20 ноября 2010, 02:20

Канадец Чан прыгает суперкаскад, а Макарова неудачно приземляется

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ГРАН-ПРИ
5-й этап

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
с Ходынского поля

Московский этап "Гран-при" стартовал с сенсации. В короткой программе мужского турнира вчера произошло событие, которое вполне можно назвать эпохальным: Патрик Чан исполнил каскад из четверного и тройного прыжков.

Канадец сильно поставил себя под удар год назад, заявляя перед Олимпиадой при каждом удобном случае, что "четверной" в мужской программе совершенно не обязателен. Мол, гораздо важнее в фигурном катании то, что происходит между прыжками. Потом, как известно, Чан с треском провалился в Ванкувере (пятое место никак не соответствовало уровню предварительно заявленных притязаний), стал вторым на чемпионате мира в Турине и... выучил четверной прыжок, который с блеском исполнил вчера в каскаде в короткой программе.

Впрочем, снять перед Патриком шляпу хотелось отнюдь не за факт прыжка, как такового. Уникальность программы канадца заключалась в том, что ни единый ее фрагмент не пришлось приносить в жертву. Не увеличилась даже дистанция захода на четверной, составляющая у иных фигуристов всю диагональную длину катка. Вице-чемпион мира просто вставил четверной вместо тройного и выполнил каскад с легкостью, подобно той, с которой небрежным щелчком пальцев совершаются чудеса в фильмах про волшебников.

Выступление в целом получилось небезупречным: Чан упал на приземлении с тройного акселя. Но прыжок был докручен, достаточно высок, а если вспомнить, как много программ ведущих фигуристов мира было в свое время изломано адаптацией к четверным, то Патрик, безусловно, отделался малой кровью.

Лучший из российских участников - Артур Гачинский стал четвертым, набрав третью "техническую" сумму. Программа оставила двойственное впечатление. К примеру, фигурист очень легко выполнил прыжки, в том числе каскад 4+2 (а ведь на то, чтобы включить в короткую программу 4 оборота, решились, кроме него, всего два участника - Чан и Константин Меньшов). В то же самое время программа поражала небрежностью исполнения - недотянутыми ногами, оборванными жестами, корявыми выездами из прыжков.

Когда подобную небрежность в малых дозах позволяет себе выдающийся мастер, это иногда воспринимается, как хорошо продуманное пижонство и отнюдь не портит картину. В варианте Гачинского небрежность воспринималась исключительно со знаком "минус". И вызывала массу вопросов: понятно, что парень невероятно талантлив и являет собой неограненный бриллиант. Но гранить-то все равно надо. Не те нынче времена, чтобы рассчитывать на успех, имея за душой лишь прыжки, пусть даже и четверные.

Дебют в "Гран-при" 27-летнего Константина Меньшова - единственного российского одиночника, владеющего тремя разными прыжками в четыре оборота, прошел неудачно. Фигурист не справился с заявленным каскадом 4+3 - сделал второй из прыжков двойным, не сумел выполнить (тоже сдвоил) тройной риттбергер. В результате этих скорее "нервных", нежели технических ошибок, с одной стороны, и новых, необкатанных ботинок - с другой, прекрасно задуманная программа принесла спортсмену лишь седьмой результат.

За исключением фаворитов парного турнира, чемпионов Европы Юко Кавагути и Александра Смирнова, парное катание было представлено на Ходынке исключительно "вторым эшелоном". Восьмое (из восьми участников) место Татьяны Новик и Михаила Кузнецова стало серьезной неудачей дебютантов. По большому счету какого-то невероятного результата от этой пары никто и не ждал: это полтора года назад, когда Новик и Кузнецов только встали в пару, их перспективы считались весьма высокими. Но в этом году партнерша выросла - и все разладилось.

