Вулкан по имени Альберто

Вчера. Победный финиш Альберто КОНТАДОРА. Фото AFP
Вчера. Победный финиш Альберто КОНТАДОРА. Фото AFP

ВЕЛОШОССЕ

ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Вчера пелотон "Джиро" совершил незабываемое восхождение на Этну. Первым на крупнейший из действующих вулканов Европы забрался Альберто Контадор, который и возглавил общий зачет.

Сергей БУТОВ
из Мессины

Огромное то ли стеклянное, то ли пластиковое панно, с ритуального прикосновения к которому начинается каждое новое утро участника "лучшей велогонки на свете", как думает про "Джиро" вся Италия, исчерчено жирным черным фломастером.

Рутинная и довольно-таки бессмысленная процедура, когда гонщик должен поставить напротив своего номера закорючку, подтверждая готовность продолжать борьбу, приобрела на "больших" гонках обязательный статус. Если не распишешься - штраф, за этим следят специально обученные люди. Поэтому к панно не зарастет народная тропа: там редко где отыщется свободная строка.

На "Джиро"-2011 тоже есть такое панно. Среди других особо выделяется номер 108, когда-то принадлежавший 26-летнему Воутеру Вейландту из Бельгии. Напротив этого номера черным фломастером размашисто выведено: Sempre con noi. "Всегда с нами".

Италия не забыла бельгийского парня, нашедшего страшную смерть на одном из своих холмов. Она честно скорбела все последние дни. Но не стоит требовать от нее невозможного: это не та страна, которая умеет долго соблюдать траур по кому бы то ни было. "Джиро", а я имею сказать вам за нее пару слов, - это и есть сама Италия. Улыбки, смех, красивые женщины, теплое море и яркое солнце - такая же неотъемлемая часть гонки, как спринтерские разборки на финише, горные премии и "классифика" - общий зачет "Джиро", который жадно изучает за ужином каждый гонщик.

* * *

Со стороны забитого людьми стартового городка в прибрежном Сапри, принимавшем старт субботнего, восьмого по счету этапа "Джиро", стелился по земле божественный аромат свежесваренного кофе. Мы двигались к его источнику, можно сказать, на ощупь. Перед этим постояли недолго возле моторхоума нашей "Катюши", российской команды "Про-тура", выступающей в Италии не только в качестве участницы "Джиро", но и в качестве одного из ее бесчисленных спонсоров.

В моторхоуме "Катюши", этом домике на колесах, по рассказам очевидцев, работают две ослепительные блондинки (или брюнетки - здесь показания очевидцев противоречивы) с красивыми длинными ногами, которые зазывают к себе заинтересованных посетителей. И раскрывают им все преимущества "Глобального российского велосипедного проекта", частью которого сама "Катюша" и является.

Небольшая группа российских журналистов спешила в моторхоум - нам хотелось запечатлеть эти ноги своими камерами. Но запечатлевать оказалось нечего. Как, впрочем, и во всех остальных спонсорских домиках: "Джиро" в полном составе отправилась пить кофе.

За небольшими столиками на огороженной территории чинно восседали гонщики. Все как на подбор были в велотрусах и велотуфлях, что только усиливало эффект, каждый второй читал свежий номер миланской La Gazzetta dello Sport. Вокруг бушевало людское море. Чьи-то руки обнимали любимца Италии Стефано Гардзелли: тот влетел в толпу в пиратской бандане, как у Марко Пантани. С итальянским новичком "Катюши" Данилой Ди Лукой фотографировались целыми семьями: когда-то Ди Лука выиграл "Джиро", и с тех пор Италия готова простить ему все что угодно - в том числе положительную допинг-пробу. Ну с кем не бывает, в самом деле! Что вы к человеку прицепились!

Час тотального безделья в стартовом городке - редкие минуты счастья каждого гонщика. Они наконец-то предоставлены самим себе: не нужно работать в пелотоне, собирать/разбирать чемодан или выслушивать претензии чем-то вечно недовольных спортивных директоров. Они просто пьют кофе. Но всегда найдется масса людей, готовых нарушить их нирвану. Эй, одно фото! Эй, дай автограф!

* * *

На подходе к барной стойке - не протолкнуться. У самой стойки - война за выбор позиции. Вы работаете локтями, поднимаете вверх палец, привлекая внимание официанта, но вдруг натыкаетесь на чью-то мастерски подставленную спину - ба, да это Альберто Контадор.

- А, ну-ка, брат Контадор, подвинься. Двойной эспрессо, пер фаворэ! Грациа, рагацци!

