12:00 26 декабря 2015 | ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Почему не прозвучала "Фрида"?

Пятница. Екатеринбург. Елена ИЛЬИНЫХ и Руслан ЖИГАНШИН. Фото Ксения НУРТДИНОВА
Пятница. Екатеринбург. Елена ИЛЬИНЫХ и Руслан ЖИГАНШИН. Фото Ксения НУРТДИНОВА

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

В пятницу Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, ставшие по итогам прошлого года сильнейшим танцевальным дуэтом России, заняли четвертое место. Это означает, что по критериям отбора спортсмены могут попасть на основные старты сезона только в том случае, если тренерский совет ФФККР проголосует в их пользу.

 

Я совершенно не претендую на объективность – это всего лишь мои личные впечатления от танца, который должен был стать главным хореографическим событием сезона – и не стал им. Наверное, это первое, что следует сказать, начиная писать о "Фриде". Сейчас можно говорить по этому поводу что угодно, но задумывалась эта программа как чемпионская. И очень хотелось верить, что именно такой она и получится.

Произвольную постановку Ильиных и Жиганшина я впервые увидела 15 августа, приехав к фигуристам на тренировку в Москве. Вместе со мной на катке тогда был танцевальный специалист ФФККР, олимпийский чемпион Геннадий Карпоносов. Когда первый прогон программы был завершен, впечатление оказалось столь сильным и одновременно с этим неоднозначным, что мы оба какое-то время молчали, не зная, что сказать. Потом, начав обсуждать увиденное, сошлись на том, что танец, созданный выдающимся испанским постановщиком Антонио Нахарро, получился на редкость "многослойным" – открывающим все новые и новые грани с каждым очередным прокатом, даже тренировочным. Но для того, чтобы он "заиграл", нужна поистине нечеловеческая работа как самих фигуристов, так и всех тех, кто с ними работает.

Ильиных и Жиганшину очень был нужен именно такой танец. В свой первый совместный сезон они сделали огромный шаг вперед, попав в сборную в ранге чемпионов России и почти вплотную приблизившись к ведущим дуэтам мира. Возможно, это ощущение близости было обманчивым. Но очень уж хотелось как можно быстрее убедить себя в том, что расставание Ильиных с Никитой Кацалаповым – не столь уж и значимая трагедия для российских танцев. К чему горевать о былом, если вновь созданный дуэт вот так вот, с ходу, выдает высокий результат, а один из двух танцев признается лучшей постановкой в сезоне?

Та августовкая "Фрида" даже в совершенно сыром состоянии производила впечатление чего-то очень интимного и очень эмоционально насыщенного. Оставалось только выкатать все, что задумано, то есть в очередной раз сделать невероятное. Подобные постановки хороши лишь тогда, когда в цель бьет каждое движение, каждый жест. Никакой импровизации там не может быть по определению. Как в балете, где все наиболее выдающиеся партии – это всегда результат жесточайшей многочасовой дрессуры, а вовсе не попытка донести со сцены до зрителей тонкие душевные переживания героини. Если этой отточенности нет, в танце неизменно появляется суета, неряшливость, смазанность, исчезают акценты.

 

Достаточно показательным в этом отношении стала в Екатеринбурге "Анна Каренина" Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, с которой дуэт в пятый раз в своей карьере стал чемпионом страны. Можно сколько угодно сейчас рассуждать о драматургии и удачном попадании в образ, но главное преимущество чемпионов Европы-2013 в пятницу было вовсе не в этом. А в возведенной в абсолют технической и хореографической вычищенности каждой связки. И невероятной скорости.

После того как "Фрида" была несколько раз показана фигуристами на соревнованиях, я неоднократно слышала, что Ильиных и Жиганшин изначально не были готовы к тому, чтобы справиться с такой постановкой – не тот класс. При этом все говорившие сходились в том, что программа действительно уникальна по замыслу. Из числа тех, с которыми выигрывают Олимпиады.

