26 декабря 2012, 01:00

Харакири для знатоков. Часть 1

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На днях в редакции "СЭ" состоялась традиционная предновогодняя игра "Что? Где? Когда?"

Этой традиции уже одиннадцать лет. В декабре к нам в гости приходят знатоки элитарного телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» - для того, чтобы пообщаться с авторами любимой газеты и посоревноваться с редакцией в своей любимой игре. Вопросы для суперматча готовятся весь год, но если раньше их придумывали сами журналисты, то в последние несколько лет мы поняли - лучше доверить этот ответственнейший участок читателям «СЭ» - их фантазия и эрудированность практически гарантируют успех.

Перед нынешней игрой общий счет десятилетнего соревнования был 6:4 в пользу знатоков, и мы решили им кое-что предложить. Впрочем, зачем пересказывать: читайте стенограмму игры номер одиннадцать.

Ведущий: - Я рад представить всем зрителям наших гостей. Вот уже четвертый год у руля команды знатоков, играющих против читателей и журналистов «СЭ», стоит Тимур МУХАМАТУЛИН. И именно с его приходом в команду наших добрых соперников они стали выигрывать матч за матчем. Мне кажется, что сегодня эту традицию пора прерывать.

Рядом с Тимуром кресло человека, являющегося безусловным украшением команды - приветствуйте обладательницу двух Хрустальных Сов телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Елизавету ОВДЕЕНКО! Далее располагается самый страшный наш соперник, три последних года выигрывавший суперблиц, Евгений КУПРИЯНОВ. После поединка прошлого года в редакцию пришло сразу несколько писем с требованиями усложнить вопросы суперблица. Мы не можем не выполнять пожелания читателей, так что готовьтесь, Евгений!

Идем дальше. Магистр игры «Что? Где? Когда?» (и этим все сказано!) Максим ПОТАШЕВ. Его товарищ по телевизионной команде Андрея Козлова Владимир СТЕПАНОВ - обладатель последней из разыгрывавшихся на сегодняшний день Хрустальных Сов. И, наконец, победитель игр 2012 года в элитарном телеказино, главный наряду с Максимом Поташевым завсегдатай наших встреч Леонид ТИМОФЕЕВ.

Против знатоков сегодня играют исключительно читатели «СЭ», а главным судьей встречи является хранитель традиций наших спорт-экспрессовских игр Владимир ТИТОРЕНКО. Но если раньше он был таковым в должности первого заместителя главного редактора газеты, то теперь стал ее главным редактором, что, безусловно, только в лучшую сторону скажется на соблюдении правил.

Правда, одну традицию я предлагаю вам поменять. Точнее: не поменять, а творчески переосмыслить. Дело в том, что наша игра так или иначе завязана на число шесть: за столом шестерка знатоков, для победы надо правильно ответить на шесть вопросов и так далее. А вы, уважаемые знатоки, победив в прошлом году, довели счет поединков между «СЭ» и телевизионным клубом до 6:4 в свою пользу, фактически закончив определенный цикл.

Давайте считать, что мы завершили первый, ну скажем, «сет» - зачем изобретать новые термины, если можно воспользоваться апробированными, пусть и из другого вида спорта?

Предлагаю вам начать второй со счета 0:0. Если вы выиграете и его, то мы признаем полное свое поражение и будем приглашать вас в гости только в качестве небожителей. Если же мы сумеем взять реванш, то сыграем еще и третий решающий. Согласны?

Поташев: - Договорились!

Ведущий: - Прекрасно. Итак, мы начинаем: счет по сетам - 1:0 в пользу знатоков, счет во втором сете 0:0. Крутите волчок!

ПЕРВЫЙ РАУНД

Ведущий: - Волчок указывает на сектор номер десять. Он, похоже, по-прежнему любит вас и дает возможность размяться, вспомнить, как играть вшестером на не самом сложном вопросе. Скажите, кто-нибудь из вас любит японскую поэзию?

Тимофеев: - Так, как Илья Новиков, - точно нет.

Ведущий: - А вот шведский поэт, лауреат Нобелевской премии Томас Транстрёмер очень любит. И даже сочинил футбольное хайку - словно специально для вас, Леонид.

Тимофеев: - Почему для меня?

Ведущий: - Потому что вы все время жалуетесь на малое количество футбольных вопросов. Слушайте внимательно:

«Замешательство

Во время игры в футбол:

Мяч перелетел через стенку».

Уважаемые знатоки! Евгений Терехов из города Салавата интересуется: где именно проходила игра, которая описана в этом хайку? Время!

Степанов: - В тюрьме?

Мухаматулин: - А может, в Берлине?

Овдеенко: - В Берлине - очень хорошо.

Тимофеев: - Да, неплохо. На корабле никак? Мяч мог упасть в море.

Степанов: - А где там стенка? Где еще есть стенка?

Овдеенко: - В Китае. Кстати, писатель-то шведский - шведская стенка не пойдет?

Мухаматулин: - А почему нужно вспомнить, как мы играли вшестером? Старые связи, пасы?

Степанов: - Нет, нам просто сказали, что вопрос простой - как раз для восстановления командных связей.

