Они такие же, как мы

Варшава. 17 июня. Это не Андрей Аршавин, Роман Широков, Александр Кержаков, Константин Зырянов и их российские болельщики. Это Войцех ЩЕНСНЫ, который со своими партнерами на следующий день после поражения от чехов вышел к польским болельщикам, чтобы поблаг. Фото "СЭ"
Варшава. 17 июня. Это не Андрей Аршавин, Роман Широков, Александр Кержаков, Константин Зырянов и их российские болельщики. Это Войцех ЩЕНСНЫ, который со своими партнерами на следующий день после поражения от чехов вышел к польским болельщикам, чтобы поблаг. Фото "СЭ"

EURO-2012

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Так они и жили: спали врозь, а дети были. Это про нас с тобой, сборная. Про тебя и твоих болельщиков.

Интернет-пространство пестрит сюжетами: греки клянутся в любви к потрепанной кризисом Элладе. Вылетевшие ирландцы называют итальянца Джованни Трапаттони глубоко родным, в доску "зеленым". Проигравший Славен Билич, не замечая хорватских дымов и файеров, благодарит нацию за любовь к его отчаянным футбольным бандитам. Шведы перед последним матчем обещают посвятить флегматичному желтому морю в Киеве кровавый бой в ответ на позитив, который весь групповой этап исходил от скандинавских болельщиков. Поляки коллективно извиняются: прости, родина.

Россия забилась по норам. Игроки зализывают раны. Публика, напротив, сыплет на них соль. Тренер спрятался в тюльпановый блиндаж. Чиновники по каплям выдавливают из себя кислокапустный оптимизм, призывая поверить: футбол - всего лишь игра. Ну да, верим: в домино соседу проиграли...

На самой игре уже оттоптались. Осталось наиболее неприятное и непонятное: взаимоотношения сборной с болельщиками. В какой момент главная команда страны превратилась в слона, которого водят по улицам? Почему смотреть на него можно, а дотронуться - нет? Когда мы стали для сборной не крепким тылом, а зеваками и моськами? Можно ли сократить растущую на глазах дистанцию? И нужно ли, если в следующем цикле - все по новой? Мы странно встретились и странно разойдемся...

Наиболее сложный вопрос: почему у нас не так, как "у них"? Там ведь тоже трещат копья, проигрываются футбольные кампании, ошибаются тренеры, ерундят главы федераций. В тамошних сборных полно звезд с доходами, размер которых не укладывается в обывательской голове. Но там, за редким исключением, есть какая-то теплота отношений, попытка понять и простить. В клубах, например в итальянских, всякое бывает. Но если речь идет о сборной - прячься все живое, не то утонешь в любви.

В России же сборная - учреждение обособленное. Ее члены, как и каждый из нас, очень дорожат любовью своих малых родин. Друзья и близкие, семья, знакомые - вот за этих людей любой из сборников, да и из нас тоже, ляжет костьми. А за большую родину - смогут? За герб, за флаг, за березки с рябинками - лягут?

Смогут и лягут - вот что я по этому поводу думаю. Более того, уже легли, как смогли. А смогли не очень.

Кто-то не верит? Глупо. Вы бы легли? А почему им отказываете в праве на патриотизм? Чем они хуже всех нас?

Вот в том-то и дело: они такие же, как мы. Разные. Обозленные. Уставшие от работы, публичности и панибратства. Постоянно ждущие подвоха. Недовоспитанные. Несамостоятельные. Ранимые. Придавленные ответственностью. Путающие свободное поведение с внутренней свободой.

Отличия два - они богатые и знаменитые. Это не может не накладывать отпечаток на линию жизни, но это совершенно не отменяет дрожи при исполнении гимна. Не мы им судьи в этом вопросе. Потому что они - это и есть мы, со всеми нашими рефлексами, условными и безусловными.

Российский фанат всегда готов за себя постоять. Он не ведет себя в семье так же, как на улице, где меняется, грубеет в несколько раз. Что, в таком случае, удивило всех нас в поведении Романа Широкова после игры в Казани? У него был повод вступиться за себя, и он выбрал наиболее правильную, с его точки зрения, тактику ведения боя. Вышло по-хамски? Но разве хамство - не часть нашей жизни? Разве не орет каждый из нас те же слова любителям поиграть в "шашки" на дорогах, беспредельщикам в очередях и трамваях? И разве не хамство - отношение к нам полиции, медработников, "мигалок", чиновников, коммунальщиков?

