00:50 1 ноября 2011 | Формула-1

"Это худшее место, в которое когда-либо
приезжала "Формула-1"

Собака, выбежавшая на трассу во время пятничной тренировки, не пострадала. Фото REUTERS
Собака, выбежавшая на трассу во время пятничной тренировки, не пострадала. Фото REUTERS
18

"ГРАН-ПРИ ИНДИИ"

Корреспондент "СЭ" делится впечатлениями от первого в истории "Формулы-1" этапа в Индии

СЕКТОР 25

- Дитер, это худшее место, в которое когда-либо приезжала "Формула-1"? - спросил я, пока водитель такси в очередной раз отошел справиться о том, как держать путь до сектора 25, который был указан в странном письме, что два джентльмена передали ему перед началом затянувшейся поездки.

Дитер Ренкен, ведущий одной из самых читаемых колонок на сайте британского еженедельника Autosport, отстающий по количеству лет, проведенных в "Гран-при", разве что от Рубенса Баррикелло, молчал около трех секунд. Можете не сомневаться, будучи человеком, у которого практически на каждый вопрос есть готовый ответ, он успел подумать очень хорошо. "Да", - сказал Дитер, - и, что также нехарактерно, не снабдил ответ развернутым комментарием.

Пошел второй час, как мы отъехали от отеля, в котором оба остановились утром в четверг перед началом первого в истории "Гран-при Индии". Как оказалось потом, нужен был не тот сектор 25, что в Ноиде, одном из районов Дели, а совершенно другой - тот, что расположен непосредственно на территории автодрома Buddh International Circuit. Но об этом мы узнали только тогда, когда добрались до ненужного. Распечатанный бланк моего аккредитационного письма к этому моменту побывал в руках уже, наверное, двадцати водителей трехколесных мотоциклов - тук-туков и десятка случайных прохожих. Самая большая проблема состояла даже не в том, что никто из них не знал, куда именно мы должны ехать, а в том, что все они все равно показывали дорогу.

Мы возвращались на одни и те же трассы, видели одни и те же развалины и стройки, но наш первый сектор 25 нашли лишь тогда, когда случайно наткнулись на указатель. Чтобы описать в красках представшую перед нами картину, не хватит ни бумаги, ни моего красноречия - гораздо лучше один раз приехать в Индию. Дома с крышами и без, со ставнями и без, с лестницами и без, и люди, люди, люди… Что толку рассказывать? Кто в Индии не был - тому не объяснишь. Кто был - все понимает и так. Это действительно "другая" страна.

Жители сектора 25 в Ноиде были совершенно уверены, что мы попали куда-то не туда. Больше того, это уже понимали и мы сами. Новым ориентиром стал Express Way - дорога, что вскоре должна стать основной на пути из Дели к Тадж-Махалу. Она тоже была указана в письме, но, пока не достроенная, была открыта лишь на уик-энд "Гран-при Индии".

Только на "Экспресс-Пути" мы повстречали первый указатель - такой же как на обычных европейских этапах - по направлению к трассе. Даже подумали, что приключение закончилось. Но, как вы понимаете, то было только начало.

К черту подробности - следующие два с половиной часа прошли, как в индийском кино: с простым сюжетом, бесконечными препятствиями, но счастливым концом.

Мы не без проблем, но добрались-таки до автодрома, однако попасть в паддок оказалось сложнее всего. Письмо из FIA пошло по рукам: его держали охранники, маршалы, болельщики, но чаще всего наш таксист. Я бы с радостью привел здесь его имя, ибо человек искренне принял нашу драму за личную, но мы, увы, увлекшись ругательствами, так и не успели представиться.

Никто из встречавшихся нам на пути людей в форме не знал, что такое аккредитационный центр - не говоря уже о том, где он находится.

Мы запомним этот четверг надолго, но также надолго его запомнит пресс-атташе трассы Манож Кумар, получивший от нас около десяти звонков за час и с каждым новым убеждавшийся в нашем умении складывать слова в предложения. Вслед за письмом уже наши телефоны по очереди отправлялись в руки таксиста, а затем из его рук в руки людей в форме. Манож переговорил со многими, но каждый раз все заканчивалось ничем - вплоть до тех пор, пока он не приехал забрать нас лично.

Не в качестве оправдания, но мы были далеко не единственными. Возимый таксистом в течение часа по территории автодрома Питер Уиндзор связался с пресс-атташе FIA Маттео Бончиани. У тех, кто проходил процедуру аккредитации раньше, уходил на это весь день - так что мы, по сути, "отделались лишь синяками и ссадинами". Но тем не менее опоздали…

БЭТМЕН

Нет, мы опоздали не на пресс-конференцию, намеченную на три часа дня, или брифинги пилотов, которые по четвергам проходят еще раньше. С надеждой успеть на них мы расстались еще во время поисков сектора 25. Мы пропустили, пожалуй, главное событие, которое интересовало в этот день журналистов, - утром в четверг в пресс-центр залетела летучая мышь. Но когда мы с Дитером все-таки добрались до своих рабочих мест, она уже вновь была на свободе. "Увы" для нас, но "к счастью" - для ее спасителя Яна Паркса из Press Assoсiation.

