04:30 15 апреля 2011 | Футбол — РФПЛ

Так сколько же стоит российский футбол?

Если бы эмоции всегда были такими, как у СЕКУ ОЛИСЕ, телевидение платило бы за российский чемпионат гораздо больше. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"
Если бы эмоции всегда были такими, как у СЕКУ ОЛИСЕ, телевидение платило бы за российский чемпионат гораздо больше. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Отношения между футболом и телевидением - тема, в России ставшая в последнее время больной. Чтобы разобраться в ней, корреспондент "СЭ" прибег к помощи специалиста в этой области.

Подписание контракта РФПЛ с телекомпанией "НТВ-плюс" превратилось в этом году в настоящий сериал, закончившийся только к старту чемпионата России. Итоговая сумма договора - 60 миллионов долларов за "длинный" сезон, то есть за полтора года, - вызвала множество комментариев. Руководители клубов считают ее крайне заниженной, телевизионщики - более чем адекватной.

Для того чтобы докопаться до истины и заодно разобраться в механизме формирования телевизионных цен на футбол, обозреватель "СЭ" пообщался с владельцем компании "Телеспорт" Петром Макаренко. Его мнение особо интересно потому, что он успел побывать по обе стороны баррикад: не так давно занимал должность коммерческого директора РФС, а сейчас владеет компанией, которая в числе прочего занимается продажей телевизионных прав и реализацией спонсорства спортивных трансляций.

ТВ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗАРАБОТАЕТ

- Как считаете, 60 миллионов долларов за полтора года, которую выплатит "НТВ-плюс", - адекватная цена телепродукта под названием матчи российской премьер-лиги?

- Есть простое, проверенное временем соотношение: деньги, получаемые клубами от ТВ в ведущих лигах, практически всегда близки к деньгам, получаемым от продажи билетов. Интерес-то к игре одинаков - что живой, что виртуальный. В России это соотношение тоже действует, а наши клубы на продаже билетов за год, по данным РФПЛ, зарабатывают 22-24 миллиона долларов. Вот и делайте выводы.

Законов экономики никто не отменял. Телевидение не может дать больше, чем потом на этом продукте зарабатывает. В России свыше 20-25 миллионов долларов в год на телефутболе заработать просто невозможно независимо от вида канала - эфирный он или спутниковый. И когда сейчас идет речь о 40 миллионах, то это значит, что канал может себе позволить переплатить. Но это уже воздействие не экономических, а каких-то иных факторов. Причем речь не идет о переплате вследствие жесткой конкуренции между телеканалами, что иногда случается - мы же видим, что Первый канал просто отказался от трансляций.

- Но в ходе обсуждения контракта с телевидением утверждалось, что суммы, получаемые клубами, скажем, в Румынии, чуть ли не на порядок больше наших.

- 200 миллионов долларов для футбола Румынии - это не просто нереальные цифры, это половина цены всего телевизионного рынка этой страны. 23 миллиона - вот реальная сумма, но и зарплаты там у игроков совсем неровня нашим.

Доходы должны соотноситься с расходами. У нас же зарплата футболистов вообще не зависит от доходов клуба, она не рыночная. Что происходит на настоящем рынке? К вам пришел работник, вы в нем заинтересованы и даете ему зарплату на 10-15 процентов больше, чем средняя по этой отрасли для его должности. А что в футболе? Если футболист Сидоров в лучшем случае может уехать куда-нибудь в Бельгию и получать там 200 тысяч евро в год минус налоги, а у нас ему платят миллион, разве это по законам рынка? 16 руководителей клубов могли бы давно между собой договориться, но этого не случится никогда. В результате они тратят лишние десятки миллионов в год.

- Но при пропагандируемом вами подходе мы просто потеряем звезд. В Россию не поедут игроки класса Кураньи или Думбья.

- Речь идет прежде всего о российских футболистах. А звезды - товар штучный, пусть и получают "звездную" зарплату. Есть хороший пример - ЦСКА. Там и звезды есть, и деньги умеют считать. Весь вопрос в том, что кто-то считает деньги, а кто-то нет. Клубы в идеале должны быть частными.

Но вернемся к телевидению. Больше нас от ТВ, не считая главные футбольные страны, получают только турки - 400 миллионов. Но у них совершенно сумасшедший интерес к футболу - и посещаемость иная, и количество ТВ-подписчиков в несколько раз больше. При этом надо понимать, что в развитых футбольных державах продажа телеправ - в чистом виде бизнес, никто там не твердит о социальной ответственности и к президенту за помощью не ходит.

