Уличная атлетика при поддержке Datsun
00:00 13 февраля | ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Татьяна Тарасова: "Лишь после моей пятой победной Олимпиады отец сказал: "Здравствуй, коллега"

Татьяна ТАРАСОВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ" Татьяна ТАРАСОВА и Игорь РАБИНЕР. Фото Игорь РАБИНЕР, "СЭ" Анатолий, Нина и Татьяна ТАРАСОВЫ. Фото Олег НЕЕЛОВ Великие тренеры - Анатолий ТАРАСОВ и его дочь Татьяна. Фото Игорь УТКИН/ТАСС Татьяна ТАРАСОВА. Фото Александр ВИЛЬФ Анатолий ТАРАСОВ. Фото Олег НЕЕЛОВ Анатолий ТАРАСОВ. Фото Олег НЕЕЛОВ Татьяна ТАРАСОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Татьяна ТАРАСОВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
55

Сегодня легендарному тренеру по фигурному катанию Татьяне Тарасовой исполняется 70 лет. Накануне юбилея с ней встретился обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР. Публикуем первую часть разговора.

Сегодня у этой великой женщины юбилей. На ее даче в деревне Бузаево соберутся десятки умных, гордых и ярких гостей, среди которых не будет ни одного чужого. "Нужных людей не приглашаю, – рубит она со своей фирменной, знакомой всей стране интонацией. – Все – любимые. И если начальство – то тоже любимое". Хуже всего в жизни и ее отец, и она сама умели угождать начальству – так что верится в это безоговорочно.

Гостям не будет давать забыть о себе шестилетний пудель Шура, выдрессированный Татьяной Анатольевной до степени совершенно невообразимой. "Он же цирковой", – объясняет, но в то же время и слегка скромничает Тарасова. При мне Шура вопреки законам физиологии проскакал на задних лапах в стремлении за конфетой от хозяйки через всю гостиную, без труда делая обороты в 360 градусов. Если бы пудель ввинтился в воздух и прыгнул тройной тулуп – право, я бы не удивился. Это же собака Тарасовой.

Еще пять дней назад мы с Татьяной Анатольевной не были знакомы. Более того, мне и в голову не могло прийти, что однажды появится возможность с ней пообщаться. И что она перестанет быть для меня только человеком из телевизора, послушать которого я бежал через всю квартиру при первом звучании ее неповторимого голоса ("Меня теперь на базаре люди по голосу узнают, оглядываются!", – смеется она).

Бежал, потому что знал: интересна, индивидуальна, жгуча у нее каждая фраза. А возможность знакомства не могла прийти в голову из-за того, что оба своих интервью о фигурном катании я сделал ровно 20 лет назад. И первое, в чем признался Татьяне Анатольевне, когда дозвонился – что в ее виде спорта ничего не смыслю. Все равно ведь раскусила бы на первой же минуте.

Накануне главный редактор подал идею: мол, вы с Тарасовой родились в один день, сам Бог велел попробовать! В первый момент она, измученная в последние дни сплошными интервью, энтузиазмом не воспылала. Но когда речь зашла о хоккее, и с моей стороны прозвучало волшебное слово "отец", согласие вдруг было получено моментально. Так она относится к своей семье и своим корням.

И уже на следующий день мы два с лишним часа общались в величественной гостиной в окружении сотен фотографий на стенах, каждая из которых – историческая. Тарасова беспокоилась: "Вам не холодно? Здесь прохладно, как на катке". Господи, да даже если бы мы разговаривали на открытом катке, я бы на первой минуте перестал температуру замечать.

А потом Татьяна Анатольевна кормила журналиста обедом, параллельно сурово отвечая на звонки с телеканалов с просьбой поговорить о Евгении Медведевой: "Поговорим, но запомните – не "поворота", а "оборота"!" Мне-то повезло – за два с лишним часа Тарасова на меня ни разу не осерчала. Это уже было достижение – с моим-то "знанием" предмета. Но ведь не только и не столько о фигурном катании я хотел с ней поговорить, ей-право...

Самое тонкое и сложное в разговоре с ней – ее паузы. Нет – Паузы. В такие секунды ты понимаешь, что имел в виду Станиславский. Иногда они могли продолжаться полминуты. И ты никогда не знал, конец ли это ответа или, напротив, оборот (не поворот!) мысли перед заходом на что-то еще более важное. И обязан был почувствовать, в какой именно момент имеешь право открыть рот. В одно из мгновений все-таки поторопился, сбил ее с мысли. И даже отсутствие заслуженного выговора меня не оправдывает.

Спустя полтора дня посмотрел о Тарасовой фильм на Первом канале. И понял (впрочем, и не сомневался), о скольком еще не спросил. Впрочем, мне ли жаловаться? Сам факт такого разговора для журналиста – счастье. И лучший подарок на день рождения, который только можно было представить. Не ей, понятно, – тут я не обольщаюсь. Мне...

Игорь РАБИНЕР и Татьяна ТАРАСОВА. Фото Игорь РАБИНЕР, "СЭ"
Татьяна ТАРАСОВА и Игорь РАБИНЕР. Фото Игорь РАБИНЕР, "СЭ"

ПАПА ПИСАЛ В ГАЗЕТЕ "ПРАВДА", ЧТО МЕНЯ НАДО УВОЛИТЬ

– Отец когда-нибудь говорил, что гордится вами? – спрашиваю Тарасову.

– Нет. А чем гордиться-то? У нас в семье установка была – каждый делает то, что может. На максимуме. Это просто правильно – так чем гордиться? Только после пятой моей победной Олимпиады он сказал мне: "Здравствуй, коллега".