Возможно, это так. А возможно, в какой-то момент ради того, чтобы сделать общее впечатление более сильным, команда просто чрезмерно увлеклась внешними эффектами и показными эмоциями. Менялись костюмы, прическа партнерши и ее макияж, в результате чего тонкая интимная драма на "выходе" расцветилась совершенно ненужными, а главное – сильно отвлекающими от самого танца аляпистыми деталями. Да и игра лицом тут была совершенно ни к чему: любая история любви – будь то на театральной сцене или на льду – от этого только теряет. А время продолжало уходить стремительно.

Безусловно, Ильиных и Жиганшин сумели сделать за несколько месяцев многое: довели элементы до максимального уровня сложности, неплохо справлялись с ними, но справляться с танцем или органично жить в нем – это все же разные вещи.

 

Думаю, Лена и Руслан сами чувствовали это. Меньше всего мне сейчас хотелось бы упрекать танцоров за два падения в двух соревнованиях подряд: когда выступление требует максимальной и ежесекундной концентрации, начинает рваться там, где не ждешь. И это – не показатель того, что спортсмены не готовы. Скорее, того, что они на пределе.

На этом фоне было как минимум странно читать комментарии самих спортсменов о том, какое удовольствие они получают от своих выступлений. Если принять эти высказывания за чистую монету, получается, что результаты, показанные в ходе "Гран-при" (третье место в Пекине и пятое – в Москве), Ильиных и Жиганшин вообще не считают поводом для расстройства. Как и непопадание в финал чемпионской серии. Что у них все хорошо и все по плану.

Но если так, стоит ли расстраиваться по поводу нынешнего результата?

Понимаю, что мне можно возразить. Сказать, например, о том, что если бы не падение Лены в короткой программе, их итоговый результат в Екатеринбурге наверняка позволил бы танцорам войти в число тех, кто продолжит "большой" сезон. Но это на самом деле не поменяло бы ровным счетом ничего: не для того, как мне кажется, изначально задумывалась "Фрида", чтобы стоять на третьей ступени. А ведь именно это видится сейчас для Ильиных и Жиганшина абсолютным пределом возможностей.

Екатеринбург. Чемпионат России. Танцы. Произвольный танец. 1. Боброва/Соловьев – 106,77. 2. Ильиных/Жиганшин – 102,97. 3. Синицина/Кацалапов – 101,87. 4. Степанова/Букин – 101,70. 5. Загорски/Гурейро – 98,30. 6. Яновская/Мозгов – 81,94.

Итог. 1. Боброва/Соловьев – 176,98. 2. Синицина/Кацалапов – 175,83. 3. Степанова/Букин – 170,26. 4. Ильиных/Жиганшин – 169,72. 5. Загорски/Гурейро – 159,60. 6. Яновская/Мозгов – 139,86.

16
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (16)

Lovertalk

По моему скромому мнению Фрида прозвучала и еще не раз прозвучит. По крайней мере танец хочется пересматривать в отличие от остальных. Жаль конечно что так ребятам в этом году не повезло. Но точку ставить рано. сезон еще не окончился а в жизни всякое бывает. Желаю удачи своей любимой паре.

20:53 2 января 2016

Spiderman1

Chess_Queen, "Не прозвучала" сугубо субъективное понятие! Не хочется даже подумать о другой причине вставления такого заголовка! Думаю поняли меня?!

12:47 28 декабря 2015

Chess_Queen

Spiderman1, безусловно не только и не столько впечатление от проката важно. Но речь в статье именно о впечатлении, которое оставляет постановка. "Не прозвучала" - это не про технику все же.

19:32 27 декабря 2015

Spiderman1

Не только впечатление от выступления важно, а где место всем другим компонентам? Может техника вообще ни при чем? О грубые ошибки у других пар?! Что о них? Просто ничего не скажешь! О судействе No comment! Самое честное и точное в МИРЕ вообще! Одно и то же писать надоело всем...

14:03 27 декабря 2015

Гаттузо крут!!!!

Вой цеховской и как всегда предвзято проплаченный пиарщиками Ильиных. Альпари не дремлет. Ее как бы эффектность и эмоции затмевают эффективность и точность исполнения. Достаточно посмотреть на твизлы, где она порой косячит. Я буду только рад если они все сделают на 5+, но пока прорыва не видно. Программа конечно хороша, но ведь ее еще и исполнить нужно.

