25 августа 2008, 01:22

Максим Опалев: "Ущипните меня!.."

Артем Агапов
редактор отдела интернет
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     В субботу знаменитый российский каноист Максим Опалев реализовал свою заветную - и, казалось, недостижимую - мечту: завоевал золото Игр, до которого не мог дотянуться ни в Сиднее, ни в Афинах.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ из Пекина

     Лодка с загорелым богатырем в красной бандане финишировала почти на полторы секунды раньше всех. Максим Опалев все-таки победил на Олимпиаде: сюжет сам по себе был настолько эмоционально насыщенным, что и сам чемпион, казалось, должен был дать этим эмоциям какой-то выход. Свалиться в воду, зашвырнуть куда-нибудь весло или хоть кулаками над головой потрясти. Обнимались, плясали, орали и размазывали по лицу слезы от радости за этого замечательного парня все остальные - те, кто знал, какой получилась дорога Опалева к этому золоту. А он все сидел в своем каноэ коленопреклоненным, сжимая в руках весло, ошалело улыбаясь и едва заметно покачивая головой.

     Видимо, чем мучительнее путь к победе, тем дольше занимает ее осознание.

     В Сиднее и Афинах, когда от лучшего спортсмена России 1999 года и 11-кратного чемпиона мира этих побед ждали все, Опалев не просто проигрывал - он делал это самым душераздирающим из всех существующих способов. В Пекине, где ни о каких успехах не мечтал даже сам Максим, он выдал лучшую гонку всей жизни.

     Эмоциям было никуда не деться: на берегу победителя поджидало отечественное телевидение. Комментатор канала "Спорт" Дмитрий Губерниев, сам когда-то занимавшийся греблей, никаких интервью записывать был уже не в состоянии: он просто сгреб Опалева в охапку, и друзья с дикими воплями принялись скакать в обнимку по зеленой лужайке рядом с микст-зоной.

     После этого о толковом разговоре не могло быть и речи. Чемпион и рад был поделиться своим счастьем, но от русскоязычной прессы волонтеры оттаскивали его чуть ли не насильно. То на церемонию награждения, то на пресс-конференцию, то на допинг-контроль. Зато в те двухминутные отрезки, когда нам удавалось безраздельно им завладеть, ему и вопросов задавать не требовалось.

     - Я пока в абсолютном шоке, - говорил Опалев. - На чемпионате России я больше рассчитывал отобраться в команду на 1000 м, чем на 500. Но, видимо, так сильно хотел выиграть, что выдал слишком сильный спурт на старте. Вез всем приличный отрыв, а на последних ста метрах выдохся и остановился. Вообще ничего не мог сделать. Финишировал четвертым. И когда уже после финиша пришел на взвешивание, сел и подумал: "Вот и все, Максим, ушел твой поезд".

     Но потом, перед пятисоткой, не спал всю ночь и вышел на нее спокойным. У меня ведь на ней и шансов особых не было, на победу и без меня претендентов хватало. Хотя, конечно, где-то в глубине души проскакивала мыслишка: "А может, все-таки получится?"

     Получилось. Причем по такому же сценарию, как сегодня. 500-метровку я выиграл и попал на Олимпиаду. Долго сам поверить не мог, что все-таки поеду в Пекин.

     - Но уже приехав, на что-то рассчитывали?

     - Да ни на что я тут не рассчитывал. Думал, выйти бы хоть в финал. Был счастлив уже от того, что попал на свои третьи Олимпийские игры. А сейчас… Господи, ребята, неужели это у меня на груди висит золотая медаль? Неужели это на самом деле произошло?! Мне же такое даже во сне присниться не могло! Может, это и есть сон? Ущипните меня! Давайте-давайте, ущипните!

     Мы щипали - как было отказать в такой малости олимпийскому чемпиону?

     - Вы сегодня умышленно стартовали медленнее, чем могли? К середине дистанции лишь на пятом месте шли.

     - Конечно! Я ведь и в Афинах, и в Сиднее вырывался вперед черт знает на сколько, и чем все закончилось? От физиологии не уйдешь: последние метры проходил так, словно в глину весло втыкал. Но перед Пекином специально поработали над тактикой: продержаться метров 300 так, чтобы не очень отстать, а на последние 200 бахнуть что есть силы.

     - После Сиднея и Афин не было мысли, что Олимпиада - просто не ваше соревнование, что выиграть ее вам не дано?

