5 марта, 23:00

Президента FIA подозревают в мошенничестве. Арабский функционер вмешивался в результаты гонок «Формулы-1»?

Президента FIA подозревают в мошенничестве
Рустам Имамов
Корреспондент отдела спорта
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
У Мохаммеда бен Сулайема серьезные проблемы.

Президент Международной автомобильной федерации (FIA) Мохаммед бен Сулайем находится под следствием по подозрению во вмешательство в результаты гонок «Формулы-1». Информатор сообщил FIA, что бен Сулайем якобы вмешался, чтобы отменить штраф, назначенный Фернандо Алонсо на «Гран-при Саудовской Аравии» 2023 года. В данный момент инцидент рассматривает комитет по этике. Но как оказалось, инцидент с Алонсо — это только начало, и против Сулайема ведется целая кампания. Сможет ли арабский миллионер удержать свой пост и как возможная смена власти повлияет на FIA?

Президент FIA лично помогал Алонсо избежать штрафа за домкрат

Год назад на «Гран-при» в Саудовской Аравии произошел неоднозначный случай. По ходу гонки в Джидде стюарды наказали Фернандо Алонсо пятисекундным штрафом, который он отбыл в боксах, но команда допустила нарушение — задний домкрат коснулся его машины до окончания пяти секунд. Рассмотрев эту ситуацию после финиша, стюарды добавили к результату испанца десять секунд — и он выбыл из первой тройки. Однако затем Aston Martin подал апелляцию на второй штраф, аргументируя необходимость пересмотреть решение, исходя из предыдущей практики. Было названо как минимум семь различных случаев, когда машины касались домкрата во время отбытия наказания, как это было у Алонсо, однако повторного наказания не получили. В этой логике считать любое прикосновение к машине, в том числе с помощью домкрата, как работу с болидом ошибочно, а значит, и штраф стюарды выписали неправомерно.

Неожиданно для многих комиссар гонки прислушался к доводам команды, и десятисекундный штраф в итоге отменили. Фернандо таким образом вернулся в тройку сильнейших. Однако сейчас результат того заезда могут снова пересмотреть. Как утверждает инсайдер BBC Sport, Международная федерация автоспорта получила сведения, что якобы в разбор инцидента с Алонсо лично включался президент FIA Мохаммед бен Сулайем. Источник издания сообщает, что бен Сулайем тогда звонил вице-президенту FIA по региону Ближнего Востока и Северной Африки — этот пост занимает шейх Абдулла бин Иса Аль Халифа — и в грубой форме настаивал, чтобы 10-секундный штраф, выписанный Алонсо, был отменен. Естественно, пойти против руководства FIA Абдулла бин Иса не мог, да и вряд ли хотел — у них с Мохаммедом тесные неформальные связи и вне спорта. Так что теперь этим вопросом плотно занимается комиссия по этике FIA.

Мохаммед бен Сулайем и Фернандо Алонсо.
Фото Global Look Press

За три года на посту главы FIA Мохаммед смог собрать вокруг себя кольцо врагов

Разбирательство будет идти в период от четырех до шести недель. И если повторный пересмотр результатов гонки все-таки маловероятен, хотя расплывчатый пункт регламента, на основании которого Aston Martin и вернул себе потерянные 10 секунд, был отменен. Но вот судьба самого Мохаммед бен Сулайема вызывает вопросы. Пока что ни арабский функционер, ни пресс-служба FIA на публикацию никак не реагировали. Но долго отмалчиваться не получится в любом случае. Уже в этот четверг стартуют свободные заезды, кстати, все в той же Джидде, так что по ходу уик-энда журналисты так или иначе попытаются спросить Мохаммеда о произошедшем год назад. Тем более что подтасовки с результатами — не единственное, чем попрекают босса автоспорта. Как пишет все тот же BBC, бен Сулайем якобы просил официальных лиц не сертифицировать трассу на «Гран-при Лас-Вегаса» в преддверии прошлогодней гонки.

Согласно докладу комиссии по этике FIA, конечной целью бен Сулайема было найти недостатки в работе трассы, чтобы получить достаточные основания для отзыва лицензии. По словам осведомителя издания, проблемы на трассе нужно было выявить искусственным путем вне зависимости от того, существовали ли они на самом деле. В свою очередь официальный представитель FIA заявил, что процесс одобрения трассы в Лас-Вегасе с точки зрения спортивной составляющей и вопросов безопасности в полной мере соответствовал стандартным протоколам FIA. Мохаммед отметился заметной карьерой в автоспорте, особенно примечательным был отрезок за Ford, за который он одержал свыше 60 побед и взял 14 чемпионских титулов. В 2005-м он возглавил Федерацию автоспорта ОАЭ. В 2008-м был избран президентом уже FIA. А в декабре 2021-го сменил на посту президента организации Жана Тодта.

Мохаммед бен Сулайем и Макс Ферстаппен.
Фото Global Look Press

Пока все обсуждают расследование и возможную отставку, бен Сулайем общается с Эрдоганом

Приняли на важном посту бен Сулайема прохладно. В прессе практически сразу появились статьи о беспокойстве кадровой политикой Мохаммеда на президентском посту. В результате в 2023-м он даже заявил, что откажется от прямого руководства автоспортом и постарается быть «президентом без исполнительных полномочий». Сексистские выражения, споры касательно спринтерских заездов «Формулы-1, противостояние с «Мерседес»... С ним отказывались работать — только за последние несколько месяцев FIA покинул целый ряд высокопоставленных деятелей. В их число входят и Стив Нильсен, который вступил в должность спортивного директора только в начале 2023 года , то есть он ушел в отставку, не проработав на этой должности и года, и глава женской гоночной ассоциации Дебора Майер, а также стюард FIA Герд Эннсер, юристы Пьер Кеттерер и Эд Флойд и директор одноместных автомобилей FIA Тим Госс.

Никто из них не дал публичных объяснений своего ухода из FIA. Однако в кулуарах ходили разговоры о недовольстве работой организации после смены руководителя. Похоже, бен Сулайем собрал вокруг себя слишком много врагов, чтобы выйти сухим из воды. А сама FIA, которая до сих пор не оправилась от скандала вокруг Сьюзи и Тото Вольффа, которых подозревают в намеренной передаче конфиденциальной информации, столкнулась с очередным сильным ударом по своей репутации. Тем временем Мохаммеда бен Сулайема больше волнует вопрос возвращения в календарь «Формулы-1» этапа «Гран-при» в Турции. Переговоры на этот счет он провел накануне с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Этап «Формулы-1» проходил на трассе «Истанбул Парк» с 2005 по 2011 год, а также был включен в календарь «королевских гонок» во время пандемии коронавируса в 2020 и 2021 годах.

Придумай мем

Новости