6 февраля 2014, 21:00

Валерий Газзаев: "Все получилось даже лучше, чем мы надеялись"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

G-DRIVE ОБЪЕДИНЕННЫЙ СУПЕРКУБОК

Итоги Объединенного суперкубка подвел для "СЭ" глава Оргкомитета ОФЛ

Борис ЛЕВИН
из Тель-Авива

КАК АРШАВИНУ ПОПАСТЬ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА

– Какую оценку вы поставили бы турниру в Израиле? Все ли из того, что задумывалось, осуществлено?

– Вы знаете, в целом все получилось даже лучше, чем мы предполагали. И в организации турнира, и особенно – в его футбольной составляющей. Естественно, шероховатости по ходу соревнований случались, но они бывают всегда и везде – даже на чемпионатах мира. Поэтому могу уверенно сказать, что все прошло великолепно – и для зрителей, и для команд.

При этом считаю, что по уровню наш турнир был выше, чем проходившие здесь же, в Израиле, Кубки Первого канала. Хотя бы потому, что в нем участвовали сразу три клуба, побеждавших в Европе. Вообще, все участники Суперкубка – команды класса Лиги чемпионов, что предопределяло зрительский интерес. Его подтверждение – телеаудитория матчей в Петах-Тикве. Так, в России первый игровой день собрал у телеэкранов около 3 миллионов человек, а на Украине трансляция матча "Шахтер" – "Металлист" и вовсе вышла на какие-то рекордные показатели.

– Какая из команд произвела на вас самое сильное впечатление?

– Ответ, думаю, очевиден: "Шахтер". И не столько даже результатами, сколько качеством игры. У горняков понятны все тренерские задумки и видно, с каким удовольствием футболисты их выполняют. Конечно, донецкому клубу вступать в сезон раньше, чем остальным, что нельзя не учитывать, но его игра произвела настолько сильное впечатление, что оценивать ее можно по самым высоким меркам, забыв о том, что на дворе сейчас межсезонье.

– Как выглядели на таком ярком фоне россияне?

– У ЦСКА еще целый месяц подготовки, поэтому события там никто, естественно, не форсирует. При этом второй тайм армейцев во встрече с "Зенитом" мне очень понравился. Будь еще реализация моментов в порядке – все выглядело бы более чем достойно. Что касается "Зенита", то он тоже не готов еще стопроцентно, однако фрагментами смотрелся весьма симпатично.

– Считаете, у него есть шанс в противоборстве с "Боруссией"?

– Не просто есть – он реален, как никогда. Подбор игроков для решения подобных задач у питерцев имеется, нужно только за оставшиеся двадцать дней подвести их к оптимальному состоянию – как физическому, так и психологическому.

– Кого из футболистов вы лично назвали бы MVP турнира?

– Наверное, кого-то из "Шахтера" – Дарио Срну или Дугласа Косту. Но надо отметить, что и Халк продемонстрировал свой высочайший уровень. А еще мне понравился Андрей Аршавин – видно, что он очень хочет попасть на чемпионат мира.

– Вы, как человек, прекрасно понимающий тренерскую психологию, как оцените вероятность такого решения Капелло?

– Думаю, она точно есть, и все зависит от самого Андрея. Который, в свою очередь, прекрасно понимает, что это – последняя возможность съездить на мировой чемпионат и сделает, уверен, все, от него зависящее. А игрок он настолько квалифицированный, что если вернет свое оптимальное состояние, то по-прежнему будет одним из лидеров сборной. В общем, я продолжаю в него верить.

– Кроме отличных спарринг-партнеров подобный турнир имеет еще какие-то плюсы при подготовке к сезону?

– Безусловно! Ведь при наличии ярко выраженной спортивной составляющей гораздо больше эмоций, желания и отдачи, а значит – информации для тренеров. Матчи, подобные проведенным в Петах-Тикве, ярче высвечивают все недочеты и показывают, чему в оставшееся время надо уделить особое внимание. В обычных спаррингах, да еще и со второразрядными клубами, столь качественного материала для анализа не получишь никогда – как по команде в целом, так и по каждому игроку в отдельности. Поэтому все тренеры обеими руками за такое соревнование.

Хочу заметить также, что турнир в Израиле помимо всего прочего позволил руководителям участвовавших в нем клубов вместе обсудить вопросы интеграции российского и украинского футбола и я могу сказать, что все они пришли к выводу, что формирование ОФЛ необходимо ускорять.

КАК 13 ПРОЦЕНТОВ ПРЕВРАТИТЬ В 29

– "Зенит" лидирует в чемпионате России и априори будет бороться за золото. А понаблюдав за подготовкой ЦСКА, что скажете: армейцы включатся еще в эту борьбу?

– Уверен, что это им по силам. Шесть очков – разрыв не смертельный, а традиции у клуба такие, что руководство и футболисты не приемлют иного места, кроме первого. Главное, чтобы Думбья встал в строй, а все остальные лидеры ЦСКА оттуда не выбыли. В составе команды сейчас много молодежи, что обещает радужные перспективы на будущее, но чтобы эти перспективы превратились во что-то реальное, высокое место надо обязательно занимать уже в этом чемпионате.

– Кого из красно-синей молодежи выделили бы?

