Почему мы не ходим на футбол

Трибуны на российских стадионах редко заполняются до отказа... Фото Сергея ЛИТВАКА. Фото "СЭ"
Трибуны на российских стадионах редко заполняются до отказа... Фото Сергея ЛИТВАКА. Фото "СЭ"

До EURO-2012 - 6 дней

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

"Было бы интересно провести опрос на тему: "Почему я не хожу на футбол?". И предложить респондентам следующие варианты ответов: а) дорогие билеты; б) холодно; в) не смотрю футбол без пива; г) достала гопота на трибунах; д) достал произвол полиции; е) не устраивает качество игры; ж) смотрю по телевизору и всем доволен; з) не смотрю даже по телевизору; и) жду, когда команды наберут форму; к) это не отдых, а напряг; л) бессмысленно смотреть то, что изначально лишено смысла. И так далее".

Этим абзацем начинался первополосный комментарий "СЭ", посвященный проблеме посещаемости матчей российского чемпионата и опубликованный 9 апреля этого года. На следующий день после публикации мне позвонил человек, имеющий прямое отношение к РФС.

- Вы удивитесь, - сказал он. - но мы заказали точно такой же опрос Всероссийскому центру изучения общественного мнения. Варианты ответов очень похожи на ваши. Сейчас опрос в разработке, скоро будут результаты.

Перво-наперво хотелось бы предпринять редкую по нынешним временам акцию: похвалить РФС. Раз в головном футбольном ведомстве привлекли ВЦИОМ - значит, проблему там видят и пытаются к ней подступиться. Тем более что сама проблема не устает напоминать о себе: 18 тысяч зрителей на домашнем матче с Уругваем тому свидетельство, если не сказать - приговор.

Во-вторых, отважусь сделать что-то совсем уж невиданное и похвалю РФС дважды. За то, что результаты опроса ВЦИОМа не легли в чей-то пыльный сейф, а совершенно естественным путем оказались у меня на моем рабочем столе. О них сегодня и поговорим.

Разумеется, тревожить солидную социологическую структуру ради одного лишь вопроса смысла не имело. Поэтому материалы, предоставленные ВЦИОМом, затрагивают не только стадионную посещаемость. Фактически это исследование на тему "Перспективы развития футбольной аудитории в России". Объект исследования, если кто не понял, - мы с вами, наши интересы и предпочтения.

В 153 населенных пунктах 46 субъектов РФ было опрошено 1800 человек в возрасте от 14 лет и старше. Из них 797 мужчин и 1003 женщины, что с натяжкой можно считать отражением общего демографического среза в России. Выборка, не побоюсь этих слов, вполне репрезентативна. Сроки проведения опроса - апрель 2012 года. Используемый метод - личные интервью по месту жительства респондентов.

Первый вопрос, который задали этим людям, прозвучал более чем логично:

ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ФУТБОЛОМ?

"Да", - так ответил 31 процент опрошенных. "Нет", - 68 процентов. Один процент, то есть 18 человек, дать ответ затруднились. Думаю, этим людям вообще живется непросто, ибо отсутствие позиции по такого рода вопросам природой в человеке не предусмотрено.

С одной стороны, 31 процент интересующихся футболом - число печальное. На мой взгляд, оно не дает основания считать нас полноценной футбольной нацией. С другой стороны, 31 процент населения Москвы намного превышает 18 тысяч, пришедших в прошлую пятницу на Уругвай. Почему же эти самые проценты, исчисляемые миллионами, не добрались до Черкизова? Что помешало или отвратило?

Надеюсь, поймем ниже. А пока замечу: согласно опросу того же ВЦИОМа, в 2006 году процент россиян, интересующихся футболом, равнялся 38. За шесть лет мы потеряли 7 процентов - почти одну пятую всех потенциальных болельщиков. Куда они делись? На что променяли футбол?

Правда, в 2006 году опрос проводился в июле, то есть сразу после интереснейшего чемпионата мира: именно этим и может быть обусловлено превышение тех процентов над нынешними. В любом случае, тот "прирост" - не наш, не российский.

