18 октября 2018, 10:00

Братья Чиполина отвлекут вас от братьев Кокориных. Гибралтар творит историю!

Егор Бычков
Корреспондент в Санкт-Петербурге
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Сборная Гибралтара, ставшая членом ФИФА менее трех лет назад, ударно проводит октябрьский отрезок в Лиге наций.

Одним из главных футбольных героев последних дней, не связанных с криминальной хроникой, неожиданно стала сборная Гибралтара, которая одержала две победы подряд в Лиге наций – в гостях над Арменией (1:0) и дома над Лихтенштейном (2:1). Если вы еще не знакомы близко с этой командой и всем гибралтарским футболом – самое время исправить это.

Футбол в Гибралтаре.
Футбол в Гибралтаре.

Яблоко раздора

Без небольшого экскурса в историю не обойтись. Гибралтар, огромная скала высотой 426 метров и крошечное земляное пятнышко на самом юге Пиренейского полуострова площадью в 6,5 квадратных километра и с населением в 30 тысяч человек, вот уже три сотни лет – кислое яблоко раздора между Англией и Испанией. В начале XVIII века в ходе войны за испанское наследство, когда европейские державы ожесточенно делили то, что некогда называлось великой Испанской империей, английский флот захватил эту местность, и в 1713 году – по Утрехтскому мирному договору – она официально перешла к Великобритании.

Официально для всех – кроме Испании. Более века испанцы пытались вернуть эти земли себе – устраивали осады, морские блокады, вооруженные столкновения. Все без толку – в 1830 году Гибралтар был признан английской колонией, а когда в 1869-м году открыли Суэцкий канал, благодаря которому путь из Европы в Индию сокращался практически вдвое, в Испании начали кусать себе локти с особенным ожесточением – обладание "Скалой", как порой зовут Гибралтар, дарило Великобритании полный контроль над судоходством в Средиземном море.

Имя завоевателя

Само название "Гибралтар" должно вызывать в Испании оторопь и плохие воспоминания. Дело в том, что это слово – испанизированная версия арабского словосочетания "Джабал аль-Тарик" – "Гора Тарика". Это имя было дано скале и всей местности в округе в честь арабского полководца берберского происхождения Тарика ибн Зияда. Он был военачальником и губернатором Танжера – ныне города на территории Марокко, – который весной 711 года со своим войском пересек пролив, названный впоследствии Гибралтарским, вторгся на испанские земли и, по сути, начал арабское завоевание Пиренейского полуострова. Полностью освободить страну от захватчиков испанцам удалось лишь в 1492-м, но имя завоевателя скала и пролив носят до сих пор.

Футбольные первопроходцы Гибралтара.
Футбольные первопроходцы Гибралтара.

"Золотая" середина века

Поэтому никого не должно удивлять то, с каким ожесточением встречала Испания любые попытки Гибралтара заявить о футбольной самостоятельности. А ведь местный футбольный союз – один из старейших в мире. Он был основан еще в 1895 году – разумеется, благодаря англичанам – под названием Гибралтарской гражданской футбольной ассоциации: в противовес военным, которые и привезли на эту земляную насыпь под скалой в окружении воды первый футбольный мяч. В 1907 году в Гибралтаре стартовал местный чемпионат, в 1909-м гибралтарская ассоциация примкнула к английской.

Сборная Гибралтара времен "золотой" эпохи середины 50-х.
Сборная Гибралтара времен "золотой" эпохи середины 50-х.

Несмотря на весь антагонизм, сборная Гибралтара в первой половине и середине XX века часто устраивала товарищеские футбольные перестрелки с соседями – играть на "оккупированную территорию", как называли ее испанцы (а генерал Франко сравнивал с "кинжалом, воткнутым в спину Испании"), приезжали "Реал" и "Севилья", "Овьедо" и "Бетис", "Малага" и "Кадис". Поразительно, но факт – "Королевский клуб" три раза играл с гибралтарцами и не увез домой ни одной победы: в 1924 году дважды уступил 0:3 и 3:4, в 1949-м ограничился ничьей 2:2. В летописи мадридцев в примечаниях к тем двум поражениям сказано: "Реал" играл резервным составом".

Долгий путь

Будучи заморской территорией Великобритании, до поры до времени Гибралтар ограничивался участием в таких соревнованиях как Островные игры (лучший результат – золото в 2007 году) и FIFI Wild Cup – альтернативный чемпионат мира среди непризнанных ФИФА государств (бронза в 2006-м). К тому моменту он почти десять лет безуспешно сражался с бюрократией – первую заявку на вступление в ФИФА гибралтарцы подали еще в 1997 году, отметив столетие своей футбольной ассоциации. Однако ждать признания со стороны мировой футбольной элиты пришлось еще дольше.

Гибралтарскую заявку жестко бойкотировала Испания, которая угрожала отказаться от выступления на международном уровне, если Гибралтар примут в состав ФИФА и УЕФА. Испанцы понимали – если возникнет подобный прецедент, с течением времени можно ожидать подобного и со стороны наиболее сепаратистски настроенных областей страны, Каталонии и Страны басков, которые регулярно созывают собственные сборные и периодически посматривают за пределы испанских границ.

