Почему мы не ходим на футбол

Трибуны на российских стадионах редко заполняются до отказа... Фото Сергея ЛИТВАКА. Фото "СЭ"
Трибуны на российских стадионах редко заполняются до отказа... Фото Сергея ЛИТВАКА. Фото "СЭ"

До EURO-2012 - 6 дней

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

"Было бы интересно провести опрос на тему: "Почему я не хожу на футбол?". И предложить респондентам следующие варианты ответов: а) дорогие билеты; б) холодно; в) не смотрю футбол без пива; г) достала гопота на трибунах; д) достал произвол полиции; е) не устраивает качество игры; ж) смотрю по телевизору и всем доволен; з) не смотрю даже по телевизору; и) жду, когда команды наберут форму; к) это не отдых, а напряг; л) бессмысленно смотреть то, что изначально лишено смысла. И так далее".

Этим абзацем начинался первополосный комментарий "СЭ", посвященный проблеме посещаемости матчей российского чемпионата и опубликованный 9 апреля этого года. На следующий день после публикации мне позвонил человек, имеющий прямое отношение к РФС.

- Вы удивитесь, - сказал он. - но мы заказали точно такой же опрос Всероссийскому центру изучения общественного мнения. Варианты ответов очень похожи на ваши. Сейчас опрос в разработке, скоро будут результаты.

Перво-наперво хотелось бы предпринять редкую по нынешним временам акцию: похвалить РФС. Раз в головном футбольном ведомстве привлекли ВЦИОМ - значит, проблему там видят и пытаются к ней подступиться. Тем более что сама проблема не устает напоминать о себе: 18 тысяч зрителей на домашнем матче с Уругваем тому свидетельство, если не сказать - приговор.

Во-вторых, отважусь сделать что-то совсем уж невиданное и похвалю РФС дважды. За то, что результаты опроса ВЦИОМа не легли в чей-то пыльный сейф, а совершенно естественным путем оказались у меня на моем рабочем столе. О них сегодня и поговорим.

Разумеется, тревожить солидную социологическую структуру ради одного лишь вопроса смысла не имело. Поэтому материалы, предоставленные ВЦИОМом, затрагивают не только стадионную посещаемость. Фактически это исследование на тему "Перспективы развития футбольной аудитории в России". Объект исследования, если кто не понял, - мы с вами, наши интересы и предпочтения.

В 153 населенных пунктах 46 субъектов РФ было опрошено 1800 человек в возрасте от 14 лет и старше. Из них 797 мужчин и 1003 женщины, что с натяжкой можно считать отражением общего демографического среза в России. Выборка, не побоюсь этих слов, вполне репрезентативна. Сроки проведения опроса - апрель 2012 года. Используемый метод - личные интервью по месту жительства респондентов.

Первый вопрос, который задали этим людям, прозвучал более чем логично:

ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ФУТБОЛОМ?

"Да", - так ответил 31 процент опрошенных. "Нет", - 68 процентов. Один процент, то есть 18 человек, дать ответ затруднились. Думаю, этим людям вообще живется непросто, ибо отсутствие позиции по такого рода вопросам природой в человеке не предусмотрено.

С одной стороны, 31 процент интересующихся футболом - число печальное. На мой взгляд, оно не дает основания считать нас полноценной футбольной нацией. С другой стороны, 31 процент населения Москвы намного превышает 18 тысяч, пришедших в прошлую пятницу на Уругвай. Почему же эти самые проценты, исчисляемые миллионами, не добрались до Черкизова? Что помешало или отвратило?

Надеюсь, поймем ниже. А пока замечу: согласно опросу того же ВЦИОМа, в 2006 году процент россиян, интересующихся футболом, равнялся 38. За шесть лет мы потеряли 7 процентов - почти одну пятую всех потенциальных болельщиков. Куда они делись? На что променяли футбол?

Правда, в 2006 году опрос проводился в июле, то есть сразу после интереснейшего чемпионата мира: именно этим и может быть обусловлено превышение тех процентов над нынешними. В любом случае, тот "прирост" - не наш, не российский.