12:44 27 декабря 2015

Chess_Queen

Сама сейчас себя не люблю за то, что напишу, и потому, что ИЖ мне искренне нравятся, и потому, что соглашаться с этим автором мне неприятно, но в чем-то она права. При живом просмотре Фрида действительно проиграла по восприятию и ПТ СК и Карениной. Мощи, скорости и энергии не хватило. СК катаются на данный момент куда более впечатляюще. А Анна Каренина меня просто поразила, такая отдача у этих спортсменов, просто фантастика.

06:00 27 декабря 2015

Свинобой.

Зря Ленка взбрыкнула и рассорилась с Кацалаповым, теперь вместо одной пары имеем две полупары.

22:24 26 декабря 2015

Шотландия

Очень интересно было прочитать и статью, и комментарии. Я не специалист в фигурном катании, а просто любитель, человек из публики, для кого в конечном итоге и выступают спортсмены. Очень ждала этот чемпионат, а вот впечатления от него совсем неоднозначные. Лично меня Фрида не зацепила. Как, впрочем, не зацепила ни одна произвольная программа в первой четверке. Вообще. И это печально. Обычно помнишь постановки, не вдаваясь в технические тонкости, помнишь свои эмоции от постановок. До сих пор помню свои эмоции от прошлогодней Сарабанды Монько с Халявиным, она меня завораживала и не отпускала до самого конца. А в этом году ничего не запомнилось. Странно, вроде как драматические постановки должны цеплять, а не цепляют. И дико раздражают преувеличенные эмоции и у Лены и у Кати. Ну прямо актрисы немого кино. И очень печалит то, что нет у нас явных лидеров, на которых бы делала основную ставку федерация и тянула бы их. Получается, что все у нас вроде и неплохие, а ничего особенного. Все какие-то скованные, зажатые, и, честно говоря, смотришь на программу и как-будто пашешь вместе с ними на льду и устаешь вместе с ними. А хочется легкости. И еще. Когда смотришь вживую, особенно заметно отставание в скорости Жиганшина от Ильиных и Синицыной от Кацалапова. Это отставание так сложно преодолеть? Очень ждала во взрослых Яновскую с Мозговым, но и они не впечатлили. А по юниорам очень даже нравились. И молоденьких сильных что-то не видать никого.Обидно, что самый наш сильный некогда вид сегодня в такой ......

20:03 26 декабря 2015

irvik

Скажу так , мне Фрида понравилась сразу , вот тут кто то отмечал , что впечатление складывается , что танец слишком быстро заканчивается , а танец Синициной и Кацалапова , бесконечен . У меня точно такие же впечатления от танцев этих двух пар .Боброва и Соловьёв - на мой , субъективный , взгляд , будто бы остановились в развитии , достигли высокого уровня мастерства и дальше как то зависли на этом уровне .

19:43 26 декабря 2015

Nataly

Бумеранг55 Ну Вы на личности то не переходите. Спокойнее, спокойнее.. я тоже люблю Ильиных. Но имею полное право наслаждаться прошлогодним танцем и не любить этот. Лично для Вас сообщаю - ошибаетесь, не нравится итальянская эстрада. Но голос Бочелли - один из самых красивых в мире, это факт. Или Вы теперь и его к врагам причислите как всю Федерацию. Здесь каждый озвучил свое мнение, и если оно не совпало с Вашим, это не значит, что нужно ерничать и опускаться. Я не с автором соглашалась, а расставила свои приоритеты по произвольным танцам, заметьте, не по "любви" к танцорам, а именно танцам. И с чего это Вы решили, что УП уйдут?

18:03 26 декабря 2015

Spiderman1

Сочувствую Вам ЕС! Все заказное до последнего слова.Наверное, хочется убедить зрителя, что он не ту пару поддерживает, но люди умеют думать и читать между строчками. Сколько Вам заплатили написать такой пасквиль? Очень жаль!!!

