12:23 24 января 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

Обзор "Ралли Монте-Карло": кто во что обут

Себастьян ЛОЕБ еще до старта был безусловным фаворитом гонки. Но то, как француз ее выиграл, сулит мало хорошего соперникам в свете борьбы за чемпионский титул. Фото - Citroen. Фото "СЭ"
Себастьян ЛОЕБ еще до старта был безусловным фаворитом гонки. Но то, как француз ее выиграл, сулит мало хорошего соперникам в свете борьбы за чемпионский титул. Фото - Citroen. Фото "СЭ"
2

РАЛЛИ (WRC)

Рядового автолюбителя назовут чокнутым, если он крест-накрест поставит на свою машину две летние шины и две шипованные зимние. А на завершившейся в воскресенье первой гонке чемпионата мира по ралли это было в порядке вещей.

"Все четыре колеса автомобиля должны быть обуты в одинаковые шины," - скажет вам любой нормальный инструктор в любой нормальной автошколе. И вы пройдете путь от "чайника" до опытного водителя с несокрушимой верой в это важное правило. А потом вдруг окажетесь на юге Франции в дни проведения "Ралли Монте-Карло", попадете на старт спецучастка Коль-де-Годиссар - и вам покажется, что мир сошел с ума.

На машине норвежца Петтера Солберга спереди стоит нешипованная зимняя резина, а сзади - слики. Голландец Кевин Аббринг едет, обув правые колеса в слики, а левые - в шипованные покрышки. А россиянин Евгений Новиков, взяв две "шиповки" и два слика, установил их на свой автомобиль крест-накрест!

О дорогах, по которым проложен маршрут легендарного ралли, нельзя сказать плохого слова. Но сами по себе они не гарантируют интересной гонки. В захватывающую игру с высокими ставками "Ралли Монте-Карло" превращает погода. Отправляясь на очередную секцию (обычно она состоит из двух спецучастков и по времени занимает полдня), каждый экипаж может взять с собой по шесть покрышек: четыре колеса на машине и две запаски в багажнике. Какими должны быть эти шесть шин, если первый спецучасток проложен по долине с температурой воздуха "+15" и сухим асфальтом, а второй - уводит в горы, где на перевалах "-5" и голый лед?..

В этом году настоящий карнавал начался утром в пятницу. На первом спецучастке дня, Сен-Жан-ан-Руаян (23,28 км), снега и льда не было вообще. Зато на втором, Коль-де-Годиссар (24,13 км), несколько километров дороги представляли собой одну сплошную наледь. На первом преимущество имели те, у кого в распоряжении были четыре нешипованные покрышки. К примеру, Петтер Солберг выиграл у Себастьяна Лоеба, которому от безысходности пришлось поставить две "шиповки", сразу 15 секунд. Но на Коль-де-Годиссар рано радовавшихся ждал настоящий разгром. "Это был ужас! - сокрушался бразилец Пауло Нобре. - Я в какой-то момент решил, что мой штурман заблудился – потому что в таких условиях никто не стал бы проводить ралли. Перевал мы преодолевали ползком. Люди в супермаркет и то быстрее ездят!" Зато гонщики "Ситроена", поставив по четыре шипованные покрышки, с лихвой отыграли все потерянное на Сен-Жан-ан-Руаян. Лоеб опередил Солберга почти на две минуты! А ведь норвежец - не какой-нибудь подающий надежды новичок. Он - чемпион мира, пилот заводской команды "Форд", да и по итогам гонки занял третье место.

Самые разные шинные комбинации, огромные отрывы... Битва на Коль-де-Годиссаре довела до истерики тех, кто наблюдал за ней в прямом эфире. Но судьбу гонки решила отнюдь не она. Ключевой стала среда - первый полноценный день ралли. Его события развернулись на дорогах к западу от Валанса.

Две трети спецучастка Бурзе - Сен-Мартьяль (30,48 км) асфальт был сравнительно чистым, но на последней трети - покрыт льдом. Причем дорога шла под уклон, что только добавляло гонщикам проблем. Но взять с собой четыре "шиповки" никто не решился: слишком велики были бы потери на сухом асфальте Мулинона (36,87 км), другого спецучастка среды. Поэтому перед стартом в Бурзе большинство лидеров волей-неволей поставили на свои машины крест-накрест два слика и две нешипованные покрышки.

На "Ралли Монте-Карло" такой вариант - не новость. Несколько лет назад инженеры и пилоты команды "Пежо" почти случайно выяснили на тестах: подобная комбинация может быть оптимальной в условиях, когда на одном или нескольких участках трассы чистый асфальт чередуется со снегом и льдом. Машина едет не так быстро, по-разному входит в правые и левые повороты - зато ее поведение предсказуемо. А на узких дорогах, в считанных сантиметрах от бордюрных камней и каменных стенок это бывает важнее "чистой" скорости. Но несколько последних лет этап "Монте-Карло" не входил в календарь чемпионата мира. Так что 18 января 2012 года элита мирового ралли использовала нестандартную шинную комбинацию впервые.

Спецучасток Бурзе - Сен-Мартьяль экипажи должны были пройти дважды. На утреннем прохождении отличился лидер "Форда" финн Яри Матти Латвала. Он выиграл у Лоеба почти минуту и вышел в лидеры гонки! Француз объяснил это разницей в выборе резины: в его распоряжении были мягкие слики, в то время как у Латвалы - сверхмягкие. Но есть подозрение, что 8-кратный чемпион мира просто не спешил взвинчивать темп, оказавшись в непривычных условиях. Как только Лоеб освоился, результат не замедлил себя ждать.