Необходимые дополнения:

- интерес к футболу снижается с возрастом респондентов: от 38 процентов среди 14 - 17-летних до 21 процента среди тех, кому за 60;

- тяга к "прекрасному" значительно выше у мужчин - 51 процент;

- футболом интересуется всего лишь 14 процентов женщин: от 26 процентов в группе 14 - 17-летних до 9 процентов в категории тех, кому за 45, мое им почтение;

- выше интерес к футболу у обеспеченных россиян: 44 процента среди тех, чье материальное положение, по их словам, "хорошее или очень хорошее", 24 процента - "плохое или очень плохое";

- лидеры по интересу - Москва и Санкт-Петербург (47 процентов), во всех остальных населенных пунктах, от села до полумиллионного города, показатель колеблется в районе 30 процентов;

- от уровня образования интерес к футболу почти не зависит.

ФОРМЫ ИНТЕРЕСА К ФУТБОЛУ

28 процентов россиян смотрят матчи по ТВ или интернету. 5 процентов посещают футбольные арены.

Жуткая цифра. Речь ведь не о том, что 7 миллионов россиян постоянно приходят на футбол, а о том, что они в принципе там бывают или бывали. Значит, телепросмотр привлекательнее, спокойнее, беспроблемнее, комфортнее, доступнее похода на российский стадион более чем в пять раз! Но неужели интереснее? Смотря что понимать под интересом. Глядеть на игру вживую - ни с чем не сравнимое удовольствие. Однако болельщик всегда принимает во внимание сумму всех удобств и "напрягов". И делает выбор, который в нашем случае печален.

Группа активных болельщиков - внимание! - составляет менее 2 процентов от всех россиян старше 14 лет. Это те, кто бывает на стадионах не менее одного раза в месяц. Остальные вправе отнести себя к числу нерегулярных (эпизодических) болельщиков.

Необходимые дополнения:

- в 2006 году футбольные матчи посещали не 5, как сейчас, а 2 процента опрошенных: с одной стороны, разброс находится в пределах погрешности, с другой - возможен небольшой прирост;

- среди тех, кому за 60, на стадионах бывает лишь 1 процент опрошенных;

- эта же группа - самые активные телеболельщики: 94 процента всех интересующихся футболом стариков не видят альтернативы телевизору;

- 3 процента населения занимаются футболом хотя бы изредка;

- 2 процента читают футбольную прессу, пусть их дом будет полной чашей;

- занимается футболом хотя бы изредка каждый шестой сельский житель из числа им интересующихся, и только 3 процента болельщиков Москвы и Питера;

- стадионы посещают лишь 9 процентов российских женщин, интересующихся футболом.

ЧТО СМОТРИМ?

В течение двух последних лет хотя бы раз побывали на стадионе 4,7 процента опрошенных. 19 процентов из них смотрели матчи сборной России, 33 процента - премьер-лигу, 14 процентов - первый дивизион. Лишь 28 из 1800 опрошенных в этот же период выезжали на матчи в другие города.

ЧТО ХОТЕЛИ БЫ СМОТРЕТЬ?

Ответ на этот вопрос исчерпывается маленькой табличкой.

Если бы у вас была возможность, какие матчи вы хотели бы посещать?

Матчи сборной России

66

Матчи премьер-лиги чемпионата России по футболу

48

Матчи первенства ФНЛ

30

Никакие из перечисленных

10

Затрудняюсь ответить

5

ПОЧЕМУ НЕ ХОДИМ НА ФУТБОЛ?

Вот как ответили респонденты старше 14 лет, интересующиеся футболом, но не посещающие матчи (таких в нашей стране, оказывается, больше четверти населения - 26 процентов). Каждому опрошенному разрешалось назвать 3 из предложенных вариантов ответов, поэтому сумма процентов превышает 100. В вариант ответа "другое" были включены личные причины, как то лень, нехватка времени и т.д.