И мама не хвалила. У нас это не было принято. Это не значит, что мы с сестрой – недолюбленные. Как раз наоборот. Но похвала с маминой стороны была одна. Вот здесь, на даче. Она сидела в тишине и вдруг сказала: "Танечка, какая же ты молодец. Построила своими руками такую дачу, где всем нам хорошо". Это все еще были живы. И я запомнила. А если бы часто хвалили – в память бы не врезалось.

– Вас же отец на тренерскую стезю и направил? После того, как вы получили серьезную травму, несовместимую с дальнейшим катанием.

– Да. Я вся была в печали, из которой папа меня вытряхнул. Не позволил долго в ней быть. Хотела танцевать, училась, поступала – и в "Березку", и в ансамбль Моисеева. Но рука моя была как тряпка. И отец сказал: "Иди на каток, помогай своим друзьям. Тренеров нет ни черта. Бери детей – и, если будешь хорошо работать, будешь счастлива всю жизнь". Так и оказалось.

Не знаю, как родители отпускали со мной своих детей. Мне было 20 лет, тем же Моисеевой с Миненковым – 12-13. Я была в беленьких носочках, беленьких тапочках "Дружба", в коротеньком платьице в горошек из ситца. Не знаю, откуда у меня была такая наглость, но уже тогда я была абсолютно уверена, что они будут чемпионами мира. При том что мы катались только на открытом катке, на закрытые нас еще не пускали.

А главное – у меня было чувство ответственности. Помню сбор под Ростовом-на-Дону. Там было 36 детей, включая Вову Ковалева (будущий двукратный чемпион мира, серебряный призер Олимпиады в Инсбруке. – Прим. И.Р.), за которым по всему лесу надо было мотаться, чтобы он никуда не пропал. Там плохо кормили. И тогда я шла в здание напротив, в горком партии. И по красной дорожке легко бежала через ступеньку в главный кабинет. Мне говорили: "Девочка, ты куда?" – "Туда, куда надо". И с этого дня кормили хорошо.

Дети, которые тебя окружают, видят это. И что-то к ним попадает. Они не могут наплевать на твой фанатизм, заботу о них. И в конце концов для них же лучше, если они не будут выпивать с 14 лет разливное вино. Потому что я буду стоять около этой бочки.

– Вы, кажется, актрисой хотели стать, а отец запретил поступать?

– Не актрисой. Я хотела поступать в ГИТИС на балетмейстерский. Но отец сказал маме: "Артистов у нас, Нина, в доме не было и не будет". Вопрос был закрыт. В итоге я постигала эту науку по ходу своей жизни. Мой муж Владимир Крайнев (выдающийся пианист и музыкальный педагог. – Прим. И.Р.) говорил, что я хорошо слышу музыку. Смотрела множество балетных спектаклей, была допущена к Игорю Моисееву на репетиции. На всех ступеньках в Кремлевском Дворце съездов сидела, смотрела все по тысяче раз, как и в Большом. Что-то попадало в меня, трансформировалось – в общем, ставила я очень много. Это было и остается моей страстью. И больше всего скучаю по тому, что не ставлю.

Я видела изнанку папиной славы. Как он работает, как отдается. И как страдает. Поэтому с самого начала понимала, что эта профессия – не сахарная. Но было так интересно, так захватывало! В том же Ростове мы с подругой Ирой Люляковой открывали каток – там не было ни заливщика, ни машины. А были только два шланга. И вот мы с ней чистили, заливали лед, потом на нем катались. И так – четыре раза в день. На одну заливку уходил час. Зато мы знаем, как руки стынут.

Но это все равно была очень счастливая жизнь. И есть. Если бы не болезни и смерти моих близких. Это самый тяжелый момент. Но, наверное, он у всех случается, и его надо как-то пережить. Я пережила. Потому что я-то – жива...

– Неужели, когда вы начинали, все эти классические стереотипы вроде "На детях гениев природа отдыхает", "Понятно, папа во всем ей помог" не вызывали соблазна выбрать другую профессию?

– А я все это не чувствовала. Просто пошла туда, где с первого дня стала нужна и счастлива. При том что папа писал в газете "Правда", что федерация фигурного катания, видимо, обалдела, что доверила молодой девчонке работать в сборной СССР. А просто так получилось, что я взяла пару, которая сразу попала в сборную.

– Постойте, Татьяна Анатольевна. Папа? О вас?

– Да-да. В "Правде". Что меня надо уволить.

– И вы ему дома ничего на это не сказали?

– А что я могла ему сказать? Это было его мнение! Еще не хватало, чтобы я ему что-то говорила. Он-то лучше знает. И более того – это, наверное, было правильно. Я была 20-летней девочкой, которая в танцах, извините, ни ухом ни рылом.

Великие тренеры - Анатолий ТАРАСОВ и его дочь Татьяна. Фото Игорь УТКИН/ТАСС
Великие тренеры - Анатолий ТАРАСОВ и его дочь Татьяна. Фото Игорь УТКИН/ТАСС

ЕСЛИ БЫ НЕ ЗНАЛА, ГДЕ МОИ СПОРТСМЕНЫ, – ПОКРЫЛАСЬ БЫ КОРОСТОЙ

– Разговаривал на днях с Михаилом Грушевским, и он сравнил сложность вашей карьеры при таком великом отце с Константином Райкиным.

– Я не хотела опозорить отца. Это было как бы неприлично – работать там, где папа. Поэтому я никогда не была в ЦСКА. Когда каталась – в "Динамо", когда работала – в профсоюзах.

– Папа не возражал?

– Об этом не было и речи.

– Меня всегда очень интересовала тема великой наследственности в спорте. Это – от природы? Передается ли на генетическом уровне умение управлять людьми?