Необходимые дополнения:

- интерес к футболу снижается с возрастом респондентов: от 38 процентов среди 14 - 17-летних до 21 процента среди тех, кому за 60;

- тяга к "прекрасному" значительно выше у мужчин - 51 процент;

- футболом интересуется всего лишь 14 процентов женщин: от 26 процентов в группе 14 - 17-летних до 9 процентов в категории тех, кому за 45, мое им почтение;

- выше интерес к футболу у обеспеченных россиян: 44 процента среди тех, чье материальное положение, по их словам, "хорошее или очень хорошее", 24 процента - "плохое или очень плохое";

- лидеры по интересу - Москва и Санкт-Петербург (47 процентов), во всех остальных населенных пунктах, от села до полумиллионного города, показатель колеблется в районе 30 процентов;

- от уровня образования интерес к футболу почти не зависит.

ФОРМЫ ИНТЕРЕСА К ФУТБОЛУ

28 процентов россиян смотрят матчи по ТВ или интернету. 5 процентов посещают футбольные арены.

Жуткая цифра. Речь ведь не о том, что 7 миллионов россиян постоянно приходят на футбол, а о том, что они в принципе там бывают или бывали. Значит, телепросмотр привлекательнее, спокойнее, беспроблемнее, комфортнее, доступнее похода на российский стадион более чем в пять раз! Но неужели интереснее? Смотря что понимать под интересом. Глядеть на игру вживую - ни с чем не сравнимое удовольствие. Однако болельщик всегда принимает во внимание сумму всех удобств и "напрягов". И делает выбор, который в нашем случае печален.

Группа активных болельщиков - внимание! - составляет менее 2 процентов от всех россиян старше 14 лет. Это те, кто бывает на стадионах не менее одного раза в месяц. Остальные вправе отнести себя к числу нерегулярных (эпизодических) болельщиков.

Необходимые дополнения:

- в 2006 году футбольные матчи посещали не 5, как сейчас, а 2 процента опрошенных: с одной стороны, разброс находится в пределах погрешности, с другой - возможен небольшой прирост;

- среди тех, кому за 60, на стадионах бывает лишь 1 процент опрошенных;

- эта же группа - самые активные телеболельщики: 94 процента всех интересующихся футболом стариков не видят альтернативы телевизору;

- 3 процента населения занимаются футболом хотя бы изредка;

- 2 процента читают футбольную прессу, пусть их дом будет полной чашей;

- занимается футболом хотя бы изредка каждый шестой сельский житель из числа им интересующихся, и только 3 процента болельщиков Москвы и Питера;

- стадионы посещают лишь 9 процентов российских женщин, интересующихся футболом.

ЧТО СМОТРИМ?

В течение двух последних лет хотя бы раз побывали на стадионе 4,7 процента опрошенных. 19 процентов из них смотрели матчи сборной России, 33 процента - премьер-лигу, 14 процентов - первый дивизион. Лишь 28 из 1800 опрошенных в этот же период выезжали на матчи в другие города.

ЧТО ХОТЕЛИ БЫ СМОТРЕТЬ?

Ответ на этот вопрос исчерпывается маленькой табличкой.

Если бы у вас была возможность, какие матчи вы хотели бы посещать?

Матчи сборной России

66

Матчи премьер-лиги чемпионата России по футболу

48

Матчи первенства ФНЛ

30

Никакие из перечисленных

10

Затрудняюсь ответить

5

ПОЧЕМУ НЕ ХОДИМ НА ФУТБОЛ?

Вот как ответили респонденты старше 14 лет, интересующиеся футболом, но не посещающие матчи (таких в нашей стране, оказывается, больше четверти населения - 26 процентов). Каждому опрошенному разрешалось назвать 3 из предложенных вариантов ответов, поэтому сумма процентов превышает 100. В вариант ответа "другое" были включены личные причины, как то лень, нехватка времени и т.д.

Причины отказа от посещения футбольных матчей

Таблицу см. в PDF

Итак, два самых важных фактора - банальная недоступность футбола и дороговизна билетов. С первым бороться сложно - на нет и суда нет. А вот что касается цен на билеты, то только треть из тех, у кого на футбол не хватает средств, не назвал других причин. То есть большинству малоимущих не нравится и еще кое-что - организационное, психологическое или эмоциональное. Как справедливо заметили исследователи, указание на дорогие билеты является для этих опрошенных скорее рациональным объяснением отказа, чем его истинной причиной.

Прямое суммирование "организационных" и "эмоционально-психологических" отказов ничего не даст, поскольку сумма процентов, повторяю, не равна 100. И все же по диаграмме можно понять, какой значительной части болельщиков недосчитывается российский футбол из-за глубокой своей зрительской запущенности, из-за денежной и ментальной "непривязанности" к потребителю. Строго говоря, ленивые, занятые, бедные и живущие на отшибе не ходят на стадионы в любой стране мира. В России - еще и разочарованные тем, что на стадионах происходит.