Причины отказа от посещения футбольных матчей

Таблицу см. в PDF

Итак, два самых важных фактора - банальная недоступность футбола и дороговизна билетов. С первым бороться сложно - на нет и суда нет. А вот что касается цен на билеты, то только треть из тех, у кого на футбол не хватает средств, не назвал других причин. То есть большинству малоимущих не нравится и еще кое-что - организационное, психологическое или эмоциональное. Как справедливо заметили исследователи, указание на дорогие билеты является для этих опрошенных скорее рациональным объяснением отказа, чем его истинной причиной.

Прямое суммирование "организационных" и "эмоционально-психологических" отказов ничего не даст, поскольку сумма процентов, повторяю, не равна 100. И все же по диаграмме можно понять, какой значительной части болельщиков недосчитывается российский футбол из-за глубокой своей зрительской запущенности, из-за денежной и ментальной "непривязанности" к потребителю. Строго говоря, ленивые, занятые, бедные и живущие на отшибе не ходят на стадионы в любой стране мира. В России - еще и разочарованные тем, что на стадионах происходит.

Необходимые дополнения:

- чем меньше населенный пункт, тем чаще в качестве основной указана причина отсутствия матчей как таковых;

- для москвичей и петербуржцев самой актуальной причиной отказа наряду с высокой стоимостью билетов является агрессивное, неподобающее поведение болельщиков.

Если вы интересуетесь футболом, но не посещаете матчи, то почему?

 

Москва и Санкт-Петербург

более 500 тыс.

100-500 тыс.

менее 100 тыс.

село

В нашем населенном пункте не проходят футбольные матчи

0

10

17

55

75

Дорогие входные билеты

58

19

17

24

10

Организационный фактор

 

 

 

 

 

Неудобное расписание игр

8

13

8

7

8

Плохая организация футбольных матчей в целом

13

5

10

4

3

Плохие условия для болельщиков

9

5

11

4

1

Нет информации о матчах

3

5

4

4

0

Не устраивает работа полиции на футбольных матчах

9

2

0

4

0

Опасаюсь из-за плохого состояния спортивных объектов

5

2

1

3

0

Не нравится атмосфера на стадионах/поведение болельщиков

36

23

11

7

3

Нет ощущения отдыха, праздника

12

11

21

2

1

Мне это скучно/нет зрелищности/плохая игра команд

4

16

12

2

2

Другое

17

31

21

4

13

Затрудняюсь ответить

8

7

17

10

5

А ЕСЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ?

Те, кто интересуется футболом, сформировали в целом предсказуемую картину телевизионной активности.

Иными словами, телеаудитория матчей нашего чемпионата составляет 93 процента интересующихся футболом. При этом за последние 6 лет группа постоянно смотрящих увеличилась с 12 до 22 процентов, а группа самых активных телеболельщиков - ("смотрю регулярно" и "смотрю часто") - с 35 до 49 процентов.

Значит, степень интереса растет, а число интересующихся (см. первую главку) уменьшается. И говорит это вот о чем. Вовлеченные в футбольный процент россияне прибавили в накале переживаний, а колеблющихся, эпизодических телеболельщиков стало меньше. Одни, видать, зафанатели всерьез, другие потихоньку "отваливаются".

Смотрите ли вы футбольные матчи чемпионата России и матчи сборной России по телевизору и если да, то как часто?

Схему см. в PDF

КАКОЙ КАНАЛ?

Вот как выглядит рейтинг популярности телеканалов, транслирующих матчи, по результатам опроса тех, кто интересуется футболом.

Таблицу см. в PDF

Респондентам, понятно, разрешалось указать несколько ответов.

Необходимое дополнение:

- в 2006 году 29 процентов интересующихся футболом считали, что его в телевизоре мало, сейчас процент неудовлетворенных сократился до 21;

- абсолютное большинство - 68 процентов - считает, что футбола на телевидении ровно столько, сколько нужно.

Последнее заставляет задаться вопросом: а легко ли будет РФПЛ, швейцарским медиапродавцам или кому бы то ни было реализовать наполеоновские планы по доставке футбола чуть ли не в каждую семью, если эта семья и так довольна?

ОТНОШЕНИЕ К ПЛАТНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Необходимое дополнение:

- здесь и далее речь пойдет только о матчах чемпионата России.