     - Тогда всякие мысли были. Но теперь понимаю, что оба раза сам себе и проигрывал. За год до обеих Олимпиад я побеждал на чемпионатах мира и начинал сам себя накручивать: "Ура, Максим, ты сможешь, ты выиграешь…" И от чрезмерного желания выиграть выстреливал со старта так, что не хватало сил на последние 50 метров.

     - А если бы отобрались и на 1000 метров, как, по вашим ощущениям, могли бы здесь выступить?

     - Задним умом мы все крепки. Тяжело, очень тяжело бы пришлось.

     А на пресс-конференции Опалева вдруг прорвало пуще прежнего. Не дожидаясь вопросов из зала, Максим схватил микрофон:

     - Я вот что хочу сказать. Можно быть чемпионом мира, призером Олимпиад, но звание олимпийского чемпиона - это такая честь, что я до сих пор не верю, что со мной это на самом деле произошло. Вы посмотрите, какие у меня сегодня конкуренты были! Испанец Давид Кал, украинец Юрий Чебан... Единственный, кого в нашей компании сегодня не хватало, - это Андреас Диттмер. Человек-легенда, трехкратный олимпийский чемпион. Знаете, у меня до сих пор перед глазами стоит афинский финал, где Давид в концовке просто объехал меня, как стоячего. А мне тогда настолько хотелось выиграть и я этим поражением был так убит, что было уже безразлично, какая там мне достанется медаль, и достанется ли вообще. Если не золотая, то мне никакой не надо было. Только потом, по прошествии времени, понял: слава богу, что хоть бронзу выиграл. Мог ведь и совсем без медали уехать, потратив четыре года на подготовку к Играм. А еще мне приятно, что у нас в международном каноэ сложилась такая здоровая дружеская атмосфера среди соперников. Вне гонок все друг друга поддерживают, поздравляют, никто не задирает нос и при любой ситуации остаются людьми.

     - А на прощальных банкетах выпиваете?

     - Обязательно! А как приятно было собраться в прошлом году в Москве на "Кубке Кремля"! Гнались 200 метров по Москве-реке вдоль Петра Первого. Приезжал Диттмер, венгр Атилла Вайда, который накануне выиграл здесь золото на 1000 метров. Ребят пригласили со спутницами, так что мы все вместе и по Москве погуляли, и пообщались в неформальной обстановке, а в результате сложился микроклимат, в котором ни у кого не было ни зависти, ни злобы. Мне это очень ценно.

     ...Пока весь гребной канал сходил с ума от радости за Опалева, у России добавилась и вторая медаль. Александр Костоглод и Сергей Улегин в финале каноэ-двоек на 500 метров всю дистанцию гнались за китайской парой и, будь дистанция хоть на несколько метров длиннее, наверняка тоже финишировали бы с золотом. Россиян отделило от него еле различимое мгновение.

     - Это серебро для вас - радость или разочарование? - спросил я у наших ветеранов.

     Улегин: - Наверное, все-таки радость. Конкуренция у нас очень сильная. В сегодняшнем заезде каждая лодка была способна если не на выигрыш, то на попадание в призы точно. Мы, конечно, очень хотели выиграть, но и серебро - хороший итог.

     - А для победы чего не хватило?

     - Этих двух десятых секунды и не хватило. Хотя по ощущениям прошли хорошо.

     - Понимали во время гонки, насколько вы близки к китайской паре?

     Костоглод: - Нет, какой там! Ориентировались только по немцам. Знали, что если мы впереди, то наверняка идем где-то в призах.

     - Судя по тому, что в финале на 1000 метров вы финишировали последними, ставку делали именно на 500?

     - Да, пятисотку мы планомерно и готовили. Тысячу использовали скорее как разминку, чтобы не застаиваться. На чемпионатах мира вся программа проходит в четыре дня: и 1000, и 500, и 200. А здесь всего две дистанции растянуты на шесть дней. Вот и решили размяться. Предварительные заезды на тысячу прошли без проблем, попали в финал. Думали, что и в финале сможем за что-то зацепиться, но когда начали финишировать - поняли, что ничего не получается. А за четвертое-пятое места какой смысл бороться? Ну, мы и сбросили.

     - У вас за плечами феноменальная карьера: в сборной России вы ровно половину жизни, 17 лет. До Лондона догребете?

     - (Смеется) Все мои друзья говорят, что 34 года - не возраст. Судя по мировой практике, так и есть.

