13:30 13 ноября | Хоккей — НХЛ

Русофобия в НХЛ: миф или реальность?

Алекс ГАЛЬЧЕНЮК (слева) и Клод ЖЮЛЬЕН. Фото NHL Именно Эд СНАЙДЕР (в центре) в свое время настоял на подписании "Филадельфией" Ильи Брызгалова. Фото AFP Дин ЛОМБАРДИ, по слухам, как-то заявил, что в его команде не может быть больше одного русского. Фото AFP А у Стива АЙЗЕРМАНА в "Тампе" сейчас играют четыре россиянина. Фото AFP
Алекс ГАЛЬЧЕНЮК (слева) и Клод ЖЮЛЬЕН. Фото NHL
17

"СЭ" рассказывает о том, как в Северной Америке относятся к российским хоккеистам.

ГАЛЬЧЕНЮК РАЗДОРА

Пару недель назад за океаном много шума наделало обычное сообщение в Твиттере. Агент Дэн Мильштейн, который работает со многими российскими звездами НХЛ (Кучеров, Панарин, Зайцев, Наместников и другие), в непривычном для политкорректной Северной Америке стиле правдоруба разнес главного тренера "Монреаля" Клода Жюльена. Повод – пребывание в четвертом звене команды талантливого нападающего Алекса Гальченюка.

Причина – этот специалист "никогда не работал успешно с русскими". Позднее Мильштейн свой твит удалил, а профсоюз игроков НХЛ допустил возможность наказания агента за свое мнение. Дело тут не в его точке зрения относительно "русофобии". Просто интересы Гальченюка представляет другой агент, очень авторитетный в своей профессии Пэт Бриссон. Среди его клиентов Кросби, Кейн, Копитар, Таварес, Мэттьюс и многие другие.

Мильштейн извинился, но своей позиции относительно нелюбви Жюльена к русским игрокам не изменил. Гальченюк – по паспорту американец, хотя в свое время мог выбирать в плане сборной между США и Россией. Его родители родились в Советском Союзе, отец известен по выступлениям за московское "Динамо" и сборную Белоруссии. Так что понятно, почему ситуация с прекрасно говорящим по-русски хоккеистом, который по стилю куда ближе к российскому хоккею (несколько лет он занимался в школе московского "Динамо") стала для Мильштейна поводом для громкого заявления.

За межсезонье "Монреаль" расстался почти со всеми русскими игроками в своей системе – Радуловым, Марковым, Емелиным, Нестеровым и Сергачевым. Остался только нападающий Щербак, которого из АХЛ вызывают по большим праздникам в четвертое звено.

Именно Эд СНАЙДЕР (в центре) в свое время настоял на подписании "Филадельфией" Ильи Брызгалова. Фото AFP
Именно Эд СНАЙДЕР (в центре) в свое время настоял на подписании "Филадельфией" Ильи Брызгалова. Фото AFP

КТО ОТКАЖЕТСЯ ОТ ХАРЫ?

Но есть ли русофобия в НХЛ или мы имеем дело с частным случаем? Жюльен – старорежимный тренер, живущий по заветам Дона Черри и всегда отдающий предпочтение парням из Онтарио, умеющим биться, бороться и "копать" на чужом пятачке. К европейцам он всегда относился прохладно. Точнее к тем, кто не играл в его любимой манере.

А кто же в здравом уме откажется от громилы вроде Здено Хары, который в лучшие годы в "Бостоне" сделал свою зону местом отчуждения для вражеских нападающих. Быть может, не слишком удачный период работы в "Монреале" в первой половине 2000-х, где европейцев было под завязку – Ковалев, Койву, Марков, Булис, Зедник, Плеканец, Бонк – сказался на мировозрении Жюльена.

Однако не стоит забывать, что политику клуба определяет генеральный менеджер. А тот же Черри воздействует на умы простого обывателя из телевизора, но никак на мнение руководителей клубов. Да и они не обладают всей полнотой власти. Насколько консервативным по отношению к русским игрокам считалась "Филадельфия", но и там во времена правления Бобби Кларка засветились Дмитрий Юшкевич и Алексей Жамнов. Уже позднее ныне покойный хозяин клуба Эд Снайдер настоял на подписании огромного контракта с Ильей Брызгаловым. Тот во "Флайерс" не заиграл, но кто же бросит камень во владельца?