– Думаю, что многое, конечно, от природы. Кровь же не водица. Миша Жванецкий писал своему сыну: "Сынок, имей совесть, а потом делай все, что хочешь". Потому что совесть не дает делать как попало. И та же ответственность, которая у меня с юных лет, – она же не из воздуха взялась. А от мамы и папы. Мама была не слабее папы. Прекрасно общалась с людьми, ее все обожали. И она вела большую работу с женами хоккеистов, которые ее очень любили. А скольких людей она вылечила от разных кошмарных заболеваний! Не жалела себя. Как и отец, и сестра Галя. У нас вся семья склонна к самопожертвованию.

Это нелегко. Но без этого невозможно. Нельзя ни за что не отвечать. Сейчас немножко другая пора. Иные тренеры, даже почти ведущие, могут не знать, где лечатся их спортсмены, где они проводят время между тренировками или после них, в выходные. Со мной это было невозможно. Я сошла бы с ума. Хоть они за границей, хоть в лесу – я должна знать, где они и с кем. Интересовалась этим не ради интереса, а ради процесса, который у меня в голове. Мы делали одно дело, поэтому я должна была знать, где находится человек. Конечно, им было тяжело. Не всегда они хотели говорить. Но они видели, что я схожу с ума, если не знаю. И жалели меня.

– Вас? Жалели?

– Да. Жалели, что я вся покроюсь коростой, аллергией. Потому что я за них отвечаю. И из-за такого отношения им стыдно работать вполсилы. До сих пор.

– Да, меня сразили слова Алексея Ягудина. Вы приехали на спектакль с его участием, и потом он сказал вам: "Ради бога, не приезжайте к нам часто. Я не в состоянии каждый раз выкладываться до такой степени, что утром невозможно встать с кровати". И это – спустя годы после окончания спортивной карьеры.

– Просто у них есть совесть. И они понимают: я знаю, что такое работать на 120 процентов, а что такое – на 30. Хотя в принципе они работают у Илюши (Авербуха. – Прим. И.Р.) каждый день на сто процентов. Но тогда я приехала, и Леша восемь тройных прыгнул, да и вообще вел свою линию от начала до конца. Я получила удовольствие. И они знают, что если не получу и что-то нехорошее увижу, то скажу им. И им неохота это слушать. Лучше постараться.

Говорю же: каждый должен делать все, что он может. Один человек – кататься. Другой – учить. Третий – строчить. Четвертый – дом строить. И если все это собрать вместе, то получится страна.

– Насчет "постараться". Одна из главных идей фильма "Легенда №17" – человеку всегда кажется, что он может сделать меньше, чем на самом деле.

– Конечно. Та же Наташка Бестемьянова говорила, что абсолютно мне верила, поэтому и побеждала. Главное – верить. И тогда человек сделает больше.

Один раз я привезла мужа из больницы после тяжелой операции. Ему выпилили ребро, и процесс восстановления был мучительным. Он как-то примостился, закрыл глаза – среди подушек на диване в своем кабинете, где стояли два рояля и летала такая энергетика, в которой погибали все цветы. Он как-то, может быть, первый раз со дня операции отключился. Вошла свекровь. Ей было лет 85. И дальше произошло то, что я запомнила на всю жизнь.

Она посмотрела на него и говорит: "Ну что, сынок, ленишься?" Тут уже даже я не выдержала: "Иля Моисеевна, ну вы что? Вы видите, что у него так болит, он весь белый!" "Ты, – говорит, – иди на кухню, котлеты подгорают". И ему: "Сынок, можешь руку поднять?" – "Нет, не могу". – "А ты подойди к роялю. И сегодня пять раз до него дотронься. А завтра – десять. А послезавтра – пятнадцать. Так, сынок, за неделю боль у тебя пройдет". Она была военным хирургом. Прошла всю войну. В 90 лет такие столы накрывала! И они с моим папой обожали друг друга. По-моему – не случайно.

– Правда, что отец каждый день выгонял вас маленькую на зарядку даже в лютый мороз? И многое ли дали вам эти экзекуции как будущему тренеру?

– Правда. И это не экзекуция. Папа же опережал время. И понимал, что я способная. Видел, как бегаю, прыгаю, какие у меня ноги быстрые – не то что сейчас. И я делала то, что он считал. Конечно, какой ребенок будет сначала делать это с удовольствием?

– Плакали?

– Нет. У нас не принято было плакать. Даже когда могли лупить – это сейчас нельзя, но ничего страшного, за вранье положено лупить. Нет, не папа. Мама. А с зарядкой – вошло в привычку. Ты бежишь, тебе холодно, а папа смотрит с балкона и говорит: "Надо бежать быстрее – и будет теплее". Хоть в Новый год, хоть в день рождения. Для меня потом 31 декабря заканчивать тренировку в 22.30 не было никакой проблемой.

– Дни рождения отмечали?

– Всегда и бурно. В семье это было принято. Обязательно приходили друзья. Сначала были бабушки, дедушки – теперь внучатые племянники... Вон фотография – мы с Милой Пахомовой. Очень дружили с детства. И всегда праздники справляли вместе.

Сначала нам накрывали стол. Потом – мы с Галей папе и маме. А затем – опять нам... Потом Гали не стало, мамы. Но я по-прежнему привожу на день рождения старых маминых подруг. Так и будет. В прошлом году ко мне вот сюда 70 человек пришло.

Анатолий ТАРАСОВ. Фото Олег НЕЕЛОВ
Анатолий ТАРАСОВ. Фото Олег НЕЕЛОВ

ОТЦА ОТЛУЧИЛИ ОТ ПРОФЕССИИ, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ СДАЛ ИГРУ ЧЕХАМ В САППОРО

– Разговаривал как-то со Скотти Боумэном. Он назвал себя учеником Тарасова.

– Да-да. Он даже папины перчатки – точнее, остатки от них – приклеивал к своим рукам, когда выходил на тренировки. Какой документальный фильм американцы сняли о папе в прошлом году! Он все премии там завоевал.