На дневном прохождении Бурзе француз отыграл у собственного утреннего времени две минуты. У утреннего времени Латвалы - ровно минуту. У показавшего днем второе время Франсуа Делекура – больше чем полминуты.

В дальнейшем таких отрывов Лоеб уже не добивался. Даже четырьмя "шиповками" на уже упоминавшемся Коль-де-Годиссаре он "выгрыз" меньше. А Латвала на дневном, повторном прохождении Бурзе вылетел с трассы. Финн пытался разглядеть, нет ли льда в очередном повороте, и пропустил мимо ушей очередную ремарку штурмана. Сравнение утренних и дневных результатов позволяет предположить: утром финн сразу поехал на всю катушку, а днем попытался еще прибавить - и быстро перешел предел допустимого риска. Тот самый предел, который Лоеб нащупывал постепенно - пусть и ценой потери времени.

В результате уже к концу дня Лоеб выигрывал у всех больше минуты. И трудно было ожидать, что кто-то бросит ему серьезный вызов. Для Дани Сордо на "Мини" и второе итоговое место стало весьма достойным результатом. Солберг и Микко Хирвонен только осваивались за рулем новых для себя машин. А россиянину Евгению Новикову, впервые стартовавшему на "Ралли Монте-Карло", пятое место давало все основания чувствовать себя одним из героев гонки. В общем, причины избегать риска имелись у всех. Неудивительно, что четыре дня спустя пятеро лидеров прибыли на финиш практически в той же очередности будучи вполне довольными собой.

Для приличия, правда, они поныли, что "Ралли Монте-Карло"-2011 получилось слишком долгим и неплохо бы сделать его покомпактнее - например, убрать спецучастки в районе Валанса, находящиеся в 300 км от Монако. Но скрыть восторг от этой гонки, непохожей ни на какую другую, не смогли даже Латвала и Себастьян Ожье, сошедшие в первый день. При всем уважении к "Ралли Швеции" (последние несколько лет оно было первым этапом чемпионата), если уж открывать сезон "за здравие", то именно здесь - на узких, извилистых и непредсказуемых дорогах "Монте-Карло".

Кирилл КАЧНОВ

---

Ралли "Монте-Карло". Итоговые результаты

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT 4:32:39.9
2. Дани СОРДО MINI JCW WRC MINI WRC Team + 2:45.5
3. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Ford WRT + 3:14.9
4. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT + 4:06.8
5. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT + 6:03.4
6. Франсуа ДЕЛЕКУР Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT + 7:47.9
7. Пьер КАМПАНА MINI JCW WRC MINI WRC Team + 8:31.4
8. Отт ТАНАК Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT + 10:34.6
9. Мартин ПРОКОП Ford Fiesta RS WRC

Czech Ford National

+ 16:10.7
10. Арминдо АРАУЖО MINI JCW WRC Armindo Araujo WRT + 16:16.6

Ралли "Монте-Карло". Победители в отдельных категориях

Категория Пилот Автомобиль Команда Время
S-WRC Крейг БРИН Ford Fiesta RS S2000 Craig Breen 4:57:06.2
P-WRC Михал КОСТЮШКО Mitsubishi Lancer Evo X N4 Lotos Dynamic 5:35:14.8 

Ралли "Монте-Карло". Победы на СУ

Пилот Ср Чт Пт Сб Вс Всего
Себастьян ЛОЕБ 3 5 1 9
Петтер СОЛБЕРГ     1 3   4
Микко ХИРВОНЕН 2 1 3
Яри Матти-ЛАТВАЛА 1 1
Дани СОРДО   1       1

ЧМ по ралли. Пилоты. Общий зачет после первого этапа

Пилот Автомобиль Команда Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT 28
2. Дани СОРДО MINI JCW WRC MINI WRC Team 18
3. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Ford WRT 15
4. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT 14
5. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT 11
6. Франсуа ДЕЛЕКУР Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT 8
7. Пьер КАМПАНА MINI JCW WRC MINI WRC Team 6
8. Отт ТАНАК Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT 4
9. Мартин ПРОКОП Ford Fiesta RS WRC Czech Ford National Team 2
10. Арминдо АРАУЖО MINI JCW WRC Armindo Araujo WRT 1

ЧМ по ралли. Команды. Общий зачет после первого этапа

Команда Автомобиль Очки
1. Citroen Total WRT Citroen DS3 WRC 37
2. MINI WRC Team MINI JCW WRC 26
3. M-Sport Ford WRT Ford Fiesta RS WRC 16
4. Ford WRT Ford Fiesta RS WRC 15
5. Armindo Araujo WRT MINI JCW WRC 4
6. Palmeirihna Rally MINI JCW WRC 2
2
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (2)

Kolorad73

+1, это ралли и тут четыре одинаковых типа только ставят на асфальте. но и WRC уже не то. Мини, Форд, Ситроен, Вольскваген. это уже не то.. вспоминается времена Мицубиси(Мякинен), Субару(Бернс), Форд(Макрэй), Пежо(Гронхольм) плюс были на подходе Сольберг, Леб, Дюваль, Рованпера. Да и Сайнс с Паницци(асфальт) всегда боролись. Вот это было Ралли, каждый этап лотерея. А сейчас все и так известно и интерес к Ралли только у французов...

22:00 24 января 2012

ed_tsy

"Все четыре колеса автомобиля должны быть обуты в одинаковые шины," - скажет вам любой нормальный инструктор в любой нормальной автошколе. - и распишется в своей полной некомпетентности...

19:29 24 января 2012