16 августа 2019, 10:30

«С Шумахером у нас было жесткое соперничество». Еще один русский пилот оказался на пороге «Формулы-1»

Корреспондент
Читать «СЭ» в
19-летний Роберт Шварцман, лидер чемпионата «Формулы-3» рассказал о том, как будет штурмовать королевскую серию

Роберт Шварцман
Родился 16 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.
Российский автогонщик.
В детстве фактически переехал в Италию, где участвовал в картинговых сериях и соревнованиях. В 2014 году дебютировал в итальянской «Формуле-4». За несколько лет добрался в автогоночной иерархии до «Формулы-3», заняв несколько раз третьи места в других чемпионатах и выиграв серию Toyota Racing Series.
Выступает за команду Prema Racing, является участником программ SMP Racing и академии «Феррари».

Главное событие российского спорта прошедшей недели — решение «Рэд Булл» вопреки логике оставить Даниила Квята в «Торо Россо» и не брать вместо Пьера Гасли в основную команду, предпочтя Александра Албона. Это не первый карьерный удар по россиянину в «Формуле-1», да и его предшественник Виталий Петров тоже страдал от странных решений. Но пока наши борются с ветряными мельницами в Ф1, в младших сериях подрастает новое поколение российских талантов. Главный из них на данный момент — Роберт Шварцман, который в 19 лет возглавляет зачет «Формулы-3», опережая ближайшего соперника эстонца Юри Випса. «СЭ» поговорил с молодым пилотом об отношении к успеху, планах на будущее и современной «Формуле-1».

Вдруг повезет, и появится вакансия в «Формуле-1»?

— Часто вам удается бывать в России?

— Последний раз был полторы недели назад. Но обычно могу отсутствовать месяцами.

— Скучаете?

— Первые две недели — не обращаю внимания. Но вот потом уже такие мысли начинаются.

— Вы лидируете в Ф3 перед заключительной частью сезона. Сами ожидали от себя такое? Ведь в часто первый сезон уходит на обкатку.

— Я как-то вообще об этом не думал. И сейчас стараюсь не думать. Конечно, приятно, но впереди три уик-энда. И чем меньше я думаю о своем месте в таблице, тем лучше. Надо подходить к каждой гонке индивидуально. Когда начинаешь думать о победе и том, как ее сохранить — как раз повышается шанс ее потерять. Такие мысли от себя гоню.

— Для вас важно именно выиграть чемпионат или повышение в классе важнее?

— Да, мне принципиально хочется его выиграть. Когда побеждаешь — есть уверенность, стимул работать, улучшаться. Так что это сейчас очень важно для меня и будет большим шагом вперед. А что там будет дальше — неизвестно.

Роберт Шварцман после победы в гонке.
Роберт Шварцман после победы в гонке.

— Вы говорили, что после этого сезона опции две — либо «Формула-2», либо «Формула-1». Слова про последнюю опцию — это ваше личное видение или был интерес со стороны команд?

— Это чисто мои, я бы сказал, мечты. Так я вижу свой путь. Вся моя работа направлена на то, чтобы попасть в «Формулу-1». Каких-то предпосылок для этого сейчас, наверное, нет. Но посмотрим. Вдруг будет какое-то супервезение, и появится вакансия. Это было бы очень круто. Нет — буду идти и дальше ступенька за ступенькой, как делал раньше. Сейчас первая цель — закончить чемпионат, вторая — его выиграть.

— Финал сезона в Сочи увеличивает ваши шансы?

— В Сочи я никогда не ездил, трасса для меня новая. Скорее это на меня давит, вряд ли помогает. Решающая гонка, еще и дома есть двойное желание победить. Но, конечно, я постараюсь расслабиться, как и перед другими гонками.

Дружить с соперниками нельзя

— Со многими ли вы людьми в пелетоне общаетесь, дружите? Кто-то говорит, что в спорте дружба невозможна, кто-то — наоборот, легко. Выпить коктейль с Юри Випсом после гонки можете?

— Ну, выпить коктейль — это не совсем дружба. Посидеть вместе мы можем, если договоримся. Но это так, приятельство, просто посмеяться. А на завтрашний день мы снова будем на трассе, и никто никому не уступит. В моем понимании дружба — это все-таки когда ты в определенной ситуации уступаешь. С Випсом такого сто процентов не получится.

— То есть в автоспорте нет места дружбе?

— На мой взгляд, когда вы соперники — нет. Я дружу с ребятами, с которыми мы тоже гонялись, боролись, но сейчас не ездим вместе.

— С Миком Шумахером, сыном легендарного Михаэля, вы были приятелями или соперниками?

— Соперниками. Он человек сам себе на уме.

— Видели в нем задатки отца? Михаэль тоже был весьма честолюбивым человеком.

— Я не знаю его отца, поэтому мне трудно судить. Вообще то, что было между нами, пусть между нами и останется.

— Вы говорите, как будто у вас действительно было жесткое соперничество.

Так оно и было. Но не только со мной, у него так со всеми. Это в принципе нормально, я понимаю его точку зрения. У нас же спорт все-таки.

Мик Шумахер.
Мик Шумахер.

Мне говорили: «Может, на этом стоит закончить?»

— Вы говорили, что хотите сделать автоспорт в России популярным. Но, наверное, не будете спорить, что позволить себе им заниматься у нас могут немногие. Его реально сделать доступнее?

