12:00 28 января | Футбол — РПЛ
Газета № 7549, 29.01.2018

"Зенит" стал меньше зарабатывать. Но скоро вернется в топ-20

Главный тренер "Зенита" Роберто МАНЧИНИ. Фото Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит", "СЭ" Рейтинг европейских клубов с наивысшими доходами в сезоне-2016/17 (здесь и далее – в миллионах евро). Динамика доходов "МЮ" за последние пять сезонов. Доходы клубов в игровые дни (билеты, абонементы, кейтеринг). Доходы европейских клубов от коммерции. Динамика доходов "Зенита" за последние три сезона.
Главный тренер "Зенита" Роберто МАНЧИНИ. Фото Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит", "СЭ"

Аудиторская и консалтинговая фирма Deloitte опубликовала ежегодный отчет о доходах европейских клубов. Первую двадцатку покинул петербургский "Зенит".

ДОМИНИРОВАНИЕ АНГЛИИ

Пару лет назад президент Профессиональной футбольной лиги Испании Хавьер Тебас рассказывал, что его пугает превращение премьер-лиги в финансового монстра. "Если мы не сможем конкурировать с Англией с точки зрения финансов, то она превратится в футбольную НБА. А это будет плохо как для нас, так и для всего вида спорта в целом. Планируем больше зарабатывать от продаж телеправ и привлекать новых спонсоров".

Но Испании тяжело тягаться с Англией до сих пор. И премьер-лига, как и предполагал Тебас, мутирует в футбольную НБА. Если в аналогичном отчете Deloitte за сезон-2012/13 в двадцатке лучших по заработкам находились всего шесть английских клубов, то сейчас их целых десять. А на 28 месте располагается "Борнмут", у которого стадион едва вмещает 11 тысяч!

Доминирование Англии объяснимо: сладкий контракт премьер-лиги с телекомпаниями Sky и BT на 5,136 миллиарда фунтов как раз вступил в силу в сезоне-2016/17. Он будет действовать до мая 2019-го, поэтому и в последующих отчетах ситуация не изменится.

Рейтинг европейских клубов с наивысшими доходами в сезоне-2016/17 (здесь и далее – в миллионах евро).
Рейтинг европейских клубов с наивысшими доходами в сезоне-2016/17 (здесь и далее – в миллионах евро).


Deloitte – независимая консалтинговая фирма. Но после прочтения отчета сложилось впечатление, будто компания заверяла его у УЕФА: в докладе несколько раз подчеркивается, что "Манчестер Юнайтед" занял первое место в рейтинге благодаря победе в Лиге Европы. Аудиторы отметили: "МЮ" за это получил от УЕФА 44,5 миллиона евро, что в четыре с лишним раза превышает премиальные "Атлетико" за победу в турнире-2011/12.

"МЮ" – ПЕРВЫЙ. СПАСИБО ЛИГЕ ЕВРОПЫ

Действительно, за выигрыш непосредственно в финале турнира "МЮ" получил 6,5 миллиона евро, а "Аякс" за серебро – 3,5 миллиона. Эти три миллиона повлияли на лидерство "Юнайтед" в рейтинге – он опередил "Реал" всего на 1,7 миллиона евро. Такой мизерной разницы между двумя лидерами не было никогда за 21 год, что Deloitte считает футбольные деньги.

Но на самом деле "МЮ" – второй. Дело в курсе валют: бухгалтерия "Юнайтед" считает доходы в фунтах, "Реал" – в евро. Аудиторы составляли отчет, когда фунт был равен 1,1676 евро, а сейчас – 1,1267. При нынешнем курсе "МЮ" проигрывал бы мадридцам 22 миллиона евро.

Динамика доходов "МЮ" за последние пять сезонов.
Динамика доходов "МЮ" за последние пять сезонов.


"АРСЕНАЛ": ДОРОГИЕ БИЛЕТЫ – СОЛИДНЫЙ ДОХОД

Вот ответ на вопрос, почему Арсен Венгер все еще тренирует "Арсенал". Результаты лондонского клуба ухудшаются, а финансовое здоровье улучшается. И француз, который до прошлого лета в "Арсенале" был вовлечен во все коммерческие процессы, тоже причастен к успеху лондонцев. Шестое место в рейтинге Deloitte (впервые с сезона-2011/12) – альтернатива титулу по-венгеровски.

По доходам от продаж билетов, лож, абонементов, еды, напитков и атрибутики в игровые дни "Арсенал" даже занимает четвертое место. Фокус в ценах: на "Эмирейтс" самая высокая стоимость билетов (97,8 евро) в Европе, а 60-тысячник заполнен всегда. Характерно, что ни у кого больше нет столь значительного дохода от игровых дней (24%).

Правда, в следующем отчете "Арсенал" точно сдаст – Лига Европы серьезно ударит по прибыли лондонцев.

Доходы клубов в игровые дни (билеты, абонементы, кейтеринг).
Доходы клубов в игровые дни (билеты, абонементы, кейтеринг).


