17 октября 2012, 11:46

Гонки на трассе в Барселоне: ветродуй на Дынной горе

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

При описании гонок на знаменитом испанском автодроме выражение "как ветром сдуло" может быть использовано в прямом смысле.

Если попросить Михаила Алешина назвать самый интересный участок трассы в Барселоне, то москвич, выступающий в "Мировой серии Рено" за российскую команду Team RFR, наверняка назовет третий поворот - длинную дугу, которая проходится на 5-й передаче и скорости под 230 км/ч. "Некоторые далекие от гонок люди не верят, что на поведение быстро движущейся 600-килограммовой машины может повлиять ветер, - скажет Михаил. - Им бы самим проехать третий поворот. Ты некоторое время едешь по защищенной от ветра зоне, и в какой-то момент ветер не начинает дуть, а включается как вентилятор! Причем направление и сила могут меняться с каждым кругом. Можно до миллиметра отшлифовать траекторию, отточить свои действия, чтобы в одних и тех же точках поворачивать руль на один и тот же угол и в один и тот же момент нажимать на педали с одной и той же силой - и все равно на одном круге у машины начнет сносить перед, а на другом - наоборот, заносить заднюю ось! Со стороны поначалу кажется, что здесь можно ехать в полный газ, но в реальности если ты смог так сделать хотя бы пару раз за гонку, то чувствуешь, что тебе здорово повезло…"

Впрочем, тех, кто не верит во влияние ветра на скорость и поведение гоночной машины, необязательно пускать за руль. Иногда достаточно поприсутствовать на квалификации "Мировой серии Рено" и увидеть, что многие команды во вроде бы удобное для выезда на трассу время держат своих пилотов в боксах - ждут, когда стихнет ветер, дующий слишком сильно или в неудачном направлении. Населенный пункт, рядом с которым находится трасса, носит имя Монтмело - многие без подсказок поймут, что это имя переводится как "дынная гора". Впервые приехавшие на трассу пилоты также сразу и без подсказок понимают, что находятся на возвышенности: дующие повсюду и резко меняющие направление потоки воздуха не оставляют в этом никаких сомнений. И если на других трассах инженеры вполне могут не принимать ветер в расчет, то в Барселоне это было бы настолько смело, что даже глупо. Инженер, конечно, сможет забыть о ветре - но как это сделать гонщику, у которого резким порывом стаскивает машину с траектории?

Примечательно, что на испанской трассе важна не только природная аэродинамика, но и привычная нам "искусственная" - среднескоростные и быстрые повороты, требовательные к уровню прижимной силы. В "Формуле-1" этот автодром считается своеобразным эталоном - именно здесь по времени на круге и поведению машин эксперты делают вывод, какая команда создала эффективный аэродинамический пакет, а какая в этой области отстала от конкурентов. В "Мировой серии Рено" все коллективы используют один и тот же болид, а подобрать оптимальные регулировки антикрыльев сможет любой состоявшийся гоночный инженер. Поэтому судьбу гонки решают, скорее, настройки подвески и талант пилота.

Михаил Алешин блестяще продемонстрировал свой талант два года назад - и поэтому странно, что его любимым участком на испанской трассе не является связка из шестого и седьмого поворота. Ведь именно там москвич совершил, пожалуй, самый важный маневр во всей своей карьере: не испугавшись мокрой трассы, он смелым обгоном по внешнему радиусу опередил Даниэля Рикьярдо - того самого Рикьярдо, который сейчас выступает в "Формуле-1" за команду "Торо Россо". В гонке россиянин и австралиец боролись только за 3-е место, но в общем зачете на кону стоял чемпионский титул!.. "Адреналин тогда по понятным причинам зашкаливал - и дождь, как нетрудно догадаться, спокойствия не прибавлял, - рассказывает Михаил. - Но в тот момент, когда я догнал Даниэля, то понял предельно отчетливо: сейчас или никогда. Или я его обгоняю - или непонятно тогда, зачем я вообще пошел в гонки, зачем многие годы выступал в картингах и в формулах, зачем часами тренировался в зале и сидел на брифингах с инженерами. Когда понял это - все вышло не само собой, конечно, но легче, чем можно было подумать".

Кстати, тренировки в зале упомянуты не просто так: в быстрых поворотах очень велики нагрузки на шею, сильно устают и руки - ведь при высоком уровне прижимной силы нагрузка на колеса увеличивается, что делает руль ощутимо тяжелее. Впрочем, хороший результат искупает все неудобства - два года назад завоевавший чемпионский титул Алешин вряд ли жаловался на усталость. Сейчас за победу в "Мировой серии", к сожалению, сражаются совсем другие пилоты - но российская команда и ее пилот наверняка сделают все возможное, чтобы завершить сезон на высокой ноте. Вопрос только, в каком - и насколько удачном для отечественного коллектива - направлении будут дуть переменчивые барселонские ветры.

Кирилл КАЧНОВ

Придумай мем

Новости