12:07 27 января 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

Евгений Новиков: итоги "Ралли Монте-Карло"

По словам Евгения, самое сложное на "Ралли Монте-Карло" - постоянно меняющееся состояние дорожного покрытия, подстраиваясь под которое гонщику надо часто и быстро менять ритм езды. Фото "СЭ"
По словам Евгения, самое сложное на "Ралли Монте-Карло" - постоянно меняющееся состояние дорожного покрытия, подстраиваясь под которое гонщику надо часто и быстро менять ритм езды. Фото "СЭ"

РАЛЛИ (WRC)

Россиянин, с первой попытки закончивший легендарную гонку пятым, рассказал "СЭ", почему "Ситроен" предсказывает погоду лучше "Форда", чем страшен раллистам "черный лед" и почему со штурманом-французом можно просыпаться на час позже, чем с англичанином или финном.

Пятое место Евгения Новикова на "Ралли Монте-Карло" нельзя не признать выдающимся результатом. Во-первых, россиянин стал лучшим из гонщиков, не входящих в составы заводских команд. Во-вторых, он сделал это на гонке, которую многие считают самой сложной в чемпионате мира. В-третьих, Евгению не помешал недостаток опыта - ведь на старт знаменитого соревнования москвич вышел впервые.

"Ралли Монте-Карло" любят называть "шинным покером". Нестабильная погода в горах приводит к тому, что даже в пределах одного спецучастка чистый и сухой асфальт чередуется с голым льдом. Ключевую роль в таких условиях играет выбор покрышек. Порой одной ошибки за пять дней гонки достаточно, чтобы потенциально сильный экипаж выпал из числа претендентов на победу. А одно верное решение может дать сразу минуту преимущества и тем самым поставить конкурентов в безнадежное положение.

- Болельщикам наверняка будет интересно узнать, как организован процесс принятия решений по резине. Кто, когда и на основании какой информации выбирает покрышки на очередную секцию?

- Последнее слово всегда за пилотом. Какая информация есть в его распоряжении - зависит от команды. Обычно несколько сотрудников команды находятся на спецучастках и по телефону сообщают о погоде и состоянии трассы. Работа в "Форде" организована именно так. Вся информация со спецучастков попадает к одному из старших механиков - тому, кто отвечает за шины. Он по ходу гонки ведет учет покрышек (количество шин, которые может использовать экипаж, ограничено правилами. - Прим. "СЭ"), следит за степенью их износа, дает команды механикам - какие колеса на какой автомобиль ставить. В определенный момент этот человек обходит гонщиков и рассказывает ситуацию на спецучастках. После этого можно принимать решение. Но при переменчивой погоде все, конечно, максимально оттягивают этот момент. Иногда все решается за считанные минуты до выезда из сервис-парка. 

- Ярким моментом ралли стали пятничные допы Сен-Жан-ан-Руян и Коль-де-Годиссар. На первом оптимальным вариантом были слики, на втором - шипованные покрышки. По сумме времен на двух спецучастках быстрее всех оказались те, кто имел в своем распоряжении четыре "шиповки" - к примеру, гонщики "Ситроена". Экипажи на "Форд" выехали на эту секцию, либо вообще не имея шипованных шин (как Петтер Солберг), либо имея только две (как вы). И в итоге достаточно много проиграли. Не повезло?

- Насколько я знаю, команда "Ситроен" за деньги получает доступ к данным с французских метеорадаров. Это позволяет им прогнозировать погоду - а "Форд" располагает только данными, какова погода в данный момент (но пока мы доберемся до спецучастка, там все может резко измениться). Это и было причиной проблем в пятницу. По имевшейся у нас информации, оба спецучастка можно было проехать чуть ли не на сликах. На деле же на Коль-де-Годиссар пошел дождь, причем вода, падая на асфальт, моментально замерзала. Получался пресловутый "черный лед", который очень сложно разглядеть из-за руля. Часто его чувствуешь, только когда колеса теряют сцепление с дорогой. И как назло он появился на очень быстрых участках. По телевидению показывали кадры с перевала, где километра три-четыре была сплошная наледь - и многие подумали, что именно она была главной проблемой. Но, по моим ощущениям, больше всего времени мы потеряли как раз из-за черного льда...

