07:07 31 декабря 2011 | АВТО / МОТО — Ралли

Анатомия поля битвы

"Дакар" ассоциируется с пустыней и высокими дюнами, но на деле список трудностей, препятствий и ловушек куда длиннее и разнообразнее... Фото "СЭ"
"Дакар" ассоциируется с пустыней и высокими дюнами, но на деле список трудностей, препятствий и ловушек куда длиннее и разнообразнее... Фото "СЭ"

"ДАКАР-2012"

В саванне нужно выбрать одну из сотни дорог. На стыке гор и пустыни - не поймать спрятанный в песке крупный камень. При подъеме на перевал - не уснуть от недостатка кислорода. По-прежнему мечтаете о "Дакаре"? Тогда читайте далее - может, все-таки передумаете...

Впрочем, к прокладке маршрута двухнедельной гонки подход нужен особый. С одной стороны, без труднопроходимых песков "Дакар" уже вряд ли может обойтись. С другой - публика не поймет, если участники будут не выпускать из рук лопаты с первого до последнего дня. Законы драматургии никто не отменял: и сложные участки выглядят особенно устрашающе, если чередуются со сравнительно безобидными. Поэтому в программе соревнований есть ландшафты, куда в здравом уме не сунешься - а есть местности, не способные напугать даже вчерашних выпускников автошколы.

К последним можно отнести аргентинские территории, по которым двигались два первых дня участники прошлогоднего "Дакара". Среди немаленьких полей проложены ровные грунтовые дороги, пересекающиеся под прямыми углами. Здесь опытные экипажи рискуют даже заскучать. Пилот может проходить однотипные повороты на автомате, штурман легко считывает хорошо просматривающиеся ориентиры, а перед глазами механика - одни и те же оптимальные показания приборов, так как машина работает в щадящих условиях.

В саваннах зевать уже некогда. На плоской местности ощутимо меньше ориентиров, к которым можно привязаться. А дорог - то разбегающихся в разных направлениях, то снова сходящихся или вовсе переплетающихся между собой - десятки и сотни (а штурману-то из них надо выбрать одну-единственную). Здесь же среди безобидного плотного грунта может появиться феш-феш - одна из главных дакаровских неприятностей, вкратце описанная в предыдущей статье. Ехать поверху, надеясь на прочность песчаной корки? Продираться сквозь кусты на обочине? Разворачиваться и искать объездные пути? В теории каждый вариант может быть выигрышным. Единственное правило, которое должно накрепко засесть в голове каждого дакаровца - не соваться в уже пробитую в феш-феше колею: машина мгновенно ляжет на брюхо, и откапывать ее придется пару месяцев...

Дороги, проложенные по каменистому грунту предгорий, для участников "Дакара" в теории безобидны - ведь по ним же проложена трасса аргентинского этапа чемпионата мира по классическому ралли. А там и скорости повыше, и подвески пожестче, и сами по себе машины более хрупкие... Но надо учитывать разницу между раллийной стенограммой и дакаровской дорожной книгой. Раллисты прописывают трассу сами, отмечая каждый поворот - и его характер, и предполагаемую скорость прохождения, и опасные моменты вроде камня на обочине. В дорожной книге фигурируют только важные ориентиры, а насколько коварен поворот и на какой скорости его надо пройти - пилот должен сам определить на ходу. И на деле опытный участник "Дакара" может вылететь с дороги там же, где без проблем проедет средней руки раллист - потому что в роудбуке не указан перелом профиля, на котором автомобиль может разгрузиться и потерять сцепление с дорогой...

В самих горах по ровным асфальтовым дорогам ехать быстро надобности нет: по ним проложены не спецучастки, а дорожные секции, где требуется соблюдать правила дорожного движения - в том числе ограничения скорости. Во что могла бы превратиться в этих условиях гонка на время - страшно представить. Когда дорога за час поднимается на три километра вверх, организм может отреагировать и тошнотой, и поносом, и галлюцинациями... Крупно повезло тем, кого просто клонит в сон. Хотя если речь идет о мотоциклистах, которых некому ударить локтем в бок, и это везение относительное. По словам очевидцев, дежурящие на перевалах скорые с запасом кислорода носятся по дорогам туда-обратно, не успевая "оживлять" всех уснувших на обочине пилотов двухколесной техники...

Стык гор и пустыни Атакама считается особенно опасным местом. С виду - обычный песок, но под ним могут скрываться камни, при контакте с которыми запросто можно остаться без колеса. Сама же Атакама может "порадовать" серым песком, который с трудом могут "прочитать" штурманы, и затяжными подъемами на дюны, где хорошие шансы закопаться есть даже у самых опытных пилотов на самых совершенных машинах. А ведь в программе нынешнего "Дакара" есть еще и пустыни на территории Перу - и организаторы обещают, что опытным покорителям пустыни очень пригодятся навыки, выработанные еще в Африке...

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