00:30 16 ноября 2011 | Формула-1

Одно место - на троих

11 ноября. Абу-Даби. На данный момент позиции Виталия ПЕТРОВА в команде Lotus-Renault, которая на будущий год сократит свое название, выглядят достаточно прочными. Тем не менее сумеет ли сохранить россиянин в следующем сезоне свое нынешнее место, до конца. Фото AFP
11 ноября. Абу-Даби. На данный момент позиции Виталия ПЕТРОВА в команде Lotus-Renault, которая на будущий год сократит свое название, выглядят достаточно прочными. Тем не менее сумеет ли сохранить россиянин в следующем сезоне свое нынешнее место, до конца. Фото AFP
13

Какими в следующем сезоне видятся перспективы команды Lotus и россиянина Виталия Петрова? На эти и другие вопросы корреспондент "СЭ" попытался найти ответы после завершения предпоследнего в этом году этапа чемпионата мира.

Олег КАРПОВ
из Абу-Даби

А В ОТВЕТ - ТИШИНА

В субботу вечером в Абу-Даби Эрик Булье, глава команды Lotus-Renault, которая со следующего года будет официально носить имя Lotus, долго отвечал на вопросы журналистов. Минул октябрь - последний месяц, в течение которого Роберт Кубица должен был дать ответ, будет ли он готов сесть за руль автомобиля в следующем году. Ответа не последовало. Вместо него появилась новость об очередной "последней" операции на руке гонщика, уже девять месяцев восстанавливающегося после февральской аварии на ралли в Италии. Таких "последних" операций было уже несколько. После каждой из них то менеджер Даниэле Морелли, то лечащие врачи поляка поочередно отпускают фразы о "впечатляющих темпах восстановления". Но, увы, ни в один установленный срок этот процесс пока не уложился.

Эрик по-прежнему ждет. Или теперь уже просто говорит, что ждет. Тон его высказываний давно поменялся: "К сожалению, сейчас, я думаю, он не готов дать ответ". Именно так: "…я думаю, он не готов". У руководства команды и поляка возникли "проблемы с коммуникацией". "Если он не хочет ни с кем говорить, что я могу сделать? - разводит руками француз. - Когда мы виделись в последний раз? Пару месяцев… Я же не могу приехать и обследовать его. Простите, парни, я не доктор".

"Потенциально у нас лучшее свободное место на следующий сезон, - продолжает Булье. - Но я могу чуть подождать, поскольку кроме плана А у меня есть и план B, и план C".

Оба плана - и B, и C - по очереди выводили на трассу боевой автомобиль команды под номером "9" в ходе пятничных тренировок "Гран-при Абу-Даби". Ни для кого не секрет, что два главных кандидата на роль заместителя Кубицы - это Бруну Сенна и Роман Грожан. Первый в нынешнем сезоне получил возможность провести несколько гонок после того, как был уволен Ник Хайдфельд. Второй заменил уже самого бразильца, но лишь в ходе свободных заездов в Абу-Даби, чтобы команда смогла оценить уровень его готовности. Через полторы недели в Сан-Паулу Грожан получит возможность провести еще одну тренировку и сядет уже за руль машины Виталия Петрова.

Роман - подопечный программы поддержки пилотов Gravity Sport Management, которую возглавляет сам Булье, а еще чемпион GP2, и к тому же бывший пилот заводской команды Renault. То есть фактически той же самой, на место в которой сейчас претендует. Грожан провел в составе "конюшни" семь гонок в конце 2009 года, заменив уволенного Нельсона Пике, но его дебют в "Формуле-1" удачным не назовешь - ни одного очка. Не сменись у команды владелец в конце того года, вполне возможно, Роман мог сохранить место в кокпите. Но французский концерн продал конюшню ее нынешним владельцам, а новый руководитель Эрик Булье заключил контракт с другим пилотом - вице-чемпионом GP2 того сезона Виталием Петровым. Теперь у Грожана есть шанс стать напарником россиянина.

ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ?

