03:20 19 мая 2011 | Формула-1

Наша "Маша"

Пилоты Marussia Virgin Racing - Жером Д’АМБРОЗИО и Тимо ГЛОК (справа). Фото AFP
Пилоты Marussia Virgin Racing - Жером Д’АМБРОЗИО и Тимо ГЛОК (справа). Фото AFP

Это становилось даже любопытно. Я вновь и вновь задавал вопрос, по какой лицензии выступает в "Формуле-1" команда Marussia Virgin Racing, и за два дня в стамбульском пресс-центре правильно на него ответил только один человек. "Ну если ты об этом спрашиваешь, - засмеялся Хейкки Культа, в день выдающий по паре сенсаций про Кими Райкконена и своего тезку Ковалайнена, - то лицензия у нее, скорее всего, российская". Остальные брали паузу, всматривались в глаза собеседника, но не решались сказать даже тогда, когда об ответе, как и Культа, догадались.

Одно слово - профессионалы. Чего не знают - того не говорят.

Что ж, с лицензией все понятно. Другое дело, российская ли от этого сама команда?

Для журналистов - финских, немецких, британских и даже болгарских - нет. Причем: "Конечно, нет". Для них это Virgin. Если уж на то пошло - это команда Ричарда Брэнсона, но никак не Николая Фоменко. Отчасти, может быть, и потому, что в мировом масштабе торговая марка Virgin пока, мягко говоря, более известна, чем Marussia. А для кого-то (в первую очередь, конечно, британцев) это все еще команда здоровяка Джона Бута, человека, который эту конюшню, по сути, и создал - на базе собственной Manor Motorsport - и которой, между прочим, до сих пор продолжает руководить…

С национальностями команд "Формулы-1" вообще разобраться достаточно сложно. Я вот, признаться, ни разу не был в Австрии. Но мне жутко любопытно: они там команду Red Bull Racing своей считают? Горды они там? Или тоже гадают, отчего у нее база в Англии, гонщики из Германии и Австралии, а лицензия все-таки австрийская?

При этом после побед Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля, коих в последнее время стало что-то уж слишком много, играют австрийский гимн. Это, кстати, как раз едва ли не единственное, для чего лицензия на самом деле нужна, - знать, какую ставить музыку после финиша. Выиграет Тимо Глок - будут играть гимн России. Хотя даже мечтать об этом пока все же чуть рановато…

Для большинства в паддоке даже Renault куда более российская команда. Тут нас уже узнают в лицо, при случае уточняют, чем отличается "балалайка" от "барабульки", а значения многих других слов выучили твердо и выговаривают их без акцента. Каких именно - в газете доходчиво объяснить достаточно сложно.

"Может, этой Marussia Virgin цвета российского флага в раскраску добавить? Или вставлять в пресс-релизы цитаты их "топ-гая", например? Еще что придумать..." - ведущий пресс-конференций Боб Костандурос, тоже отвечавший на мой вопрос, даже развел руками.

Мне, кстати, и самому до сих пор удивительно, что этого "чего-нибудь" нет и в помине. Хотя вполне можно было бы расставить в моторхоуме "Маруси" самовары, раздать девочкам-официанткам кокошники, привезти военный оркестр и сыграть какой-нибудь марш. А тут…

Ни тебе кокошников, ни хлеба с солью, ни медведей с балалайками.

Стоит себе моторхоум. Стильный, с витринными окнами. Один из одиннадцати. И люди в нем вроде бы работают такие же, как в остальных десяти.

Кстати, если уж речь зашла про "топ-гая" - Николая Фоменко. Они ведь - я имею в виду, журналисты, - его пока совсем не знают. "Я слышал, он у вас шоу какое-то вел на телевидении", - сказал все тот же Культа. И это про человека, который не просто "шоу вел", а этим шоу был! Тоже какой-то непорядок…

Хотя сам Фоменко постоянно тут. С утра четверга (и это еще "по крайней мере", потому как мы, журналисты, раньше в паддок ни ногой) - и до вечера воскресенья. Но шоу в его исполнении нет. "Топ-гай" "Маруси" сидит на командном мостике, заседает на брифингах, ведет переговоры. И ему пока не до балалаек.

Вообще во всей этой истории с российской командой самое удивительное как раз то, что она какая-то совсем не российская. Не русская даже - в том смысле, в котором мы привыкли за последние годы это понимать. И не такая, появления которой многие из нас, признаться, боялись. Самое странное, что все, что делает в "Формуле-1" Marussia, укладывается в рамки понимания о том, что и как в этой самой "Формуле-1" должно работать.