Необходимые дополнения:

- чем меньше населенный пункт, тем чаще в качестве основной указана причина отсутствия матчей как таковых;

- для москвичей и петербуржцев самой актуальной причиной отказа наряду с высокой стоимостью билетов является агрессивное, неподобающее поведение болельщиков.

Если вы интересуетесь футболом, но не посещаете матчи, то почему?

 

Москва и Санкт-Петербург

более 500 тыс.

100-500 тыс.

менее 100 тыс.

село

В нашем населенном пункте не проходят футбольные матчи

0

10

17

55

75

Дорогие входные билеты

58

19

17

24

10

Организационный фактор

 

 

 

 

 

Неудобное расписание игр

8

13

8

7

8

Плохая организация футбольных матчей в целом

13

5

10

4

3

Плохие условия для болельщиков

9

5

11

4

1

Нет информации о матчах

3

5

4

4

0

Не устраивает работа полиции на футбольных матчах

9

2

0

4

0

Опасаюсь из-за плохого состояния спортивных объектов

5

2

1

3

0

Не нравится атмосфера на стадионах/поведение болельщиков

36

23

11

7

3

Нет ощущения отдыха, праздника

12

11

21

2

1

Мне это скучно/нет зрелищности/плохая игра команд

4

16

12

2

2

Другое

17

31

21

4

13

Затрудняюсь ответить

8

7

17

10

5

А ЕСЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ?

Те, кто интересуется футболом, сформировали в целом предсказуемую картину телевизионной активности.

Иными словами, телеаудитория матчей нашего чемпионата составляет 93 процента интересующихся футболом. При этом за последние 6 лет группа постоянно смотрящих увеличилась с 12 до 22 процентов, а группа самых активных телеболельщиков - ("смотрю регулярно" и "смотрю часто") - с 35 до 49 процентов.

Значит, степень интереса растет, а число интересующихся (см. первую главку) уменьшается. И говорит это вот о чем. Вовлеченные в футбольный процент россияне прибавили в накале переживаний, а колеблющихся, эпизодических телеболельщиков стало меньше. Одни, видать, зафанатели всерьез, другие потихоньку "отваливаются".

Смотрите ли вы футбольные матчи чемпионата России и матчи сборной России по телевизору и если да, то как часто?

Схему см. в PDF

КАКОЙ КАНАЛ?

Вот как выглядит рейтинг популярности телеканалов, транслирующих матчи, по результатам опроса тех, кто интересуется футболом.

Таблицу см. в PDF

Респондентам, понятно, разрешалось указать несколько ответов.

Необходимое дополнение:

- в 2006 году 29 процентов интересующихся футболом считали, что его в телевизоре мало, сейчас процент неудовлетворенных сократился до 21;

- абсолютное большинство - 68 процентов - считает, что футбола на телевидении ровно столько, сколько нужно.

Последнее заставляет задаться вопросом: а легко ли будет РФПЛ, швейцарским медиапродавцам или кому бы то ни было реализовать наполеоновские планы по доставке футбола чуть ли не в каждую семью, если эта семья и так довольна?

ОТНОШЕНИЕ К ПЛАТНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Необходимое дополнение:

- здесь и далее речь пойдет только о матчах чемпионата России.

Картина простая и понятная: 11 процентов готовы платить за телефутбол, 21 процент не исключает этого, если устроит цена, 62 процента не готовы платить ни при каких обстоятельствах, 5 процентов, как водится, впали в ступор и затруднились ответить.

Иными словами, мы имеем одну треть согласных платить и две трети не согласных, что вбивает очередной клин в идею тотального распространения ТВ-футбола. С одним большим "но": речь идет о людях, интересующихся игрой номер один.

Если же говорить обо всех опрошенных, то согласны платить лишь 10 процентов населения России старше 14 лет, не согласны - все остальные, не считая задумавшихся. Ко второй группе, разумеется, я причислил тех, кто вообще не интересуется футболом.

И как вам такая картинка?

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?

Средняя сумма, с которой согласны расстаться потенциальные плательщики (сейчас речь идет только о них, поскольку все остальные готовы потратить ровно 0 рублей), или составляет 372 рубля в месяц. Активные не прочь расстаться с 500 рублями, бережливые - с 290. А вообще 43 процента этой группы уместились в рамки от 100 до 400 рублей в месяц.