Картина простая и понятная: 11 процентов готовы платить за телефутбол, 21 процент не исключает этого, если устроит цена, 62 процента не готовы платить ни при каких обстоятельствах, 5 процентов, как водится, впали в ступор и затруднились ответить.

Иными словами, мы имеем одну треть согласных платить и две трети не согласных, что вбивает очередной клин в идею тотального распространения ТВ-футбола. С одним большим "но": речь идет о людях, интересующихся игрой номер один.

Если же говорить обо всех опрошенных, то согласны платить лишь 10 процентов населения России старше 14 лет, не согласны - все остальные, не считая задумавшихся. Ко второй группе, разумеется, я причислил тех, кто вообще не интересуется футболом.

И как вам такая картинка?

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?

Средняя сумма, с которой согласны расстаться потенциальные плательщики (сейчас речь идет только о них, поскольку все остальные готовы потратить ровно 0 рублей), или составляет 372 рубля в месяц. Активные не прочь расстаться с 500 рублями, бережливые - с 290. А вообще 43 процента этой группы уместились в рамки от 100 до 400 рублей в месяц.

О НАБОЛЕВШЕМ

ВЦИОМ на всякий случай подсчитал рейтинги личной и командной популярности. Будет уместно проиллюстрировать их двумя таблицами, учитывающими динамику предпочтений. Обратите внимание: опрошены были только те, кто интересуется футболом.

Можете ли вы назвать действующего игрока российского чемпионата по футболу, который был бы вам интересен и симпатичен с точки зрения его и профессиональных, и человеческих качеств?

 

июль 2008

ноябрь 2009

декабрь 2010

апрель 2012

Андрей АРШАВИН

42

35

14

27

Александр КЕРЖАКОВ

0

3

5

7

Игорь АКИНФЕЕВ

8

7

4

6

Роман ПАВЛЮЧЕНКО

26

6

2

5

Юрий ЖИРКОВ

9

7

1

3

Дмитрий СЫЧЕВ

3

4

1

2

Артем ДЗЮБА

0

0

0

1

Владимир БЫСТРОВ

0

2

1

1

Роман ШИРОКОВ

0

0

0

1

Вячеслав МАЛАФЕЕВ

0

0

1

1

Сергей СЕМАК

1

2

1

1

Игорь СЕМШОВ

0

0

0

1

Ласина ТРАОРЕ

0

0

0

1

Алан ДЗАГОЕВ

0

1

0

1

Братья БЕРЕЗУЦКИЕ

0

0

1

1

Затрудняюсь ответить

 

51

71

31

Этот рейтинг интересен в том числе и благодаря тем, кто в нем отсутствует. Где, извиняюсь, Думбья, Вагнер Лав, Данни, Кураньи, Это’О, Роберто Карлос, Воронин, Кришито, Веллитон, Эменике, Дикань и т.д.? Неужели эти люди не симпатичны вообще никому из российских болельщиков?

Причин их отсутствия, думаю, две. Первая: возможно, ВЦИОМ предложил респондентам не типовые варианты ответов, а попросил вспомнить героев самостоятельно. Что в общем-то вполне отвечает понятию "популярность".

Причина номер два: россиянам действительно ближе земляки, а не легионеры. И это мощный повод задуматься сторонникам отмены лимита.

Какие бы высокие трофеи ни добывали легионеры для наших ведущих клубов, трибуны всегда хотят поддерживать своих. Люди так устроены, свои им роднее во всех отношениях. Руководителям клубов, конечно, легионеры нужны: это результат, титулы и все такое. Другое дело - нужны ли им трибуны в той же степени, что и титулы? Учитывается ли мнение болельщиков, в том числе и телевизионных, в кадровой политике клубов? А во всех остальных вопросах, как думаете, - учитывается?

На мой взгляд, не всегда.

А вот вам рейтинг клубов, вычисленный ВЦИОМом. Среди тех, напоминаю, кто интересуется футболом.

Оставлю эту таблицу без комментариев. Скажу лишь, что не доверять результатам опроса у меня оснований нет.

Можете ли вы назвать себя болельщиком какого-либо российского клуба, и если да, то какого?