— Если честно, во все, что связано с деньгами, я не очень погружен. Да, слышал, что это один из самых дорогих видов спорта... Мне кажется, у нас очень затратная рабочая сила. Очень много людей, персонала, техники. Но никто же не хочет отказываться от высоких результатов. Поэтому сокращать ее вряд ли кто-то будет.

— Ваш отец говорил, что вкладывает в вас много денег. Есть ли какие-то прикидки, когда это можно отбить?

— Моему отцу огромное спасибо. Он в меня много инвестировал, особенно когда я был маленьким. Но сейчас он в меня больше ничего не вкладывает, меня полностью поддерживает программа SMP Racing. В трудные минуты они меня поддерживали. Были моменты, когда опускались руки, и я думал — а хватит ли средств? А что я буду делать, если здесь не получится? Это же моя жизнь! Сейчас, конечно, это затраты, но если моя карьера сложится — а я в это верю — то в «Формуле-1» все поменяется местами.

— Прямо хотелось бросить?

— Нет, бросать никогда не хотелось, мне всегда нравились гонки. Но иногда, когда я недорабатывал, не приносил результат, то мне говорили: «Может, стоит на этом закончить?» Слава богу, это было давно, и я через это прошел и шел до конца. Всегда надо пробовать и смотреть, что будет.

— Помимо SMP Racing вы являетесь участником программы академии «Феррари». Как это выглядит изнутри? Академия ассоциируется с учебой.

— Они стараются сделать нечто наподобие школы, действительно. Я сейчас, можно сказать, живу в Маранелло. Это как лагерь, но открытый, там необязательно быть все лето. Обычно мы собираемся на несколько дней. Тренируемся, есть и ментальные занятия. Все мы в командном кругу, нас учат командной работе, упражнения на сотрудничество дают. В свободное время общаешься с друзьями.

— Ментальные занятия — что это?

— Тренер объясняет нюансы психологии, дыхания перед гонкой, если волнуешься. Если недостаточно бодр — надо как-то по-другому дышать. В таком духе.

— Йоги не было?

— Периодически практиковали. Это были небольшие лекции, я сходил три раза.

Болид Роберта Шварцмана.
Болид Роберта Шварцмана.

Все знают, кто выиграет чемпионат в Ф1. Смысл дальше смотреть?

— Успеваете ли смотреть «Формулу-1»?

— Только по телевизору. Я раньше думал, что если ты в паддоке «Формулы-3», то можешь сходить посмотреть... Но времени нет вообще! Обычно во время гонки едешь в аэропорт, это лучшее время уехать с автодрома. Потом начинается коллапс. Только Барселону удалось посмотреть вживую.

— Вам нынешняя Ф1 нравится? Если брать не последние гонки, а годы? Не кажется ли вам, что там много скучных гонок?

— Скука, судейство — да, есть эти моменты. Но главная проблема, мне кажется, в слишком разном уровне машин. Нет большой конкуренции, особенно у лидеров. Было бы, как в Ф2 или Ф3 — чемпионат могут выиграть человек семь, остальные недалеко, могут создать проблемы — проблем бы не было. Такие гонки гораздо насыщеннее, и смотреть интереснее, и по-настоящему проявляются качества пилота. Не буду говорить, кто, но я примерно знаю фамилию человека, который выиграет этот чемпионат.

— Кажется, мы все о ней догадываемся.

— Вот именно. Все знают, кто выиграет этот чемпионат «Формулы-1», и это было понятно после пятой или шестой гонки. Смысл дальше смотреть? Все остальные останутся при своих. Единственная интересная гонка получилась только потому, что вмешалась погода — в Хоккенхайме. И именно ее я пропустил, а она оказалась бомбической! Наверное, мне вообще их не надо смотреть. (смеется)

Им надо как-то ограничивать машины, чтобы они были на сравнительно похожем уровне. IndyCar смотреть интересно. Ралли тоже — там выигрывают смелые. Я смотрю видео, мне иногда самому стремно! Да та же самая Ф3. У нас гораздо больше экшена, интереснее! Как-то раз в instagram Ф1 выложили опасные моменты с моим участием в гонке в Великобритании, и я смотрю комментарии — там пишут: «Сделайте гонки, как у них! 30 ребят грызутся, все могут выиграть».

— Раз уж вы сказали про погоду — как насчет искусственных дождевых гонок? Несколько лет назад Берни Экклстоун выступал с такой идеей.

— Было бы интересно, чтобы посередине гонки такую систему врубали. И никто не знал, когда. Тогда реально не угадаешь, как сложится гонка. Как в Хоккенхайме, где Даня Квят за счет смены шин заехал на подиум.

— Чем будете заниматься в ближайшие недели на каникулах?

— Буду тренироваться, ходить в спортзал, заниматься на симуляторе.

— Подождите, а отдохнуть?

— Это разумеется. Вот я приехал в Москву, сейчас с друзьями поедем куда-нибудь погуляем, в места сбора автолюбителей, тюнингистов. Но все же главное для меня сейчас, помимо отдыха, не выпадать из рабочего ритма. Постараюсь провести завершающую часть сезона так же успешно, как предыдущую.

Прогнозы на спорт
Канал Спорт-Экспресс на YouTube
Новости