Indycar: скорость команды Penske
пряталась под маской стратегии

На самой длинной прямой трассы в Эдмонтоне скорость "индикаров" переваливает за 320 км/ч. Фото AFP Хелио КАСТРОНЕВЕШ, после каждой победы взбирающийся на заградительную сетку, сетку в Эдмонтоне опробовал впервые и пожаловался, что она слабовато натянута. Фото - Indycar. Фото "СЭ" Для Такумы САТО второе место в Эдмонтоне - второй подиум за сезон и лучший результат за все время выступлений в "Мировой серии". Фото - Indycar. Фото "СЭ" Призеры гонки в Эдмонтоне (слева направо) - Такума САТО, Хелио КАСТРОНЕВЕШ и Уилл ПАУЭР. Фото - Indycar. Фото "СЭ"
На самой длинной прямой трассы в Эдмонтоне скорость "индикаров" переваливает за 320 км/ч. Фото AFP

Гонки на асфальте

После гонки по взлетным полосам и рулежным дорожкам аэропорта в Эдмонтоне отдельные пилоты были возмущены своими машинами, которыми - как выяснилось - слишком легко управлять!

После финиша гонки в Эдмонтоне комплиментов было сделано множество. Победивший в заезде Хелио Кастроневеш благодарил свою команду Penske, команда восхищалась своим пилотом, а публика превозносила обоих. Восторги эти были заслуженны и закономерны, так как успех на канадской трассе прервал не очень приятную для команды серию, затянувшуюся на несколько месяцев: после четырех подряд побед на старте сезоне гонщики Penske в шести следующих гонках на троих завоевали один-единственнный подиум. Но у потока комплиментов есть неприятный побочный эффект: сквозь него с трудом просматриваются причины, которые привели Кастроневеша на вершину подиума.

Большинство экспертов увидели ключ к успеху в неочевидных стратегических решениях, принятых самим бразильским пилотом и его гоночным инженером Джоном Эрикссоном. В частности, Кастроневеш провел первый отрезок гонки на жестких шинах, а оставшиеся два - на мягких, в то время как типовой тактикой было использовать жесткие покрышки в середине заезда. По ходу второго сегмента, пользуясь разницей между двумя составами, гонщик Penske действительно совершил два обгона и переместился с 4-й позиции на 2-ю. Но так ли важно было, какой из двух первых сегментов проводить на мягкой резине? Ведь длина отрезков была примерно равной (около 25 кругов), разницы в массе машины не было (на пит-стопе "индикары" дозаправляют), а температура трека и сцепные свойства не изменились ощутимо за первые 40 минут гонки...

Второе считающееся важным решение - во второй раз зазвать Кастроневеша в боксы раньше, чем предполагалось. Результат налицо: после второй волны пит-стопов бразилец вышел на 1-ю позицию, опередив лидировавшего на протяжении большей части заезда и поехавшего на пит-стоп кругом позже канадца Алекса Тальяни. Теоретически в ситуации, когда двух пилотов разделяли считанные секунды, лишний круг, который канадец проехал на жесткой резине (в то время как соперник на мягкой мчался по чистой трассе), мог сыграть свою роль. Но кто поручится, что именно он - а не заминка Тальяни при трогании после дозаправки - стал решающим фактором? К тому же на трассе в Эдмонтоне с ее длинными прямыми проигрыш позиции на пит-стопе - не трагедия: имея преимущество в скорости, здесь не так уж и сложно обгонять.

Сам победитель гонки сорвал лишнюю порцию виртуальных аплодисментов за то, что в начале заезда не нажимал попусту кнопку "пуш-ту-пасс" (она активирует режим, при котором мотор развивает больше лошадиных сил - но время использования этого режима ограничено). Это оказалось очень кстати на последних кругах, когда пилоту Penske пришлось если не отбивать атаки, то удерживать на малой дистанции японца Такуму Сато. Но и это объяснение является лишь промежуточной остановкой на пути к пониманию причин победы Кастроневеша. Ведь если другие гонщики в какой-то момент нажимали заветную кнопку, а бразилец, используя стандартный режим работы мотора, от них не отставал, неминуем вопрос: за счет чего будущий победитель при меньшей доступной мощности ехал в одном темпе с соперниками?