 

июль 2006

декабрь 2010

апрель 2012

ЗЕНИТ

7

22

26

СПАРТАК

18

17

14

ЦСКА

15

14

13

ЛОКОМОТИВ

8

6

6

ДИНАМО

3

4

5

АНЖИ

-

0

5

РУБИН

3

1

3

РОСТОВ

2

1

1

КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ

1

4

1

АМКАР

-

0

1

ВОЛГА

-

-

1

КУБАНЬ

-

-

1

СПАРТАК

1

3

>1

КРАСНОДАР

-

-

>1

Не болею ни за один клуб, ни один из клубов не симпатичен

24

18

14

Другой клуб

1

4

3

Затрудняюсь ответить

17

6

6

САМ СЕБЕ ВЦИОМ

Хочу опубликовать здесь ответы на тот самый опрос, о котором упомянул в начале этих заметок. Это не исследование ВЦИОМа, а данные из моего личного блога. Туда в основном заходят люди, интересующиеся футболом, социальный срез не идеален, выборка не репрезентативная, и число опрошенных, конечно, не 1800, а всего лишь 142. Однако и это тоже - мнение народа. К которому в последнее время прислушиваются все реже и реже. А жаль.

Таблицу см. в PDF

Если оставить в покое цены на билеты, все остальные минусы поглощаются ответом "Это не отдых, а напряг". За него в моем опросе проголосовало в сумме 75,2 процента читателей. Что тут добавить?

 Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

PDF с графиками

29
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (29)

Q-Keeper

А я хожу на футбол. Причем регулярно. И с детьми (7 лет и 4 года). У нас на трибуне не курят. Машину припарковать - всегда место нахожу, даже если за полчаса приезжаю. Проблема - мат с трибун (причем организованный, с фанатских виражей) и дым от пиротехники. А по поводу цен - странно слышать о дороговизне, если билет 200 рублей стоит :( В кино дороже. 2 раза в месяц по 200 руб, по моему даже студент себе может позволить.

22:47 3 июня 2012

Горький

Как говорил Мюллер "Маленькая ложь рождает большое недоверие", так здесь завышенная популярность Зенита ставит под сомнение всю статью.

22:13 3 июня 2012

Горький

Кстати половина опрашиваемых назвала причину отказа посещения стадиона ссылаясь на гопников. (Гопота, напряг, милиция) это ведь все одно и то же по сути... Так что 49% не ходят на стадион из-за фанатов и их "перфомансов"

22:09 3 июня 2012

Горький

Никогда не поверю что Зенит популярнее Спартака.... Это лажа, а не иследование

21:53 3 июня 2012

Аллочка-фиалочка

DM,рада за тебя,и здравствуй:-)А добираться в Химки правда неудобно На стадионы не хожу,потому что там другое правовое поле.Живой футбол=это супер,но только если тебе не испортили настроение перед игрой.Хотя мужчине легче разумеется:-)

19:03 3 июня 2012

Снежи

Спасибо, Евгений, а также ВЦИОМ И РФС. Циферки интересные конечно и многие из них даже очень интересные). Хорошая работа.

17:51 3 июня 2012

serbskii_patizan

большинство болеет за зенит это тоже смешно)потому что по гос каналам показывают только зенит(пратически,не считая дерби) и вообще очередной питерский зализ)))))Уверен в Перми,Томске,Ростове все болеют только за свои клубы и на бомжей всем наплевать!и не надло говрить про еврокубки там за зенит болеет столько же сколько и за ЦСКА,спартак и прочих! и везде висят плакаты с зенитом на гос деньги сделанные!блоы бы у всех клубов столкьо денег все бы рекламировались,а так токо зенит и спартак пытается

17:37 3 июня 2012

serbskii_patizan

Не хожу потому что: 1.трибуны превратились в быдло загоны*не обобщаю но большинство человеков иммено такие 2.час ждать когда дядя милиционер разрешит выйти со стадиона это перебор 3.извращенства с пластиковыми стаканами,по сути выливается что тебе нужно 0,5 литра выпить моментально иначе толкнут и прольют 4.на машине не припарковаться,а на метро вообще чума ехать 5.периодически отпугивает погода P.S. живу в Москве,был на стадионах и вне столицы. Кстати как раз не в Москве еще можно боллее менее ходить а про уроывень жизни и то что людям просто не до футбола в стране это правда

