12 сентября 2014, 21:16

Футбол торпедирует зимние Игры-2022

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ОЛИМПИЗМ

В 2022 году чемпионат мира по футболу и Белая олимпиада, судя по всему, станут прямыми конкурентами в борьбе за болельщиков, спонсоров и место в телевизионной сетке.

В ближайшее время мы, вероятно, станем свидетелями самой крупной и драматичной перестройки современного спортивного календаря. На этой неделе Международная федерация футбола (ФИФА) и Международный олимпийский комитет создали совместную комиссию, которая призвана максимально развести даты двух крупнейших соревнований 2022 года – футбольного чемпионата мира и зимней Олимпиады. Эти мероприятия, словно тяжело груженые баржи, медленно, но неуклонно дрейфуют навстречу друг другу, грозя грандиозной катастрофой.

Безусловно, судно под названием "Чемпионат мира" выглядит более богатым и массивным – все-таки Белые игры популярны в ограниченном количестве стран. Но вариант, при котором ЧМ и Олимпиада будут проходить одновременно или располагаться друг от друга на незначительном расстоянии, могут рассматривать только организаторы-самоубийцы. Всем очевидно, что подобное соседство радикально снизит коммерческий и рекламный эффект соревнований, – публика и спонсоры нуждаются хоть в каком-то времени, чтобы прийти в себя от одного праздника спорта, прежде чем окунуться в другой. С 1994-го, когда зимние Игры начали проводиться в один год с чемпионатами мира, перерыв между ними ни разу не составлял меньше трех месяцев.

Однако сейчас прежняя схема невозможна. Это случилось благодаря смелому решению ФИФА, отдавшему ЧМ-2022 Катару – стране с очень жарким тропическим климатом.

В традиционные для этого турнира месяцы – июнь и июль – температура воздуха на берегах Персидского залива доходит до +45 градусов в тени, что делает невозможной игру в футбол как таковую. На этапе заявки рассматривались варианты с циклопическими кондиционерами на стадионах и искусственными облаками, но когда возникла необходимость воплотить научную фантастику в жизнь, оргкомитет был вынужден констатировать, что заниматься спортом на открытом воздухе в Катаре в летние месяцы нельзя. К примеру, в прошлом сезоне футбольный чемпионат этой страны стартовал 13 сентября, а завершился – 11 апреля.

Возможность переноса ЧМ-2022 в другую страну станет ударом по имиджу ФИФА (особенно на фоне обвинений в коррупции), и очевидно, что нынешний глава этой организации Зепп Блаттер на подобное не пойдет. Единственный выход – проведение турнира в более холодное время года. И здесь начинается самое интересное.

Сложившийся клубный календарь оставляет для чемпионата мира только отрезок с конца декабря до середины февраля, и то с массой нюансов (в некоторых топовых национальных лигах зимнего перерыва в последнее время нет). Все остальные варианты (например, обсуждается октябрь или ноябрь) предполагают длительную осеннюю паузу в еврокубках и чемпионатах отдельных стран, что затронет интересы сотен спонсоров и телевещателей. Готовы ли клубы заплатить за этот эксперимент из своего кармана?

Совмещать ЧМ-2022 с рождественскими каникулами тоже неразумно, так что оптимальные сроки для турнира автоматически сдвигаются на середину января – середину февраля и неуклонно наползают на традиционное календарное окно Белой олимпиады. В последние 50 лет зимние Игры неизменно проводились в феврале, и с 2002 года эти соревнования занимают 16 дней. Напомним, что для футбольного чемпионата мира необходим минимум 31 день. Таким образом, для перерыва между крупнейшими стартами не остается не то что трех месяцев, но даже трех дней. Для телевещателей и корпораций, одновременно спонсирующих МОК и ФИФА, это, мягко говоря, неприемлемо.

Есть еще вариант проведения футбольного чемпионата зимой 2023 года, всего на полгода позже традиционных сроков. Но здесь будут недовольны континентальные конфедерации – например, УЕФА в таком случае придется комкать отборочный цикл Euro-2024. В общем, куда ни кинь, везде клин.

Ситуацию усугубляет еще и то, что корректировать сроки Олимпиады-2022 пока не с кем, – ее хозяин будет определен только в следующем году, и с этой заявочной кампанией тоже ожидаются серьезные проблемы. Из семи городов, выражавших желание провести эти соревнования, в обойме остались всего три – норвежский Осло, китайский Пекин и казахстанская Алма-Ата. И велика вероятность, что скоро эта цифра сократится до двух.

В Осло готовится референдум, в ходе которого жители норвежской столицы могут отказаться от заявки на ОИ-2022. В этом случае борьбу продолжат два азиатских кандидата. С учетом того, что Игры-2018 тоже пройдут в Азии – в корейском Пхенчхане, – это не слишком здорово для принципа "ротации континентов", которым некогда бравировал МОК. Кроме того, много вопросов к китайской заявке. Кластер Чжанцзякоу находится в 200 км от Пекина, что для зимних Игр может стать рекордом разброса объектов (для сравнения, в Сочи от Горного кластера до Прибрежного было всего 50 км). Хотя тут уже не до нюансов – под угрозой сам факт проведения Игр. Активные противники Олимпиады-2022 есть даже в Алма-Ате.

С учетом проблем с возможным совпадением по срокам с футбольным ЧМ и массовым исходом претендентов на ОИ-2022, можно предположить, что нынешняя ситуация вполне способна повторить кризисные летние Игры-1984, которые Лос-Анджелес получил на безальтернативной основе. В любом случае главе оценочной комиссии МОК по выборам хозяина Олимпиады-2022 Александру Жукову предстоят беспокойные будни.

Впрочем, и чиновникам Международной федерации футбола тоже придется основательно поломать голову над тем, как выбраться из ситуации, в которую ФИФА загнала себя, отдав чемпионат мира катарской терра инкогнита.

Придумай мем

Новости