18 сентября 2014, 13:05

Валерий Цыганов: "К Играм-2018 будем готовиться на Сахалине"

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Вице-президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Валерий Цыганов в ходе открытой тренировки мужской сборной на базе "Озеро Круглое" рассказал о перспективах национальной команды. В рамках мероприятия также прошел "Олимпийский урок" – урок физкультуры для воспитанников Новопетровской школы-интерната Московской области.

– Какая задача на сезон стоит перед горнолыжной сборной России?

– Говорить о конкретных медалях достаточно сложно. Это спорт, что-то получается, а что-то нет. Мы, несомненно, ставим перед спортсменами задачу повышения их рейтинга – это главное. Я не могу сказать, что мы ждем от Хорошилова, например, победы на каком-то этапе Кубка мира. Горные лыжи отличаются тем, что зачастую рейтинг спортсмена составляется не из одного старта, а в течение длительного времени. Спортсмен, удачно выступив в начале сезона, завоевывает больший рейтинг, поднимается в табели о рангах, что дает возможность увеличивать количество соотечественников, участвующих в Кубке мира.

Начинается новый олимпийский цикл. Недавно в министерстве спорта состоялся штаб по подготовке к Играм в Корее. Там уже ставятся определенные задачи. Мы сегодня имеем поручение от Олимпийского комитета России составить список кандидатов в сборную для подготовки к Играм-2018, и этот процесс идет.

Было много планов и перед Сочи. Что-то получилось, а что-то нет. Мы были в шаге от успешного выступления Хорошилова в комбинации. Но не все сложилось. Есть объективные и другие причины. Не могу сказать, что наша задача через четыре года реально бороться за первые места – это было бы слишком самонадеянно, с учетом развития горнолыжного спорта в мире. Не одни мы готовимся и тренируемся. Но перед командой стоят самые высокие цели. Нужна реализация того потенциала, заложенного в цикле от Ванкувера до Сочи.

– Много говорилось, что после Сочи-2014 финансирование зимних видов спорта будет сокращено. На вашей федерации это сказалось?

– Федерация финансируется из нескольких источников. Министерство спорта выделяет нам субсидию на организацию тренировочных мероприятий сборных, закупку инвентаря и оборудования. Понятно, что это не в полном объеме решает проблемы. Есть молодые спортсмены, с которыми необходимо заниматься, и которых нужно готовить для того, чтобы создавать конкуренцию в сборных. Поэтому федерация еще использует средства своих партнеров. Какие соберем деньги, на такие и живем. До Нового года все вопросы по сборным A, B и C закрыты. Договариваемся с нашими партнерами по поводу дальнейшей работы.

– Сказалось ли создание отдельной федерации у сноуборда на работе горнолыжной сборной?

– Разделение федерации – это воля людей. ФГССР – общественная организация. Если люди, занимающиеся сноубордом, решили создать отдельную федерацию, то как можно противиться их мнению? Тем более, что это решение было поддержано на уровне Министерства спорта. Мне это кажется достаточно логичным. Но это никоим образом не повлияло на подготовку сборной России по горным лыжам. Мы все проводим в плановом режиме. Команда выполняет все объемы в соответствии с планами. Проблем в этом смысле мы не испытали. Наверное, тут больше сложностей у Федерации сноуборда. Она вновь создается, и там возникает много организационных вопросов.

– Что вообще изменилось в работе ФГССР?

– Когда проходила конференция, где избиралось новое руководство, нынешний президент федерации Леонид Мельников в своей предвыборной речи сказал, что мы попытаемся изменить акценты. При подготовке к Олимпийским играм в Сочи были конкретные цели и задачи – успешное выступление сборной. Это был тот критерий, по которому оценивали федерацию. И все усилия федерации были направлены на это. Получилось или нет – это уже второй вопрос. Но с учетом того, что Игры в Сочи закончились, мы хотели бы изменить ситуацию и не ставить во главу угла только работу сборной. Мы сегодня пытаемся возродить жизнь регионов.

Все спортсмены, которые тренируются в сборной – живут в каком-то регионе. И задумываясь о том, а есть ли программа развития горнолыжного спорта в регионе, какова ситуация в региональных спортивных школах, мы тем самым создаем базу для того, чтобы в сборной появились новые фамилии. Сейчас мы занимаемся вопросом создания федеральной базы по летней подготовке на лыжах для нескольких видов спорта. Представители федераций горных лыж, фристайла, сноуборда выезжали на разные точки страны, изучали состояние снежного покрова и инфраструктуры. Мы собирается выбрать оптимальную точку, где мы можем создать условия для летней подготовки, чтобы не было необходимости лететь на другой конец света, а пользоваться тем, что есть в России.