17:30 3 июня 2012

Старый_лесник

Интересуюсь футболом уже больше 40 лет. Я и во времена СССР не особо ходил на стадион. Последний раз был в начале 80-х. Добираться неудобно, на самом стадионе было неуютно. Выбираться после игры морока. Сейчас что то стало лучше, но в целом хуже. Если в 70-80 люди приходили на футбол, то сейчас появились целые трибуны, которые постоянно выплескивают ненависть и грязь. Их меньшинство, но это та самая "ложка дегтя в бочке меда". Наверное я совершенно не типичный болельщик. Но видимо есть такие как я...

14:20 3 июня 2012

Дека

superаssa, таких как ты большинство и мы все вместе обязательно опять поднимем Россию на должный уровень. Теперь по теме вопроса. Как всегда пытаемся изобрести очередной велосипед. Футбол на стадионе это зрелище. И к нему применимы все те закономерности, что и для других видов зрелищ. А поэтому поводу написаны целые тома исследований. И везде на первом месте два главных фактора посещаемости массовых зрелищных мероприятий. Это качество самого зрелища и доступность его посещения. Всё остальное на регулярную массовость посещения зрелищ существенным образом не влияет. А те пятнадцать вопросов, что задавались в опросе это всего лишь составные части этих двух факторов. Если бы в футбольных клубах велась бы работа по привлечению зрителей на стадион,согласно этим двум основным факторам посещения массовых зрелищных мероприятий то и трибуны на игры чемпионата России заполнялись бы гораздо больше чем сейчас.

11:01 3 июня 2012

zubozavr

На рубин не хожу: - убогая игра - курение болельщиков - пора уже наказывать, на билетах, на входе написано - КУРЕНИЕ запрещено!!! а эти уродские дебилы все также дымят - сидения - как унитазы

10:10 3 июня 2012

DM

Езжу в Химки на Динамо. Добираться неудобно, почти час на метро, потом 25 минут на электричке и пёхом столько же. Менты вполне себе вежливые и добродушные, никогда с ними напрягов не было. Сильно пьяные попадаются редко, неадекватов мало. Сам курю и иногда матерюсь на матче в особо острые моменты, но если рядом дети, естественно стараюсь себя сдерживать. Кстати, предложение! Почему не выделить на стадионе пару семейных секторов, для тех, кто с детьми приходит? То же самое можно сделать для курящих. Но главное всё равно ИГРА! Играет команда хреново - идти не хочется. А показывает интересный футбол - болелу дома не удержишь! Как Кураньи Локомотиву через себя забил!!! Вот ради таких моментов на стадион и хожу.

09:57 3 июня 2012

Серыйветер

superassa, браво! нужно это белоленточное зомбобыдло на место ставить. а то мало того, что сами тупые, что ими вертят как хотят, так еще и лезут остальных учить кого любить и как думать.

02:41 3 июня 2012

superassa

Блок, как уже достала необрозованная школота на вроде тебя - наслушались бредней алешки онального и корчат из себя умников. Да в европе бензин по 50-60 рублей за литр продается, коренное население вымирает, всюду приезжие, которые ничего делать не хотят, сидят на пособиях, посмотри на сборную франции - негр на негре, ЭТО ФРАНЦИЯ???? это сборная АФРИКАНСКИХ РЕСПУБЛИК!!! В германии проблемы с наплывом турков, албнцев. Вся европа в долгах, а руководители стран не знают как объяснить населению, что их жизнь была не по средствам, долги нужно отдавать, уровень жизни резко снизится, но они тянут, боятся признаться, потому что "жирные" европейцы привыкли к красивой жизни, на каждой неделе митинги устраивают, потому что вводят в стране меры экономии, а это еще цветочки. Кризис бабахнет - и у них посещаемость рухнет. В испании вообще без работы 1/4 часть населения сидит, все их клубы тоже в долгах, кроме Реала и Барсы почти все остальные клубы бомжуют, поэтому у них и чемп не интересный - убрать барсу и реал и их чемп будет слабее нашего. В европе наступает Ж*ПА, ты бы это знал, если б ты читал сайты с умными статьями, а не сидел в контакте с такими же безмозглыми дружками, ведущимися на банальные хомячковые разводы. Их красивой жизни приходит конец, и скоро очень многие столкнутся с российскими проблемами, может Германия только избежит этой участи.Большой футбол в европе заканчивается и скоро он придет в Россию, за последние годы сделано очень много - введено множество полей с искусственным покрытием, не тольо в городах, но и в селах, создаются целые спортивные комплексы, все это можно увидеть, если вытрешь пелену г*вна со своих глаз. лет через 5 уже будут результаты этой проведенной работы с детьми - аккурат к ЧМ-2018. Верю в Россию, чего и вам желаю!

