А как будет у нас?

Украинские "братья" россиских ОМОНовцев Отряд милиции обеспечивают порядок около "Олимпийского" перед матчем Швеция - Англия. Фото AFP
Украинские "братья" россиских ОМОНовцев Отряд милиции обеспечивают порядок около "Олимпийского" перед матчем Швеция - Англия. Фото AFP

EURO-2012

Спецкор "СЭ" оценил организацию Euro-2012 в Киеве глазами представителя страны-хозяйки ЧМ-2018

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Киева

У них тут все уже бурлит, а мы еще не запрягали. До российского чемпионата мира уйма времени - шесть лет! Но ведь когда-то все равно нач-нем, верно? И учиться у украинцев чему-то обязательно будем. Раз так, почему бы не начать уже сейчас?

АРЕНА

Важнее стадионов на крупном футбольном турнире нет ничего. Без остального можно как-то перебиться, потерпеть, протянуть. Без этого - нет.

В Киеве со стадионом полный порядок (такой же будет, уверен, в российских городах к ЧМ-2018). Новый, качественный, красивый "Олимпийский" вызывает сплошные симпатии. Относительная удаленность пресс-центра от самой арены не в счет - это сугубо журналистская печаль.

Без ремарок, однако, не обойтись. Во-первых, чем раньше построим, тем лучше обживем и научимся эксплуатировать. Запах свежей извести нравится многим, ее следы на штанах не нравятся никому. Сомнительны также преимущества необкатанных силовых трансформаторов и наспех подключенных табло.

К Киеву вышесказанное не относится - на здешнем стадионе все работает, известка вымыта. Но на Украине стадионов Euro всего четыре, а новых так и вовсе два. Причем львовский в ланд-шафт до конца не вписан, если говорить, к примеру, о парковой зоне вокруг.

Россию же ждет возведение как минимум одиннадцати арен. Работники мы спорые, известное дело, но не настолько, чтобы совсем не переживать насчет сроков сдачи объектов. Вот сейчас, скажите, у нас много времени для постройки стадионов? Полно! А к 2018-му, подозреваю, начнутся авралы. Понимая это заранее, почему бы их не избежать? Обещания уже даны, газ с нефтью пока не кончились, политический курс, надо понимать, вообще никогда не сменится. Так вперед, за дело, с песней!

Второй момент - подъезды и подходы к аренам. "Олимпийский" находится в центре Киева. Дойти до него пешком не проблема, но именно по этой причине близлежащие станции метро за 4 часа до игры закрываются, что не очень удобно. Организаторы не хотят загонять толпу в сжатые пространства. Для тесной киевской планировки ситуация безвыходная - нам же предстоит этот выход найти. Если уж требует ФИФА 8-минутного опустошения арены после игры, то и до нее излишне загонять народ на трибуны чуть ли не с обеда.

ДОРОГИ

Это не киевская тема. Что-то здесь узко, что-то пробочно, но к качеству асфальта больших претензий нет. Направления Киев - Львов и Киев - Харьков тоже приведены в божеский вид, хотя ввиду значительности расстояний лучше путешествовать между этими городами не на авто. А вот дорога Харьков - Донецк с декабря, когда довелось прокатиться по ней лично, и по сей день практически не изменилась. Из-за чего называть ее дорогой как-то не хочется. Коллега Просветов, мотающийся с начала июня туда-сюда на машине, уже сто раз вспомнил свое тассовское прошлое в Намибии и Бенине. Там, по его мнению, рытвин и выбоин меньше было.

Украинцы не успели, это понятно. И эта власть, и предыдущая, и та, что была до нее, - никто не успел. Потому что никто и не начинал. А у нас разве не так? Не важно, что через шесть лет мало кто помчит из Калининграда в Екатеринбург на машине. Важно, что дороги в стране должны быть нормальными без всякого чемпионата мира. Наше государство охотно проникает в различные сферы человеческого бытия, даже в те, в которые его проникать не просят. Уютно себя чувствует в профессиональном футболе, откуда его колом не вышибешь. А вот основными своими обязанностями, одна из которых - нормальные дороги, потребности заниматься у государства нет. Это ж не зарабатывать - тратить надо!

