Допинг

11 марта 2016, 12:25

Не надо каяться. Надо бороться!

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Нашей стране необходимо срочно поменять стратегию отношений с мировыми антидопинговыми организациями.

Олег ШАМОНАЕВ

Новый круг допингового ада, на сей раз связанный с милдронатом, подвел нас к краю пропасти, у которого мы должны задаться вопросом: сохранимся ли мы вообще как спортивная держава? Земля русская явно не в состоянии родить спортивных гениев (а наша система спорта – их пестовать) в том темпе, в котором сегодня их дисквалифицируют. Советские и российские наработки в сфере подготовки и восстановления спортсменов без внятных объяснений одна за другой попадают под запрет. Наши переговоры с Международными антидопинговыми инстанциями идут на языке ультиматумов. Это не диалог, не взаимные уступки, а дрессировка при помощи шокера.

Обсуждение же на официальном уровне вопроса об отдельном приглашении на Олимпиаду нашей экзальтированной разоблачительницы Юлии Степановой – это просто плевок нам в лицо. Можно, конечно, утереться и сказать "спасибо". Можно посыпать голову пеплом и дать Героя России Марии Шараповой, которая безоглядно покаялась в своем допинге, даже не попытавшись разобраться и привести в чувство зарвавшееся ВАДА (хотя у нее были такие возможности). Можно также уволить всех наших министров и их заместителей до седьмого колена. Но будет ли от новых унижений какой-нибудь толк? Мне почему-то кажется, что нет.

Пример той же самой Шараповой показывает, что допинг сейчас является для мирового общественного мнения таким жупелом, от которого просто так не откреститься. Когда выяснилось, что гольфист Тайгер Вудс – рекордсмен по суммам рекламных контрактов – изменял своей жене с половиной жительниц США, от него отвернулось гораздо меньше спонсоров, чем сейчас от Марии. Как-то у меня была возможность спросить у крупнейшего рекламодателя Вудса о причинах такой лояльности к "разрушителю семейных ценностей". И мне ответили, что в глазах западного обывателя Тайгер вовсе не стал негодяем. Многие, наоборот, цокнули языком и сказали: "Мужик!". С допингом подобный финт невозможен – сколько ни кайся, у тебя клеймо на всю жизнь.

ИНДУЛЬГЕНЦИИ НЕ БУДЕТ

Мантра о том, что "наш спорт был и остается вне политики", конечно, звучит мило. Но все понимают, что это никогда не было правдой. Не ради же честолюбивых амбиций отдельных граждан нашей страны мы тратили и продолжаем тратить на спорт высших достижений миллионы из госбюджета. Уже 60 лет победы наших спортсменов на международной арене – это в первую очередь возможность улучшить образ страны. Ну а спортивные скандалы наподобие нынешнего допингового – удар имиджу не конкретных людей, а всей державы.

Последние внешнеполитические истории, в которых участвовала Россия, должны были убедить нас в том, что мир безвозвратно изменился. Время добрых намерений, пожимания рук, солидарности трудящихся с нетрудящимися остались в далеком прошлом. Теперь каждый сам за себя, и спасение утопающих – дело рук исключительно утопающих. И в такой ситуации наши попытки спастись от антидопинговой геенны при помощи старых добрых международных спортивных структур, созданных в начале прошлого века и с тех пор почти не изменившихся, выглядят абсолютно беспомощно.

Возможно, в 1970-е годы для того, чтобы превратить большого спортивного чиновника в вековечного друга нашей страны, было достаточно наградить его орденом и устроить в Кремле прием в его честь. Но сейчас все эти маркизы, пэры и резиденты швейцарских кантонов поджимают хвост при первом критическом слове в свой адрес в западных СМИ. И никакие перспективы развития легкой атлетики на одной восьмой части суши сегодня не смогут заставить ИААФ выписать России допинговую индульгенцию на фоне умело поддерживаемого скандала.

СТЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ

Общественное мнение и авторитетные западные СМИ – вот с чем сегодня нужно работать, если мы не хотим, чтобы пределом мечтаний наших элитных спортсменов в будущем надолго стало выступление на Играх доброй воли или Спартакиаде народов бывшего СССР. Мир сегодня таков, что никому не интересно, изложены в докладе ВАДА реальные факты или сказки, и рассказывает ли немецкий документалист Хайо Зеппельт о чем-то существующем в действительности или о своих фантазиях. Главное – есть повод для скандала, а добиться правды в нынешней судебно-арбитражной системе невозможно в принципе.

Перетаскивать общественное мнение на свою сторону гораздо сложнее и трудозатратнее, чем проводить помпезные конференции с участием ничего не решающих международных чиновников. Но все же вполне возможно. Пишу это как человек, в последнее месяцы общавшийся по поводу нашего допинга с десятками зарубежных коллег. Западные журналисты иногда очень странные – могут часами выверять вашу цитату, а потом написать под ней какую-нибудь околесицу на уровне русских медведей и балалаек. Но все же они – адекватные люди, и ими движет вовсе не ненависть к нашей стране, а желание интересно подать свой материал.

Доказательство перед лицом мировой общественности, что Россия вовсе не исчадие допингового ада, даже после всего, что написано и показано, не является невыполнимой задачей. Конечно, при условии, что дальше мы сами будем искренне бороться с допингом – и не так, как нам указывает ВАДА, а так, как сами считаем правильным. И не допускать глупостей и головотяпства, как в истории с милдронатом. Что же касается отношений с ВАДА, то если все сделанное в последние месяцы там считают "стеной отчуждения" - значит, с этой организацией просто нужно разговаривать другим языком.

Да, мы практически проиграли эту войну. Но, в конце концов, Наполеон тоже сжигал Москву. Ставки в нынешней антидопинговой партии слишком высоки, чтобы продолжать вновь и вновь подставляться под дисквалификации. Либо мы срочно придумаем, как противостоять этому кошмару, либо Россия просто исчезнет со спортивной карты планеты. Не думаю, что по этому поводу кто-то будет сильно плакать. Остаться в обойме в первую очередь необходимо нам самим.

Придумай мем

Новости