О НАБОЛЕВШЕМ

ВЦИОМ на всякий случай подсчитал рейтинги личной и командной популярности. Будет уместно проиллюстрировать их двумя таблицами, учитывающими динамику предпочтений. Обратите внимание: опрошены были только те, кто интересуется футболом.

Можете ли вы назвать действующего игрока российского чемпионата по футболу, который был бы вам интересен и симпатичен с точки зрения его и профессиональных, и человеческих качеств?

 

июль 2008

ноябрь 2009

декабрь 2010

апрель 2012

Андрей АРШАВИН

42

35

14

27

Александр КЕРЖАКОВ

0

3

5

7

Игорь АКИНФЕЕВ

8

7

4

6

Роман ПАВЛЮЧЕНКО

26

6

2

5

Юрий ЖИРКОВ

9

7

1

3

Дмитрий СЫЧЕВ

3

4

1

2

Артем ДЗЮБА

0

0

0

1

Владимир БЫСТРОВ

0

2

1

1

Роман ШИРОКОВ

0

0

0

1

Вячеслав МАЛАФЕЕВ

0

0

1

1

Сергей СЕМАК

1

2

1

1

Игорь СЕМШОВ

0

0

0

1

Ласина ТРАОРЕ

0

0

0

1

Алан ДЗАГОЕВ

0

1

0

1

Братья БЕРЕЗУЦКИЕ

0

0

1

1

Затрудняюсь ответить

 

51

71

31

Этот рейтинг интересен в том числе и благодаря тем, кто в нем отсутствует. Где, извиняюсь, Думбья, Вагнер Лав, Данни, Кураньи, Это’О, Роберто Карлос, Воронин, Кришито, Веллитон, Эменике, Дикань и т.д.? Неужели эти люди не симпатичны вообще никому из российских болельщиков?

Причин их отсутствия, думаю, две. Первая: возможно, ВЦИОМ предложил респондентам не типовые варианты ответов, а попросил вспомнить героев самостоятельно. Что в общем-то вполне отвечает понятию "популярность".

Причина номер два: россиянам действительно ближе земляки, а не легионеры. И это мощный повод задуматься сторонникам отмены лимита.

Какие бы высокие трофеи ни добывали легионеры для наших ведущих клубов, трибуны всегда хотят поддерживать своих. Люди так устроены, свои им роднее во всех отношениях. Руководителям клубов, конечно, легионеры нужны: это результат, титулы и все такое. Другое дело - нужны ли им трибуны в той же степени, что и титулы? Учитывается ли мнение болельщиков, в том числе и телевизионных, в кадровой политике клубов? А во всех остальных вопросах, как думаете, - учитывается?

На мой взгляд, не всегда.

А вот вам рейтинг клубов, вычисленный ВЦИОМом. Среди тех, напоминаю, кто интересуется футболом.

Оставлю эту таблицу без комментариев. Скажу лишь, что не доверять результатам опроса у меня оснований нет.

Можете ли вы назвать себя болельщиком какого-либо российского клуба, и если да, то какого?

 

июль 2006

декабрь 2010

апрель 2012

ЗЕНИТ

7

22

26

СПАРТАК

18

17

14

ЦСКА

15

14

13

ЛОКОМОТИВ

8

6

6

ДИНАМО

3

4

5

АНЖИ

-

0

5

РУБИН

3

1

3

РОСТОВ

2

1

1

КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ

1

4

1

АМКАР

-

0

1

ВОЛГА

-

-

1

КУБАНЬ

-

-

1

СПАРТАК

1

3

>1

КРАСНОДАР

-

-

>1

Не болею ни за один клуб, ни один из клубов не симпатичен

24

18

14

Другой клуб

1

4

3

Затрудняюсь ответить

17

6

6

САМ СЕБЕ ВЦИОМ

Хочу опубликовать здесь ответы на тот самый опрос, о котором упомянул в начале этих заметок. Это не исследование ВЦИОМа, а данные из моего личного блога. Туда в основном заходят люди, интересующиеся футболом, социальный срез не идеален, выборка не репрезентативная, и число опрошенных, конечно, не 1800, а всего лишь 142. Однако и это тоже - мнение народа. К которому в последнее время прислушиваются все реже и реже. А жаль.

Таблицу см. в PDF

Если оставить в покое цены на билеты, все остальные минусы поглощаются ответом "Это не отдых, а напряг". За него в моем опросе проголосовало в сумме 75,2 процента читателей. Что тут добавить?

 Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

PDF с графиками

Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...