17:33 26 декабря 2015

Бумеранг55

Если для кого-то голос Бочелли божественен, предлагаю переслушать всю итальянскую эстраду - уверена -понравится. А прокат ПТ был у Кацалапова и Синициной плохой. И они не заслуживают тех баллоов, которые им подарили. Более того, от проката прокату у них минус старт, несмотря на рост оценок. Куда тянем, кого тянем, зачем тянем. И еще один вопрос автору. Вы всерьез верите в то, что пишите? Если да, то это жуткий не профессионализм или попытка выдать желаемое и действительное. Удачи!

17:24 26 декабря 2015

Бумеранг55

Для меня Фрида прозвучала. И фильм не обязательно смотреть. Танец получился шикарный. И от того, что Лену с Русланов слили Фрида не стала хуже. Дело ведь не во Фриде, а в Лене и Руслане, в паре которая федерации в данный момент не нужна. Что ж пусть любуются Кацалаповыми. Теперь это удел всех зрителей или наблюдают за БС, которые за пять лет (или больше) лидерства в РФ, не показали ничего путного. Будем смотреть недобалет, недотанцы и т.п. приправленные подпрыжками, изгибаниями от страданий, присядками и шпагатами - зато никто не падает.))) Ура! Лене с Русланом предлагаю искать др. федерацию (вон в канадской приличных пар скоро не будет. УП уйдут). За два года скатаются на раз. А в РФ к тому времени будет шаром покати. В будущее пары Кацалаповых не верю вообще. Впрочем, если у федерации так много лишних денег, пусть попробует. Теперь наши танцы будут еще ржачнее, чем раньше. Посмеемся вместе.

17:19 26 декабря 2015

Nataly

Я тоже пересмотрела подряд все три танца, и для меня Фрида на третьем месте, возможно от того, что не смотрела фильм, но мне не нравится - вообще как-то не чувствую ничего от этого танца, каждый раз жду когда он кончится, а он все идет - абсолютно не мое. Каренина - на втором, вроде красиво, но не ах. А вот Синицина с Кацалаповым для меня лучшие - они многократно усиливают потрясающую музыку, пока смотрела - раз пять покрылась мурашками, голос Бочелли - божественен, и спортсмены очень гармоничны в танце.

16:55 26 декабря 2015

grechka2103

Не прозвучала? Кому как. Я специально сейчас просмотрела все 3 видео из статьи. Еще раз. Фрида пролетает в одно мгновение - не успеваешь всмотреться в элементы (дорожка, твизлы, поддержка...) и уже финал. Танец Кацалапова/Синициной, вроде красивый, стремительный, лиричный, но тянется неимоверно долго! Думаешь - Уже все? - Нет еще не все... У Бобровой/Соловьева где-то посередине - свои 4,5 минуты. О чем это говорит? О том, чем является каждый из этих танцев. А Фрида? А ведь Фриду они не лажали в этом сезоне. Короткий - да, но не Фриду (один раз, вроде из 4-х). Ее просто не оценивают! Потому что все только говорят, о том, что нужны сильные, красивые и оригинальные постановки, а на самом деле не приветствуют и не поощряют таковые. В прошлом сезоне все ругали ИЖ, что у них слабый и скучный произвольный танец, не чемпионский. В этом сезоне - нате вам чемпионский. Так теперь ругают, что они не готовы его делать. И что делать в следующем сезоне? Продолжать идти собственной дорогой и получать по шее раз за разом или стать как все и катать лирическую муть (и опять же слышать в свой адрес упреки уже в слабости постановки). Вот почему с них спрос выше, чем со всех остальных?! И когда это они меняли костюмы? Костюмы НЕ МЕНЯЛИСЬ! Менялась прическа - после одного раза, когда во время проката от венка оторвался цветок и пара получила дидакшен, Лена отказалась от этого элемента. И все! Зачем намеренно вводить людей в заблуждение? И еще, о чем вообще можно говорить, о каких постановках, танцах, о спорте вообще, если за ЭТУ Фриду ИЖ получают меньше компонентов, чем Степанова/Букин? Где тут спорт? Надо просто молчать и стыдливо отводить глаза... И так все ясно.

13:24 26 декабря 2015

Многочлен

Всё-таки фигуристки самые крутые тётки в спорте)

13:24 26 декабря 2015