29 января 2009, 12:18

Гений

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     Специальный корреспондент "СЭ" Слава МАЛАМУД рассказывает о знаменитом чешском голкипере Доминике Гашеке, которому сегодня исполняется 44 года.

     Великий Кен Драйден когда-то в очень красивых и грустных тонах описал неблагодарную работу хоккейного голкипера. Гол, забитый форвардом, говорил Драйден, остается с ним. Гол празднуется, вносится в статистику, его никто никогда не сможет у форварда отобрать. А отбитая шайба - явление эфемерное и мимолетное, которое может спокойно перечеркнуть следующий бросок. И поэтому работа вратаря, тяжелейшая, непрерывная и архиважная, никогда не достигнет того же статуса, как и работа форварда.

     Великий Кен Драйден играл в другие времена. Во времена, когда вратари отбивали большую часть бросков стоя, редко выходили из ворот, исповедовали по существу один и тот же стиль и, не обладая современной экипировкой, были сильно ограничены в техническом плане. Драйден играл задолго до тех времен, когда болельщики из бедного рабочего города Баффало начали заполнять трибуны своего ледового дворца исключительно ради того, чтобы посмотреть на Доминика Гашека.

     Наверное, это был самый обожаемый игрок в истории "Баффало Сэйбрз". И уж совершенно точно - самый ненавидимый. Во второй половине 1990-х, сразу же после окончания эпохи Лафонтена - Могильного Гашек был единственной причиной смотреть матчи "Клинков". Невзрачный, беззвездный клуб крайне мало забивал, частенько сыпался в обороне, ужасно разыгрывал большинство, дрался лишь с переменным успехом и ни разу не был настолько плох, чтобы получить драфтового вундеркинда. В нормальном матче регулярки "Баффало" наносил по воротам соперника 15 - 20 бросков и получал по своим более 30. И это было здорово, потому что у фанатов была возможность 30 с лишним раз полюбоваться Гашеком за работой. В нормальном матче регулярки, кстати, какие-нибудь два гола гарантировали "Баффало" как минимум очко.

     Стиль Гашека в Америке окрестили словом "флоп". Слово нелестное: оно означает "плюхаться", "шлепаться", "дрыгаться", "бить хвостом, как рыба". Точно таким же словом в свое время назвали тот способ, которым Дик Фосбери первым начал прыгать в высоту. Ни Фосбери, ни Гашек по этому поводу особенно не морочились: главным для них было достижение цели. Фосбери преодолевал планку, Гашек останавливал шайбу. Вот как Гашек ее останавливал:

     - лежа на боку и выбросив вверх щитки;

     - лежа на спине и дрыгая коньками;

     - "перекатом Гашека" - с бока на спину с перебросом руки за голову;

     - ныряя в угол "блином" вперед;

     - бросив клюшку и накрывая шайбу "не той" перчаткой;

     - подставляя голову, когда нет времени поднять ловушку;

     - выбрасывая ловушку за спину;

     - ложась на живот и закрыв оба угла растянутыми в "шпагате" щитками;

     - внутренней частью "блина";

     - как угодно еще.

     И люди в Баффало несли на стадион свои жалкие доллары, чтобы увидеть все это. А также закаченные к потолку глаза Линдроса, Лемье, Ягра, Бондры, Яшина, Буре, Леклера. И победу, в очередной раз не заслуженную командой и выстраданную вратарем. Как он это делает, было известно ему одному. В нем вообще многое было малопонятно.

     Он не ладил с партнерами, и однажды, мстя за невинную шутку, спустил в унитаз новый костюм одного из них. Он выгнал из "Баффало" популярного тренера Теда Нолана. Он отказался играть в плей-офф-1997, сославшись на фантомную травму. Он объявлял об уходе и передумывал несколько раз. Когда пришло время перехода в другую команду, он шантажировал клуб, вмешиваясь в процесс сделки. Все это ему помнят. Все это ему помнили еще тогда, всячески принижая его гений. "В Гашека просто попадают шайбы". "Если Гашеку бросать верхом, зайдет все". "Если бы не рикошет после броска Свободы, мы бы точно сломали Гашека". Гашеку бросали верхом и старались не попадать в него шайбами. Но шайбы продолжали попадать именно в него. А что касается олимпийских рикошетов, то давайте не будем себя распалять. Гашек-1998 был непобедим, чему свидетельством 13 "сухарей" в регулярном сезоне и пять отбитых буллитов в матче с Канадой. То, что он тогда довел совершенно никаких "Клинков" до полуфинала Кубка Стэнли - спортивный подвиг, ни больше ни меньше.

     В главном Кен Драйден был безусловно прав. Величие вратаря измерить не так просто. Статистика не всегда дает полную картину. Гений Гашека измерялся в закаченных кверху глазах Лемье и Линдроса.

     Он так и ушел необъясненным и до конца не понятым. Даже в родной Чехии, где про олимпийский триумф была написана рок-опера "Нагано", персонажа по имени Доминик Гашек сделали японским самураем с темным прошлым. Он ушел, ничего не изменив и не преобразовав. Его стиль не будет изучаться и копироваться, никто никогда не будет назван "вторым Гашеком", и фанаты "Баффало", наверное, никогда его не простят. Но того, кем он был, и того, что он творил, - достаточно.

 

Придумай мем

Новости