Это не о политике, если кто не понял. Это о нашей жизни, делающей нас волками и заставляющей видеть волков в окружающих.

Аршавин сказал: "Ваши ожидания - ваши проблемы". И я его понял. "Вы нас переоценили, - вот перевод этой фразы. - Вы зря в нас верили. И вы не вправе упрекать нас в том, чего мы вам не обещали". В нашей работе тоже бывает подобное. "Вы не так написали". "Нет, вы не так прочли".

Аршавин мог бы смягчить ситуацию. Ведь у него наверняка было, что сказать в свое оправдание. "Нас не так тренировали", - например. Или: "Нас неверно скомпоновали на поле, плохо подготовили к турниру, не настроили должным образом" и т.д. Не важно, был бы он при этом прав или нет. Важно, что Аршавин в жизни своей никогда ничего не смягчал. "Сжестил" и на этот раз. У него не было ни единой причины ответить иначе.

Болельщики тоже могли бы поставить вопрос по-другому: "Почему вы не смогли обыграть греков и поляков?" Возможно, они услышали бы в ответ что-то профессиональное и относительно логичное. Но болельщики требовали от сборной не объяснения - покаяния.

Каяться можно только тогда, когда чувствуешь вину. Аршавин считает, что провал на Euro - не вина, а беда. И означает это только одно: сборная, как и все мы, не являлась единым целым. Тренер, игроки, чиновники - каждый закрывал свой участок работы. И каждый потом сказал себе: "Я сделал все, что мог, поэтому я не виноват". А коллективный разум, как и коллективная ответственность, это нечто больше. Это переход количества в качество, игра не головой, а сердцем, замена мысли "сделаю, что могу" на "сделаю невозможное".

Каются, впрочем, и невиновные. В том случае, если они любят тех, перед кем каются. К сборной и болельщикам это не относится. Пуповина перерезана, понимания "без них мы не проживем" давно нет ни в клубах, ни в национальной команде. Аршавин и Ко проживут. А любить просто так толпу людей, которых сложно соотнести с березками и рябинками... С какой стати? Оглянитесь: на дворе эпоха большой нелюбви.

Кому-то нравится смотреть на огонь, а Аршавину - на файеры. Почему бы нет? Он в данном случае зритель, он в стороне. Я играю, они жгут - прикольно. Отдает Древним Римом. Нельзя? Ну и что, напрямую меня это не касается. Я побегу, обведу, отдам, как умею, а умею я хорошо. Но если у меня не получится, я сам себе судья, - я ведь хотел, старался. А вы просто орали с трибун и у телевизоров, зачем-то себя накрутив.

Мы, говорите? Нет, "мы" - это греки, ирландцы, хорваты, чехи, шведы. Маленькие нации, живущие по другим лекалам. А в сборной России играли "я". Более того, и болели за нее много тысяч "я", давайте это признаем. У нас такое общество. Мы хворы - не по отдельности, а все вместе. Между нами вместо клея - вольтова дуга.

А тут еще журналисты. Вы пошли бы мыть посуду, если есть возможность безнаказанно ее не мыть? Зачем тогда сборникам идти к прессе? Они не молчат, как многие считают: они говорят, когда у них есть время и желание. Остальное - проблемы самой прессы, ежедневной заинтересованности в ней у сборников нет. Не говоря уж про тренера: ему-то что за печаль - отношения команды с российской прессой? И если он гордится своей работой, почему должны каяться игроки?

Вот, собственно, и все, круг замкнулся. Нам позволено за них болеть, им позволено быть частью шоу. Цирк, сворачивая шатер, не извиняется за сорванное представление. Труппа хотела, но не смогла. Она постарается в другой раз. Ведь вся эта суета - всего лишь футбол. И немножко бизнес.