02:25 3 июня 2012

superassa

Блок, мать-природа, а не Путин, тебя на колени поставила с самого рождения - вспомни наши "достижения" в футболе при ельцине-колосковом - их не было; а при Путине-мудко-фурсено: 2 КУ, 3 место сборной на Евро, практически каждый год клубы выходят в весеннюю стдию еврокубков, да даже чемпионат сейчас нмного интереснее, чем когда у спартачей все схвачено везде было и чемпион был заранее известен

02:05 3 июня 2012

ЛЭндрю

За МКАД почаще надо сборную вывозить,глядишь и "банальная доступность футбола" повысится,а то многие тут наверно думают что там за пределами жизни нет,и все крутится вокруг этого кольца,и опрашивать надо тока исключительно в этой "зоне отчуждения".Ну а так в основном согласен с конечным выводом,что поход на стадион часто "Это не отдых,а напряг" и по нету смотреть удобнее и приятнее,надо лучше организовывать условия и бороться с быдлом,глядишь и народ подтянется.

00:55 3 июня 2012

За Спартак с 80-го

Потому что раньше кричали "Судью на мыло",а сейчас судьи кто?Праильно,они самые,с дитём уже не пойдёшь.Очень интересно изменится ли что к чемпионату мира?Пока бабки есть пригласили-бы немцев с голландцами,эти наладят,построят,научат...Окультурят вот вряд-ли

00:42 3 июня 2012

kms

Я, кстати, склонен доверять в данном случае опросу популярности клубов, хотя сам болею за Спартак. Дело в том, что опрашивали ведь не ярых болельщиков, а всех подряд. Из числа этих людей, интересующихся футболов, не все яростно поддерживают с детства какой-либо клуб. Кто-то просто смотрит, поддерживает тех, чья игра более привлекательна. Поскольку зенит в последние годы выглядит лучше других команд - вот и рейтинг такой. А популярность Спартака падает и будет падать, пока клуб не начнет снова выигрывать титулы. Сейчас со Спартаком остались только самые преданные болельщики.

00:06 3 июня 2012

Аллочка-фиалочка

skylogic 14.45 :-))МЕНЯ ТОЖЕ УЛЫБНУЛО,СПАСИБО АВТОРУ ЗА ПОЖЕЛАНИЯ :-)Газета к евро традиционно подорожала,но мне не жалко,мне приятно,что и моя маленькая копеечка помогает жить любимой газете:-),пожалуй,два места,где мне не жаль тратить деньги:храм и СЭ А на футбольные матчи душит жаба.СЭ купил=прочёл =получил удовольствие,по ТВ посмотрел-получил удовольствие или как минимум не расстроился,а на стаде...Отдай деньги,а потом за твои же деньги тебя десять раз обыщут,разнервируют,комментатора нет,буфет дорогущий,с удобствами неблагостно,выйти с арены тоже не айс,добираться далеко,а бывает...Пока всех обыщут,полматча проходит.Тут не то что отдавать деньги=тут захочется С НИХ стребоавать за моральный ущерб. Что зрелище на стаде часто ущербное,не говорю.Это очевидно =как мне думается...