В частности рассматриваем Эльбрус, но не традиционный склон возле поселка Терскол, а северный склон, где есть ледники, на которых мы могли бы проводить тренировочные мероприятия чуть ли не круглогодично, если есть необходимость. Там необходимо делать дополнительную дорогу до ледника. Но нам не нужны пятизвездочные отели. Требуются лишь комфортные условия для проживания, элементарная душевая кабина и достойное питание. Речь идет о спартанских условиях, ничего свыше мы не хотим. Но, если мы будем обладать возможностью организации тренировочного процесса в летний период у себя дома, это позволит нам по-другому готовиться.

Недавно мы с Леонидом Мельниковым выезжали в швейцарский Церматт, где тренируются многие команды. Там на одном склоне шириной метров 150 находится 10-15 команд. О какой серьезной тренировочной работе можно говорить в такой тесноте, когда все вынуждены поворачивать в одну сторону? Если тренер думает, что спортсмену надо повернуть в другую сторону, то он уже не может себе этого позволить. Мы ведем разговор о создании в стране своей летней базы для трех видов спорта. А это 30 комплектов олимпийских медалей. Кроме того, спортсмены получат возможность тренироваться и оставлять деньги в России. Мы же не ездим на ОФП за рубеж. В России есть для этого достойные условия.

Мы пытаемся собрать информацию со всех регионов о том, что у них есть на сегодняшний день – сколько подъемников, баз, километров трасс, в каком они состоянии и т.д. Это позволит нам точечно решать проблемы. И естественно надо выходить на подготовку программы развития горных лыж в регионе. Сегодня программный метод принят за основу, и мы хотим, чтобы региональные федерации готовили такие программы вместе с региональными спорткомитетами. Чтобы регионы не вкладывали деньги хаотично, а делали это для решения конкретных целей.

– В Сочи в 2016 году состоится юниорское первенство мира. Москва могла принять этап Кубка мира в параллельном слаломе в этом сезоне, но не получилось. Какие еще международные старты планируется проводить в России?

– В сезоне-2014/15 впервые состоится Кубок Дальнего Востока на Сахалине. Мы тем самым входим в дальневосточный пул – Корея, Япония, Китай, Россия. На Сахалин поедут наши сильнейшие спортсмены. Но перед этим проведем там чемпионат России для опробования трасс, тем более что проведение Кубка Дальнего Востока требует определенной подготовки.

Эти старты помогут решить как кратковременные цели и задачи, так и те, которые ставятся на определенный период. Понятно, что выступая вместе на Дальнем Востоке мы надеемся на хорошие отношения с той же Кореей, где нам предстоит через четыре года выступать на Олимпийских играх.

В связи с тем, что в Сочи запланировано первенство мира среди юниоров, мы в этом сезоне проведем чемпионат России в длинных дисциплинах на олимпийских трассах. Помимо розыгрыша медалей, мы рассматриваем эти соревнования как тестовые старты перед юниорским первенством мира. Хотим здесь использовать преимущества своего поля, чтобы наши молодые спортсмены понимали, на каких трассах они будут соревноваться на первенстве мира. Надеемся, что это поможет им занять достойные места. В истории России есть великолепные выступления на первенствах мира, и мы надеемся, что наша молодежь поддержит марку.

– Можно ли как-то задействовать Сочи в летней подготовке?

– Сочи в плане летней подготовки – это ОФП. Снега летом там нет. Есть федеральная база "Юг-спорт", которой наши спортсмены в принципе пользуются, хотя в этом году там пока не запланировано сборов. Ведь все условия есть и на "Озере Круглом" в Подмосковье. Не думаю, что команде есть необходимость ехать в Сочи для того, чтобы заниматься ОФП.

– Планируете ли вы активно использовать базу на Сахалине при подготовке к Играм в Пхенчхане-2018?

– Мы получали много писем с предложениями региональной власти о создании на Сахалине различных центров подготовки по многим видам спорта. Насколько я понимаю, Министерство спорта планирует выделять определенные финансовые средства для Сахалина на создание баз, которые способны принимать сборную. Этапы Кубка мира в основном проходят в Европе, понятно, что больше времени команда будет проводить в Европе. Но заключительные этапы подготовки к Олимпийским играм конечно должны и будут проходить именно на Сахалине. Ведь это временная акклиматизация, работа со снегом – ведь снег в Сибири, Москве и на Дальнем Востоке – разный, и требует разной подготовки лыж. Мне кажется, это поспособствует тому, чтобы мы себя чувствовали в Корее достаточно комфортно.

Придумай мем

Новости