Тут и там слышится родная речь. Поневоле задумаешься: если наша "Катюша" привезла в Италию всего двух россиян, Павла Брутта и Эдуарда Ворганова, отчего столь народу вокруг говорит по-русски? Я не поленился, подсчитал количество уроженцев СССР, принимающих участие в "Джиро"-2011. Из 194 гонщиков, переживших первую неделю гонки, "наших" 18 - ошеломительная цифра! Россиян из них только треть: помимо Брутта с Воргановым, есть еще парочка из Geox - Денис Меньшов с Дмитрием Козончуком, Евгений Петров из "Астаны", да Максим Бельков из Vacansoleil. Остальные - белорусы, украинцы, казахстанец, литовец, узбек и даже настоящий француз из AG2R, которого зовут Юрием Кривцовым. Не далее как в субботу я своими ушами слышал, как соотечественник Жанны д’Арк и гасконца Д’Артаньяна на финише мастерски матерился с "лейтенантом" Меньшова Козончуком. Разного цвета паспорта не мешали им находить общий язык, можете поверить мне на слово.

* * *

Этой "Джиро" суждено было войти в историю еще до своего начала. Велосипедная Италия, кажется, еще не знала в современной истории более сложной и высокогорной гонки. Связки бесчеловечных горных этапов, после которых несчастных гонщиков выворачивает наизнанку, будут следовать одна за другой. Первая такая связка - в пятницу, субботу и воскресенье, когда запланирован штурм вершины Дзонколан. Общий перепад высот на этом отрезке достигает 6000 м! Ровно столько же - правда, за неделю - недавно накрутили участники "Тура Романдии" в Швейцарии, где наш Павел Брутт, не бог весть какой многодневщик, целых четыре дня ехал в лидерской майке. Короче говоря, не гонка, а какой-то один сплошной переход суворовской армии через Альпы.

Ну а в минувшую субботу организаторы гонки объявили пелотону почти что выходной: этап между прибрежными Сапри и Тропеа в "роудбуке" "Джиро" был отмечен одной звездой сложности из пяти возможных. Так что у гонщиков были все основания ожидать от этого этапа легкой велосипедной прогулки, они нормальные в общей массе люди, которым совершенно не все равно, где молотить педалями - вдоль кромки моря или по грязным узким улицам.

Мы мчались впереди пелотона в Тропеа, переглядываясь с сидевшим за рулем Сергеем Ушаковым - известным нашим профи 1990-х, без которого сегодня "Катюша" уже не "Катюша". И это они называют легким этапом: 218 километров дистанции, где заключительные сорок проложены по кривоватым улочкам южной Италии, идущим то вверх, то вниз, то по диагонали - как любовные настроения какой-нибудь южной красавицы?!

Спокойствие на таких этапах относительное. Скорее даже мнимое, почти эфемерное. В начале второй недели, когда уже начинают проявляться первые признаки усталости пелотона, а все берегут силы для третьей, самой трудной недели, привезти своего капитана на финиш свежим может лишь та команда, где все остальные собственного здоровья не жалеют. Привезут ему в нужный момент водички, прикроют от встречного - в лоб - ветра, отдадут собственное колесо в случае прокола. Сколько гонок было проиграно фаворитами на таких вот "этапах выходного дня": завал или внезапная смена направления ветра - и растянутый на добрый километр пелотон лопался, как гитарная струна. Попробуй догони!

* * *

Спустившись почти до самой Реджио-Калабрии, мы прибыли в Тропеа, где немногословные чернобровые мужчины надели ради "Джиро" свои лучшие пиджаки, где повсюду - старые, обшарпанные цирюльни, в которых их ровесники-цирюльники уже наточили с утра свои бритвы, ожидая первых посетителей, где по всему городу развешаны длинные палки с нашампуренными на них луковицами. Cipolla di Tropea - лук из Тропеа по своим вкусовым качествам родной брат лука крымского и одновременно главная городская достопримечательность.

Тропеа было совершенно все равно, кто из итальянцев победит в этой гонке. Но обязательно нужно было, чтобы это оказался кто-то из своих. Если выиграет иностранец, как объяснить это своему восторженному большеглазому вихрастому сорванцу, который бредит велоспортом и ради "Джиро" вырядился в этот день во все розовое? Какие слова найти, чтобы остановить ручьи детских слез?

* * *

Оскар Гатто атаковал за полтора километра до финиша. "Гатто, Гатто", - застонал Тропеа, и все нагловатые курортные коты (gatto по-итальянски - кот) попрятались по скамейкам. Спринтеры притихли и итальянца отпустили: во-первых, тот пошел действительно мощно, на все деньги, а во-вторых, из чувства вежливости и такта. Давай, Оскар, порадуй Италию!