Главный вопрос - какой из планов будет считаться приоритетным в случае, если не сработает план A? И актуален ли он вообще?

В частных разговорах многие члены команды еще в августе говорили о том, что шансы Кубицы вернуться за руль стремятся к нулю, а в конце октября сразу два независимых источника "СЭ", близких к конюшне, сообщили, что решение по Роберту фактически принято.

Команде нужен Кубица образца 2010 года, но каким будет поляк в случае возвращения в "Формулу-1" после аварии, неизвестно. К тестам же Роберт пока не готов, и когда именно будет готов, неясно.

Проблемы с правой рукой Кубицы серьезны. Поляку вообще сильно повезло, что врачам удалось ее сохранить. Последняя информация, доходившая до прессы, оптимизма не внушает - Кубица в состоянии держать большие предметы, вроде теннисного мяча, но чувствительность пальцев пока восстановлена не до конца. Еще летом врачи признавали: рука уже никогда не будет такой же, как до аварии. Теперь представьте себе руль "Формулы-1", переключателей и тумблеров на котором не намного меньше, чем в кабине пилота самолета… Если Роберт еще и является кандидатом на место в команде, то, скорее всего, отнюдь не главным.

В главных, по информации все тех же источников, теперь ходит Грожан. Еще летом была велика вероятность того, что Роман начнет сезон 2012 года в составе Williams, однако теперь вакансия, похоже, занята. В Абу-Даби один известный финский журналист простым жестом весьма доходчиво объяснил мне, насколько близок к подписанию контракта Кими Райкконен. Между большим и указательным пальцами соотечественника экс-чемпиона с трудом поместилась бы пара спичечных коробков. Выходит, для Грожана именно Lotus сейчас - единственная возможность во второй раз дебютировать в "Ф-1".

Свои козыри есть и у Сенны. Поговаривают, бразильские спонсоры принесли команде за полсезона больше денег, чем российские за два полных. Это весомый аргумент. Вот только укрепить свои позиции какими-то по-настоящему серьезными достижениями на трассе Бруну пока не сумел. Не в последнюю очередь это связано с тем, что машина команды к концу сезона уже не позволяет пилотам бороться с лидерами, но Булье тем не менее в нескольких интервью все равно дал понять, что не до конца доволен работой бразильца.

Грожан в финансовом плане - менее привлекательный вариант. Поддержать Романа, судя по слухам, готов производитель топлива Total, однако с другими французскими компаниями договориться пока не удалось. Та же Renault могла бы дать скидку коллективу на двигатели, но концерн теперь рассматривает свою бывшую команду лишь как одного из нескольких клиентов, и принципиально не хочет никого из них выделять. В то же время Грожан сейчас, вероятно, самый сильный пилот из тех, что еще не представлены в "Ф-1". Чемпионат GP2 в этом году он выиграл с той же легкостью, что когда-то Льюис Хэмилтон, и на рынке - даже с учетом опытных гонщиков - акции француза котируются высоко. Более того, акции эти, можно сказать, находятся под контролем Lotus. Чтобы Грожан стал напарником Петрова, руководителю Gravity Sport Management Эрику Булье осталось лишь договориться с Эриком Булье - руководителем команды.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ КОНТРАКТ

Теперь, собственно, о главном. "Позиции Петрова в команде защищены действующим контрактом", - гласит цитата из интервью "СЭ" менеджера гонщика Оксаны Косаченко. Но в современной "Формуле-1" подобная фраза - это совсем не прямой ответ на вопрос, останется ли пилот в команде в следующем году. Любой долгосрочный контракт в "Больших призах" может закончиться за пару месяцев - можете спросить у того же Кими Райкконена, два года назад лишившегося места в Ferrari, или, например, у Витантонио Лиуцци, у которого еще в прошлом ноябре был контракт на нынешний сезон с Force India и которого глава конюшни Виджей Малья поменял на Пола Ди Ресту.