Обе пары Тамары Москвиной показали хоть и не выдающуюся, но вполне добротную для своего нынешнего состояния работу: хорошую скорость, интересные программы. Настоящей звездой вечера стала даже не Юко Кавагути, вернувшаяся на прежний уровень после очень серьезной операции, а Катарина Гербольдт, в катании которой в "одиночные" времена даже близко не было того энтузиазма, что наблюдается в парном.

Девять лет назад, разговаривая с известным украинским тренером Валентином Николаевым о канадской паре Джеми Сале/Дэвид Пеллетье, которые стали тогда чемпионами мира, я услышала: "Катание этих фигуристов не хочется оценивать. Хочется просто смотреть. С профессиональной точки зрения там, кстати, все очень чисто: достаточная скорость, интересное катание, хорошие линии. При этом потрясающая жизнерадостность. Они счастливы на льду - хотя, поверьте, никто, катая произвольную программу, от удовольствия не "торчит".

Надо было, чтобы в российском парном катании появились Гербольдт и Энберт, чтобы осознать, до какой степени этому виду программы не хватает жизнерадостности, легкости и позитива.

Год назад, кстати, этими же качествами подкупила публику "русская американка" Ксения Макарова. За день до начала московского этапа "Гран-при" я наблюдала за тренировкой женщин вместе с техническим специалистом одиночных соревнований Ольгой Марковой. Вице-чемпионка Европы-1995 внимательно присматривалась к участницам, а в адрес Макаровой заметила: "Все-таки она совсем другая, правда? Абсолютно свободна внутренне. И это бросается в глаза".

Умение "броситься в глаза" ценилось в фигурном катании всегда. И приобрело, как мне кажется, еще больший вес в контексте существующих правил. Слишком одинаковы требования к спортсменам. Слишком подравнялись силы, выросла (и тоже стала одинаковой) сложность, а пространство для индивидуального творчества сузилось до минимума. Попробуй тут обрати на себя внимание! Зато те, у кого это получается, автоматически оказываются в выигрыше.

Правда, вчера и у Макаровой, и у Алены Леоновой все пошло совсем не так, как планировалось. Причем если Ксения билась за элементы до последнего (не сумела сделать каскад 3+3 из-за испорченного приземления с первого прыжка, но тут же сообразила "прицепить" двойной к тройному риттбергеру), то Алена, упав с тройного лутца (и заметно его недокрутив), просто рассыпалась: сорвала каскад с планируемым тройным флипом, прыгнула вместо этого прыжка "бабочку" и к тому же сильно выпала из музыки. Вот и получилось, что лучшей из россиянок неожиданно для себя и своего нынешнего тренера Виктории Волчковой и первого тренера - Ольги Марковой стала 16-летняя Софья Бирюкова.

19 ноября. Москва. "Мегаспорт". Мужчины. Короткая программа. 1. Чан (Канада) - 81,96. 2. Эбботт (США) - 77,61. 3. Вернер (Чехия) - 74,10. 4. ГАЧИНСКИЙ - 72,41...7. МЕНЬШОВ - 67,34... 10. ТРЕТЬЯКОВ - 65,61.

Пары. Короткая программа. 1. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 61,91. 2. Такахаси/Тран (Япония) - 55,90. 3. ГЕРБОЛЬДТ/ЭНБЕРТ - 53,62... 8. НОВИК/КУЗНЕЦОВ - 45,48.

Женщины. Короткая программа. 1. Сузуки (Япония) - 57,43. 2. Завадски (США) - 56,84. 3. Вагнер (США) - 56,17. 4. БИРЮКОВА - 54,99... 8. МАКАРОВА - 52,93. 9. ЛЕОНОВА - 46,61.

Танцы. Короткий танец. 1. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 60,80. 2. Файелла/Скали (Италия) - 57,65. 3. Хоффман/Завозин (Венгрия) - 57,24. 4. ГОРШКОВА/БУТИКОВ - 51,97.. 6. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 49,14.

Придумай мем

Новости