- Насколько помогает информация, которую вы получаете от экипажей-разведчиков? И как организована работа с ними? Один разведчик работает на всех гонщиков "Форда" или все сложнее?

- Каждый экипаж сам ищет себе разведчиков. Мы нашли своих через моего штурмана Дени Жироде. За рулем, кстати, сидел Бруно Саби (постоянный участник чемпионата мира по ралли в конце восьмидесятых, выигравший "Ралли Монте-Карло" в 1988 году и ралли-рейд "Дакар" в 1993. - Прим. "СЭ"). При выборе резины информация от разведчиков не помогает никак, ибо поступает слишком поздно. Они проезжают спецучасток перед тем, как дорогу перекроют для постороннего движения - а мы в этот момент обычно уже покинули сервис-парк и движемся в сторону допа. Главный результат - это поправки к стенограмме. Во время движения по спецучастку пилот-разведчик отмечает все, что кажется ему достойным внимания - обычно это мокрые участки, лужи, снег или лед. Штурман-разведчик, у которого в руках экземпляр нашей стенограммы, все это фиксирует, чтобы потом позвонить моему штурману и пересказать ему записанное.

- Дени Жироде известен как опытный и квалифицированный штурман. Но на "Ралли Монте-Карло" дополнительным преимуществом в теории было и то, что он - француз. А на практике? Если бы справа от вас сидел не менее опытный и квалифицированный человек, но он был бы финном или англичанином - насколько это сказалось бы на результате?

- Перевести гражданство в секунды, конечно, невозможно. Но какие-то мелкие позитивные моменты, конечно, были. К примеру, когда шло ознакомление с трассой, мы переночевали дома у друзей Дени. Они живут в 15 километрах от спецучастка, а ближайшие гостиницы находятся в несколько раз дальше. Таким образом мы сэкономили один час времени - встали не в шесть, а в семь утра. У других знакомых дом стоит прямо на трассе одного из спецучастков. Когда дорога уже была перекрыта и разведчиков на нее никто не выпустил бы, Дени сделал телефонный звонок и получил самую свежую информацию о погоде.

- "Ралли Монте-Карло" - чуть ли не единственная гонка в мире, где экипажи могут поставить крест-накрест слики и шипованную резину. Как меняется при этом поведение автомобиля?

- На прямой машину начинает тянуть на сторону, и это надо постоянно компенсировать, чуть доворачивая руль. Автомобиль становится более дерганым, резче отзывается на движения рулем. И по-разному входит в правые и левые повороты. При прочих равных предельная скорость может быть в правом повороте одной, а в левом - ощутимо ниже или выше.

- С этого года количество шин, которые экипаж может использовать за гонку, уменьшено с 48 до 35. Это как-то сказалось на "Ралли Монте-Карло"? Были моменты, когда шин не хватало?

- На гонках с переменчивой погодой каждый экипаж получает еще 10 дополнительных покрышек, так что в этот раз было не 35, а 45. Нам резины хватило, хотя кое в чем были на грани. В среду был резон поставить сверхмягкие слики, и многие лидеры поступили именно так. Мы ехали на мягких - а если бы выбрали сверхмягкие, нам могло их не хватить в другие дни. В целом стоит сказать, что нельзя пускать ситуацию с резиной на самотек и на каждую секцию брать те покрышки, какие хочется. Надо четко знать, в каком состоянии каждая шина после прошедших дней гонки, и вдумчиво планировать расклад по шинам на оставшиеся дни. Представляя - или хотя бы пытаясь представить, где сколько можно выиграть или проиграть.

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