     Улегин: - А ему ничего другого и не остается. Раз мы в Пекине не выиграли, придется уж Сане до Лондона маяться.

     - А жена с двумя детьми как на это посмотрят? В гребле ведь особых денег не заработаешь.

     - После Игр в Афинах благодаря Фонду поддержки олимпийцев и президентской стипендии "жить стало лучше, стало веселей" (улыбается). Да, каждый год приходится доказывать, что эту стипендию заработал именно ты. Например, китайцы между Олимпиадами вообще рассеиваются - и до следующих Игр их просто нет. Где они были? Что делали? Как готовились?

     - Призовые за сегодняшнее серебро будут серьезным подспорьем?

     - Ощутимым.

     - Не обидно столько всего выиграть на чемпионатах мира - и ни разу не стать олимпийским чемпионом?

     Костоглод: - Конечно, обидно. Значит, видимо, звезды не сошлись. Накануне, скажем, смотрели фантастическую эстафету 4х100 у женщин - вот у них сошлись звезды. Американки не отобрались, ямайки палочку передать не смогли. Хотя наши девчонки, ясно, тоже молодцы. На этой Олимпиаде любая медаль дается со страшным потом и кровью.

     Улегин (перебивая): - Не только медали. Даже 4-5 места с диким трудом даются. Если бы сегодня все теряли весла так же, как в эстафете - палочку, может, и мы выиграли бы. Я вам скажу, что для меня Пекин хоть и первая Олимпиада, но этому серебру я очень рад. Конкуренция просто сумасшедшая. Это вам не чемпионат мира или Европы.

     - Но почему? Конкуренты ведь те же, что и там.

     - Сложно прежде всего психологически. Сам себя накручиваешь. Когда стоишь на старте, а рядом идет награждение, становится не по себе…

     Shunyi Olympic Rowing-Canoeing Park. 23 августа. Мужчины. 500 м. Байдарка. Одиночка. 1. Уоллес (Австралия) - 1.37,252. 2. Ван Коверден (Канада) - 1.37,630. 3. Бребентс (Великобритания) - 1.37,671. 4. Ларсен (Норвегия) - 1.37,949. 5. РЯХОВ - 1.38,187. 6. Верекеи (Венгрия) - 1.38,318. Байдарка. Двойка. 1. Кравиотто/Перес (Испания) - 1.28,736. 2. Руэ/Вискоттер (Германия) - 128,827. 3. Петрушенко/Михнев (Белоруссия) - 1.30,005. 4. Каммерер/Кучера (Венгрия) - 1.30,285. 5. Кнудсен/Поульсен (Дания) - 1.30,569. 6. Добер/Уиллоус (Канада) - 1.30,857. Каноэ. Одиночка. 1. ОПАЛЕВ - 1.47,140. 2. Каль (Испания) - 1.48,397. 3. Чебан (Украина) - 1.48,766. 4. Губель (Франция) - 1.49,056. 5. Жуковский (Белоруссия)  -1.49,092. 6. Ли Цян (Китай) - 1.49,287. Каноэ. Двойка. 1. Мэн Гуаньлян/Ян Вэньцзюнь (Китай) - 1.41,025. 2. Сергей УЛЕГИН/Александр КОСТОГЛОД - 1.41,282. 3. Кристиан Гилле/Томаш Виленцек (Германия) - 1.41,964. 4. Андрей Богданович/Александр Богданович (Белоруссия) - 1.41,996. 5. Расселл/Боше-Севиньи (Канада) - 1.42,450. 6. Кирила/Кукуличи (Румыния) - 1.43,195.

     Женщины. Байдарка. Одиночка. 1. Осипенко-Радомская (Украина) - 1.50,673. 2. Идем (Италия) - 1.50,677. 3. Вагнер-Агустин (Германия) - 1.51,022. 4. Ковач (Венгрия) - 1.51,139. 5. Чун Хунянь (Китай) - 1.52,220. 6. Пономаренко (Словения)  -1.52,363... 9. САЛАХОВА - 1.53,973. Байдарка. Двойка. 1. Ковач/Янич (Венгрия) - 1.41,308. 2. Миколайчук/Конечна (Польша) - 1.42,092. 3. Делаттр/Виард (Франция) - 1.42,128. 4. Фишер/Рейнхардт (Германия) - 1.42,899. 5. Китамото/Такейя (Япония) - 1.43,291. 6. Дэвис/Фогерти (Австралия) - 1.43,969.

 

Придумай мем

Новости