20 июня 2018, 22:30

"Меня звали в Россию. Но решил уехать". Как наша сборная потеряла тренера

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Сергея Башкирова называли в числе потенциальных наставников обновленной сборной России. Но он в последний момент сделал выбор в пользу корейской команды и теперь будет готовить наших соперников.

НАДЕЮСЬ, ДРАЧЕВ ВСЕ ВОСПРИНЯЛ АДЕКВАТНО

– Как давно вы оказались в Корее?

Я тут буквально несколько дней. Пока занимаюсь организационной работой: планирую сборы, улаживаю вопросы с составом.

– Как звучит ваша должность?

Я тренер команды. Тут есть еще старший тренер, кореец, и я под ним. Пока на сборе мы тренируемся все вместе, мужчины и женщины. Но потом, скорее всего, произойдет разделение, в зависимости от уровня спортсменов.

– Когда вы получили предложение поработать в корейском биатлоне?

Переговоры шли с середины мая. Я много думал, не скрою, что выбор у меня был. Но перед самым отъездом на сборы российской команды все-таки принял решение в пользу Кореи. Перевесило, наверное, то, что здесь у меня будет гораздо больше возможностей в управлении командой и тренировочным процессом.

– Как ваше решение воспринял президент Союза биатлонистов России Владимир Драчев?

Лично с Владимиром Петровичем я не разговаривал, не получилось встретиться. Поэтому его реакции не знаю. Но надеюсь, что все воспринято адекватно.

– Перед отъездом вы наверняка советовались с коллегой Андреем Прокуниным, который в это межсезонье корейскую сборную покинул?

Конечно. Мы с Андреем в постоянном контакте, он мне и сейчас помогает советами. Но решение каждый принимает сам за себя. Он меня ни от чего не отговаривал.

– Что будет с экс-россиянами Анной Фролиной и Тимофеем Лапшиным, которые выступают за Корею?

– Они продолжат выступать. Аня сейчас вместе со мной на сборе и активно готовится к сезону. Тимофей проводит сбор в Раубичах и присоединится к нам чуть позже.

– После домашней Олимпиады у корейцев не пропало желание развивать биатлон?

Раз приглашают иностранных специалистов, значит, не пропало. Перед нами стоят довольно серьезные задачи. Во-первых, нужно, чтобы нынешние лидеры команды – Фролина и Лапшин – индивидуально занимали более высокие места. И во-вторых, хотим удержать позиции в Кубке наций и по возможности сделать шаг вперед, чтобы в ближайшее время у нас была возможность выставлять на гонки по четыре спортсмена.

Сергей БАШКИРОВ (слева) и Рикко ГРОСС. Фото Союз биатлонистов России
Сергей БАШКИРОВ (слева) и Рикко ГРОСС. Фото Союз биатлонистов России

НАДЕЮСЬ, ШИПУЛИН ОСТАНЕТСЯ

– Что думаете о концепции нового главного тренера российской сборной Анатолия Хованцева, согласно которой все команды, от основы до юниоров, будут работать по одинаковой методике? В чем тогда роль тренера, если он становится просто исполнителем чужих идей?

На самом деле, тут есть рациональное зерно. Ведь единая концепция не означает, что все команды тренируются по одному плану. Скорее, тут просто выбрано одно методическое направление. А нагрузку будут дозировать: допустим, что нормально для Логинова или Бабикова, для Василия Томшина – запредельно. Зато сильно упростится задача тренеров при переходах спортсменов из одной команды в другую. Все будут соответствовать каким-то стандартам, будут обучены и готовы к необходимой работе.

– Прошлый сезон вы провели в роли одного из тренеров мужской сборной России, которую возглавлял Рикко Гросс. Как можете оценить этот опыт?

Поначалу у нас было все хорошо, в плане контакта с ребятами и тренеров между собой. Но в какой-то момент ситуация изменилась. К тому же, всех очень подкосила история с допингом и тот факт, что нас недопустили до Олимпиады в полном составе.

– Почему вы лично не поехали в Пхенчхан? Не допустил Международный олимпийский комитет (МОК), или на вас просто не подали заявку?

Тут надо понимать, что количество приглашенных тренеров зависит от количества участников Игр. Так как спортсменов у нас было всего двое, мы не имели права привезти больше тренеров. Поэтому в Пхенчхан поехали только Гросс и Николай Загурский.

– Это стало для вас ударом?

Я переживал, но конечно, не так сильно, как спортсмены. Ребята до последнего верили и надеялись, что все будет хорошо. Хотя если оценить ситуацию объективно, понятно было, что какие-то меры против нашей команды будут предприняты. Подспудно, наверное, я был готов, что сборная в полном составе на Игры не поедет.

– Как вы можете оценить роль Гросса в сборной России?

– Рикко выдерживал колоссальную ответственность и давление. Порой во время Кубков мира ему приходило по 50 приглашений на интервью в день. Он достойно с этим справлялся. Проблемы тоже были, но в эту тему углубляться не хочу. Люди в команде продолжают работать, и я могу им только пожелать удачи. Поймите, мы, тренеры, переживаем за спортсменов, как за собственных детей. Мы ведь с ними точно проводим больше времени, чем с семьей.

– Что из наработок или принципов Гросса вы позаимствуете в собственную тренерскую методику?

– Мне нравилось его умение наладить контакт со спортсменами. Рико знает, как расположить спортсменов к себе, всегда открыт для любых разговоров. Хотя, думаю, такой стиль подходит скорее для маленьких компактных команд. У нас в России очень длинная скамейка, каждый регион хочет, чтобы именно их спортсмен был в команде. Тут всем мил не будешь, в какой-то момент приходится проявить жесткость, и тогда начинаются обиды.

– Вы, как и Гросс, тоже весь сезон не знали, что лидер команды Антон Шипулин болел мононуклеозом?

Да, для меня тоже это стало новостью. Но в принципе, я понимаю Антона и причины, по которым он нам это не рассказывал. Для спортсмена очень важно сохранить уверенность и не дать никому повода сомневаться в его силах.

– Как вы думаете, Шипулин примет решение продолжать или закончит карьеру?

Я сам как бывший спортсмен прекрасно помню тот момент, когда начинают закрадываться мысли: продолжать или закончить. В этой ситуации очень важно найти для себя правильную мотивацию. Тренироваться в полсилы и одновременно думать о чем-то другом не получится. Я надеюсь, Антон поставит в спорте цель, которая его зажжет. Потому что в команде он безусловный лидер, и если он останется, для всей сборной это будет очень важным подспорьем.

Придумай мем

Новости