В прошлом году фактически на той же стадии сезона позиции Виталия в команде не были защищены никаким контрактом. И тем не менее, если бы тогда после гонки в Абу-Даби меня спросили, насколько близок Петров к тому, чтобы остаться в команде, я бы воспользовался тем же жестом, что и мой финский коллега - с той лишь разницей, что между моими указательным и большим пальцами не осталось бы места и для одного коробка. Оценивать шансы сейчас рука не поднимается.

Год назад в Абу-Даби я попросил Эрика Булье дать оценку дебютному сезону Петрова, и француз излучал просто невероятный оптимизм. Виталий был пилотом "с большим потенциалом", "лучшим дебютантом почти по всем параметрам". И это при том, что мы говорили еще до начала той самой гонки, в которой Виталий удержал позади себя Фернандо Алонсо, а по ходу предыдущих четырех этапов - если учитывать тренировки и квалификации - россиянин попал в четыре аварии и не набрал ни одного очка.

Сейчас тон высказываний француза несколько поменялся: Петров "не стабилен", его ошибки "обходятся дорого". Команда Булье - единственная во всем паддоке, в которой руководство раз за разом критикует своих пилотов. Причем даже в официальных пресс-релизах, как то было после "Гран-при Индии", когда вина за баранку в графе "набранные очки", была едва ли не полностью возложена на Петрова - и самим Булье, и техническим директором Джейсом Эллисоном.

Все это выглядит по меньшей мере странно, и многие в паддоке уверены, что Булье таким образом просто-напросто стелит соломку. На случай, если кандидатов на место в его команде наберется уж слишком много и возникнет желание вновь перечитать контракт Петрова, чтобы освежить в памяти, какие в нем есть "условия выхода".

Пока особых причин для волнений вроде бы нет. Но что будет, если завтра молчавший полтора месяца поляк самостоятельно и - быть может, даже большим пальцем правой руки - отыщет в записной книжке мобильного телефона номер бывшего босса и скажет: "Я готов"?

13
КОММЕНТАРИИ (13)

varamaya

Хоть мне и не сильно нравится Петров, но он куда лучше Бруно, поэтому место в основе ему скорее всего обеспечено. Считаю что Булье слишком много допускает ошибок, а главная ошибка по ходу сезона - это уход Хайдфельда.

02:44 17 ноября 2011

Язь

insomniac 18:25 | 16 Ноября 2011 Ну херню-то не пишите, правила, о которых вы пишите действовали ровно одну гонку - ГП ВБ, после команды собрались и порещили что менять правила по ходу сезона все таки не айс, и новые правила теперь вступят в силу только со след. года.

23:53 16 ноября 2011

епол

На встрече с Росстехнологиями Путин очень доходчиво объяснил насыпать золота на контракт Виталия. Тут никакой Булье не устоит. Да, катается парень по кругу, обгонять - не его стиль; а по партнёру уж лучше Сенна, это хоть зрелище, а Грожан не Хэм.

20:46 16 ноября 2011

Zenitfan

У меня есть стойкое ощущение, что Рено бодрячком движется навстречу Марусе. Если регресс и дальше пойдет такими темпами, то попадание даже во второй сегмент станет проблемой. insomniac "Но работы над машиной были полностью прекращены. Что вылилось в деградировании шасси по ходу сезона. Ну а так как тактически Рено всегда был УГ то результат налицо." ___________________________ Так это разве не проблема Булье, как руководителя команды? Конечно проще все валить на "бесталанных" пилотов, но вообще и руководству команды надо бы уже оторвать задницу от стула и начать что-нибудь делать. Ну и за 18 гонок можно бы уже разобраться с тактикой.