За океаном люди все о нем понимают и ценят. Это радостно, но обидно. Помню, Галя с отцом ездила в Бостон, я уже работала в Америке. Был сбор профессиональных тренеров, 500-600 человек. И папу туда пригласили. Он очень сильно хромал, ходил с костылем. Но решил, что на сцену выйдет без костыля. Мы очень волновались. Открылась дверь – и он пошел. Как по воздушной подушке. Весь зал встал. И стоял – сорок минут. Мы с Галькой плакали, как никогда в жизни. Папа был в белой безрукавке, чтобы живота не было видно. И вот он стоит – и все эти выдающиеся канадские тренеры ему рукоплещут. Потом он их потихонечку-потихонечку усаживал.

Вот такое там было отношение. А у нас – зависть страшная. Будь они прокляты, эти руководители. За то, что они папу от Суперсерии-72 отключили. У меня есть фотографии, где он еще задолго до того договаривается с Хрущевым насчет игр с канадскими профессионалами. Это был смысл его жизни. Брежнев подвел отца к Хрущеву, и папа сказал: "Мы больше не можем только тренироваться. Поверьте, что мы выиграем".

А потом его в 54 года отстранили от работы. И это был запрет на профессию. Он больше никогда не работал тренером. Это вообще не укладывается в голове. У нас тогда квартира была – как вот эта комната, и мы с мамой и сестрой так его жалели... Твари. Они убивали его.

– Кто именно?

– Руководители партии и правительства. Они уже вмешались в спорт – и гуляли там, рассказывали, кому тренировать и как. Они считали себя звездами. А года и века не по ним меряются.

– Роковую роль для Тарасова, пусть и не сразу, сыграл тот матч со "Спартаком" в 1969-м, когда он при Брежневе увел ЦСКА со льда?

– Нет. Тогда только заслуженного сняли. Я два раза в жизни видела его слезы. Один раз, когда мы с ним разбились на машине. У меня была черепно-мозговая травма, и с тех пор голова болит. Мне было семь лет. А второй раз – когда с него заслуженного сняли. Он прямо упал на кровать и плакал. Больше – никогда.

– Даже когда его ушли после Олимпиады в Саппоро?

– Да. Там все и произошло. Я слышала, что они, руководители эти, просили его сдать чехам последний матч, когда мы за два тура до конца выиграли турнир, и нам уже ничего не было нужно. А соратникам по соцлагерю надо было помочь опередить американцев и взять серебро. Они с Чернышевым отказались, команда выиграла, США стали вторыми, Чехословакия – третьей. И дальше была расправа. Я как раз в Саппоро начинала, приехала туда со своей парой. А папа, получилось, там закончил.

– Он показывал, как ему тяжело без работы?

– Мне говорил: "Не оглядывайся, дочка, надо смотреть вперед". Но мы все же на одной нитке. Так друг друга любили, что невозможно говорить даже. Да, злились иногда на него. Но это нормально. И все понимали, и все чувствовали.

Наша пресса не понимала значения его фигуры. Или не хотела понимать. Он сам писал много и по делу. Больше 40 книг написал – и сотни статей. И мне кажется, что журналисты и комментаторы испытывали к нему чувство ревности. Я, когда сейчас стала комментировать, тоже это ощущаю. К кому он тепло относился – так это к дяде Боре Федосову, который "Приз "Известий" организовал. Вон на стене моя самая любимая вещь висит. Дружеский шарж, на котором отец – дирижер, а вокруг все знаменитые хоккеисты. Это дядя Боря подарил.

Когда мы с папой входили во Дворец спорта (а в то время его вообще не показывали по телевизору), зал, состоявший из разных людей – армейцев, динамовцев, спартаковцев – вставал. Болельщики все понимали. А журналисты – нет. Они его все учить хотели.

– Почему именно тандем Чернышев – Тарасов достигал в сборной наивысших результатов?

– Я что, профессионал в этом деле? Папа – он практик. И занимался в основном тренировочной работой. Не только армейцы, но и динамовцы, и спартаковцы все равно на нем воспитаны. У Аркадия Ивановича были другие функции. Но папа с Кадиком находили общий язык.

– Кадиком?

– Да, он так его называл. Жену Чернышева звали Велта. И отношения с папой у них были очень хорошие, кто бы что там ни говорил. Семьями встречались, выпивали-закусывали. Из рюмочек вино пили. Да-да, из рюмочек! И ко мне Аркадий Иванович как к родной относился. Я же динамовка. И сыновья его для меня – как родные. Мы дети одного поколения. У Тарасова и Чернышева и могилы рядом.

– В Лиллехаммер-94 ваш отец на коляске приехал за год до смерти.

– Да, я там была. Меня просили Торвилл и Дин, чтобы я в Лиллехаммер с ними приехала. Заглянула к отцу с Галькой... Да он бы еще жил и жил, если бы наши врачи ему смертельную инфекцию не внесли. Гнойный сепсис. А у него чемодан был собран, чтобы на чемпионат мира ехать. Они его убили. В 76 лет.

Татьяна ТАРАСОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Татьяна ТАРАСОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

СКАЗАЛА МЕНЬШИКОВУ "СПАСИБО". ОН ПОНЯЛ, ЧТО ПАПА ЗА ЧЕЛОВЕК

– Пару лет назад я разговаривал с одним из сценаристов "Легенды №17" Михаилом Местецким. И он рассказывал: "Тарасова была на премьере. И сказала режиссеру Николаю Лебедеву: "Вы не обижайтесь, но если мне не понравится, то я встану и уйду прямо посреди показа". Хоть один раз был позыв?