Киев

263
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (263)

Кузьма Петрович

странные апологии Аршавиных и к.. В особенности про "беду" или "беды".. Меж тем теплая компашка каждой своей очередной фразой, репликой рассеивает туман бредятины, исторгаемой словоохотливым автором.. А ведь все просто, пришла беда ну дак и все соответственно должны разделить т.с. последствия - денежк хорошо бы и вернуть.. Догнать адвоката да и потрбовать отчета, хотя тут сложней уверен -да икто знает, что там в той контряхте.. Не отдаст, дак хоть люлей по полной отписать, ты ж лихоимец знаешь что это столько не стоит, а заодно и фурсе не взирая на щетину.. Теперь вернемся к Аршавкам и компашке, тут думается не поймут, совсем.. И кабы люли не начали отвешивать зачинщикам.. Заработали.. Но каки за что.. Но главное за что ? Пару часов поотбывал номер и десяти годовая зарплата среднестатистического россиянина из провинции в кармане .. Мое.. Я заработал.. ВОт тут камень ьпреткновения.. Далее нет охоты и главное смысла продолжать.. Дело не в деньгах, дело в головах.. Давайте лучше вспомним 56-й год, Олимпиада, Николай Тищенко, пости тайм играл со сломанно рукой.. Потому что не за деньги, потомучто НАСТОЯЩИй.. А это, извините, барахло, а не сборная.. И кануть она в небытие должна вместе с фурсами, прядкиными

11:23 21 июня 2012

anagor

Ах, да, чуть не забыл. Спасибо за статью, Евгений!

10:39 21 июня 2012

anagor

(Впрочем, ссылка - плохой тон, скопирую.) Причем мне кажется, что в менее публичной ситуации Дзичковский тоже мог бы выразиться жестче, примерно так: Истоки ситуации не в начальниках. Начальники тоже - плоть от плоти своего народа. Каждый народ достоин своих начальников. И каждый болельщик достоин своей команды. А чаще даже - недостоин. Истоки - в нас, в каждом из нас. В катастрофическом износе генофонда, лучшая часть которого истреблена или эмигрировала, и, по сути, в деградации и агонии русского этноса, выраженной в жутком дефиците в нем культуры - как в самом широком понимании, так и в каждом частном проявлении. Культуры языка, культуры общения, культуры отношений спортсмен-болельщик в том числе. Аршавин сказал: "Ваши завышенные ожидания - это ваши проблемы. Мы тоже ждали многого - и тоже не дождались. Причем нам - тяжелее. Но это наши проблемы. " А я продолжу за него:"...И вместо того чтобы поддержать, как это делают все культурные нации со своими представителями, которых постигла жестокая неудача, вы тут врываетесь пьяной кодлой п/р распальцованного депутата Госдумы (фактический доход которого куда выше нашего, достаточно взглянуть на его парк авто, только вот налогов он почему-то с него не платил - и потому, наверно, считает себя вправе хамить тем, кто имеет доход "белый", в основном) и нагло и по-хамски начинаете кидать предъявы." Если посмотреть запись - видно явное намерение спровоцировать, устроить скандал. Это обычный тупой самопиар гнилого депутата. И то, что он проходит на ура - не делает чести тем, на кого он направлен. Беда в том, что бескультурный болельщик любит не спорт, а себя в спорте, поэтому отношение к спортсменам у него потребительское. Совершенно не представляя себе, какой это труд - большой спорт, он желает приобщиться к чужим (чужим, еще раз повторю - чужим!!) достижениям и победам, ничего не вложив, сидя с пивом перед телевизором. Что он может вложить, говорите, чтобы иметь право хоть что-то требовать? Ну вот хотя бы частичку души - совсем малость, правда? Каковая малость означала бы - в трудную минуту оказать поддержку, а не обсирать. Вы вот представляете себе, что оступившемуся близкому (?) человеку говорите: "Что, больно? Так тебе и надо! Потому что смотри под ноги, когда ходишь! А то упал в лужу - и мне новые штаны забрызгал, гад!" Однако, вот так примерно выглядит реакция нашего типичного "болельщика". О какой близости, о какой душевности тут может быть речь? И чем, каким поступком он заслужил уважение к себе? Спортсмен - заслужил хотя бы тем, что вышел на арену и бьется. А тупой фан перед ящиком, он - чем? Ах, он переживает! Ну да, ну да! Так он, оказывается, за себя переживает-то. У него взыграло оскорбленное чувство достоинства. Ложного. И патриотизьма. Квасного. Ибо если бы он переживал за сборную - ему было бы больно, горько, но он понимал бы, насколько хуже самим игрокам. А он же нет, он даже не причины неудачи найти хочет (оно и понятно - ему их понять компетенции не хватит, ведь большинство фанов в футболе не разбирается совершенно - я это с удивлением понял, попав как-то на футбол в спортбаре... с тех пор смотрю только дома), он в искреннем негодовании и с полным чувством собственной правоты требует, чтоб перед ним отчитывались, винились, по сути, унижались чтоб перед ним, любимым. Ибо он-то хотел самоутвердиться за чужой счет, комплексы свои компенсировать - и именно эти его ожидания были обмануты, в первую очередь эти, ибо других и не было по сути... ибо быдло...