В общем, ждем.

ТРАНСПОРТ

Не стану говорить про вокзалы и аэропорты. Они нужны, как и дороги, но, объективно говоря, любой транспортный терминал, даже хороший, - то место, которое хочется побыстрее покинуть. Поэтому если будет обеспечена достаточная пропускная способность - уже хорошо.

Само же транспортное сообщение между городами ЧМ-2018 выходит на самый заметный план. В них, в города, должно летать все, что летает, и ездить все, что движется. Без запинок и проволочек, без проблем с билетами и диких перерывов в расписании. Украина на сегодняшний день этим похвастать не может.

Слышал жалобы на проблемы с ж/д билетами на все украинские направления Euro. Цены вроде небольшие, а купить можно с большим трудом. Помимо привычных нам поездов без кондиционера, но с носками на уровне носа, освежающими плацкартные вагоны, украинцы запустили "хюндаи" - аналоги нашего "Сапсана". Число их невелико, расписание съеженное, стандартная колея до серьезных скоростей разогнаться не позволяет. Коллега-журналист попытался сесть в такой "хюндай" во Львове, памятуя об обещанной оргкомитетом бесплатной поездке. Ему сказали: пожалуйста, но получить бесплатные билеты можно только в Киеве. "То есть после поездки?" - уточнил коллега. "Нет, до". По итогам такого диалога паззл в журналист-кой голове не сложился, и человек поехал за свои деньги.

К общественному транспорту в столице Украины придраться невозможно. Все ходит бойко, такси дешевое, метро удобное. Но вот, допустим, в Сочи метро нет и в помине, а дорога в Адлер, где и достраивается футбольный стадион, - адский ад. Краснодар в последние годы все чаще замирает в дорожном столбняке, недалеко ушли Ростов, Самара, Ярославль... Москва и Питер - далеко, но не в ту сторону.

Кого надо, конечно, у нас привезут и увезут, зачистят, перекроют, "отспецпроездят". Но "кто надо" находится в абсолютном меньшинстве, а с большинством как быть? Тут ведь уже не терпеливому российскому населению, а всему миру придется демонстрировать изнанку нашей транспортной жизни. Либо какими-то коврижками на период ЧМ массово выманивать из городов коренных жителей.

РАЗМЕЩЕНИЕ

Заметная проблема. Даже при не самом большом наплыве туристов отелей на Украине мало, а цены на проживание высоки - не ниже 100 евро в день за среднюю гостиницу или приличную квартиру. Зато в Киеве оправдала себя идея дешевых кемпингов. В частности, шведского. Отсюда не так далеко до Европы, многие приехали на машинах, привезли с собой палатки и живут припеваючи в 10 минутах ходьбы от центра города.

Осталось понять, кто и на каких машинах доберется через шесть лет в Волгоград или Самару. А также как истребить к приезду палаточников родимых альбатросов-комаров.

На мой взгляд, с вопросом размещения в 2018 году мы не сладим. Можно построить государственные гостиницы и установить в них приемлемые цены. Но что делать с такими отелями после чемпионата мира, совершенно не ясно. Второй путь - воздвигнуть для приезжих временные жилища из разборных конструкций. Цена всех устроит, но мало кто захочет жить две-три недели явно не в центре, потому что в центре негде, в атмосфере табора, да к тому же среди соотечественников. Смак подобных поездок - в инсталляции в новую действительность, в попытках постичь быт незнакомой страны, раствориться в ней ненадолго. Временные городки такие надежды в туристах сильно подорвут.

Третий путь - ни с того ни с сего дать вдруг свободу малому бизнесу, построить дороги, удешевить транспорт, сделать Россию открытой и привлекательной для гостей еще до 2018 года. В этом случае отели и отельчики расплодятся сами собой, как в той же Португалии - небогатой, но мегатуристической стране.