18:41 16 ноября 2011

insomniac

FMW как машина превратилась в ведро как раз таки понятно. и вины Буйе в этом нет. непонятно почему она этим ведром продолжает оставаться и становится все хуже а не улучшается? Рено превратилось в ведро после изменения правил по ходу сезона, когда кажется после Валенсии запретили активный акселератор. Так как у Рено передний выхлоп, то прижимная сила тем сильнее чем больше газ. У Рено стояла какая то хитрая штуковина которая делала так что даже если пилот притормаживает в повороте и не газует, то все равно выхлоп работает и дает свой прижимной эффект. Эта фиговина прошла омологацию перед стартом сезона. Но была одна загвоздка - такая же фиговина была у Ред Буллов. И када Феттель в одну калитку выиграл старт сезона ФИА решила поменять регламент по ходу сезона отменив эту фиговину. Ред Буллы конечно потеряли с полсекнды, но Рено потеряли ту фишку которая выделяла их на фоне середняков и приближала к лидерам. Вот тут бы и начать работать над машиной и пытаться удержать ее хотя бы на том уровне что была или максимально близко к нему. Но работы над машиной были полностью прекращены. Что вылилось в деградировании шасси по ходу сезона. Ну а так как тактически Рено всегда был УГ то результат налицо.

18:25 16 ноября 2011

Игорь Иванович

Тест пилот на заводе Лада - потолок этого паренька)

17:21 16 ноября 2011

Андрей Макаров

Действительно. Поначалу казалось, что Булье - неплохой парень, перспективный и т.п. На самом же деле, похоже, ему не хватает ни опыта, ни сноровки. Импульсивный и бессистемный директор. Машина действительно превратилась в ведро, как здесь заметили. Каждую гонку мне дико жалко Виталика, который уже перестал бороться с пилотами и борется как раз с этим самым ведром.

16:34 16 ноября 2011

СергеичЪ

если есть в Рено хоть капля спортивной составляющей, то действовать нужно так: Первый пилот: Кими Райконен. Второй пилот Виталий Петров. Третий пилот Бруно Сенна. Грожана отдавать в Вильямс. С Робертом разрывать контракт.

11:46 16 ноября 2011

FMW

Никто Петрова не будет уольнять, это точно на 99, 999%. Успокойтесь уже... Все последние недели Виталик, Оксана и Эрик говорят о том, что Петров стопудово поедет в следующем году, без сомнений. Вряд ли бы они все синхронно начали так нагло врать. Возвращение Кубицы тут вообще не причем (к тому же он в 2012 точно уже не вернется), а если бы и возвращался, то была бы пара Петров-Кубица. Под кого интересно строить болид, на чей опыт опираться, кто подскажет правильный вектор развития и прочее? Делать пару Сенна-Грожан это полный ахтунг, ЛоРен тогда в следующем сезоне окончательно сольется. Так что без Петрова им только будет хуже, никуда они от него не денутся... А идиотизм Булье - это только верхушка айсберга. В первую очередь надо давать по башке Алану Пермейну (именно он принимает окончательное решение по тактике) и Джеймсу Эллисону - с него надо спрашивать каким образом неплохой болид превратился в ведро, к тому же этот урод несколько раз впрямую говорил, что Виталя слил гонку... Ну а про то, что якобы спонсоры Сенны принесли за полгода больше, чем Петров за все два - это полный бред. Сенна тогда был бы нарасхват, даже наверно бы Кими с катарцами турнули из-за Бруно...

11:43 16 ноября 2011

Linesman

Последняя фраза напоминает, какой-нибудь триллер: "Подозрительные лица", "Ультиматум Борна", "Отступники" или "Матрица". Звонок из ниоткуда... уходит по проводам... на том конце Эрик Булье, номер не определяется, он снимает трубку, и слышит голос: "Шев, я готов!" Здоровья Роберту и Удачи в любой конюшне.

10:28 16 ноября 2011

Денка23

да согласен, Петрова загонят в третие пилоты сорее всего! я честно говоря не знал что у Сенны такое же лобби как у Петрова (а как оказалось в 4 раза мощнее) для команды лотус не важно кто сильнейший пилот главное кто больше платит

10:12 16 ноября 2011

Евлампий

Сольют Виталика басурманы.

08:26 16 ноября 2011

insomniac

Буйе идиот. Ника зря турнули.

08:04 16 ноября 2011