Мухаматулин: - О’кей. Если брать тюрьму - в чем смысл?

Степанов: - В том, что ты не выйдешь за эту стенку и не подберешь мяч.

Куприянов: - А если послать охранника? Давайте еще подумаем! На авианосце все это не может быть?

Степанов: - Ага, попробуй послать охранника, если ты - заключенный!

Поташев: - Если перечислять известные стены, то, может быть, Иерусалим?

Мухаматулин: - Там стенки-то как таковой нет.

Куприянов: - Берлин лучше. А все-таки: игра вшестером не имеет какого-то значения? Во что играют вшестером?

Степанов: - В волейбол. В хоккей в конце концов.

Куприянов: - Хоккейная коробка?

Тимофеев: - Обосновываем Берлинскую стену?

Поташев: - Я - за тюрьму.

Ведущий: - Время вышло. Прекращаем обсуждение. Кто отвечает?

Мухаматулин: - Наверное, я.

Ведущий: - Сразу скажу: я, конечно, очень рад тому обстоятельству, что невинная реплика о простоте вопроса и воспоминаниях навыков игры отняла у вас энное количество секунд, но к самому вопросу она отношения не имеет.

Мухаматулин: - В общем, мы это поняли. И считаем, что во времена Транстрёмера город Берлин был еще поделен на две части - западную и восточную, соответственно и мяч перелетел через стену, их разъединявшую. Наш ответ: действие хайку происходит в Берлине.

Ведущий: - А не кажется ли вам, что назвать сооружение, фактически разделявшее мир на две части, «стенкой» - как-то неуважительно? Между тем верная версия у вас, конечно, была. Внимание, правильный ответ: в футбол в этом хайку играли на территории тюрьмы. Замешательство игроков-заключенных было вызвано тем, что они не имели возможности выйти за стены тюрьмы и подобрать мяч. Даже раздел сборника Томаса Транстрёмера «Великая тайна» так и называется: «Девять хайку из тюрьмы для несовершеннолетних преступников в Хэльбю». Вы проиграли на самом, пожалуй, простом вопросе игры, и счет становится 1:0 в пользу наших читателей. Волчок!

ВТОРОЙ РАУНД

Ведущий: - Сектор номер девять. Вопрос от нашего читателя, а в былые годы и автора Ровшана Аскерова. Вы любите играть на его вопросах, господин Поташев?

Поташев (улыбаясь): - Обожаю. Вопросы Ровшана - самые лучшие.

Ведущий: - Будем надеяться, что и этот не испортит столь высокую оценку. Поль Бийя считается одним из самых суровых тиранов в мире. Естественно, что его народ относится к нему, мягко говоря, неоднозначно. Но один из указов, принятый Бийя 22 года назад, вызвал всеобщее одобрение у его сограждан, принес свои плоды и имел в итоге широкий резонанс во всем мире. В чем был смысл этого указа? Время!

Куприянов: - Пустить белых в страну?

Тимофеев: - Речь идет о 90-м годе.

Поташев: - Где это вообще?

Мухаматулин: - Африка.

Поташев: - Причем какая-то французская. Сенегал?

Тимофеев: - А может, Камерун, отличившийся на чемпионате мира по футболу?

Степанов: - Не он ли пригласил Непомнящего?

Мухаматулин: - Непомнящего же, наверное, пригласили не в год чемпионата мира, а раньше.

Овдеенко: - Зидан здесь ни при чем?

Степанов: - Вряд ли. А что еще было в 90-м году?

Тимофеев: - Все-таки надо искать в Камеруне. Именно он выстрелил на чемпионате мира.

Степанов: - Слушайте, а может, именно он приказал взять в сборную… Как там его фамилия была?

Мухаматулин: - Роже Миллу?

Поташев: - Кстати - вполне может быть! Милла же в 90-м блеснул?

Мухаматулин: - Именно в 90-м.

Куприянов: - А в чем был широкий резонанс в мире?

Тимофеев: - В результатах Камеруна, достигнутых при помощи Миллы. И, кстати, сходится то, что народ этого Бийя недолюбливал, а решение взять Миллу одобрил.

Куприянов: - Что может быть еще? Вувузелы не он придумал?

Мухаматулин: - Вувузелы придумали конкретно под чемпионат мира в ЮАР.

Поташев: - Да и не могут они стать популярными по решению президента.

Ведущий: - Время вышло. Кто отвечает?

Мухаматулин: - Владимир Степанов.

Степанов: - Есть версия, что речь в вопросе идет о Камеруне, сборная которого именно в 1990 году блистательно выступила на чемпионате мира по футболу. А ее лидером был великий, однако уже очень возрастной футболист Роже Милла. Тренер, видимо, не хотел брать его в сборную, а вот этот самый злой и жестокий тиран Поль Бийя своим указом повелел это сделать.

Ведущий: - То есть вы считаете, что он издал государственный указ по поводу включения или невключения конкретного игрока в футбольную сборную страны?

Степанов: - А что ему мешало это сделать?

Ведущий: - И действительно: ничего. Счет становится 1:1. Запускаем волчок!

Продолжение - по ссылке.

Придумай мем

Новости