По понятным причинам сценарий этот невозможен. Так что готовиться надо, скорее всего, к госучастию и госрегулированию размещения гостей ЧМ-2018, а также к раздутым ценам и опасливому отношению иностранцев к самой идее поселиться с шиком за сущие копейки в каком-нибудь Саранске.

СЕРВИС

Здесь он не хуже и не лучше, чем, к примеру, в ЮАР-2010 или Австрии/Швейцарии-2008. То есть нормальный. В городе повсеместно - волонтеры в зеленом, вокруг стадиона - в голубом. Все подскажут и расскажут, в том числе по-английски. Общение с другими украинцами для иностранцев не столь простой процесс, но в этом, сдается, есть какой-то игровой элемент.

Очень хвалят гостеприимство Харькова. Не думаю, что существуют проблемы во Львове, который почти Европа. А вот на Донецк многие почему-то обиделись.

Тамошние организаторы начудили с выдачей билетов, что привело к очередям на стадион, не исчезающим даже после начала игры. Не добавил комфорта болельщикам и запрет на пронос внутрь арены рюкзаков, а туристические брошюры опечалили скудостью информации.

Не уверен, впрочем, что гостевой сервис станет слабостью российских организаторов. Каноны ФИФА давно установила, методики подготовки волонтеров отработаны. Народ у нас понятливый - справится.

ПОЛИЦИЯ

Или милиция, если говорить об Украине. С ней, конечно, надо пуд соли съесть, чтобы ее оценивать, а еще лучше вообще держаться подальше. Но за увиденное готов украинских милиционеров похвалить. А именно за то, что я и не видел их толком за 10 дней пребывания. На глаза попадались, но не мозолили.

Естественно, существует оцепление, контроль, скрытая работа и все прочее. Но милиция на киевских улицах не доминирует, факт. Не говоря уж про то, чтобы просто так забирать кого-то в участки и окучивать там передовыми российскими методами. Не слышал вестей об ужасах и из других украинских городов. В отличие от польских, где градус накала, как всегда и случается, определялся двумя сторонами процесса.

На мой взгляд, будет в России-2018 все спокойно - полиция с радостью отдохнет. А выйдет ситуация из берегов - со стороны МВД возможны перехлесты.

КУХНЯ

Достоинства украинского "харчування" многократно воспеты и до меня. Не знаю ни одного человека, кому не нравилась бы местная еда. Но знаю нескольких, кому в Киеве хотелось бы насладиться ею полнее.

Типовой набор здесь доступен всем и каждому: гамбургеры, сосиски, чипсы и т.д. Кроме того, есть множество заведений с колоритными названиями. Одни действительно предлагают национальные блюда, другие лишь рядятся в рубаху-вышиванку, являясь по сути хоть и приличными, но столовками. А вот доступных повсеместно галушек, вареников, домашних колбас, борща, наконец, сала мне как-то не хватает.

Ясно, что продавать все это на каждом углу общепитовцев искусственно не заставишь. Однако у нас есть время запустить что-то вроде программы под названием "Обрадуем мир российской едой". Сэндвичи с колой все равно ведь продают, так? И кто-то извлекает доход. Почему не развернуть в людных местах Казани пункты продаж эчпочмаков и чак-чака, в Екатеринбурге - пельменей, в Краснодаре - голубцов, в Волгограде - волжского судачка? Названия блюд написал навскидку, да и в понятие "развернуть" не вкладывал что-то приказное. Речь о том, чтобы создать общепиту определенные условия и сориентировать его на продажу уникальных, сытных, вкусных российских блюд. Да и всего остального тоже. Чем больше будет на ЧМ нашего колорита, только не лубочного, а взаправдашнего, тем крепче запомнится праздник.

А еще нам кровь из носу нужно будет отцепиться, отстать, убрать руки прочь от пива. Футбол в отрыве от этого напитка в светских странах не живет, не бытует. И то закручивание гаек, которым сейчас маскируется неумение государства решать проблемы молодежи, бьет не только по нормальным состоявшимся людям - оно бьет и по российскому футболу. Приезжайте на Euro, законники. Попробуйте лишить этот чемпионат пива и пивных спонсоров. Получите не праздник, а сухую степь.

