость - и вдобавок ко всему этому экипажам приходится решать шинные ребусы!

Увы, все было отнюдь не так - и обе заводских команды несут часть ответственности за это. Первым мощный удар по интриге нанес выступающий за "Форд" норвежец Петтер Солберг: уже в пятницу днем, на 4-м (из 19) спецучастке он остановился с оборванной рулевой тягой. На следующий день с 15 минутами штрафа он смог вернуться в гонку, но не в борьбу за победу. Можно в очередной раз посетовать на ненадежность "Форда" (который год за годом сталкивается в Аргентине с поломками и неисправностями) - но Солберг сам признался журналистам, что до схода пару раз налетел колесом на приличного размера камни.

К утру субботы на двух первых позициях обосновались пилоты "Ситроена" - и казалось, они могут порадовать болельщиков междоусобной борьбой: лидирующего Себастьяна Лоеба и занимавшего вторую позицию Микко Хирвонена разделяла всего одна десятая секунды! Увы: руководство французской команды отвело своим пилотам на выяснение отношений всего три спецучастка. Уже в середине дня (разрыв к этому времени вырос, но только до 2,5 с) финн получил указание не прессинговать своего товарища по команде и избегать излишнего риска. Шедший в этот момент третьим Дани Сордо проигрывал паре "Ситроенов" больше минуты и в бросаться в погоню явно не собирался.

Наблюдать за гонкой в исполнении Сордо было любопытно. Но не с точки зрения его личных перспектив: из-за проблем с финансированием у команды Prodrive испанец выступает в чемпионате мира по сокращенной программе, а "Форд" и вовсе пригласил его на одну-единственную гонку на замену травмированному Яри-Матти Латвале. А с точки зрения оценки истинных возможностей автомобиля Ford Fiesta RS. Ведь пока нет однозначного ответа на вопрос, кто виноват в неважных по сравнению с "Ситроеном" результатах команды: гонщики или предоставленный им автомобиль? Латвала и Солберг чуть ли не в каждой гонке находят приключения себе на колеса - но их ли это вина? Может быть, машина не оставляет им выбора: хочешь ехать в одном темпе с "Ситроенами" - выходи за грань разумного риска?

Солберг в Аргентине явно ехал на все деньги - иначе не выиграл бы 2 (из 3) допа до своей поломки и 9 (из 13) после. Сордо, наоборот, с первого дня пилотировал свой "Форд" крайне осмотрительно и явно предпочитал финиш на подиуме неопределенным шансам в борьбе за победу. Может быть, его результаты - полминуты отставания от Лоеба после первого дня, минута после второго и почти две перед финишем - и обозначают тот темп, в котором пилоты "голубого овала" могут двигаться без риска сойти с трассы? Точнее, почти без риска - ведь автомобиль подвел даже осторожничавшего Сордо: из-за оборвавшегося ремня генератора испанец сошел с трассы на последнем спецучастке, за 3 километра до финиша!

Россиянин Евгений Новиков вполне мог финишировать в первой пятерке, но стал жертвой невнимательности механиков - кто-то из них недостаточно сильно затянул болт, которым крепится рычаг задней подвески. Когда деталь выскочила из своих креплений, ехать дальше смысла не было: вывернутое под углом в девяносто градусов заднее колесо ощутимо тормозило бы автомобиль и все равно оторвалось бы через несколько километров. Пропустив несколько спецучастков и получив за это 20 штрафных минут, за оставшиеся два дня гонки Евгений мог рассчитывать разве что на попадание в очковую зону. И достойно справился с поставленной перед собой задачей: отличные времена на воскресных допах (три вторых и одно третье) и неудачи соперников позволили россиянину закончить гонку на 8-м месте.

Кирилл КАЧНОВ

---

"Ралли Аргентины". Итоговые результаты

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Citroen Total WRT 5:34.38.8
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Citroen Total WRT + 15.2
3. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Adapta WRT + 3:10.4
4. Мартин ПРОКОП Ford Fiesta RS Czech National Ford Team + 9:45.3
5. Тьерри НЕВИЛЛЬ Citroen DS3 Citroen Junior WRT + 11:17.6
6. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT + 12:02.2
7. Себастьян ОЖЬЕ Skoda Fabia RS (S2000) VW Motorsport + 12:25.3
8. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT + 21:10.2
9. Нассер Аль-АТТИЯ Citroen DS3 Qatar WRT + 28:22.6
10. Отт ТАНАК Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT + 37:19.5

Чемпионат мира по ралли. Пилоты. Общий зачет после 5 этапов

Пилот Автомобиль Команда Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 Total Citroen WRT 91
2. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS Ford WRT 73
3. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 Total Citroen WRT 70
4. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS Adapta WRT 68
5. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS M-Sport Ford WRT 43
6. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS Ford WRT 28

Чемпионат мира по ралли. Команды. Общий зачет после 5 тапов

Команда Автомобиль Очки
1. Citroen Total WRT Citroen DS3 151
2. Ford WRT Ford Fiesta RS 106
3. M-Sport Ford WRT Ford Fiesta RS 81
4. Qatar WRT Citroen DS3 37
5. Citroen Junior WRT Citroen DS3 30

 

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