Сам Ян по этому поводу раздал затем немало интервью. "Я приехал достаточно рано утром, ее еще не было, - британец говорил о мыши, словно о домашнем питомце, и даже использовал вместо принятого для описания всякого рода тварей it человечное she. - Она прилетела ближе к одиннадцати. Мы смеялись, но потом она начала паниковать и летать из стороны в сторону. Сперва под потолком, но затем стала слабеть и спускаться все ниже и ниже. Все, что я сделал, - заставил охранников открыть большие двери по бокам пресс-центра, которые ведут сразу на улицу. Она нашла верную дорогу только минут через 50". Раньше он для всех был просто Ян. Теперь он Бэтмен.

После истории с мышью в четверг тому, что в начале пятничной тренировки на трассе появилась собака, никто из нас уже не удивился. Парксу предлагали пойти ее поймать, но он отчего-то отказался. Даже несмотря на то, что животному явно угрожала опасность: все-таки среди участников "Гран-при" был Бруну Сенна - человек, три года назад во время гонки GP2 в Стамбуле сбивший собаку на скорости около двухсот километров в час.

Индийскую псину в итоге удалось уберечь от той же участи без помощи Яна, а директор гонки Чарли Уайтинг пообещал, что лично проследит за тем, чтобы больше ни одно животное не подобралось к трассе на расстояние ближе километра.

О ПОЛЬЗЕ ДВЕРНЫХ КОРОБОК

Надо сказать, индийцам сильно повезло, что в прошлом году в календаре чемпионата мира появился "Гран-при Кореи". Трассу в Йонаме прошлой осенью достраивали еще в пятницу перед гонкой, а потому в Индии легкий "недострой" никого не удивил.

Взять, к примеру, командные домики. По долгу службы в этот уик-энд мне довелось провести немало времени в том, что занимала "Лотус-Рено". Ну да, стекла не очищены от строительного мусора. Ну да, не каждая плитка на полу приклеена намертво. Ну да, в уборных так и не были вставлены дверные коробки. Я вообще, кстати, думаю, что сами индийцы - по крайней мере строители - свой автодром недостроенным не считали. Почему должно смущать человека отсутствие дверной коробки в построенной им уборной, если сам он привык справлять нужду в помещении, в котором двери нет?

Это касалось и практически всего остального. Вроде бы новая дорожка все к тому же командному домику "Лотус-Рено" в четверг утром выглядела так, будто по ней год без перерыва ходила рота солдат. В четверг вечером дорожку пришли чинить трое рабочих. Помогли как смогли. Все неверно лежавшие блоки достали, раздробили, положили вновь. Работали весь вечер, но на следующее утро заново выстроенная дорожка практически ничем не отличалась от оригинала.

И так было во всем. Индийцы по ходу уик-энда все вместе решали наши проблемы. Решали подолгу и порой безрезультатно. Как те самые люди в форме, что искали, но так и не могли отыскать аккредитационный центр. Как помощницы в пресс-центре, что записывали наши фамилии на руках, если у нас возникали трудности с интернетом, и затем по десятку раз подходили узнать не наладилось ли все само собой и покачать головой. За три последующих дня мы просто привыкли к тому, что в четверг называли хаосом. Сидевший рядом со мною индийский коллега вообще заметил, что это самое хорошо организованное мероприятие на его памяти.

В итоге каждый из нас покидал автодром с ощущением, что этот "Гран-при" индийцы провели для нас и для себя самих все вместе так, как умеют.

В конце концов, если "Формула-1" - это действительно чемпионат мира, то она просто обязана иметь этап в Индии.

Олег КАРПОВ
Нью-Дели

18
КОММЕНТАРИИ (18)

v-k-a

Индия вообще забавная страна. Стоит вполне себе современный отель на побережье, а в 3-х км от него речка впадает в океан. Так местное население абсолютно не парясь прорыло канаву и использу

20:09 4 ноября 2011

GothMary

Мне тоже трасса понравилась. А по поводу статьи - считаю, что нужно с уважением относиться к чужим странам и культурам, ведь мы настолько разные, что нам друг друга не понять.

17:16 4 ноября 2011

shikari

2 gerry: Ограниченностью знаний бравировать не стоит. Это никому не делает чести. Статья же просто пронизана негативом к Индии, как к стране. Никакой ценности этот эрзац нести не может, и мне непонятно зачем вообще такую статью размещать на спортивном ресурсе. А вот гонка мне понравилась даже несмотря на пыль. И трасса интересная.

02:31 4 ноября 2011

Alex Stas

смотрел гонку .дром так себе.. зрители ваабще непоняли чё пришли? сидят по мобиле трепяться...что на трассе всем пофигу

22:05 1 ноября 2011

gerrу

Нет Башки Считай Калека 16:49 | 01 Ноября 2011 Если честно, мне Индия по барабану. Просто спросила человека, который там был, откуда у них деньги. Страна с населением 1 млрд. 2 млн. не может найти баланс между роскошью и нищетой. Неохота мне было лезть в поисковики, вот и спросила. Но твою статью я прочитала, теперь знаю об Индии чуть больше, хотя, повторюсь, мне нет до неё дела. Их торговые связи не влияют на мою жизнь, поэтому, извини, не заморачиваюсь на сей счёт. Не та страна, о которой мне бы хотелось много знать. Пример с нефтью в России вообще не уместен. Есть вещи, которые априори знают все, а есть вещи, которые находят своё место в нашей памяти лишь благодаря нашему желанию их туда поместить. А за мой IQ ты не беспокойся, свой повышай. Хотя, с грамотностью у тебя всё в порядке, спи спокойно.