"ПСЖ" В ТИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Чемпионат Франции плохо продается. По текущему четырехлетнему контракту (2016-2020) с телевещателями лига 1 ежесезонно получает 726 миллионов евро, а в следующие четыре года выручит 748,5 миллиона евро. "ПСЖ" в прошлом сезоне получил от этого пирога небольшой кусок – 121,9 миллиона евро (примерно как "Борнмут"), аж 18 место в рейтинге по доходам от ТВ-трансляций. Безусловно, на это повлияло поражение в чемпионской гонке, но и после возвращения титула ситуация существенно не улучшится. Слишком мал французский контракт в сравнении с английским.

"БАВАРИЯ" – КОММЕРЧЕСКИЙ ЛИДЕР

Доходы мюнхенского суперклуба за год незначительно упали (на 4,2 миллиона евро), но "Бавария" держится в четверке за счет прибыли от маркетинга, рекламы и различных спонсорских соглашений. 343 миллиона евро – столько коммерция не приносит ни "Реалу", ни "Барсе", ни "МЮ".

Мюнхенцев тормозят слабые доходы от телеправ. Правда, уже через год ситуация должна измениться, так как с сезона-2017/18 вступил в силу новый контракт с вещателями – по старому соглашению бундеслига получала 2,5 миллиарда евро, сейчас 4,64 миллиарда. В Германии куски телевизионного пирога распределяются примерно поровну между клубами, так что и у клубов второго эшелона появится возможность подтянуться к лидерам. "Бавария", само собой, получит больше всех и может войти в тройку лидеров.

Доходы европейских клубов от коммерции.
Доходы европейских клубов от коммерции.


КРАХ СЕРИИ А

Италия в футбольном кризисе – национальная сборная не отобралась на чемпионат мира, в Лиге чемпионов в отчетном сезоне-2016/17 участвовали только две команды. Правда, "Ювентус" добрался до финала, но это сложно назвать победой всей нации. Доклад Deloitte подчеркивает проблемы Италии: впервые за время подсчетов в топ-20 всего три клуба с Апеннин, на 22-е место рухнул мировой бренд – "Милан". Похудел кошелек и у "Ромы".

Зато улучшил позиции "Интер", который теперь находится под управлением китайских инвесторов. В этом причина того, почему черно-синие больше всех среди итальянцев заработали на коммерции (75,2 миллиона евро). "Ювентусу" помогли премиальные от УЕФА (109,2 миллиона евро), а "Наполи" закрепился в двадцатке благодаря новому контракту с титульным спонсором.

В целом, итальянские клубы вряд ли повысят показатели в ближайшем будущем – действующий ТВ-контракт серии А действует до конца сезона-2020/21, а доходы от него занимают значительную часть в бухгалтерии всех итальянских клубов.

ПИТЕР ПОТЕРЯЛ 6 МЕСТ

В прошлом году "Зенит" был единственным клубом не из пятерки ведущих чемпионатов Европы в топ-20. Сейчас петербуржцы опустились на 23-е место (минус 6 позиций). Как справедливо отмечено в докладе, падение связано с ослаблением результатов на европейской арене – в сезоне-2015/16 "Зенит" добрался до 1/8 финала Лиги чемпионов, а год спустя даже не попал в элитный турнир и вылетел в 1/16 финала Лиги Европы.

Но в следующем отчете петербуржцы должны вернуться в двадцатку. "Чемпионат мира и переезд на новый многоцелевой стадион должны стать катализаторами повышения финансовых показателей "Зенита", – написано в отчете.

Динамика доходов "Зенита" за последние три сезона.
Динамика доходов "Зенита" за последние три сезона.


США И КИТАЙ НАСТУПАЮТ

Скорее всего, "Зенит" вернется в топ-20 в следующем году, но Deloitte утверждает, что в ближайшее время в рейтинг ворвутся и другие клубы не из ведущих европейских лиг. Перспективы есть даже у клубов из стран, не входящих в УЕФА. Например, у американского "Атланта Юнайтед", который был основан только в 2014 году, а в 2017-м оказался в МЛС. Клуб известного бизнесмена Артура Блэнка развивается бешеными темпами: в прошлом году он переехал на стадион "Мерседес-Бенц", который каждый матч собирает по 70 тысяч болельщиков. Когда МЛС подпишет контракт с телевидением пожирнее, тогда "Атланта" наверняка окажется в двадцатке по доходам.

Еще одна восходящая звезда финансов – "Гуанчжоу Эвергранд Таобао". Команда Фабио Каннаваро в 2017 году выиграла чемпионат Китая, а клуб заработал 76,3 миллиона евро. В основном это коммерция – доход приносит даже название клуба ("Таобао" – название популярного в Китае интернет-магазина). Кстати, на матчи "Гуанчжоу" в среднем ходит 45 тысяч болельщиков – показатель популярности клуба.

Газета № 7549, 29.01.2018
Материалы других СМИ
Загрузка...