16 июня 2011, 09:48

"24 часа Ле-Мана": жажда скорости

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

79-я гонка "24 часа Ле-Мана" во Франции закончилась с рекордным результатом: команда "Ауди" вырвала победу у команды "Пежо" с перевесом в… 14 секунд!

…Видное место в пробке занимали "Феррари" (красные, как полагается), "Лотусы" и "Порше". Причем не какие-нибудь "Кайены", а стиляжные ухоженные машины 70-х и 90-х годов. Что поделаешь – гонка "24 часа Ле-Мана" – популярное модное место…

История гоночного Ле-Мана началась в 1923 году. За это время кого только не побывало в этом французском городке – соревновались русские князья Оболенский и Трубецкой, сын Муссолини, звезда американского кино Стив Маккуин, американский миллионер и путешественник Стив Фоссет… А еще до Первой мировой на этом треке выступал сам Фердинанд Порше (механиком у которого служил 17-летний уроженец Югославии Иосип Броз, в дальнейшем более известный как Иосип Броз Тито).

Сегодня в Ле-Мане место исторических личностей занимают профессиональные гонщики, но соревнования не становятся менее драматичными. Претендентам на победу нужно не покидать 13-километровый (13,629 м) трек 24 часа подряд, меняя пилотов болидов, колеса технологичных машин-прототипов и полетевшие в ходе непрерывной гонки детали. Именно в таких боевых условиях фирмы-производители и отрабатывают то, что впоследствии попадает "на стол" к потребителю.

Для сравнения – в Ле-Мане за сутки машины проезжают то же расстояние, которое набирают пилоты "Формулы-1" за целый год (пять с лишним тысяч км). Вот и считайте, сколько наработок положат в копилку инженеры ведущих мировых производителей!

Русских после 2009 года на гонке не было: слишком уж дорогое это удовольствие. В среднем построить гоночный прототип стоит порядка двух-трех миллионов евро, обслуживать его в ходе старта должна команда из 15 - 17 человек (и это не предел).

В 2011-м на победу претендовали команды "Ауди" (победитель 2010 года) и "Пежо" (победитель 2009). Именно их машины стали лидерами класса LMP1 – самого престижного в гонке (всего соревнуются четыре группы: Le Mans Prototype 1 и 2, Grand Tourismo 1 и 2). Лидеры выставили по три болида, пилотами которых стали знаменитые гонщики, не раз выступавшие как в "Формуле-1", так и в "Ле-Мане". Например, за рулем экипажа Audi Sport North America сидел 8-кратный победитель "24 часов" Том Кристенсен (Дания). Забегая вперед, скажем, что он заставил зрителей изрядно поволноваться…

Команду "Пежо" представляли французы Стефан Сарразян и Николя Минасян, австриец Александр Вурц и англичанин Энтони Дэвидсон.

Гонка началась в 15 часов 11 июня: машины-прототипы дружно ревели моторами, в среднем пробегая соревновательный круг за три с небольшим минуты. Тысячи зрителей заполнили трибуны и столпились около трасс, наблюдая за болидами (на отдельных участках они проносились мимо ну очень быстро - так, на прямой линии Mulsanne Straight средняя скорость составляет 330 км/час)… А раньше, до организации двух поворотов-шикан, было больше – доходило до 400 с лишним км/час! Но в целях безопасности от прямого участка избавились.

Вообще, безопасность является одной из важнейших составляющих гонки, и понятно почему. В 1955 году пилот Пьер Левег не справился с управлением, болид вылетел в зрителей – погиб сам французский гонщик и 82 человека из зрителей (кстати, с тех пор автомашины "Мерседес", за рулем которой сидел Левег, не участвуют в соревнованиях "24 часа Ле-Мана"). Сегодня трасса окружена отбойниками из старых шин и огорожена металлической усиленной сеткой, а места для зрителей (в среднем 40 - 60 евро за билет) расположены на безопасной высоте.

Это и спасло людей, в которых полетел автомобиль Тома Кристенсена через час после начала гонки… На участке за аркой Dunlop, где скорость составляет 100 км/ч, его задела "Феррари" команды Luxury Racing, и "Ауди" взлетела в воздух… Только чудо спасло фотографов, операторов и маршалов, на которых летел болид, зацепившийся в итоге за край отбойника: если бы траектория была другой, погибло бы от четырех до семи человек… Вся гамма чувств отразилась на лице директора команды "Ауди" доктора Вольфганга Ульриха, наблюдавшего за трагедией, в его глазах стояли слезы… Но, слава богу, никто не пострадал – люди в зоне катастрофы отделались сильным испугом, а Кристенсена извлекли из помятой машины и он ушел с места аварии на своих ногах – журналисты в пресс-центре проводили Тома аплодисментами.

Тем временем гонка продолжалась. "Ауди" и "Пежо" менялись в первых трех строчках рейтинга ежечасно, отставая друг от друга то на один круг, то на два. А ночью из борьбы выбыла еще одна машина "Ауди", протаранившая отбойник… К счастью, с немецким пилотом Майком Рокенфеллером также все оказалось в порядке. И против трех "Пежо" стал бороться один-единственный болид…

Шли часы и минуты, напряжение нарастало. Глаза руководителя команды "Пежо" Оливье Кеснеля посерьезнели, доктор Ульрих, казалось, постарел на десяток лет… В финальную борьбу включились пилоты Андре Лоттерер, Audi Sport Team Joest (что удивительно, выступавший за Японию!) и Team Peugeot Total (за рулем болида Peugeot 908 сидел 27-летний Симон Пажено, на счету которого – три ле-мановские гонки).

Это фантастика – но закончилась гонка с разрывом в… 14 секунд! Команда "Ауди" оказалась быстрее – с самого начала германские гонщики делали ставку на скорость, тогда как представители "Пежо" хотели выиграть время за счет меньшего количества остановок на пит-стопах. Увы.

В классе LMP1 первая – "Ауди", второе, третье и четвертое место так же, как и победа в командном зачете, – у "Пежо". "Я отдал этой гонке все, - сказал после финиша Андре Лоттерер. – Соревнования оказались весьма трагичными, единственным вариантом для победы была атака…"

"Это была титаническая битва, - продолжает пилот "Пежо" Пажено. – Мы знали, что будет трудно, но не представляли, насколько трудно! Шли гонку в хорошем ритме, но упустили возможность финального рывка".

Так, со слезами на глазах, на этот раз – от счастья, закончилась 79-я гонка "24 часа Ле-Мана". "Порше", "Лотусы" и "Феррари" выстроились в обратную пробку, их обгоняли пешеходы и велосипедисты. Завершил день июньский дождь, не успевший помешать пилотам и зрителям. На следующий год они опять приедут в Ле-Ман, чтобы переживать и радоваться, петь песни, танцевать и стоять в пробках под синим небом Франции…



Подготовила Наташа Полетаева 
Автор выражает благодарность Александру Пикуленко ("Эхо Москвы") за предоставленную информацию.

Untitled from Poleta on Vimeo.

Придумай мем

Новости