23:39 2 июня 2012

крава

Хожу и буду ходить на футбол, хотя в последнее время и смотреть собственно там нечего, скукота да и только. Но иногда и случается, ухожу зарядившись этой сумашедшей энергией и эмоциями. Вот телевизор так не заряжает))

22:00 2 июня 2012

krovosos

Внесу мои 2 копейки. 1. Как доехать? В метро толчея и неадекватные пьяные болельщики. На машине не подьедешь и не запаркуешь. 2. Бредовые правила. Даже воду в пластиковой бутылке пронести нельзя. При этом все видят, что кто то спокойно проносит пиротехнгику и т.д. Если жара, будет мучить жажда, если холодно, горячего чаю бы неплохо попить. 3. Хожу иногда на футбол. Чего только не продается. А програмок к матчу нет. А раньше на каждом шагу были. 4. Ну и выбираться со стадиона тоже то ещё удовольствие. С ребенком, например, только очень увлеченный человек придет на матч. И снова неадекватная толпа в метро, не всегда комфортно себя ощущают простые люди (не фанаты) 5. А опрос этот полный бред. 26% болеющих за Зенит. Откуда им взяться. Хотя чему удивляться, вспоминаю обзор матча Бенфика-Зенит на НТВ плюс. Сидят ... и обсуждают как Зенит во втором тайме переломил игру и имел преимущество. И давил бенфику. А в кадре момент за моментом...у Зенитовских ворот. А Зенит первый удар по воротам нанес на 80 какой то минуте (издалека откуда то, он и осталься единственным за матч). Я понимаю бабло рулит, но нельзя же до такой степени. Хоть бы обзор тогда не показывали, а врали без картинки. Не все же матч смотрели, кто то бы и поверил. 3. Ни покушать на попить спок

20:30 2 июня 2012

ЮРИЙ

Ну а я, хоть и играл не плохо (по словам видевших меня знакомых и друзей), на стадион не хожу уже давно и далеко не по причинам, указанным "исследователями", а по причине просто неинтереса к людям, считающим, что профессионал может, играя за деньги, быть "одноногим" ... Мне даже спорить об этом с кем-то не интересно, т.к. я сам ИГРАЛ почти всю жизнь, и моими идеалами были и остаются такие Игроки, как: ПОНЕДЕЛЬНИК, МЕСХИ, МЕТРЕВЕЛИ, БЛОХИН (ранний), ЧЕРЕНКОВ, ЛОВЧЕВ и другие подобные им!

18:51 2 июня 2012

SPBKIT

Блок 02 Июня 2012 | 17:04 Ты забыл добавить что из-за Путина в этом году много комаров. А вообще, ты не на митинге, пиши по существу статьи, с Новодворской хренью занимайся.

18:16 2 июня 2012

6e3yMHblu 6oT

sexfucktor 02 Июня 2012 | 14:44 +100500

16:36 2 июня 2012

ээч

У нас в футболе, как, впрочем, и в других вида спорта, разбираются плохо. Спорт интересен противоборством школ, тренерских подходов к игре, мастерством. А фанатское боление, неуважение к противнику выхолащивает футбол.

15:02 2 июня 2012

skylogic

- 2 процента читают футбольную прессу, пусть их дом будет полной чашей; :-)

14:45 2 июня 2012

sexfucktor

Когда говорят и пишут о заполняемости стадионов, чаще всего имеют в виду Англию, Германию, Испанию, Италию и т.д. Это всё равно, что сравнивать уровень жизни с этими странами. Во многих европейских странах короткая рабочая неделя и хорошая зарплата. Пособия по безработице тоже высокие. Поэтому у европейцев есть время и деньги, чтобы ходить на футбол. А в России многие работают по 60-80 часов в неделю за символическую зарплату, половина из которой уйдёт на оплату жилья и услуг ЖКХ. Так что россиянам пока не до футбола!

14:44 2 июня 2012

Павел

Я не хожу на футбол потому что на трибунах дышать нечем: все курят. Вот на хоккее нельзя курить и я туда хожу.

14:08 2 июня 2012

JR

а почему в кинотеатры стали меньше ходить? причины те же самые, есть возможность смотреть дома различные матчи и в комфортных условиях, а не в плохих условиях в присутствии быдла

13:58 2 июня 2012