Только один человек не согласился отдать Гатто гонку, и это был Контадор. Он выпрыгнул из группы и поехал за победой. Не доехал - Гатто оказался сильнее, хотя удивительно другое: зачем Контадору понадобился скальп с равнинного этапа, чего ради он тратил драгоценные силы? Неужели все дело лишь в нескольких бонусных секундах, идущих в общий зачет? Фавориты в борьбе за розовую майку обычно так себя не ведут. Не комильфо.

- Нервничает Альберто, - рубанул воздух Слава Екимов, знаменитый наш велогонщик, а на "Джиро" - главный тренер американской RadioShack, команды Лэнса Армстронга. - Здоровья у парня вагон, а вот спокойствие и хладнокровие приходится брать в долг, своих еще не хватает.

Екимову, когда он говорит о Контадоре, я верю на двести процентов: Слава помогал испанцу выиграть в 2007-м первый его "Тур де Франс", еще в составе Discovery Channel. Но если нервничает сам Контадор, что же тогда должен испытывать остальной пелотон?

Нервная "Джиро", трудная, кровавая. И все здесь только начинается.

* * *

Электронные часы показывали пятьдесят три часа ровно. Это немного не соответствовало действительности: на самом деле было семь утра с небольшим.

Мы прибыли в Мессину, которая должна была принять старт девятого этапа, с огромным запасом по времени. Но город уже не спал. Мы тезисно познакомились с ним, сделали выводы. Мессина - не лучшее место, с которого стоит начинать знакомство с Сицилией. Город, который жестокое землетрясение около ста лет назад сравняло с землей, впоследствии отстроился, но в 1943-м союзники подвергли его сильнейшей бомбардировке. Лучшего места для начала похода на выжженную землю Этны найти было трудно - тут с драматургией явно угадали.

Величественный профиль вулкана мы впервые увидели в районе живописнейшего городка - Таормины. Этна с ее заснеженными пиками и дымящимися кратерами издалека напоминала голову старого седого бродяги, задремавшего с бычком во рту.

Не далее как в минувшую среду, то есть за четыре дня до приезда пелотона, бычок крайне не вовремя упал на ковер, спровоцировав извержение, кое-кого серьезно напугавшее. На Этну была отправлена специальная комиссия "Джиро", которая должна была определить степень опасности, грозящей пелотону. После гибели Вейландта организаторы гонки в вопросах безопасности стали крайне щепетильны. Хотя могли бы стать таковыми и до того, как случилась трагедия.

Ничего страшного на Этне в среду, конечно, не произошло. Вулкан попыхтел, подымил, поплевался лавой, перевернулся на другой бок и захрапел себе дальше. Аэропорт Катании, что в полутора сотнях километров от Мессины, оперативно закрыли, но кого вообще такой мерой можно удивить на Сицилии?

* * *

"Тема Этны" всплывала в разговорах о "Джиро" почти ежедневно. Тренеры и обслуживающий персонал рассказывали про вулкан всякие ужасы. Гонщики изо всех сил делали вид, что они стреляные воробьи и ни черта не боятся, но одновременно с этим проявляли чудеса осведомленности о ситуации на Этне. Брутт за завтраком в субботу сообщил о том, что в окрестных с Этной населенных пунктах городские службы счищают с дорог осадок пыли и сажи в два пальца толщиной.

Вообще-то Этну побаивались, разумеется, не столько из-за возможной сейсмической активности, сколько из-за трудностей восхождения на нее на велосипедах. Как и любая серьезная вершина, стоящая посередине маршрута "большой" гонки, она редко дает ответ на вопрос, кто в итоге станет победителем. Зато очень хорошо может продемонстрировать, кто ее точно проиграет.

* * *

Еще на подъезде к Таормине в страшных муках родился отрыв. В него попало с десяток гонщиков во главе с чемпионом Италии Джованни Висконти - кстати говоря, уроженцем Сицилии. Там же оказался и представитель "Катюши" - вечно хмурый испанец Хоан оррак. Отрыв постепенно увеличивал преимущество над группой, но в его итоговый успех верилось с трудом: слишком много смелых парней работало позади, слишком многое стояло на кону.

Всего на Этну предстояло подняться дважды, с северной и южной сторон. Поднимались, конечно, не к самым кратерам, что на высоте 3500 м, это уже чересчур даже для "Джиро". Остановились у подножия собственно вулкана, где-то на уровне 2000 м. Первое восхождение прошло относительно спокойно, рисковать не захотел никто. Но когда началась работа с южной стороны, карты были раскрыты.