Ответ на этот вопрос рискует оказаться неожиданно простым: инженерам Penske лучше, чем специалистам других команд, удалось настроить машины для работы на непростой, состоящей из двух непохожих друг на друга частей (три длинных прямых - и фрагмент, где повороты "нанизаны" один на другой). Из-за этого Кастроневеш сначала смог на жесткой резине удержаться следом за ехавшей на мягких покрышках первой тройкой, а потом совершить два обгона в обратной ситуации. Не включая при этом без особой необходимости более мощный режим работы двигателя и подстраховав себя тем самым на последних кругах. Когда в теории могла возникнуть необходимость экономить топливо - ведь последнюю дозаправку бразилец провел на круг раньше соперников, а после выезда из боксов атаковал что есть силы, чтобы опередить Тальяни, и вполне мог сжечь в процессе этой атаки лишнюю порцию бензина.

На озвученную версию работает и результат еще одного пилота Penske, не так давно лидировавшего в чемпионате Уилла Пауэра: он закончил гонку на 3-й позиции, хотя стартовал только с 17-го места. После финиша австралиец еще и пожаловался, что современными "индикарами" чересчур легко управлять: "Эти машины слишком хорошо держатся за трассу, - сказал Пауэр на пресс-конференции после финиша. - Чтобы езда стала настоящим вызовом для гонщиков, надо иметь мотор сил на двести помощнее, не такую эффективную аэродинамику - чтобы уровень прижимной силы был меньше - и шины, которые изнашивались бы быстрее". Примечательно, что сидевший рядом Сато не спешил согласиться со своим соперником, хотя и признал, что лучше чувствует новую машину, что за счет этого на ней можно "вырулить" из некоторых критических ситуаций, в которых прошлогодний болид не оставлял шансов удержать себя под контролем.

Впрочем, как бы легка ни была жизнь в Эдмонтоне для Кастроневеша и Пауэра, в общем зачете они уступают Райану Хантер-Рею, представляющему конкурирующий коллектив Andretti. Если следовать логике этого сезона, то следом за одной победой Penske должны последовать новые: ведь и эта команда, и ее соперники в нынешнем сезоне выигрывали гонки сериями - от двух до четырех подряд. Продолжится ли эта своеобразная традиция - станет известно через полторы недели, после гонки на трассе европейского типа в Лексингтоне.

Кирилл КАЧНОВ

---

"Мировая серия Indycar". 11-й этап - Edmonton Indy.
Трасса на территории Центрального аэропорта Эдмонтона (Канада). Итоговые результаты

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Хелио КАСТРОНЕВЕШ Dallara-Chevrolet Penske 01:38.50,9294
2. Такума САТО Dallara-Honda RLLR + 0,8367
3. Уилл ПАУЭР Dallara-Chevrolet Penske + 6,3697
4. Грэхэм РЕЙХОЛ Dallara-Honda Ganassi + 7,9481
5. Алекс ТАЛЬЯНИ Dallara-Honda BHA Barracuda + 15,2358
6. Дарио ФРАНКИТТИ Dallara-Honda Ganassi + 15,8757
7. Райан ХАНТЕР-РЕЙ Dallara-Chevrolet Andretti + 21,5357
…10. Скотт ДИКСОН Dallara-Honda Ganassi + 26,6481
…12. Рубенс БАРРИКЕЛЛО Dallara-Chevrolet KV + 35,1256
…23. Симона Де СИЛЬВЕСТРО Dallara-Lotus HVM + 2 круга

 

"Мировая серия Indycar". Пилоты. Общий зачет после 11 этапов

Пилот Команда Автомобиль Очки
1. Райан ХАНТЕР-РЕЙ Andretti Dallara-Chevrolet 362
2. Хелио КАСТРОНЕВЕШ Penske Dallara-Chevrolet 339
3. Уилл ПАУЭР Penske Dallara-Chevrolet 336
4. Скотт ДИКСОН Ganassi Dallara-Honda 301
5. Джеймс ХИНЧКЛИФФ Andretti Dallara-Chevrolet 286
...8. Дарио ФРАНКИТТИ Ganassi Dallara-Honda 258
...13. Такума САТО RLL Racing Dallara-Honda 216
...17. Рубенс БАРРИКЕЛЛО KV Racing Dallara-Chevrolet 200

 

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