В 2001 году УЕФА изменил правила приема в свои ряды – теперь для этого страна должна была быть признана ООН как независимое государство. Возмущенный Гибралтар обратился с апелляцией в Спортивный арбитражный суд, который в 2003 году постановил – гибралтарская заявка была подана до вступления в силу новых правил, потому и рассматриваться должна в соответствии с прежними. В 2007-м, несмотря на давление со стороны Испании, вопрос о принятии Гибралтара в состав УЕФА вынесли на голосование среди 52 членов организации – "за" проголосовали лишь трое: Англия, Шотландия и Уэльс. В суд полетела еще одна апелляция.

Признание и дебют

Наконец, УЕФА пришлось выполнить предписания Арбитражного суда – Гибралтар, не желавший отказываться от мечты, был сначала признан временным, а затем, в мае 2013-го, и полноправным (54-м по счету) членом организации. Во избежание конфликтов в УЕФА пообещали, что, по крайней мере, в первые годы пути Испании и Гибралтара в отборочных турнирах не будут пересекаться.

19 ноября 2013 года состоялся первый официальный матч гибралтарской сборной – Словакия, пусть и без Шкртела с Хамшиком, не смогла взломать ее оборону и с удивлением обнаружила с финальным свистком горящие на табло нули. Дебютанты радовались ничьей больше чем победе – и их можно было понять. Лучшим игроком той встречи был признан Дэнни Хиггинботам – уроженец Манчестера и воспитанник "МЮ", сменивший за 15 лет десяток английских команд и имевший гибралтарские корни по материнской линии, а потому на закате карьеры сыгравший несколько матчей за только что признанную УЕФА сборную.

 

 

Полицейский, пожарный и таможенник

До вступления в ФИФА пришлось ждать еще три года – весной 2016-го Гибралтар, вслед за Косово, был принят в мировую футбольную семью под порядковым номером 211 и получил право принять участие в отборе на российский чемпионат мира. Подвигов от него никто не ждал: как и в любой карликовой сборной, гибралтарские футболисты в миру – обыкновенные работяги, профессиональный статус есть далеко не у всех. Например, вратарь Джордан Перес – пожарный, нападающий Ли Кашаро – полицейский, а защитник и капитан Рой Чиполина – таможенник.

Лайам Уокер во время игры за "Портсмут" в чемпионшипе.
Лайам Уокер во время игры за "Портсмут" в чемпионшипе.

Единственный гибралтарец из нынешнего созыва сборной, чье имя хотя бы известно за пределами крошечного государства – Лайам Уокер, полузащитник, один сезон отыгравший в "Портсмуте" (28 матчей, 2 гола, 3 передачи), который в то время выступал в чемпионшипе, а в прошлом году защищавший цвета "Ноттс Каунти" (15 матчей, 1 передача) из четвертого английского дивизиона.

 

 

Julio Ribas appointed Gibraltar Head Coach. Welcome Julio!

Публикация от Gibraltar FA (@gibraltar_fa) 29 Июн 2018 в 4:29 PDT

 

Уругвайская страсть

Тренирует всю эту разношерстную компанию колоритный уругваец Хулио Рибас. Почти 20 лет проработав на родине, в 1999 году он привел к чемпионству "Пеньяроль", вывел в высший уругвайский дивизион "Белла Висту" и "Ливерпуль", провел один год со сборной Омана, а затем приехал в Гибралтар, принял местный "Линкольн" и в июле 2016-го в первом отборочном матче Лиги чемпионов положил на лопатки "Селтик" (1:0). Ничего, что ответная встреча в Глазго завершилась разгромом (0:3) – для гибралтарцев Рибас раз и навсегда стал героем.

Джозеф Чиполина, автор двух мячей Гибралтара в играх с Арменией (1:0) и Лихтенштейном (2:1).
Джозеф Чиполина, автор двух мячей Гибралтара в играх с Арменией (1:0) и Лихтенштейном (2:1).

Семья Чиполина

Таким же героем, как и Джозеф Чиполина, двоюродный брат капитана сборной Гибралтара Роя и родной – еще одного футболиста национальной команды, Кеннета. Именно Джозеф забил победный пенальти в Ереване, когда казалось, что все против гибралтарцев – для начала вместо правильного гимна гостей прозвучал гимн Лихтенштейна, а затем хозяева нанесли 35 ударов по воротам (10 в створ), владея мячом 75% игрового времени. Но команда Рибаса выстояла: ограничившись двумя ударами, один из которых – реализованный одиннадцатиметровый. Гибралтар взял верх – впервые в истории своей сборной в официальном матче.

 

 

That winning feeling ??

Публикация от Gibraltar FA (@gibraltar_fa) 13 Окт 2018 в 1:03 PDT

 

На этом сказка не закончилась – через несколько дней гибралтарцы одержали дома волевую победу над Лихтенштейном, решающий мяч на свой счет вновь записал Джозеф Чиполина, и с финальным свистком на поле пятитысячного стадиона "Виктория" высыпали счастливые болельщики и родственники футболистов.

 

 

Не так уж важно, сколько еще очков наберет Гибралтар в Лиге наций и последующем отборе на ЧЕ-2020. Это история про настойчивость и отвагу, которые ценны сами по себе. Не зря этот маленький участок суши носит имя завоевателя, однажды покорившего большую землю.

Придумай мем

Новости