10:35 21 июня 2012

anagor

Аспид, ваша позиция понятна и во многом обоснована, но все же не надо пуредергивать. В материаловедении мы в з-це, за исключением отдельных групп ученых (знаю многих лично). В тяжмаше отстаем в большинстве подотраслей катастрофически, современное пром.оборудование все импортное напрочь. В числе великих держав нас держит нефть пока что. Именно ее временное обилие компенсирует бездарность руководства. Кончится она - и Россия быстро станет страной третьего мира, исходя именно что из кадрового потенциала. Катастрофического. Технические кадры либо безграмотны, либо мыслят совково, и это ключевая проблема, которая не решается совершенно, ибо аккуратно затенена всякими нано-сколковыми, позволяющими пилить... Что касается сабжа - то вот я тут много написал, неохота повторяться: http://bydloman.livejournal.com/242359.html?thread=469215 1#t4692151

10:28 21 июня 2012

kilimanjaro

Distas jon 79 Согласна Уверена,что хорваты счтьают свою Хорватию великой.Попробуй в лицо любому сказать один на один что это не так. И мы должны уважать свою страну.РОССИЯ ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА!!! бывшие сборники =позорники.бывштй гт.=предатель и шкура.их работодатель=трепло безответственное и бессовестное. И поддерживать их стыдно.и глупо.и грешно.ВСЁ.

10:22 21 июня 2012

Aspeed

Distas 21 Июня 2012 | 09:23 А мы просто хотели услышать "Извините". А вместо этого... Ну вы сами знаете. --- А что ВАМ сказали вместо этого? Напоминаю, поляки извинилесь перед болельщиками на следующий день. А наши в тот же вечер, усталые и измотанные вернулись в Бристоль - а там их уже встретила толпа толсторылого, зажравшегося быдла во главе с паскудным провокатором депутатом Беляковым. Интересно, почему же на следующий день у игроков не было никакого желания с кем-то общаться?

09:26 21 июня 2012

Aspeed

Страна вошла обратно в десятку сильнейших экономик мира, и это при нынешнем откровенно безграмотном руководстве и чиновничье-воровской системе управления Страна имеет огромные запасы необходимых ресурсов, от нефти до людей Страна способна остановить агрессию США и всего Евросоюза на Ближнем Востоке исключительно политическими средствами По отраслям - материаловедение, энергетика, сталелитейная отрасль, отчасти тяжелое машиностроение безоговорочно в мировых лидерах. Настолько в лидерах, что американцы судорожно ссудят дикие пошлины на российскую сталь, чтобы их, американскую сталелитейку, не растоптали. А перечисленные отрасли - основа экономики. Страна пока еще имеет мощнейшие научные кадры и потенциал. В итоге - страна является единственным государством способным в перспективе активно противостоять гегемонии США. Вы все еще не считаете Россию великой державой?

09:24 21 июня 2012

Distas

А мы просто хотели услышать "Извините". А вместо этого... Ну вы сами знаете.

09:23 21 июня 2012

Distas

Да забудьте вы про сборную. Неделю уже бушуете. Хорош. Игроки уже давно забыли. Послушайте лучше Соловьёва ;)

09:20 21 июня 2012

sergehans

jon79 21 Июня 2012 | 08:35 А по существу можете ответить? В каких отраслях Россия впереди планеты всей? Или Вы-таки имеете ввиду СССР? Так уж болшье 20-ти лет прошло.

