31 мая 2012, 11:18

Гонка на трассе в Спа: <br /> пришло время расправить антикрылья

"ФОРМУЛА-РЕНО 3.5"

Бельгийским автодромом, где в этот уик-энд пройдет этап "Мировой серии Рено", принято восхищаться. В чем причина - объясняют пилоты российской команды Team RFR.

Завершившийся в воскресенье 2-й этап "Мировой серии Рено" проходил в Монако, где тесно и людям, и автомобилям. Болельщики за бешеные деньги скупают места на заменяющих трибуны балконах, и даже вход в небольшой парк с хорошим видом на последний поворот стоит 70 евро. Гоночные машины - включая болиды "Формулы Рено 3.5" - в медленных поворотах вынуждены сбрасывать скорость до пешеходной, а в тех, что побыстрее, - пролетают в считанных сантиметрах от металлических отбойников. Каждое движение тяжелым (из-за высокого уровня прижимной силы) рулем рискует стать роковым - так что уставшим физически и придавленным огромной ответственностью пилотам не позавидуешь.

Если Монако - это тесная квартира, где жильцы еле протискиваются между дорогущими сервантами и трюмо, то автодром в бельгийском Спа - это бальный зал. Длинные прямые, просторные зоны безопасности и сразу несколько захватывающих дух скоростных поворотов, чьи имена уже стали нарицательными - когда в ближайшие выходные тут стартует 3-й этап "Мировой серии Рено", полной грудью смогут вдохнуть и гонщики, и автомобили. Спа - типовой ответ пилота (независимо от того, машину какой категории он пилотирует) на типовой вопрос о любимой трассе. И пилоты российской команды Team RFR, делясь своими впечатлениями о знаменитом автодроме, не пытаются выделиться на общем фоне.

- Здесь нет унылых медленных поворотов, где машина как будто останавливается и на апексе тянет зевнуть, - рассказывает Антон Небылицкий. - И даже на кажущихся банальными участках трассы адреналин измеряется килотоннами. Возьмем для примера шикану Ле Комб - вроде бы таких по всему миру навалом, и проходятся все одинаково. Но обычно шикана выводит на длинную прямую, а эта - на коротенькую, заканчивающуюся 90-градусным поворотом. Следовательно, гонщику очень важно сохранить высокую скорость на входе, тут важен и ценен каждый километр в час. И если во все остальные шиканы мы въезжаем, то в Ле Комб - влетаем, еле-еле удерживаясь на очень тонкой грани. Как человек, который потерял равновесие и уже сам поверил, что падает, - но в последний момент вдруг выпрямляется.

- Впечатляет и редко встречающийся на современных трассах перепад высот, - дополняет экс-чемпион "Мировой серии" Михаил Алешин, завоевавший несколько дней назад первые в истории российской команды очки. - Именно благодаря рельефу стал культовым поворот Красная вода, где машины сначала едут вниз, а потом поднимаются на холм - и в самой нижней точке, на полном газу при скорости далеко за 200 км/ч надо достаточно резко переложить руль слева направо. По-настоящему коварным и опасным этот поворот становится, если трассу намочил дождь (а в Бельгии это бывает очень часто) - посуху же проходится сравнительно просто. Правда, идти на обгон в нем даже посуху дураков нет. Но мне однажды пришлось: соперник зацепил обочину на выходе из предыдущего поворота, насобирал мусора на покрышки и медленнее обычного разгонялся по прямой на спуске. Атака была делом рискованным, ведь пришлось сместиться на внешнюю сторону трассы - она более пыльная, да и с точки зрения физики и геометрии идеальная траектория пролегает совсем не там. Важно было в решающий момент на последних метрах перед "перекладкой" взвесить мою скорость, скорость соперника и то, насколько уверенно мои шины держались за асфальт. А это непросто сделать за какие-то доли секунды!..

Обгоны - это еще одно "блюдо", которым болельщики и гонщики смогут насытиться в Спа после того, как отсиделись на голодном пайке в Монако. Англичанин Ник Йеллоли под конец воскресной гонки "устал настолько, что на последних кругах мазал мимо каждого поворота" - и все-таки смог отстоять свою позицию от атак Михаила Алешина. На бельгийской трассе все по-другому: по мнению российского пилота, здесь есть минимум четыре поворота, которые выглядят, как классические зоны для атак. Причем эти зоны Михаилом не только изучены в теории, но и освоены на практике: на одной из восьми гонок в Спа за рулем "Формулы-Рено 3.5" он смог пробиться в первую пятерку, хотя стартовал с последнего места. А когда два года назад Алешин ушел в бой с поул-позишн, то уверенно выиграл заезд. Теоретически побороться за победу мог быстро нагонявший россиянина Брендон Хартли, но на практике выяснилось, что высокий темп новозеландец поддерживал ценой высокого расхода топлива - и в итоге автомобиль преследователя банально остался без бензина. Если говорить о втором пилоте российской команды Team RFR, то на счету Небылицкого пока одно-единственное очко в Спа, и легендарная трасса пока ассоциируется у Антона с ошибками, а не с победами:

- Два года назад один из заездов проходил на мокрой трассе, - вспоминает Небылицкий. - И обязательный пит-стоп, на который я заехал в середине гонки, был первым для меня пит-стопом по ходу дождевой гонки. Как и на многих других соревнованиях, перед установкой на машину покрышки держат в специальных электрических "грелках", за счет чего резина хоть и по-прежнему требует прогрева, но начинает неплохо работать сразу после выезда из боксов. Но есть важный нюанс: в случае с дождевой резиной пользы от "грелок" на порядок меньше, чем в случае со сликами. Поэтому первые несколько поворотов надо ехать особенно осторожно. Только меня об этом никто не предупредил, и пришлось учиться на собственной ошибке: я выехал из боксов - и вылетел с трассы в следующем повороте...

Живописная трасса, где машины развивают высокие скорости, а у гонщиков есть немало возможностей для обгонов - трудно представить более удачный расклад и для пилотов, и для болельщиков. Правда, подпортить эту впечатляющую картину попытались... теннисисты: матчи Открытого чемпионата Франции захватили весь дневной эфир телеканала "Евроспорт", вытолкав из него трансляции очередных этапов "Мировой серии" и чемпионата мира WTCC. Впрочем, увидеть разворачивающиеся на трассе в Спа события можно будет в записи: первая гонка уик-энда будет показана в 0.30 воскресенья, вторая - в 1.30 понедельника. И уж ради этих заездов наверняка имеет смысл задержаться у телевизора, пожертвовав парой часов даже самых сладких снов.

Кирилл КАЧНОВ

Прогнозы на спорт
Канал Спорт-Экспресс на YouTube
Новости