17:46 1 ноября 2011

Нет Башки Считай Калека

gerrу А кто сказал, что для этого надо быть фин. аналитиком? То,что Индия является одним из крупнейших разработчиков и продавцов ПО - ДАВНО известный факт. Если тебе сие неведомо, для того давно придуманы поисковые системы, чтобы такие вопросы не задавать. Ещё бы спросила, есть ли нефть в России и сослалась, что пешком ходишь и не обязана знать об этом, потому что у тебя нет прав ))

16:49 1 ноября 2011

gerrу

Вперед, Германия! 14:53 | 01 Ноября 2011 пока к сожалению из Москвы. да его похвалишь, а потом опять три гонки сольет. опасно ----------- хм.. а когда я в пессимистичных тонах говорила про сборную России, а ты на меня "наехал" - это ничего? Я ведь тоже боюсь их перехваливать. сходил бы, поддержал оригинала. Сегодня его Боруссия играет. Опять, поди, продуют.

15:01 1 ноября 2011

gerrу

Вперед, Германия! 14:43 | 01 Ноября 2011 как там в Рязани жизнь идет? ------- так же, как у тебя в Москве. Или из Нью-Йорка пишешь?

14:47 1 ноября 2011

gerrу

Вперед, Германия! 14:41 | 01 Ноября 2011 Ну, и? Лучше бы написал чего-нибудь по делу... Похвалил бы Петрова, что ли. Опять ставишь смайлики в конце?

14:46 1 ноября 2011

gerrу

Вперед, Германия! 14:31 | 01 Ноября 2011 пишет - Вперед, Германия!, кто ж еще -------- понятно, значит, клон. Ну, привет!

14:33 1 ноября 2011

gerrу

Вперед, Германия! 13:31 | 01 Ноября 2011 о, gerrу с трудом отбивается, все как всегда)) --------- кто пишет-то?

14:01 1 ноября 2011

Иса

gerrу 12:24 | 01 Ноября 2011 1. Нет Такта Считай Не Мужчина....точняк))

12:44 1 ноября 2011

Иса

отличная статья...хотя про то что рассказывает автар))...охотно верится...ибо даже по трассе было очень грязно, мусор, пыль...и еще кое что понравилось...люди,люди.люди))я где-то это слышал про Индию)) gerrу 12:24 | 01 Ноября 2011 а так ты права нонсенс...хотя у нас в России тоже многое нонсенс...

12:43 1 ноября 2011

gerrу

Нет Башки Считай Калека 12:05 | 01 Ноября 2011 Погугли, тогда не будешь задавать дурацкие вопросы. --------------- 1. Нет Такта Считай Не Мужчина. 2. Спасибо, просветилась. 3. Филолог вовсе не обязан был финансовым аналитиком. 4. всё равно останусь при своей точке зрения - можно что-то и на повышения уровня жизни пускать. Жить в переполненных кварталах, спать на кучах мусора, справлять нужду на улице, умирать от антисанитарии - и при этом развивать передовые технологии - нонсенс.

12:24 1 ноября 2011

gerrу

zik 10:34 | 01 Ноября 2011 а откуда у индусов деньги? Чем живёт эта страна? Значит - трассы, аэропорты и метро строить - деньги есть, а повысить уровень образования - нет, что ли?

11:11 1 ноября 2011

zik

А какие в Индии аэропорты? Между прочим лучшие в мире. Дели и Хибердобад. Мумбай пока не очень, но его делают.

10:35 1 ноября 2011

zik

Хехе, Индия-мама, через месяц еду туда опять. Обожаю Индию. На самом деле не все Индийцы свиньи, просто там всетаки живет 1.2 миллиарда, из которых процентов 90 да, необразованные и все такое, но те 10 процентов нормальных что есть - это ведь сопоставимо с населением России практически. И в домах я был у них в таких, что огого. Так что не надо стереотипов, все люди разные. Статья лишь о том, что европейцу с непривычки в Индии тяжело из-за менталитета. Тот кто полюбил эту страну на такие мелочи, которые описаны в статье не обращает внимание. Но трэша там хватает. Просто нужно время, чтобы достроили трассу и сделали все как надо. Они могут, когда надо - и привлечь иностарнцев для помощи и сами сделать. Например, в Дели отличное новое метро. Лучше московского, намного удобнее, новые поезда с шумоизоляцией, все очень круто сделано.

10:34 1 ноября 2011

Space

супер, индусы - они везде такие, даже в Окленде умудряются засрать все вокруг себя, а в домах у них за редким исключением вообще находиться не хочется

10:22 1 ноября 2011