Недавно все мы видели, как президент с премьером тянули пивко в одном из московских ресторанов - на радость остальным, совершенно случайным, конечно же, посетителям. Вот интересно, если Путин и Медведев выпьют пива перед или на футбольном матче, они начнут все ломать, крушить, материться, жечь файеры? Не думаю. Они подадут такой гадкий пример, что вся страна отвернется от физкультуры и спорта? Тоже сомнительно. Тогда что плохого в соседстве пива и футбола? Побывайте на Euro и поймете: такое соседство - это хорошо!

Закончу мысль: помимо двух самых главных в стране есть и другие вменяемые люди. Они тоже не станут ничего ломать, но им запрещено пить пиво на футболе за компанию, просто потому, что кто-то-кое-где-у-нас-порой. Всех скопом оценили на глазок и сказали: лень население сортировать и воспитывать, так что не дадим никому. Кроме тех, кто в ложе VIP, конечно: те свои, тем можно. Это и есть самый плохой пример, который только может подать власть своему народу.

ФАНАТЫ

Тут и говорить ничего не надо - и так все ясно.

В Киеве с проявлениями фанатизма, кроме граффити на стенах, я не сталкивался. Не идеализирую украинцев, но отмечу: клубы и "ультрас" провели совместную кампанию под названием "Не бери до рота всяку гидоту". Гадость то есть. Направлена эта кампания была против украинских вувузел - дудок. (Слово "вувузела" совершенно не вяжется с местным колоритом. В отличие от глиняной свистульки "зозулицы" - неофициального символа Euro-2012).

В итоге ни дудки, ни хулиганы в Киеве себя до сих пор не проявили, не считая того, что службы безопасности "Олимпийского" предотвратили несколько попыток английских фанатов выбежать на поле во время матча Швеция - Англия. Что-то здесь все-таки могут.

В России одной борьбы с дудками будет мало. Вдумайтесь в такой факт: мы долго и нудно распределяли билеты, формировали выездной контингент, получали визы, пересекали границу. И все равно увидели в Польше боевых представителей российских фанатских кланов. "Пришлось поставить в авангард марша бойцов, - рапортовали в СМИ вожаки. - чтобы они прикрыли голову колонны". Откуда взялись эти бойцы? Что они делали в Польше? Кто проморгал их визит? И кто их туда привез?

 В 2018-м все будет ровно наоборот: мы не сможем контролировать фанатов, живущих в стране, как не смогла их сейчас проконтролировать Польша. Значит, через шесть лет проблема потребует более системного решения. В настоящий момент силы, способной такое решение принять и провести в жизнь, в России, как мне представляется, нет.

ДОСУГ

Киев в этом смысле едва ли не самый благополучный город Euro-2012. Перечислять все красоты вряд ли нужно: их много, и они хороши. А кроме красот - днепровские пляжи, рестораны, памятники, сувениры, фуникулер, храмы, Киево-Печерская Лавра... В Донецке дело обстоит хуже. Город рабочий, суровый, брутальный, хотя и интересный по-своему. Харьков славен по большей частью людьми. Львов прелестен, но невелик.

Ясно, что в шестилетний срок понастроить "энтертеймента" во всех городах ЧМ ради месячного турнира не представляется возможным. Раньше надо было строить или хотя бы не ломать построенное другими. Но, во-первых, некоторые наши города и так достаточно красивы, а во-вторых, чем богаты, тем и рады, - гости такую позицию тоже уважают, пусть и не все.

Да и посмотрите на этих шведов, в конце концов! Большинству что Лавра, что Михайловская площадь - все едино. Главное их развлечение находится в жидком агрегатном состоянии и продается по цене евро за литр на каждом углу.

"Реальная работа во вроцлаве началась пять лет назад"

Матч Чехия - Польша стал последней встречей Euro-2012 во Вроцлаве. Очевидно, что опыт этого города, в котором матчи прошли без особых накладок, может быть полезен и российским организаторам чемпионата мира-2018. А потому спецкор "СЭ" встретился с главой вроцлавского оргкомитета Ханной ДОМАГАЛА.