– Нет. Знаете, столько совершенно безобразных фильмов сделали об отце... В одном мама пьет не закусывая. Папа все время в качестве какого-то зверя выступает. И я это действительно сказала. В тот день мне позвонила Нина Зархи (кинокритик, завотделом зарубежного кино журнала "Искусство кино". – Прим. И.Р.) – и ей вообще заявила: "Не поеду". А она ответила: "Моя подруга была утром на журналистском показе. Тебе можно идти. Иди спокойно".

И Миша Куснирович сказал: "Ни на чем не настаиваю. Только прошу тебя приехать ко мне в ГУМ". А я его слушаюсь. Потому что он тот человек, общение с которым можно считать за большое счастье. И умница, и талант, и добрятина. Кстати, в знак любви к Куснировичу я решила свой день рождения справлять в его олимпийской форме. А то сейчас мы вообще не понимаем, в чьи руки это отдано. Мы все его форму любили, это был наш знак. Много лет ходили самые красивые и самые яркие. У нас всегда начинают что-то менять с самого хорошего. Рекомендовала бы им заняться чем-то другим. Как сказал Жванецкий, что-то не так в консерватории.

– В итоге вы все-таки поехали.

– Да. Даже специально не одевалась, приехала как есть. И очень благодарна, что испытала... такое. Странное чувство. В конце боялась даже на экран смотреть. Мне казалось, будто папа – здесь. Это и называется великой силой искусства. Честно. У меня даже два раза это было. Второй – когда мы поехали в Сочи, где фильм смотрела юниорская сборная России перед чемпионатом мира, и туда пришел Путин. И опять ко мне это состояние вернулось на нескольку секунд. Я вообще не могла спать. Такая у меня была связь с отцом.

Мне жаль, что они ко мне не обратились. Знала, что об отце снимают – и нашла много фотографий. Думаю, что можно было сделать его абсолютно похожим. Ведь у Олега Меньшикова в лице есть то, что было у отца в молодости. Есть у меня одно фото, где просто очень большое сходство. Но они позвонили, когда практически все сделали, и позвали меня на съемочную площадку. Спросила: "Зачем? У вас же все сделано. Не пойду".

Но это не важно. Потому что в итоге я ему (режиссеру Лебедеву. – Прим. И.Р.) позвонила и поблагодарила. И Меньшикову – тоже. Видимо, он просто понял, что папа за человек. А ведь по большому счету никто этим никогда не интересовался. Каждая его клетка была направлена на служение флагу. И для него это – Отечество, и это не было придумано. Так мы жили.

Мы дома ходили на цыпках. Потому что папа занимался государственным делом. Мы это чувствовали и знали. Нам говорила об этом мама, хотя сам папа – никогда. Он все время писал, писал, писал. А мы не могли потревожить его тишину.

– При том, что, по вашим давним словам, "хоть отец у нас и знаменит своим крутым нравом, мы его не боимся".

– Так и было. Никакого давления он на нас не оказывал. Только если на дачу приедешь, он сразу – лопату и в руки. "Копай!"

– Вы с ним по профессиональным делам общались?

– Мы со своей стороны – нет. Кто же дома говорит о работе? Но у него были какие-то рационализаторские предложения, и он шел – к Гальке, ко мне. Вливался в нашу жизнь. На дни рождения приходил – со своими соленьями, вареньями, бужениной. Все его обожали. А он обожал Вову Крайнева, его компанию. Все садились вокруг него – и Вовины друзья, и мои, и спортсмены.

Он ничего для нас не жалел. В магазины, правда, не ходил. Не вполне отчетливо знал, что они есть. Мог купить на одну ногу два сапога. Хоккеистам давал свои суточные, говорил, когда их распускал: "Таньке – красное, Гальке – голубое, Нинке – белое". Потом привозил, даже не заглядывая: "Вот это вам". Детали его не интересовали. У всех платки были одинаковые, мохеровые. Как будто одну форму на всех делали! (смеется) Но мы были обеспеченные. У нас были туфли.

Я ему все время старалась что-то привезти. Он говорил: "Дочка, ну зачем ты деньги тратишь? Хотя... очень удобные". У него был пиджак, пальто счастливое – короткое такое. Он его на все матчи надевал, как я – шубу. И рубашки белые. А обычно-то – в тренировочном. Мы всегда в ЧШ были одеты – чисто шерстяное. Хоть зимой, хоть летом. Жили без излишеств. Но у нас все было.

– А бывало, что чем-нибудь поразил?

– Один раз привез четыре чемодана. Мы с Галей – вообще в отпаде. Думаем – вот сейчас нарядимся с ног до головы! Тем более что у нас были серьезные планы на выходные. Открываем. А там – белые грибы. Набрал в Финляндии. Четыре чемодана. Грибы надо варить. Двое суток, не разгибаясь. Чистили, варили, мариновали, солили, закручивали...

Мы его жалели, баловали, конечно. Он неприхотливый был человек. Но, конечно, то, что от работы отлучили... Я вот тоже приехала из Америки, провела там десять лет, подготовила три – наши, заметьте, – золотые олимпийские медали. И мне было 58 лет. Но меня тоже на работу здесь не взяли. Катка не дали, школу не сделали. Нет, я не сравниваю себя с папой. Потому что папа – это целая планета. Но мне кажется, что даже по отношению ко мне это было нерационально.

Вторая часть интервью Татьяны Тарасовой выйдет сегодня в 18.00

55
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (55)

miker65

torpedon13, согласен. Куснирович - это наше все в фигурном катании и хоккее!

02:28 16 февраля

torpedon13

Про Мишу Куснировича Рабинер не мог не вспомнить. Центральное место статьи.