08:59 21 июня 2012

sergehans

Молодец Евгений. Очень правильная статья. Это не футболеры не доиграли - это мы, болелы, не доболели. А уж сколько палок в колеса понастовляли, так и вспомнить стыдно. Тут и файеры, и стюарды, и марши, и драки на маршах. Что? Поляки виноваты? Так УЕФА до лампочки кто виноват - им главное исключить причину, а причина - болелы Польши и России. А это значит, что их соперникам позволено чуть больше на поле. Резалт, как гриться, на лице. Так что по всем пунктам прав Дзичковский. Какие мы (вернее "я") - болельщики - такая и команда (вернее много "я")

08:56 21 июня 2012

jon79

sergehans - А че, есть сомнения? Так беги быстрей восполняй пробелы в образовании

08:35 21 июня 2012

sergehans

nokanvik 21 Июня 2012 | 06:47 А из чего Вы делвете вывод, что Россия - великая держава?

08:30 21 июня 2012

nokanvik

Россия - великая держава!!! Наша сборная очень огорчила нас всех, но из этого нужно сделать правильные оргвыводы и выгнать на х... нынешний состав сборной без права на реабилитацию (не касается Дзагоева и Малафеева). А Аршавина за такие слова (жаль, что ГУЛАГа нет) отправить на картошку. Пусть от начала b до конца узнает технологию производства чипсов. Может там он будет выкладываться по полной.

06:47 21 июня 2012

jon79

Уважаю Вас, Увгений, но вывод у вас получился неверный - противоречивый. Завышенными у нас требования, болельщиков, судя из вашей сравнительной логики, оказались к человеческим качествам игроков, в большей степени к капитану. Какой уровень мастерства у них мы и так знаем - средний. А вот качества эти человеческие на поверку оказались так себе - я бы сказал жестче - гавно полное. И прав был тот депутат, который предьявлял требования к Аршавину - требования эти были не как к футболисту, а как к человеку и капитану.

05:37 21 июня 2012

Папа MC-Hammera

..со статьей тоже согласен )))) нет оправдания нашим футболистам и тренерам, но это не повод начинать травлю в их адрес. Нужно принять это как есть, анализировать ошибки и двигаться дальше.

01:38 21 июня 2012

Папа MC-Hammera

Aspeed и Повар - поддерживаю. Radmir2000 - все правильно про любовь, но ни слова про любовь болельщиков к сборной. Мы их любим только когда они выигрывают. Проиграли, мы их говном поливаем.

01:29 21 июня 2012

romy4_84

умница Дзичковский! все так и есть. хороши и те, и другие - и те и другие хотели победы, и те и другие думают только о себе

00:48 21 июня 2012

basmach-33

Каждый на своем месте должен делать все по максимуму, если он профессионал. А "они" в пол-ноги прошлись на Евро и спокойны. Пишут на машинах :"Спасибо деду за Победу!" А если б дед в пол-ноги воевал?..Хорошо,что не увидел ещё позора этого, за внуков бы стыдно стало !

23:28 20 июня 2012

Tumbum

А серьезно, давай лишим их премии, тут же тон изменится

22:19 20 июня 2012

jazzmann

tyler_durden_,откуда вылез,чем тебя делали вообще?!! поленом?

