00:01 11 января 2012 | АВТО / МОТО — Ралли

В день отдыха механики работают круглые сутки

Капитальной переборке в день отдыха подвергаются только машины нескольких ведущих команд, но механикам других коллективов не легче: меньше фронт работ - значит, меньше и механиков в штате. Фото "СЭ"
Капитальной переборке в день отдыха подвергаются только машины нескольких ведущих команд, но механикам других коллективов не легче: меньше фронт работ - значит, меньше и механиков в штате. Фото "СЭ"

"ДАКАР-2012"

Леонид Новицкий рассказал "СЭ", как участники "Дакара" используют день отдыха и в шатер какой команды надо идти, если соскучился по домашней еде...

Словосочетание "день отдыха" на знаменитом марафоне надо закавычивать в обязательном порядке. Гонщики и штурманы в эти сутки действительно имеют возможность забыть (по крайней мере, попробовать) о дорожной книге, феш-феше и потекших амортизаторах. Им нет надобности никуда мчаться и вообще садиться в автомобиль. С другой стороны, для механиков этот день, наоборот, является самым напряженным за всю гонку: ведь каждую машину надо по сути разобрать и собрать заново. Сориентироваться в специфике отдыха по-дакаровски "СЭ" помог Леонид Новицкий, двукратный обладатель Кубка мира по ралли-рейдам, выступающий на автомобиле MINI All4 Racing за немецкую команду X-Raid.

- Леонид, а так ли уж нужен участникам "Дакара" день отдыха? Ведь с точки зрения быта гонку в Южной Америке можно назвать сравнительно комфортабельной - особенно если сравнивать с прежними, африканскими "Дакарами"...

- Действительно, после переезда гонки на другой континент быт, что называется, наладился. Здесь мы ночуем в гостиницах, где есть возможность принять душ, побыть в тишине - в Африке же выбора не было: все жили на бивуаке и спали под визг болгарок и треск гайковертов. Нужен ли день отдыха? Мы не задаем себе таких вопросов. Для нас расписание гонки - данность, от которого надо отталкиваться. Не будь этого дня - мы по-другому расходовали бы энергию, инженеры по-другому подходили к созданию машин...

- В каком смысле?

- Ресурс многих важных узлов и агрегатов рассчитывается с учетом того, что в день отдыха их поменяют на новые. Ведь машина чуть ли не собирается заново. Единственный агрегат, который нельзя заменить - это двигатель. Все остальные базовые агрегаты и узлы - к примеру, коробка передач или амортизаторы - меняются в обязательном порядке. Так что, в день отдыха механикам не до отдыха. Начинают с вечера. А то и еще раньше. К примеру, коробку передач на моей машине поменяли на день раньше. И это не было связано с какими-то проблемами или моими нареканиями - просто механики по-своему распределили нагрузку, чтобы в день отдыха им дышалось чуть свободнее.

- Кто руководит работой механиков и с кем из команды вы обсуждаете состояние машины, ее настройки и поведение на трассе, необходимость что-то подправить?

- Для этого есть два специалиста. Первый - инженер, ему можно пожаловаться на поведение автомобиля, с ним можно обсудить необходимость внесения изменений в настройки. Он же следит, чтобы важные детали менялись вовремя и не эксплуатировались дольше, чем должны. Второй важный человек - главный механик. Он отвечает за работоспособность машины, он на бивуаке должен увидеть все лишние зазоры, трещины, потеки. Его, к примеру, надо поставить в известность, если ты налетел на камень и подозреваешь, что в подвеске не все детали после этого остались на своих местах. Главный механик при этом у каждой машины свой, а инженер работает с двумя автомобилями - своего, к примеру, я "делю" с Петеранселем.

- В день отдыха гонщики предоставлены сами себе или есть какие-то общекомандные мероприятия - совместные занятия физкультурой, психологические тренинги?

- Разве что спонсорские мероприятия: фотосессии, раздача автографов, не очень длинные и буйные вечеринки... В остальном мы сами определяем свой график и свои планы на день. Но в них нет ничего экзотического: сон, зарядка, массаж...

- У вас есть какие-то свои методы и способы поддержания сил по ходу гонки? Может быть, какие-то предпочтения с точки зрения еды или питья?

- Традиционно в день отдыха команда "КАМАЗ-мастер" устраивает у себя в шатре обед и ужин в русском стиле. Раньше в меню обязательно были пельмени, которые привозились из России - но сейчас сделать этого не получилось, так как в Чили запрещен ввоз соответствующих продуктов. Но ведь с хорошим мясом в Южной Америке проблем нет, поэтому традиционные русские или татарские блюда можно приготовить с использованием местных продуктов. И если душа просит домашнего - прямая дорога в камазовский шатер. Я сам частенько туда заглядываю.

Кирилл КАЧНОВ

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