20:39 14 февраля

sidan123

Хоккей в СССР был и до Тарасова. И Олимпиаду и ЧМ выигрывали до него. Заслуги его никто не отрицает, но нельзя приписывать одному человеку работу всей страны. Тарасову повезло, что период его работы совпал с общим подьемом спорта в СССР в 60-70 годы. Хоккей был супер популярен и были если не миллионы, то сотни тысяч занимающихся, при этом уже была база русского хоккея, благодаря которому наши имели блестящее катание. А Тарасов в общем то шел наиболее простым и тупым путем: наращивание объемов тренировочной работы. Но такой путь возможен только когда имеешь безграничные возможности замены "запоротых" игроков новыми, причем достаточно высокого качества. А ЦСКА такую возможность имел. А что запоротые были прочтите интервью Ионова. А Спартак например не имел таких возможностей, но в 60-х был с ЦСКА почти на равных. К сожалению ту интереснейшую дуэль прикончил Третьяк. Он был слишком силен и многое перевернул в расстановке сил не только в стране но и в мире. Даже с канадцами без Третьяка все закончилось бы все так здорово. Зная теперь историю с Никоновым и Ольшанским, можно смело предположить, что Тарасов устранил Боброва, боясь его конкуренции

14:13 14 февраля

Монте-Кристо(Мститель) .

ЮКИ ................. Я пишу, как есть. И главный аргумент в защиту того, что я прав то, что ЦСКА становился все время чемпионом. А не Чернышев с моим Динамо. А перегибал ли Тарасов палку, ломал ли игроков ? Ломал. Слабых. Подход у него одинаковый ко всем был. Сильные становились лучшими в мире. Звездами. Слабые ломались. Жестоко ? Жестоко. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Без Тарасова не было бы "Красной машины", а наш хоккей лучшим в мире в 60-е, 70-е, 80-е. Был бы в лучшем случае на равных с чехами и шведами в те времена. А скорее слабее чехов. И уж точно слабее канадцев. ...................... И напоследок. Сравните, сколько гениев и талантов, просто сборников вырастил Тарасов и сколько Чернышев. Ответ все расставит по местам. P.S. Чернышев - мой самый любимый тренер. Только истина дороже.

19:09 13 февраля

ЮКИ

to монте//вести по Очереди вовсе Не означает вести на равных!с таким же успехом можно сказать,что они и физику вели по очереди.всё это условно.что касаемо того,кто кого драл,то нужно сразу же вспомнить,кто как комплектовался!тут армейцам были Все преференции.и деление игроков на гениев и таланты суть ваше Личное мнение.кстати,далеко Не истина в 1-й инстанции!вы приводите в пример Фирсова,которого он,якобы вылепил,но я знаю другие примеры,когда он просто морально задавливал игроков!особенно,начинающих!в полемику я вступать Не буду,сие есть супротив моих 3-х жизненных постулатов,но хочу заметить,что и вам совсем Необязательно навязывать свои взгляды другим людям!

18:28 13 февраля

Монте-Кристо(Мститель) .

КГИ ................. Все это давно известно. И никакой тайной не является. Об этом случае кто только в своих книгах не писал. И Борис Майоров и Старшинов. Журналисты обмусолили. Игроки ЦСКА писали. Тот же Михайлов. Конечно, это было ошибкой Тарасова, увести команду в раздевалку. Что дал Спартаку перевести дух. Тарасов сам позже писал, что поступил неправильно. По той же причине. Дал перевести дух Спартаку. Но Тарасов такой, какой есть. Недостатки - это продолжение достоинств.

18:27 13 февраля

Монте-Кристо(Мститель) .

Айртон ...................... Ошибка природы, Тарасов - хоккейный тренер. А не футбольный. Но для тебя разницы между футболом и хоккеем нет. И это было ошибкой Тарасова, что полез не в свое дело.

18:23 13 февраля

Thomas_Boy

КГИ Сто раз уже говорено, в том числе и непосредственными участниками событий, что увод Тарасовым команды со льда, в 69-м в том знаменитом матче со Спартаком, не геройство и доблесть, а истеричный поступок, стоивший его команде золотых медалей чемпионата. Несколько лет назад в С-Э было интервью с Н.И. Карповым, тогдашним тренером Спартака, где он подробно всё рассказал... _______________ Я так-то в восторге от этого коммента. Это из серии: "- Иванов плохим тренером был. Гнобил лучшего форварда страны Петрова, унижал, в состав не ставил, деньги отбирал. Гадкий был тренер и человек паршивый. - А кто это тебе говорил? - Так сам Петров!". Ну чего мог еще рассказать тренер "Спартака"?)))

17:32 13 февраля

КГИ

Айртон, в футболе он сунулся не в своё дело. Перегрузил команду нагрузками, в результате чего на поле выбегали 11 качков, а игры не было совершенно. Покойный В.Бубукин, ктр был у Тарасова в футбольном ЦСКА вторым тренером, несмотря на то, что отзывался о Тарасове только положительно, тем не менее вспоминал, что когда совсем уж припекло, Тарасов не побрезговал с договорняками связываться. Это к вопросу был ли он Рыцарем без страха и упрека.

17:19 13 февраля

Thomas_Boy

Айртон Thomas_Boy Айртон _____________ Прикинь, Смока, у Тарасова не было ни единого шанса выиграть Кубок Стэнли. ------------------------------------ А кого это волнует?)) У Тарасова нет ни одного достижения как у тренера в играх среди сильнейших.)) Чемпионат СССР с НХЛ и близко не стоял, там только одни русские играли, в НХЛ весь мир.) ______________ Да глупости. В НХЛ во времена Тарасова играли большей частью канадцы, американцев было очень мало, чехословаков вообще не было, а финнов и шведов пяток в общей сложности. А русских вообще ни одного, так что никакой это не весь мир.

17:12 13 февраля

Айртон

Мы видели по работе в футбольном ЦСКА какой он лучший, и какой он мотиватор и открыватель талантов.))