21:36 20 июня 2012

max19753

Господа Дзичковский, Левин, Рабинер! Прочитал сегодняшний "СЭ" и сложилось впечатление, что все вы мягко говоря лукавите.Складывается впечатление, что Вам хочется оставаться "богатыми и знаменитыми" журналистами и поэтому Вы начинаете "включать заднюю", понимая, что если будете называть вещи своими именами, то в следующий раз, ни Аршавин, ни Дзагоев, ни Широков, ни Фурсенко и т.д. Вам интервью не даст.Первые ваши комментарии ситуации были значительно правдивее.Я не специалист футбола, но основное ощущение от неудачи сборной- после их игр возникло ощущение, что тебя очередной раз жестоко обманули и пропало всякое желание болеть за них. Хочется чтобы всех разогнали, во главе с Аршавиным( кроме, может быть Дзагоева, Малафеева, Денисова и Анюкова) и набрали молодых, с "горящими глазами" чтобы они хотели играть и биться за свою страну. Согласен ждать до 2018 года, пока их научат, если Ирландия объективно не могла, то она хоть хотела и пыталась..какие к ним могут быть претензии. Пусть футболисты, глава РФС и т.д. ответят за свои слова и обещания, пусть скажем откажутся от премиальных за Евро, к примеру, а то вышли, походили, постояли и по 100.000 евро получат, за победу и ничью,которые никому оказались не нужны, (Аршавин больше, за две голевых передачи), а то что вся страна обманута,разочарована и ничего, никаких оргвыводов...вы их будете продолжать оправдывать, а они делать вид, что играют в футбол..Как говорится "мне все равно, что Вы обо мне думаете, я о вас вообще не думаю".

21:02 20 июня 2012

tyler_durden_

еще раз залезу. Наши ребята в любом виде спорта никогда не будут играть для тебя, хоть обосрись... за честь (свою), за имя (свое) и з/п (свою! и честно заработанную), но не за тебя 100%. И это по-моему нормально для России. За Россию они начинают играть только тогда, когда загнаны в угол. И опять же за честь, за имя... и т.п. Но никак не за Тебя. А если твоя злость тем более умножена на ставку, которую ты проеп, то это уж точно твои личные проблемы. Я лично на греции потерял много... всего... Но могу сказать, что за игру Команды мне не стыдно... И у тебя может (должно) быть совершенно другое мнение, но если Ты считаешь что именно Команда говно, Ты, либо имбицил, либо троллль и просто сЪэбись Накуй. Умри или как минимум сломай себе пальцы...

20:48 20 июня 2012

КЭТ

al797979 20 Июня 2012 | 20:01 А вам не пришло в голову, что это не капитан изо дня в день вел переговоры о премиальных, а ГАЗЕТА об этом писала изо дня в день??? чувствуете разницу???

20:13 20 июня 2012

al797979

Сразу после игры с греками вспомнил,как из номера в номер писали о переговорах сборной с РФС в лице его капитана по поводу ПРЕМИАЛЬНЫХ......

20:01 20 июня 2012

Tumbum

Снова рубаху рвем на груди - мы, мол, все такие недотепы. Это игра. Но почему все время проигрываем слабейшим в решающих матчах? А итальянцы - наоборот, вот и англичане вышли, хотя тут и Украиной восхищаются. Почему? Почему всегда так гадко на душе, словно обманули, снова и снова? Ведь не в первый раз, и никакой ответственности, никаких выводов. Мы, мол, все такие. Да не все, слава Богу.

20:01 20 июня 2012

JR

Игроки вели себя так же как многие россияне, как избалованные эгоистичные дети. От неискренних людей которые не хотят показывать свои эмоции на поле ждать результатов нельзя.

19:58 20 июня 2012

left wing

"есть - бедные. есть-богатые. так было, так есть и ... так будет". все верно. и среди болельщиков полно быдляка (тысячу раз прав Широков). просто есть люди публичные и ... просто люди. а этим публичным людям платят в том числе и за то, чтобы мило улыбаться и отвечать на разные вопросы. впрочем, о чем это я, должны платить! Вот коли за "такое общение" впаяли бы штраф (РФС, ты где?), то глядишь, и общались бы по другому .... хотя навряд-ли. когда штраф 3 копейки по сравнению с годовым доходом, наверное будет особым шиком костерить и платить. возвращаемся к истокам: родители, школа, семья. "Но это уже совсем другая история".

19:33 20 июня 2012

Флое

Повар...20 Июня 2012 | 19:03 А кто Дзагоева ругал? Никто.

19:25 20 июня 2012

Россия, вперед!

Рыба тухнет с головы. Систему развития детского футбола надо строить, а не деньги тырить и дебоши устраивать, пытаться чудесным образом (сменой дорогостоящих тренеров) прикрыть руины. Где фундамент? Где народные деньги?

19:24 20 июня 2012