 Александр БОБРОВ
из Вроцлава

- Наше бюро Euro-2012 было создано в 2007 году - сразу после того, как стало известно, что Польша примет финальный турнир первенства континента, - начала рассказ Ханна Домагала. - По договоренности с УЕФА поначалу работали два человека. А когда пришло время матчей, в офисе их стало уже тринадцать. Впрочем, деятельность по разным направлениям координировали не только штатные сотрудники. К примеру, есть люди, и сегодня работающие в аэропорту. Офис же занимался обработкой информации и рекламой, выполнял руководящие функции, сотрудничал с УЕФА. Отсюда мы распространяли сведения, касающиеся организации турнира и работы фан-зоны.

- Когда началась реальная деятельность бюро?

- С самого первого дня. Но характер работы менялся. Первые три года основной заботой было создание инфраструктуры, подготовка. Потом пришло время решать иные задачи - в основном уже организационные. Еще в 2008-м УЕФА фактически полностью занимался предыдущим Euro. Только после его завершения настал наш черед. И то, дабы не создавать ненужную конкуренцию с ФИФА, до чемпионата мира 2010 года УЕФА не проводил никаких особых рекламных кампаний. Получается, что основной объем нашей работы пришелся на последние пару лет.

- Вашу работу финансирует город или УЕФА?

- Власти Вроцлава.

- То есть помимо вас существовала и существует структура, созданная УЕФА?

- Да, была основана специальная компания, занимающаяся организацией турнира в Польше и на Украине. Есть четкое разделение задач и полномочий: на УЕФА организация самого футбольного турнира и всего, что с этим связано, а на городах-хозяевах - создание инфраструктуры, строительство стадионов, аэропортов, вокзалов, дорог и тому подобное. Мы готовили город, УЕФА - чемпионат.

- Сколько денег затратил Вроцлав на подготовку к чемпионату?

- Город осуществил 12 проектов. Строились объекты, которые так или иначе нужны Вроцлаву, и не только в связи с турниром. Другое дело, что мы изменили сроки завершения работ, ускорили их из-за Euro. Это касалось дорог, связывающих центр города, стадион и аэропорт. Была создана новая система скоростных трамваев. Организована новая структура управления движением общественного транспорта. Построены стадион и окружная дорога. Полностью реконструирован и модернизирован вокзал. В общей сложности организации, участвовавшие в этих проектах, вложили 7 миллиардов злотых. Планы были выполнены на 95 процентов. Это очень высокий показатель для Вроцлава.

- Но вокзал...

- Так или иначе, вокзал открыт. Накладка произошла и с еще одним проектом, связанным с проблемами окружающей среды.

- За стадион тоже город платил?

- Да, частично своими деньгами, частично заемными. Небольшую сумму предоставило и министерство спорта.

- Арена принадлежит городу?

- На сто процентов.

- Что будет со стадионом после чемпионата Европы?

- Содержать стадион очень непросто, хотя там достаточно коммерческих площадей и парковок. Мы строили многофункциональную арену. Конечно, в этом году было попроще - "Шленск" шел к чемпионству, и зрители заполняли трибуны. Но ясно, что для становления бизнеса на стадионе понадобится не один год. Нужно учитывать и то, что во Вроцлаве, а это крупный город, других подобных арен нет. Потому видим большой потенциал для развития.

- Во Вроцлаве не так много пяти- и четырехзвезд-ных гостиниц.

- Всего у нас 42 отеля. Из них пять входят в категорию пяти звезд. Три построены недавно.

- А почему тогда приезжавшие во Вроцлав команды селились в четырехзвездной Park Plaza?

- Это был выбор УЕФА. Видимо, учитывались местоположение, размеры гостиницы и другие факторы. Что касается жилья для туристов, то во Вроцлаве в последние годы создано многое. К примеру, появились десятки только-только открывшихся хостелов хорошего качества.