17:03 13 февраля

Монте-Кристо(Мститель) .

Тарасов - лучший тренер в мировой истории хоккея. Это признают и канадцы. Поэтому и ввели почти сразу после Суперсерии 1972 Анатолия Тарасова в зал хоккейной славы НХЛ. В 1974 году. А Боброва, который тренировал ту сборную СССР не ввели. И Чернышева не ввели. Ибо канадцы прекрасно понимают, кто такой Тарасов. Понимают, что хотя Чернышев и был главным тренером сборной СССР в период ее наибольшей славы. Но главный вклад в победы внес Тарасов. Почти все игроки той сборной были выращены Тарасовым. Ни один тренер в истории хоккея и близко не воспитал столько звезд, сколько воспитал Тарасов. Суперзвезд ! Он их воспитание поставил на поток ! Из среднего игрока он делал игрока сборной. Из игрока выше среднего вытачивал талант. Из талантов вытачивал гениев ! Вот только гении, которых воспитал Тарасов: Вениамин Александров, Локтев, Альметов, Фирсов, Харламов, Михайлов, Петров, Третьяк, Рагулин. Таланты: Викулов, Лутченко, Цыганков, Кузькин, Мишаков. Причем ушел Тарасов и сбавил сразу Викулов. Не ушел бы и Викулов стал гением. Скажут, что Тарасов брал сильнейших из других команд. Того же Фирсова. Но Фирсов в Спартаке был игроком чуть выше среднего. Слабый физически. Болезненный. Со средней результативностью. Тарасов первым делом нажал на физику Фирсова, возился с ним, как с сыном. Убеждал, учил. Тактике, финтам. Хоккею. Не стало ближе игрока для Тарасова, чем Фирсов. И Анатолий не мог тренера подвести. Начал пахать за десятерых. И стал лучшим игроком в СССР. Стал бы он таким в Спартаке со своим хилым здоровьем ? 100%, что нет. Аналогично с Петровым и Михайловым. Он поднял их уровень мастерства на новую высоту. На свою высоту. О том, как Тарасов воспитывал Харламова вы немного знаете. Но не знаете, что у Харламова был очень слабый бросок. С таким броском в основной состав ЦСКА Валерию было не попасть. Тарасов заставил Харламова сжимать теннисный мячик. С ним везде ходить. Везде сжимать. По очереди в каждой руке. Харламов 1.5 года (?!) не расставлся с этим мячиком. Один раз Тарасов увидел Валерия без мячика. Был скандал и Харламова сильно наказали. В этом случае весь Тарасов. Умные поймут. Дуракам что-то объяснять бесполезно. А игроков для сборной Тарасов вообще воспитал бессчетно. А отличие Тарасова от Тихонова то, что Тихонов брал уже готовых игроков. А Тарасов брал полуфабрикат, а потом доводил его до ума. Об этом пишет в своей книге легендарный вратарь Виктор Коноваленко.

16:24 13 февраля

Айртон

Thomas_Boy Айртон _____________ Прикинь, Смока, у Тарасова не было ни единого шанса выиграть Кубок Стэнли. ------------------------------------ А кого это волнует?)) У Тарасова нет ни одного достижения как у тренера в играх среди сильнейших.)) Чемпионат СССР с НХЛ и близко не стоял, там только одни русские играли, в НХЛ весь мир.)

16:21 13 февраля

КГИ

Сто раз уже говорено, в том числе и непосредственными участниками событий, что увод Тарасовым команды со льда, в 69-м в том знаменитом матче со Спартаком, не геройство и доблесть, а истеричный поступок, стоивший его команде золотых медалей чемпионата. Несколько лет назад в С-Э было интервью с Н.И. Карповым, тогдашним тренером Спартака, где он подробно всё рассказал. Проигрывая 1:2 армейцы в третьем периоде здорово прижали спартаковцев, те отбивались из последних сил, и на исходе 10-й минуты Петров забил гол. Тогда в третьем периоде через 10 минут звучала сирена и команды еще раз менялись воротами. Судьи посчитали, что гол забит после сирены,хотя на электронном табло, ктр для зрителей, оставалось несколько десятых секунды. Но время бралось по судейскому секундомеру. Тарасов психанул и увел команду и игра возобновилась более чем через 30 минут, что позволило спартаковцам восстановиться. Карпов вспоминал, что Тарасов понял, что натворил, и заявил, что они вернутся, если их не накажут двухминутным удалением за самовольный уход команды со льда. Но тут уже Карпов возмутился, правила, есть правила. В результате ЦСКА, вернувшись, получил две минуты штрафа и почти сразу же Зимин забил гол в большинстве. Счет стал 3:1, на чем игра собственно и закончилась. А если бы не тарасовский демарш, то армейцы скорее всего дожали бы Спартак. Ну а то, что на трибуне тогда был Брежнев, не отменяет неуважительного поступка Тарасова по отношению к остальным болельщикам. А это были тысячи во Дворце спорта и миллионы у телевизора. Тарасов без оговорок был Великим тренером, м.б. лучшим в истории хоккея в плане постановки тренировочного процесса, но не нужно искать геройства, там где его не было. Именно в силу своей вспыльчивости Тарасов ничего не выиграл на мировой арене, а побеждал только с Чернышовым, который, кстати и без Тарасова побеждал на ЧМ и ОИ.

16:12 13 февраля

Монте-Кристо(Мститель) .