Да, "Челси" купил Торреса за 50 миллионов фунтов, но за первую же неделю продал сто тысяч его футболок, стоящих фунтов по 40 каждая. У нас же все клубы вместе зарабатывают за месяцы на атрибутике меньше, чем один "Челси" на одном Торресе за неделю. Мы хотим занимать место среди шести ведущих лиг, а единственный экономический показатель, в котором мы им равны, - уровень зарплаты футболистов. И если даже матч ЦСКА - "Спартак" снижает средние рейтинги Первого канала в прайм-тайм, то что будет, если показать там, условно, "Ростов" - "Амкар"?

НУЖНО НЕ 600 ТЫСЯЧ ПОДПИСЧИКОВ, А 15 МИЛЛИОНОВ

- То есть разрыв между нами и главными футбольными странами здесь не просто велик, а практически непреодолим?

- Вернемся к той формуле, о которой я говорил выше. Посмотрите на посещаемость матчей в той же Италии. Я был недавно на игре "Милан" - "Лацио". Холодно, неуютно, футбол никакой - а на стадионе 40 тысяч зрителей. При том что зима на Апеннинах - худший по посещаемости период. Кстати, знаете, почему немцы задумались о переходе на систему "весна - осень"?

- Почему?

- Потому что они борются за каждого болельщика, а у нас это всем, грубо говоря, по барабану. Немцы посчитали посещаемость за каждый месяц и поняли: при изменении сроков проведения соревнований прирост болельщиков составит в среднем 3700 человек на матч. А это дополнительные сто тысяч евро с игры только на билетах без учета всех остальных доходов. В сумме набегает ни много ни мало около 50 миллионов евро, которые потом будут потрачены на тот же самый футбол.

А как показывают итальянский чемпионат? Только на платных каналах. Обе лиги для общедоступного ТВ закрыты - там только Суперкубок и несколько матчей Кубка Италии. Зато различных пакетов очень много: вы можете получать один матч из тура или только нарезку главных моментов нескольких игр, или голы онлайн и так далее. Самый дорогой пакет стоит 29 евро в месяц - это все матчи чемпионата Италии плюс все нарезки и обзоры, плюс бонусные матчи английской, испанской, немецкой и французской лиг. Причем получать пакет можно как на телевизор, так и на интернет и мобильный телефон. Или все это совмещать.

А вот теперь вдумайтесь - на основной пакет у них 5 миллионов подписчиков. Из 53 миллионов населения! И если учесть, что за каждой подпиской стоит целая семья, в процесс оказываются вовлечены 15-20 миллионов человек. Чтобы у нас уровень интереса был сравнимым, подписчиков должно быть 15-20 миллионов. А у НТВ-плюс всего 600 тысяч абонентов, из них футбол смотрит в лучшем случае половина. И за четыре года действия предыдущего контракта у футбольных каналов прибавилось всего 27 тысяч подписчиков. Фактически - просто статистическая погрешность.

- Все это правильно, но у нас в стране и интерес к футболу совсем не такой, как в Италии. Да и разница в доходах населения не может не сказываться - на цене билетов, к примеру. "Челси" может установить ее такой, которая позволяет собрать 120 миллионов фунтов в год, а у нас даже при аншлагах на всех матчах тот же "Локомотив" больше 4-5 миллионов фунтов не соберет. Как же мы можем с ними конкурировать?

- Сказать, что у нас футбол как продукт вообще не интересен, теоретически, наверное, можно было бы. Но давайте вспомним центральные матчи как сборной, с Англией или Германией, так и клубные в еврокубках, ЦСКА - "МЮ" или "Спартак" - "Челси": билеты на них купить было невозможно, и перепродавались они с рук по фантастическим ценам. При этом можно было заполнить восемь "Лужников". Это говорит о том, что на футбол высокого качества люди готовы идти и отдавать за него деньги. Отсюда следует простой и печальный вывод об уровне нашего чемпионата. Какое-то время интерес к нему рос (пик пришелся на 2008 год), но в последние два-три года он падает.

И совсем неудивительно, что в Италии при тамошнем ажиотаже огромные деньги, до 40 миллионов евро в год, вкладываются в улучшение качества трансляций, в картинку. Качественный футбол дополняется суперкартинкой, и итальянский чемпионат покупают телекомпании 184 стран.