Все очень просто. Есть компания, национальная принадлежность которой в данном случае не имеет вообще никакого значения. Она пытается использовать "Формулу-1" как маркетинговую платформу для продвижения своего бренда. И, что для всех нас немаловажно, за свой собственный счет. Это проект без приставки "нац", и у него, очевидно, есть какая-то конечная цель. О Marussia уже узнали очень многие. Ее название те же журналисты в пресс-центре уже научились произносить на русский манер. Пусть не совсем "Маруся", но по крайней мере "Маруссья". Благодаря "Формуле-1" о российской компании теперь знают во всем мире. Это без преувеличения. Начнут ли теперь те, кто узнал, скупать сотнями российские суперкары - вопрос другой. Но Фоменко утверждает, что это лишь одна из целей. Если повезет - в первую очередь ему и его коллегам, - то об остальных целях мы обязательно узнаем. В свое время.

Конечно, им будет сложно. Они и сами понимают, что команда "слабая". И первыми произносят это самое слово. Но, то что она именно такая, пока не вина самой "Маруси". О результатах их работы можно будет говорить только начиная со следующего сезона - потому что нынешняя машина строилась еще до того, как команда обрусела. Да и в году следующем, не стройте иллюзий, никакого прорыва не будет.

Чтобы выбраться хотя бы на уровень какой-нибудь Force India, потребуется немало времени. В "Формуле-1" ничего не происходит быстро. Но вот вам еще одна странность: Фоменко и не хочет "всего и сразу", говоря о том, что сейчас главная цель - нормально подготовиться к смене регламента… В 2013 году.

Пока они только учатся. И сам Николай, и те немногие люди из Marussia, которые действительно в команде работают. Русскоговорящих в моторхоуме Virgin Racing даже меньше, чем в моторхоуме той же Renault. Но, если верить Николаю, только пока. Людей из России, которые могли бы помочь команде "Формулы-1" прямо сейчас, не просто мало. Их нет совсем. И только если Marussia останется в чемпионате надолго, они могут появиться.

Ну а что до национальных признаков... Это Николаю сейчас "совсем неинтересно". Когда будет надо и если все получится, вот тогда и можно будет по-ставить гордый штамп "Сделано в России".

В "Формулу 1" пришли новые русские. Но малиновые пиджаки тут, абсолютно точно, совсем ни при чем.

Олег КАРПОВ

ВЫСТУПЛЕНИЕ В СЕЗОНЕ-2011 ЧЕТЫРЕХ КОМАНД, НЕ НАБРАВШИХ НИ ОДНОГО ОЧКА

 

WILLIAMS

LOTUS

Лучшее место в квалификации

11 (Баррикелло/Турция)

18 (Ковалайнен/Турция)

Среднее место в квалификации

15,3

19,3

Не попали в 107% в квалификации

-

-

Лучшее место среди лучших кругов

12 (aБаррикелло/Австралия) 12 (Мальдонадо/Китай)

14 (Трулли/Китай)

Среднее место среди лучших кругов

16,3

17,8

Лучшее место в гонке

13 (Баррикелло/Китай)

13 (Трулли/Австралия)

Среднее место в гонке

15,8

16,7

Сходы

Баррикелло/Австралия Мальдонадо/Австралия Баррикелло/Малайзия Мальдонадо/Малайзия

Ковалайнен/Австралия Трулли/Малайзия

Не квалифицировались в гонке

-

-

Общее количество километров в сезоне

1682

2077

 

MARUSSIA VIRGIN

HRT

Лучшее место в квалификации

20 (Д’Амброзио/Турция)

21 (Лиуцци/Турция)

Среднее место в квалификации

21,4

23,1

Не попали в 107% в квалификации

-

Лиуцци/Австралия Картикян/Австралия

Лучшее место среди лучших кругов

19 (Д’Амброзио/Австралия)

20 (Лиуцци/Китай)

Среднее место среди лучших кругов

20,9

22,3

Лучшее место в гонке

14 (Д’Амброзио/Австралия)

21 (Картикян/Турция)

Среднее место в гонке

18,2

22,0

Сходы

Д’Амброзио/Малайзия

Картикян/Малайзия Лиуцци/Малайзия

Не квалифицировались в гонке

Глок/Австралия

-

Общее количество километров в сезоне

1966

1498

Материалы других СМИ