11 июня 2016, 13:00

Ночная "Марсельеза" в парижском хаосе

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

EURO-2016. Группа А. Матч №1. ФРАНЦИЯ – РУМЫНИЯ – 2:1

Обозреватель "СЭ" – об атмосфере и обеспечении безопасности в Париже и на "Стад де Франс" в день стартового матча Euro-2016.

Игорь РАБИНЕР
из Парижа

...Половина первого ночи. Парижское метро, ветка от "Стад де Франс". Абсолютно трезвые французы, молодые и не очень, вдруг подхватывают и начинают стройно, красиво, без надрыва, петь "Марсельезу". Мы с коллегой Просветовым начинаем обсуждать, можно ли представить себе россиян не под градусом, посреди ночи в метро по доброй воле запевающих гимн. Едва ли...

В этот день я слышал "Марсельезу" в режиме live повсюду. Не только в метро – в кафешках на подступах к "Стад де Франс" за два с половиной часы, где рекой лилось пиво. Довольно многочисленные румыны (от желтого цвета даже порой рябило в глазах), многие из которых отчего-то отличались полнотой и мощными габаритами, кстати, с удовольствием французов поддерживали и аплодировали им. С точки зрения болельщиков, в отличие от матча АнглияРоссии в Марселе, ни малейшей наэлектризованности в день открытия Euro не было. Совсем наоборот.

А как вдохновенно выводил "Марсельезу" перед игрой заполненный "Стад де Франс"! Полное ощущение, что этот чемпионат Европы для страны, на которую обрушилась и топором висит террористическая угроза, значит нечто гораздо большее, чем просто игра. Провести турнир без глобальных эксцессов – задача для Франции в миллион раз более важная, чем для "Трехцветных" его выиграть. Хотя и от последнего тут явно не откажутся – надо было слышать реакцию арены на блистательный победный гол Пайета. И видеть, как он плачет в момент замены, когда слышит, как стадион скандирует его имя. А уж после игры, когда по "Стад де Франс" объявили об объявлении его лучшим игроком матча – и того пуще...

Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Хозяева ликуют. Фото AFP
Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Хозяева ликуют. Фото AFP

***

Впрочем, сказать, что все идет как по маслу, нельзя при всем желании. Ко всем "радостям" нынешней французской жизни добавилась забастовка железнодорожников, протестующих против нового трудового законодательства. Журналисты "СЭ" были в одной минуте от того, чтобы крепко от нее пострадать.

Это было еще в Монако, наутро после контрольного матча РоссияСербия. Накануне мне по электронной почте подтвердили, что поезд в 7.02 утра из Ниццы в Париж пойдет по расписанию. Но до того еще нужно было преодолеть 20-минутный путь на электричке от Монако до Ниццы и спокойно полчаса подождать пересадки на вокзале.

Не тут-то было. Когда мы с фотохудожником Федоровым в 5.30 утра, с изрядным, более чем получасовым запасом явились на целиком прорубленный в скале вокзал Монако, обнаружилось, что электричка в 6.02 отменена. Как раз из-за забастовки. А следующая пойдет уже в 6.40, и на пересадку мы не успеем.

Автобусов, устраивающих нас по времени, тоже не было. Что ж, значит, такси. Пусть 90 евро, но куда деваться? Половина поездов из Ниццы в Париж на этот день отменена, перебронировать на другое время было невозможно (в итоге мы видели, что куча народу путешествовала пять с лишним часов на ступеньках внутри поезда). Впрочем, времени было с лихвой, и мы, вернувшись с вокзала, на ресепшене нашего отеля спокойно вызвали такси.

Это потом я уже вспомнил, что такси в Монако – это отдельная и очень грустная история. Ждать его можно вечно, и когда-то я на этом уже "обламывался". Такое впечатление, что машина с шашечками в княжестве ровно одна. Прождали мы ее – 50 минут. Такси! 50 минут! Едва ли не в самом богатом месте Европы!

С каждой минутой надежды попасть на наш поезд таяли. Но в конце концов такси приехало, водитель задачу понял, оказался мастером (видимо, учился поблизости у "формулистов" на "Гран-при Монако"), и получасовой при лучших раскладах путь виртуозно проделал за 22 минуты. На подножку поезда мы вскочили, когда до отправления оставалось секунд 45. Большего счастья, когда это произошло, и я вытянул ноги, глядя на море и включив в плейере "Чижа", давненько не испытывал...

Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Единение болельщиков. Фото AFP
Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Единение болельщиков. Фото AFP

Но вдруг испытал тревогу. Потому что осознал: в те считанные секунды, которые оставались между нашим приездом до вокзала Ниццы и отправлением поезда, и мы с чемоданами бешено неслись по перронам и переходам, нас вообще никто не досматривал. В Москве и Питере при посадке на "Сапсан" пронести что-то подозрительное невозможно: тебя сканируют как в аэропорту. В Ницце, городе чемпионата Европы, такого не было и близко. В Париже, как потом выяснилось, тоже.

Нет, я, конечно, понимаю, что спецслужбы работают тихо, себя особо не выпячивают, и массу их трудов мы просто не можем увидеть воочию. Тем не менее сомневаюсь, что при таких раскладах абсолютно исключен пронос чего-то страшного на борт поездов. А собственно здания вокзалов? Ведь взрывы в аэропорту Брюсселя тоже случились из-за того, что там не было (не знаю, есть ли сейчас) пунктов досмотра при входе. В Москве они появились после трагедии в "Домодедово".

Европейцам тоже давно пора понять, что они живут в совсем другом мире, чем 15-20 лет назад. Ничего, поскрежещем зубами, зато будем чувствовать себя в безопасности. Да, при таких раскладах мы с фотохудожником Федоровым точно опоздали бы на поезд Ницца – Париж и получили бы массу другой головной боли. Но гораздо более локальной, чем то, тут теоретически – не дай, конечно, бог – может произойти.

От главного редактора "СЭ" Максима Максимова, наблюдавшего за матчем ФранцияРумыния в главной фан-зоне Парижа у Эйфелевой башни, довелось узнать, что и там с этим делом все было, что называется, не айс. Отсутствие рамок металлоискателей для входящих – как вообще такое может быть?! Ни кордонов, ничего – только несколько отдельно взятых полицейских, которые обыскивали людей с головы до пят, но делали все это вручную. При желании пронести можно было все, что угодно. На зонт могли не обратить вообще никакого внимания, зато общупать тоненькую папку с документами.

При этом все было настолько неорганизованно, что люди, пришедшие к фан-зоне за четверть часа до начала матча, попадали внутрь лишь к концу первого тайма. И ладно бы они были на сто процентов уверены в том, что туда мышь не проскочит. Нет, слава богу, там-то, внутри, атмосфера была замечательная. Но все равно происходящее настораживает. Ощущения четкого порядка и продуманности в организации прохода и безопасности не чувствуется.

***

Тем не менее какие-то шаги, пусть даже неудобные и неприятные, для обеспечения безопасности делаются. Взять хотя бы такой – в день открытия Euro-2016 с часа дня до шести вечера была закрыта станция "Стад де Франс" для электричек системы пригородных поездов R.E.R., да вроде бы и вся ветка. Линия обычного метро, ведущая к арене, при этом работала в нормальном режиме.

Для чего все это делалось? В метро установлена система видеонаблюдения, покрывающая все пространство. В R.E.R. же существовала опасность, что в течение дня, пока до матча еще далеко и охрана не может быть так многочисленна и строга, к арене незамеченными проникнут потенциальные террористы. И пусть путем неудобств для людей – ладно, потерпим – эта опасность была минимизирована.

А потерпеть пришлось. Поезда R.E.R. ходили с изрядными перерывами, и особенно на перегоне Chatelet – Paris Nord, довелось почувствовать себя мясом в гамбургере. Причем "хлеб" вокруг был не самый свежий, отдававший изрядной плесенью. Приятного во всем этом было, мягко говоря, мало. Особенно с учетом того, что пришлось делать еще одну, незапланированную, пересадку – как раз из-за задержки начала работы R.E.R. Хорошо, хоть до игры еще три часа оставалось – даже не представляю, что там началось позже.

Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Главная фан-зона турнира. Фото AFP
Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Главная фан-зона турнира. Фото AFP

Одному из моих коллег повезло еще меньше – он поехал обычным метро, которое вроде бы не бастует, и на метро "Севастопольский бульвар" вообще застрял: всех людей, направлявшихся в обе стороны, выгоняли из поездов, и дальше они отправлялись пустыми. Вроде какие-то технические неполадки, в результате которых коллега 8-километровую дистанцию от своего отеля до стадиона разными путями преодолевал... 4 часа 10 минут. Это время наглядно показывает хаос, который творился во французской столице в день открытия чемпионата. И эти самые технические неполадки в день матча, совмещенные с забастовками, знаю, происходили регулярно в разных частях города. И у людей появлялся лишний повод думать о худшем – а вдруг...

