12:10 16 февраля | Футбол
Газета № 7855, 18.02.2019
Статья опубликована в газете под заголовком: «Лига мертвых, в которой играет "Амкар"»

Лига мертвых. Там играют погибшие клубы и побеждает "Амкар"

"Амкар", "Волга" (Нижний Новгород), "Динамо" (Санкт-Петербург). Турнирная сетка чемпионата. Участники турнира. Скрин. Скрин комментариев. "Амкар" выиграл титул Небесной лиги.
"Амкар", "Волга" (Нижний Новгород), "Динамо" (Санкт-Петербург).
Гибель многих российских клубов вдохновила людей на создание "Футбольной Небесной лиги" – виртуального турнира в социальных сетях. "СЭ" связался с создателем идеи, графическим дизайнером из Тулы Алексеем Белоусом.

Как победила Пермь

Популярный футбольный паблик "ВГИК" как-то выдал шутку о разорившихся командах – пора им проводить свой чемпионат. Это и натолкнуло Белоуса на создание "Футбольной Небесной лиги". Готовая идея: Алексей лишь основал группу "Вконтакте" и раскрутил ее до полноценного соревнования.

В основе лиги – матчи-голосования, голосовать надо за одну из двух команд. Каждое голосование в первом сезоне длилось 90 часов (аналог футбольного матча, который идет 90 минут), победителем становился клуб, набравший большее количество голосов подписчиков. В первом сезоне "Футбольной Небесной лиги" победил "Амкар". На пути к финалу пермяки обыграли питерское "Динамо", сочинскую "Жемчужину" и нижегородскую "Волгу".

Турнирная сетка чемпионата.
Турнирная сетка чемпионата.

В решающем матче "Амкар" победил кировское "Динамо" со счетом 8:7. Каждый гол это определенное количество голосов. Всего в голосовании за выявление победителя встречи приняло участие почти 38 тысяч человек. "Небесная лига" заманила пользователей не только тем, что подробно ведет каждую встречу (публикует голы, замены команд), но и интересными постами. Так, например, в перерыве финального матча выступал диджей Авичи (он умер в апреле прошлого года).

Участники турнира.
Участники турнира.

Белоус говорит, что с самого начала группу создавал ради развлечения. Как таковой цели не было: он просто хотел запустить что-то масштабное. "Футбольная Небесная лига" оказалась хорошей идеей для этого. Оставалось только продумать правильную подачу.

Создатель самостоятельно ведет группу. Но недавно он собрал небольшой чат с подписчиками, желающими помочь ему.

Как собирают участников?

"Подбор команд – возможно, меньшая из проблем, – говорит Белоус. – Большинство трудностей было связано как раз с тем, что я вел паблик один. Например, постоянно менять шаг счета голов приходилось даже не столько из-за того, что счет будет не футбольным, сколько из-за того, что я физически не мог обновлять результат каждые два часа", – говорит Белоус.

Система проведения матчей основана на голосованиях, в которых подписчики сами выбирают победителя. Голосования оказались правильным форматом. Потому что, во-первых, они доступны всем. Во-вторых, за счет голосований можно понять: небольшой проект живет благодаря болельщиков и подписчиков.

Организаторы тщательно подошли к ведению проекта. Собственный дизайн создает образ солидной спортивной организации. Образ оказался настолько сильным, что многие всерьез просили ссылки на трансляции, а пара "живых" любительских клубов пытались подать заявку на участие.

О привлечении аудитории

Основной прием накрутки подписчиков лиги состоял в покупке рекламы у группы "ВГИКа". Но у него была еще одна схема.

"Была очень специфичная схема, когда паблик только запускался. Тогда мемы про "Небесную лигу" были в тренде, на "ВГИКе" выходило по несколько постов в день на эту тему. Я создал фейковый аккаунт (он до сих пор фигурирует в списке контактов паблика), добавлялся в друзьям к тем, кто лайкал эти посты, писал лично каждому и приглашал их в паблик. Не очень удобно, но так я делал пока не набрал первые несколько сотен подписчиков. Потом появилась возможность вещать от имени паблика, и для привлечения новой аудитории достаточно было вовремя написать остроумный комментарий", – говорит Алексей.

Нижегородский "Локомотив" похоронили заживо

После того, как "Небесная лига" набрала популярность, в соцсетях появилось много групп со своими голосованиями и чемпионатами. Администраторы этих сообществ брали за основу тот же принцип проведения матчей (с помощью голосований) и устраивали турниры.

Скрин.
Скрин.

Кроме того, на группу отреагировали СМИ (пермские опубликовали новость о победе "Амкара" в выдуманном чемпионате), и даже клубы. К примеру, в Кирове энтузиасты вдохновились "Небесной лигой" и думают о восстановлении своими силами местного "Динамо".

Нижегородский "Локомотив" не был согласен со статусом "умершей" команды: все-таки играет на областном уровне. Состоялся целый баттл: умер клуб или нет. "Небесная лига" предложила "Локо" спор по количеству лайков: если лига соберет больше сердечек, то сезон в группе начнется вместе с нижегородцами. "Локомотив" проиграл и остался с "небесными".

Скрин комментариев.
Скрин комментариев.

Потом "Локо" присылал видео, где главный тренер и легенда клуба Игорь Горелов призывал болельщиков голосовать за клуб. Нижегородцы даже обещали участие Валерия "Бормана" Овчинникова, но что-то не сложилось.

Кубок Файзулина

Сейчас в группе проходит межсезонье, и она собирает деньги на создание Кубка трофея – "Кубка Файзулина", который отправится фанатскому движению "Амкара". Название выбрано неслучайно – в честь рано закончившего карьеру полузащитника. Все желающие могут пожертвовать любую сумму на этот трофей, а потом получить призы в виде официальных программок с финала, фирменного мерча и возможности нанести свое имя на кубке.

"Амкар" выиграл титул Небесной лиги.
"Амкар" выиграл титул Небесной лиги.

Формат лиги во втором сезоне несколько изменится. Наберется 16 команд и запустится полноценный чемпионат в два круга. Главной особенностью второго розыгрыша "Небесной лиги" будет частичное упразднение голосований. Теперь результаты матчей будут определяться с помощью симуляторов (к примеру, Pro Evolution Soccer), голосования же будут влиять на рейтинг игроков.

Есть идея о создании международного турнира, вроде Кубка Содружества или Кубка Первого канала. Но "Футбольная Небесная лига" рассчитана на российские команды – у них есть большое преимущество, так как большинство болельщиков зарегистрировано во "ВКонтакте". Поэтому любой клуб может легко обыграть условный "Металлист" – на данный момент украинцам крайне сложно использовать эту социальную сеть.

Может ли формат приесться и надоесть? Похоже, к этому создатель группы вполне готов: "Ощущение, что проект перегорит, есть всегда. Как ни странно, постоянно находятся возможности для развития. Но если сама проблема исчезающих клубов устранится, тогда проект действительно потеряет актуальность. И в таком случае не вижу ничего плохого".

(Илья Егоров)

Газета № 7855, 18.02.2019
Загрузка...
Материалы других СМИ