Дин ЛОМБАРДИ, по слухам, как-то заявил, что в его команде не может быть больше одного русского. Фото AFP
Дин ЛОМБАРДИ, по слухам, как-то заявил, что в его команде не может быть больше одного русского. Фото AFP

НА КАЖДОГО ЛОМБАРДИ СВОЙ АЙЗЕРМАН

"Тема национального вопроса в НХЛ очень деликатная, напрямую обвинить что кто-то не любил русских не берется никто. "Возможно, какая-то предвзятость у отдельных руководителей по отношению к европейцам и есть, но на подготовке к драфту это никак не сказывается", – рассказал "СЭ" на правах анонимности скаут, поработавший в нескольких клубах НХЛ. – Всем нужен результат, поэтому в паспорт никто не смотрит. При прочих равных предпочтение отдадут местному. Однако так происходит всегда и везде. Говорят, Дин Ломбарди, работавший в "Сан-Хосе" и "Лос-Анджелесе", как-то заявил, что у него в команде не будет больше одного русского. Еще Брайан Бурк был ярым "националистом". Больше исключений я вспомнить не могу. На каждого Ломбарди найдется свой Стив Айзерман, так что вся тема русофобии не более чем досужие разговоры. Иностранцу всегда приходится сложнее. Хотя в России часто бывает наоборот. Может, этот парадокс и служит причиной всех этих разговоров?"

Ломбарди, если вспомнить, мариновал долгое время в АХЛ Вячеслава Войнова, дав ему шанс в основном составе "Лос-Анджелеса" только на четвертый год пребывания в Северной Америке. Однако за этого функционера говорят результаты – два Кубка Стэнли в 2012 и 2014 годах. Минувшим летом американец был уволен со своего поста, но к нынешней теме это отношения не имеет.

Еще очень долго врагом всего русского считался Кен Хичкок, якобы загубивший карьеры Никиты Филатова и Николая Жердева. Сам Филатов год назад в интервью "СЭ" заявил, что в бытность его игры в "Коламбусе" был прав именно тренер, а виноват он сам. Хичкок – специалист старой формации, не готовый терпеть и ждать, когда талантливая молодежь возьмется за ум. Зато с Сергеем Зубовым в "Далласе" у него все было прекрасно. Но его система игры – не лучшее место для любого хоккеиста, ведь в ней приходится больше работать, чем созидать. Это мало кому вообще нравится, будь ты канадец или швед. Основная причина недопонимания кроется в разнице менталитетов и особенностях хоккейных школ.

А у Стива АЙЗЕРМАНА в "Тампе" сейчас играют четыре россиянина. Фото AFP
А у Стива АЙЗЕРМАНА в "Тампе" сейчас играют четыре россиянина. Фото AFP

РУССКИЙ ФАКТОР

Клинических персон вроде владельца "Торонто" Гарольда Балларда, известного своей непримиримой позиции по отношению к советским и европейским хоккеистам в 1970-е, в НХЛ давно уже нет. Тогда мир был разделен на две системы – капиталистическую и социалистическую, что оказывало серьезное влияние на умы. Баллард в свое время грозился не отпустить игроков "Торонто" для участия в Суперсерии-1972 и не предоставить дворец для проведения одного из матчей.

Уникальные и своеобразные люди в руководствах клубов НХЛ появлялись и позднее. Майк Смит – один из них. Этот американец имел серьезную ученую степень в социологии и был повернут в хорошем смысле на всем русском, поэтому за годы работы в "Виннипеге", "Торонто" и "Чикаго" делал ставку на игроков из России. Одно время в системе "Джетс" находилось почти полтора десятка выходцев из Советского Союза, а самыми известными были Жамнов, Хабибулин, Карповцев, Уланов, Баутин, Гусманов и Витолиньш. Больших результатов его клубы не добивались, сам Смит вошел в историю скорее как чудак, хотя и у него были хорошие моменты в работе в "Торонто".

Возможно, на отношении к хоккеистам из России до сих пор сказывается "русский фактор", точнее боязнь, что они не захотят менять комфортное положение в КХЛ на шанс попытать счастья в Северной Америке. Такое положение дел было характерно для второй половины 2000-х. Но сейчас ситуация изменилась. Жизнь показывает, что рано или поздно российские игроки все равно отправятся за океан. Айзерман – первый, кто предугадал такое развитие событий, и сейчас на этом срубает дивиденды. Остальные пытаются не отставать. Когда дело касается результата и больших денег, то какая разница, откуда приехали Тарасенко, Кучеров, Зайцев и Панарин?

17
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (17)

garrye95

Vasek garrye95, А почему ни слова про Оттаву? При нынешнем владельце русских там нет и не будет. Конечно, никакой русофобии. -------------- а с Куликовым они летом пытались договориться вопреки русофобии? )) И тем не менее там давно русских нет. Дай Бог, если что-то поменяется.

11:41 14 ноября

KOSchagil

А какой русофобии идет речь, просто хороших хоккеистов из России счас в НХЛ по пальцам пересчитать. Игроки уровня П.Буре, Ларионова,Федорова до сих пор нету.