- Был ли город готов к приему, скажем так, радикальных болельщиков?

- Мы готовились к различным ситуациям. Фан-зона находится в самом центре Вроцлава, в самой лучшей и красивой его части. Тут непросто организовать систему безопасности. Но у нас есть опыт. На Рыночной площади регулярно что-то проводится - празднование Нового года, концерты, фестивали. Мы понимали, что на Euro приезжают разные группы гостей. Безусловно, могло произойти всякое. Однако мы были готовы к любым ситуациям.

- Создавался ли отдельный суд, который должен был заниматься исключительно делами, связанными с чемпионатом Европы?

- Да, по договоренности с министерством юстиции.

- Сколько болельщиков ждали во Вроцлаве?

- В июне - примерно 500 тысяч человек.

- Как организовали работу общественного транспорта?

- Упор делали на автобусы и трамваи. В дни матчей выделялись дополнительные средства для перевозки пассажиров из центра на стадион и в аэропорт. Подъезд к арене, вы сами могли убедиться, был организован очень удачно. К ней можно было добраться на трамваях - с двух разных сторон, на автобусах или поездом.

- Во время крупных турниров случалось такое, что не хватало того или иного продукта питания. Могло ли подобное произойти во Вроцлаве?

- Насколько мне известно, в одной из фан-зон во время Euro-2008 действительно было выпито все пиво. Но мы все предусмотрели.

- В фан-зоне пиво безалкогольное?

- Три с половиной процента.

- А в окружающих ресторанах?

- Любое.

- Сколько времени ушло на возведение фан-зоны?

- Пара недель.

- Довольны, что в группе оказались Польша, Россия, Чехия и Греция?

- У каждого свои предпочтения. Безусловно, мы были рады тому, что в последнем туре у нас играла сборная Польши. Если бы она еще и победила...

6
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (6)

wallesss

От Харькива до Кыива дороги нет. Ваще. И не фиг писать обратное. Спс за М4.

00:52 20 июня 2012

Флое

Третий путь - ни с того ни с сего дать вдруг свободу малому бизнесу, построить дороги, удешевить транспорт, сделать Россию открытой и привлекательной для гостей еще до 2018 года. ______________ И более вероятный сценарий - прилетят инопланетяне и сделают это за нас.

11:45 19 июня 2012

Флое

А у нас будет Путин.

11:40 19 июня 2012

ru1234ru

Я во все статьи вставляю. Наболело просто.

09:18 19 июня 2012

tyumenetz

ru1234ru19 Июня 2012 | 08:36 Ты по-моему, со статьёй ошибся для коммента

09:05 19 июня 2012

MrBaskerville

"А вот дорога Харьков - Донецк с декабря, когда довелось прокатиться по ней лично, и по сей день практически не изменилась. Из-за чего называть ее дорогой как-то не хочется. Коллега Просветов, мотающийся с начала июня туда-сюда на машине, уже сто раз вспомнил свое тассовское прошлое в Намибии и Бенине. Там, по его мнению, рытвин и выбоин меньше было." а раньше многие предпочитали в Ростов ездить через Харьков(( "Украинцы не успели, это понятно. И эта власть, и предыдущая, и та, что была до нее, - никто не успел. Потому что никто и не начинал. А у нас разве не так? Не важно, что через шесть лет мало кто помчит из Калининграда в Екатеринбург на машине. Важно, что дороги в стране должны быть нормальными без всякого чемпионата мира. Наше государство охотно проникает в различные сферы человеческого бытия, даже в те, в которые его проникать не просят. Уютно себя чувствует в профессиональном футболе, откуда его колом не вышибешь. А вот основными своими обязанностями, одна из которых - нормальные дороги, потребности заниматься у государства нет. Это ж не зарабатывать - тратить надо!" пусть коллега Просветов из Москвы через Воронеж до Ростова (далее понятно куда) доедет - почувствует разницу и догадается есть у государства потребности заниматься дорогами или нет)))))))))

08:59 19 июня 2012