Километров за десять до финиша, примерно на середине заключительной горы, активизировался Контадор. И эта активность никак не была похожа на нервы, как днем ранее, в ней присутствовал холодный расчет. Раздергав соперников, усыпив их контратакующий пыл, Контадор ринулся в атаку на розовую майку.

И как ринулся! Остановить его на пути к цели могло разве что извержение!

Мужская многодневная гонка "Джиро д`Италия". 7-й этап. Маддалони - Монтеверджине ди Меркольяно. 110 км. 1. Ле Клерк (Бельгия, Lotto) - 2:54.47. 2. Скарпони (Италия, Lampre). 3. Крейцигер (Чехия, "Астана"). 4. Гарцелли (Италия, Acqua & Sapone). 5. Нибали (Италия, Liquigas). 6. Родригес (Испания, "Катюша")… 9. Контадор (Испания, Saxo Bank)… 17. МЕНЬШОВ (Geox) - у всех время победителя… 29. Морено Фернандес (Испания, "Катюша") - отставание 0.10… 48. РОВНЫЙ (RadioShack) - 0.44… 52. БЕЛЬКОВ (Vacansoleil) - 1.04… 58. Лосада (Испания) - 1.11. 59. Карузо (Испания) - 1.11… 62. Ди Лука (Италия, все - "Катюша") - 1.34… 72. ПЕТРОВ ("Астана") - 3.14… 112. Оррак (Испания) - 12.43… 115. ВОРГАНОВ - 12.43. 116. Кучинский (Белоруссия) - 12.43… 137. БРУТТ - 15.09… 169. КОЗУНЧУК (все - "Катюша") - 15.09.

8-й этап. Сапри - Тропеа. 217 км. 1. Гатто (Италия, Farnese Vini) - 4:59.45. 2. Контадор - то же время. 3. Петакки (Италия, Lampre) - отставание 0.05. 4. Кристофф (Норвегия, BMC). 5. Феррари (Италия, Androni Giocattoli). 6. Апполлонио (Италия, Sky)… 27. Родригес. 28. МЕНЬШОВ… 51. ПЕТРОВ - у всех то же отставание… 66. Морено Фернандес - 0.26… 82. ВОРГАНОВ - 0.26… 92. РОВНЫЙ - 0.38… 105. БРУТТ - 1.11… 114. Кучинский - 1.22. 115. Карузо - 1.22… 126. БЕЛЬКОВ - 1.24… 154. Оррак - 1.43… 156. Ди Лука - 1.47… 163. Лосада - 1.51. 164. КОЗОНЧУК - 1.51.

9-й этап. Мессина - Этна. 169 км. 1. Контадор - 4:54.09. 2. Руано (Венесуэла, Androni Giocattoli) - отставание 0.03. 3. Гарцелли - 0.50. 4. Нибали. 5. Крейцигер. 6. Арройо Дуран (Испания, Movistar) - у всех то же отставание… 23. МЕНЬШОВ - 2.16… 25. Морено Фернандес - 2.21. 26. Родригес - 2.21… 34. Карузо - 4.25… 60. Оррак - 11.10. 61. Лосада - 11.10… 80. ВОРГАНОВ - 16.27… 97. Кучинский - 23.46… 117. Ди Лука… 128. ПЕТРОВ. 129. КОЗОНЧУК - у всех то же отставание… 136. БРУТТ - 23.59. 137. БЕЛЬКОВ - 24.31… 149. РОВНЫЙ - 24.46.

Общий зачет. 1. Контадор - 33:03.51. 2. Сивцов (Белоруссия, HTC) - отставание 0.59. 3. Ле Мевель (Франция, Garmin-Cervelo) - 1.19. 4. Нибали - 1.21. 5. Скарпони - 1.28. 6. Арройо Дуран - 1.37… 20. МЕНЬШОВ - 3.18… 22. Родригес - 3.34… 35. Карузо - 8.26… 39. Морено Фернандес - 14.16… 67. ПЕТРОВ - 31.34… 70. Лосада - 33.59. 71. Ди Лука - 35.05… 74. Оррак - 36.03… 81. РОВНЫЙ - 38.25. 82. ВОРГАНОВ - 39.02… 97. БЕЛЬКОВ - 46.16… 111. Кучинский - 51.04… 145. КОЗОНЧУК - 1:02.44… 148. БРУТТ - 1:05.16…

Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...