10:49 14 ноября

Vasek

garrye95, А почему ни слова про Оттаву? При нынешнем владельце русских там нет и не будет. Конечно, никакой русофобии. -------------- а с Куликовым они летом пытались договориться вопреки русофобии? ))

09:20 14 ноября

garrye95

А почему ни слова про Оттаву? При нынешнем владельце русских там нет и не будет. Конечно, никакой русофобии.

07:53 14 ноября

Упёртый русский

Про Рабинера я вообще молчу. У него мечта - уехать в Америку и чтобы там деньги платили. Думаю, он будет согласен вместо соккера быть комментатором по американскому футболу. ;)

21:42 13 ноября

Упёртый русский

НХЛ - это американская мафия. Это совершенно очевидно всем здравомыслящим людям. Потому обираются более бедные страны, которые за свои деньги бесплатно готовят своих лучших игроков для НХЛ. СА просто наивно с детства верят, что они - люди первого сорта, шведы, финны и остальные сатрапы - люди второго сорта, а русские - люди третьего сорта, чуть выше африканцев и племён Новой Зеландии. Потому, они даже не задумываются о том, правильно ли бесплатно забирать всех лучших игроков со всего света, ничего не давая взамен. Первому сорту - все лучшее, остальным - остатки с барского стола, все логично и в соответствии с их мировоззрением. Это просто называется умным словом - глобализация. Что интересно, почти все журналисты СЭ возмущаются тем, что в КХЛ сильнейшие игроки собраны в 3-4 самых богатых клубах. А вот то, что 90 процентов сильнейших хоккеистов собраны в одной СА лиге - это для Климовицкого, Шевченко, Еронко и Зислиса нормально. Вот даже интересно, они так любят свои компы или телевизоры? ;)

21:38 13 ноября

Lars Berger

Чушь. Нет там ничего подобного.

21:01 13 ноября

roughboy

Механик39 ----- офигел чели? Большинство и 10 миллионов долларов не стоит, а ты сразу МИЛЛИАРДОВ))

19:04 13 ноября

Vasek

По поводу Монреаля и русских, полистал сейчас интернеты: Маркову давали контракт, но на один год - сам отказался. Радулову давали контракт, как в Далласе - но поздно, да и налоги в Далласе ниже))) Емелина забрал Вегас. Нестеров, вообще хоккеист не уровня НХЛ. Его "русская Тампа" так-то слила на мороз до Хабов ещё.

17:43 13 ноября

Дон_Румата

Монте-Кристо (Мститель) .Статью не читал. Неинтересно.__________Прочитал половину статьи. Бросил. Всё верно - неинтересно.

17:36 13 ноября

Vasek

Жульверн русофоб? А чего не позвонили Худобину, не спросили его мнение?=)) Он с ним не один год работал. Хохлачева зажимал? Так-то у Хохлачева и в СКА не пошло. Знарок тоже русофоб? Может дело в Хохлачеве? :) А больше русских в Бостоне не было. Это вообще во времена макарона Чиарелли была очень консервативная команда. Порой не драфтовали даже американцев! Только с 2013-го начали смотреть на евросов, а до того только по большим праздникам (Чудинова например выбирали, а он не приехал - вот выберешь нашего, а он не приедет. И ничего не сделаешь). Нет никакой руссафобии, но УР скажет, что есть )))

17:29 13 ноября

max14195

механик39 Конечно можно, еще не всех питерских бабушек обобрали.

16:37 13 ноября

гоша фаркоп

СЭ всё больше становится жёлтой газетёнкой

16:30 13 ноября

Монте-Кристо (Мститель) .

Статью не читал. Неинтересно. Знаю и так, что никакой русофобии в НХЛ нет. Как нет русофобии и в США. Но в НХЛ присутствует канадофилия. Но это естественно. Чтут традиции, плюс бизнес по привлечению зрителя. Поэтому даже это явление я не осуждаю. Но надо понимать, что оно имеет место быть.

16:29 13 ноября

Марио66

Не думаю, что есть какие-либо предрассудки в отношении русских. Скорее это наши парни, благодаря Шипачевым, активно поддерживают разновсякие стереотипы.

16:18 13 ноября

механик39

Неужели нельзя найти для каждого нашего хоккеиста по 10 миллиардов долларов ,чтобы они вернулись в КХЛ .

15:50 13 ноября

Sправедливый

"...Иностранцу всегда приходится сложнее. Хотя в России часто бывает наоборот. Может, этот парадокс и служит причиной всех этих разговоров?..." ----------------------------- Да нет никакого парадокса, просто в России есть лимит на легионеров. Отсюда всё и вытекает ... ))) Короче, высосал Миша всё из пальца и сам же себя опроверг, в итоге. В общем, вода. Но зарплату отработал, удобно, ЧЁ. ))) ...

13:52 13 ноября