К счастью, обошлось без "вдруг". На сей раз.

Хотя откуда только она, эта опасность, не может прийти – и из окон проезжающих автомобилей, и от пешеходов с соседней улицы... Лучше, учитывая этот фактор при выборе, где "тусовать", голову этими мыслями просто не забивать. Иначе можно сойти с ума. А совет людям в данном случае один – побольше находиться в зонах уже после прохождения контроля. Или на самом стадионе, или в официальных фан-зонах. Все, что до них, в местах общего доступа, – заведомо опаснее.

В районе стадиона, напомню, в прошлом ноябре подвергшегося атакам террористов (даже пытавшихся, но не сумевших пронести взрывчатку на саму арену, и взорвавших бомбы за ее пределами), 10 июня этого ощущения угрозы не было. Люди совершенно спокойно сидели в кафешках на пути от R.E.R. к стадиону, веселились, пили пиво и вообще не думали о том, что может случиться непоправимое. Видимо, внутри них с какого-то момента переключился какой-то психологический тумблер – потому что невозможно всегда и везде дрожать. Чему быть, тому не миновать. Как у тебя на роду написано – так и будет.

И, помню, в декабре, вскоре после терактов, я прилетел на жеребьевку финальной части Euro-2016 и с огромным облегчением обнаружил живой и настоящий, а не морально убитый Париж. Лучший город на Земле, на который надвинулись черные тучи. Что тут будет лет через 30, когда демографическая ситуация, и так, мягко говоря, не лучшая, станет еще серьезнее, – лучше не думать. Но пока он жив, и в декабре стояли очереди в Собор Парижской богоматери, хоть за ними и приглядывало несколько внимательных и серьезно экипированных полицейских в касках, бронежилетах и с автоматами...

А есть люди, которые обо всех таких "мелочах", кажется, вообще не задумывались. Прямо около арены я встретил трех развеселых... мексиканцев в сомбреро. Хотя на дворе вроде бы не чемпионат мира, а первенство Европы. Оказалось, эти парни, болельщики клуба "Тигрес", приехали поболеть персонально за форварда Жиньяка, в этой команде ныне и выступающего. Не поленились же! И распевали мексиканские песни, собирая вокруг себя кучу улыбающегося народа.

С таким бы настроением у всех и заканчивался этот чемпионат!..

***

Сказать, что французские "дяди Степы" стояли на всем 15-минутном пути от электрички до стадиона, будет большим преувеличением. Первых я встретил перед подземным переходом под магистралью, ближайшей к "Стад де Франс". Они проверяли только билеты и аккредитации: без таковых не пускали, что уже теоретически отсекало оттуда "левые" элементы. То же самое было сделано и по выходу из подземного перехода, причем опять без личного досмотра – непонятно, зачем было дублировать одно и то же на столь незначительном расстоянии.

А вот спустя метров двести, когда территория стадиона уже была достаточно близко, первая проверка состоялась. Опять же – вручную, без металлоискателей. Таковой был уже только при входе на саму территорию арены. Иными словами четыре кордона, два из которых – чисто "билетные". В России нередко доводилось видеть кое-что значительно жестче. Но в принципе – без излишней доверчивости, в частности, по отношению к журналистам, среди которых тоже могут попасться разные персонажи. В иных странах прессу при входе на стадион вообще не проверяют. Тут исключений не делают – и это правильно.

Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Главная фан-зона турнира. Фото AFP
Пятница. Париж. Франция - Румыния - 2:1. Главная фан-зона турнира. Фото AFP

Внутри чаши полицейских с оружием, которые своим видом омрачали бы настроение публике, замечено не было – только стюарды. Впрочем, там и необходимости такой не было – опасность, повторяю, может подстерегать в неохраняемых зонах. А болельщиков, которые пришли бы в этот день не праздновать, а драться, в Париже не было. В отличие от Марселя. И на "Стад де Франс" все цвело и пахло.

Чего нельзя сказать ни о самой организации жизни и безопасности в Париже. Наверное, после прошлого ноября здесь и не могло быть абсолютно ощущения комфорта и безопасности. Этого и не следовало ждать. А вот более четкой организации процесса и продуманных мер, чтобы люди чувствовали себя защищенными, – следовало.

Очень хочется, чтобы эти слова оказались не более чем перестраховкой. И чтобы "Марсельеза" в час ночи в метро гордо звучала до последнего дня чемпионата, не уступив место страху и подавленности.

Придумай мем

Новости