Спортивная составляющая при этом не так важна, как качество игры. Посмотрите на нынешнюю "Барселону" - она всех разрывает, но на нее ходят, как на хороший спектакль. Или вспомните наш хоккейный ЦСКА 70-80-х: у него же фактически не было соперников, но в любом городе, куда приезжали армейцы, трибуны ломились. А в матче, условно, "Амкар" - "Томь" вполне может быть спортивная интрига, но на таком уровне, который никому не интересен.

Люди на самом деле готовы платить деньги за зрелище. Десять лет назад никто у нас в кино не ходил, а сейчас кинотеатры полны, при том что кино - штука совсем недешевая. Этот рынок приносит в России 2 миллиарда долларов в год. Сравните с 22 миллионами, собираемыми футбольной премьер-лигой. Только качество предоставляемого сервиса формирует желание людей платить за него.

- Надо ждать, когда построят новые стадионы?

- То есть 2018 года? Да, слава богу, вопрос со стадионами в ближайшее время будет решен. И это важнейшая, но отнюдь не единственная составляющая. Необходимо, чтобы на этих стадионах был еще и футбол хорошего качества. Вот "Локомотив" - неплохой стадион, но часты ли на нем аншлаги? А ведь он не так велик. Плюс необходим, конечно, качественный показ футбола по телевидению, однако это уже куда менее сложная история.

УПАСТЬ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ

- Получается, главное - добиться нужного качества футбола? Как это можно сделать?

- Для начала государство не должно содержать футбольные клубы. А для того, чтобы функционировать самим, они должны жить на те деньги, которые зарабатывают. Тогда все клубные руководители сразу задумаются о привлечении людей на трибуны, а значит, о качестве футбола.

Первый и самый простой, на мой взгляд, способ его повышения - сокращение количества команд. Совершенно очевидно, что у нас не хватает игроков соответствующего класса на 16 клубов премьер-лиги. Значит, надо оставить 12, а то и 10 и играть в 4 круга. Болельщики тогда получат не два матча ЦСКА - "Спартак" или ЦСКА - "Зенит", а четыре. Что, кстати, благоприятно скажется и на международных результатах: гораздо больше матчей будет играться на пределе, и футболисты получат столь необходимую практику жесточайшей борьбы, которая для зрителя может иногда заменить и мастерство.

- Если резюмировать сказанное, то надо признать: взявшись претворять в жизнь ваши предложения, мы поначалу довольно сильно упадем.

- Естественно. Но для того, чтобы подняться в будущем совсем на иной основе. И потом, посмотрите на те же румынские клубы - они же в последние годы добивались сравнимых с нашими успехов при куда меньших деньгах. Не говорю уже о португальцах - даже не о "Порту" или "Бенфике", а о "Браге", например. А что будет делать "Зенит", если "Газпром" откажется от футбола?

Не сомневаюсь, что при правильном подходе количество команд в перспективе вновь увеличится. Но главное (я бы даже сказал - глобальное) условие здесь - подготовка соответствующего количества футболистов соответствующего класса. Для этого надо создавать центры их воспитания, налаживать эффективную систему детско-юношеских школ и так далее. Все это - долгая, планомерная и трудная работа, но без нее ничего по большому счету не изменится.

Борис ЛЕВИН

Страна

ТВ деньги (млн $)

ТВ рынок (млрд)

Люди

Цена ($)

Подп. (млн)

АНГЛИЯ

1920

19,0

34 215

61

 

ИТАЛИЯ

1360

10,0

25 375

38

5,1

ФРАНЦИЯ

915

11,0

20 086

37

 

ГЕРМАНИЯ

727

21,0

41 802

50

 

ТУРЦИЯ

400

3,3

14 000

25

3,2

ГОЛЛАНДИЯ

130

3,0

19 607

28

 

БЕЛЬГИЯ

65

3,0

10 450

21

 

ПОЛЬША

50

3,3

6600

14

 

РУМЫНИЯ

20

1,6

5000

11

 

ЧЕХИЯ

2

2,0

4800

11

 

РОССИЯ

42-45

3,2

11 000

10

0,250

Люди - средняя посещаемость, Цена - средняя стоимость билета, Подп. - количество подписчиков на ТВ-трансляцию.

Данные взяты из следующих источников: по лигам - EPEL (Ассоциация европейских профессиональных лиг) и международные маркетинговые компании - партнеры лиг и национальных федераций - UFA Sport, Sport5, Infront AG; по ТВ - АРАР (Ассоциация рекламных агентств России), компания Deloitte, открытые источники (пресса).

Материалы других СМИ