ЮКИ .................. Неправда ваша. Тарасов и Чернышев вели тактические занятия по очереди. И вклад их в стратегию и тактику был равный. Это говорят и пишут хоккеисты из сборной 60-х, начала 70-х. Да, ты сам подумай. Если Чернышев такой гений в тактике и стратегии, а Тарасов в них ноль. То почему Тарасов всегда драл Чернышева в чемпионатах СССР, как сидорову козу ? Вообще Тарасов и Чернышев очень уважали друг друга. Вклад их в общее дело был равный. Опять же по свидетельству хоккеистов сборной. Но последнее слово оставалось за Чернышевым. А физические занятия вел Тарасов. Чернышев только наблюдал и вносил коррективы, если Анатолий Владимирович переусердствовал. Я очень много прочел на данную тему. Перелопатил горы литературы. Поэтому отвечаю за каждое слово.

15:53 13 февраля

ntsg62

Тарасов переоцененный спец,на суперсерию -сам отказался ,боясь проигрыша.На футболе-завалил благополучно,посчитал себя великим и всезнающим,сами футболисты тех времен говорят.Почитайте ветеранов,вот Чернышов был великий ТРЕНЕР!Просто Тарасовы умеют выпячивать себя везде и всюду.Почему потомки тех же Чернышева и Тихонова особо не выступают на людях?Потому что установка была--не лезть и не выпендриваться,а молча служить Родине!Таких "молчунов",сделавших Российский-советский спорт великим,узнаваемым -целая книга.Вот про таких надо писать,а то тут заладили,Тарасов,Тарасов!

15:20 13 февраля

Thomas_Boy

Айртон _____________ Прикинь, Смока, у Тарасова не было ни единого шанса выиграть Кубок Стэнли. Потому этих мы сразу в урну. Мало того, ни один из тренеров, бравших КС, не выигрывал чемпионат СССР. Неудачники, правда? Ни один не смог. А тренеров, бравших ОИ, КК и КМ - не сотня. Кстати, почему только после Нагано? В Нагано тоже профессионалы играли. Выходит, сотни-то не набирается, Смока. Даже полтора десятка набрать сложно.)

15:03 13 февраля

БредоФФ

С Днём Рождения, Великая!

15:02 13 февраля

Айртон

Thomas_Boy Айртон ____________ О какой победе в суперсерии ты говоришь, если он даже ЧМ как главный тренер не смог выиграть?)) Факты вещь упрямая, есть десятки-сотни тренеров в мировом хоккее, чьи достижения гораздо весомее. ____________ Назови, Смока, сотню тренеров, чьи достижения гораздо весомее.) 14:30 --------------------------------------- Легко! Все тренеры, которые выигрывали Олимпиаду (после Нагано), Кубок Стэнли, Кубок Канады и Кубок Мира.))

14:58 13 февраля

ЮКИ

как дочь Татьяна выступила на отлично,но мнение её чисто дочернее,то бишь,Субъективное.в сборной Тарасов отвечал за Игровую подготовку хоккеистов,но все Стратего-тактические разработки были плодом работы Чернышёва.что касаемо Прямого Некомпетентного вмешательства Власть имущих в дела хоккейные,то сие,к большому сожалению,истинная правда!но с другой стороны и Андропов,будучи предом КГБ,и министр обороны Устинов много делали для того,чтобы Ведущие игроки Не имели бытовых проблем!

14:44 13 февраля

miker65

Айртон, человеку до фени было, как он там обозначается в бумажках: главный тренер, старший тренер, младший, самый младший. Пусть он был самый младший тренер. Только этот самый младший тренер Тарасов сказал слово: и его команда ушла со льда, заставив обтекать на трибуне Леонида Ильича. Сказал еще слово самый премелкий тренер Тарасов и команда вышла и наперекор негодяям из Политбюро обыграла чехов в Саппоро. А еще этого совсем микроскопического тренера Тарасова ничего не понимающие в шайбе канадцы назвали Отцом советского хоккея. Тупые. Не догадались в отличие от тебя в его бумажку посмотреть.

14:33 13 февраля

Thomas_Boy

Айртон ____________ О какой победе в суперсерии ты говоришь, если он даже ЧМ как главный тренер не смог выиграть?)) Факты вещь упрямая, есть десятки-сотни тренеров в мировом хоккее, чьи достижения гораздо весомее. ____________ Назови, Смока, сотню тренеров, чьи достижения гораздо весомее.)

14:30 13 февраля

Свинству Бой!

\\\\

14:29 13 февраля

Свинству Бой!

И да. Согласен с Вампиром про Пантеон. Такие люди- это наш золотой запас!

14:27 13 февраля

Свинству Бой!

Татьяна Анатольевна Великий тренер без всяких если и как бы. Кто интересуется ФК серьезно поймет о чем я. Спасибо Татьяна Анатольевна за Ваш тяжелый труд, за большие победы ,за подготовленных спортсменов. Здоровья Вам, оптимизма и долгих лет! Вы глыба, матерый тренер и человек.

14:26 13 февраля

Последний Легион

Vamphyri __ А мне как-то плевать на нелестные отзывы. Я когда читаю интервью таких людей, у меня странные ощущения сами по себе. Это почти живые боги. Пантеон спорта. Восемь золотых медалей Олимпиады подопечных. Восемь! __________________________________________________________________ Молодец, единственный умный коммент )))

14:09 13 февраля

Andyics

Таких людей как Тарасов больше не будет! Не будет и хоккейных побед. В это сытое время напрягаться ледовым миллионерам ни к чему. Хотя таланты есть, но нет денег, чтобы выйти наверх...

14:07 13 февраля

Крюков Сергей

Вечно этим чехам "помогать" надо было). В 82-м всё наши сделали, чтоб Уэйнушку с бронзой оставить. Да и в Испанию-82 чехи только благодабря нашим отобрались.

13:41 13 февраля

Lars Berger

А почему бы Игорю не написать об этом книгу?

13:23 13 февраля

Продавец воздуха

Интересно, а почему после пятого золота? Сам-то выиграл три.

13:07 13 февраля