– Мне очень нравится Константин Базелюк – даже не по выступлениям за клуб, а по молодежной сборной. По всем показателям из него может вырасти классный форвард.

– Надо только доверять ему, как вы в свое время братьям Березуцким?

– Тут и рассуждать не о чем: без доверия вообще ни один футболист себя не раскроет.

– Вернемся в Петах-Тикву. Можно ли считать прошедшие здесь матчи неким прообразом будущей Объединенной Футбольной Лиги?

– В принципе – да.

– Многие говорили, что без киевского "Динамо" и "Спартака" турнир утеряет значительную часть зрительского интереса. Но мы видим, что даже без главного десерта все было очень вкусно...

– В этом можно было даже не сомневаться! Хочу привести вам простые, но очень убедительные подсчеты: согласно текущему рейтингу УЕФА в российской премьер-лиге насчитывается 6 клубов из первой европейской сотни. Это означает, что лишь 13 процентов матчей можно назвать играми высшего уровня конкуренции, а, стало быть, высокого зрительского и спонсорского интереса. В украинской премьер-лиге клубов топ-100 всего четыре, а значит и встреч соответствующего уровня только 5 процентов. В ОФЛ же их будет 29 процентов. То есть практически каждая третья игра! И здесь, в Израиле, мы как раз такие и наблюдали. Почему же им вдруг быть неинтересными?

– Какие-то организационные уроки на будущее вы для себя вынесли?

– Они несомненно есть – и не только в организационном, а и в кадровом плане. Но – для внутреннего пользования.

– Я так понимаю, что летом нас ждут очередные подобные соревнования?

– Летом – вряд ли, поскольку чемпионат мира резко сокращает возможность маневра, а вот следующей зимой – почти наверняка. Причем у нас есть планы по расширению турнира до шести команд. При этом надеюсь, что к тому времени вопрос о старте Объединенного чемпионата будет уже принципиально решен.

– Суперкубок как-то поможет вам в этом?

– Безусловно – фактически это презентация будущей Лиги, любая же удачная презентация всегда двигает дело вперед.

– А вот нынешние недоброжелатели ОФЛ по большей части израильский турнир хвалят, но непосредственно с будущей лигой никак не связывают...

– Оставим это на их совести, поскольку совершенно очевидно, что идеология и там, и здесь одна и та же. Утверждать обратное могут только люди недальновидные или отставшие от жизни, не принимающие никаких новаций.

– Но среди них есть и ваши друзья.

– Кто именно?

– Известный телекомментатор Алексей Андронов, к примеру.

– Леша – человек оригинальный, поэтому я ему подобные заблуждения прощаю (улыбается).

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТУРНИР БЕЗ МАХИНАЦИЙ

– Что входит в самые ближайшие планы Оргкомитета ОФЛ?

– У нас существует четкая и последовательная стратегия действий. Что касается следующих шагов, то, во-первых, это проработка концепции и регламента чемпионата до малейших деталей. Все документы уже в целом прописаны, но там не должно быть ни единого сучка или задоринки. Тем более, что мы хотим ввести в оборот целый ряд новых идей, появившихся в результате тщательного изучения мирового опыта.

Наработок очень много – в том числе связанных с детско-юношеским футболом, взаимодействием с федерациями обеих стран, работе с судьями, агентами и другими субъектами футбола, безопасностью на стадионах и многим другим.

Ну а, во-вторых – встречи с владельцами и руководителями клубов, прежде всего украинских, поскольку российские идею уже полностью поддерживают. Наши контакты запланированы на март – сразу после возобновления чемпионата Украины.

Могу также сказать, что в ближайшее время произойдут определенные события, которые значительно приблизят нас к созданию Объединенной лиги.

– Какие именно?

– Скоро узнаете (улыбается).

– Вы упомянули судейство – с ним в ОФЛ для вас все понятно?

– Да. Судьи обязательно должны быть на контрактах, причем с такими условиями, которые отбивают даже мысль о нечестных поступках.

– Матчи между командами одной страны могут обслуживать как свои арбитры, так и рефери с другой стороны. А что делать с теми играми, где российские клубы сойдутся с украинскими?

– Определять судей жеребьевкой. Плюс можно приглашать ведущие европейские бригады. Главным в любом случае станет доверие друг к другу – без него нечего и объединяться. Оно, уверен, обязательно будет, поскольку значительное отличие в призовых между соседними позициями в итоговой таблице само по себе исключает договорные матчи. А если еще учесть борьбу за путевки в еврокубки, то почва для каких-то махинаций вообще не просматривается. Кстати, вся структура управления турниром, любые комиссии и комитеты, с ним связанные, планируется создавать исключительно на паритетных началах.

– Политика не может сорвать ваши планы – имею в виду ситуацию на Украине?

– Конечно, мы все очень переживаем по поводу этих событий. Но наш турнир никак с политикой не связан. Это сугубо спортивно-коммерческий проект, который выгоден всем его участникам. Более того, именно футбол может сыграть миротворческую и объединяющую роль – как для двух стран, так и для конфликтующих сторон на Украине. Верю, что здравый смысл в любом случае должен восторжествовать.

КАК СЭКОНОМИТЬ 25 БЮДЖЕТНЫХ МИЛЛИАРДОВ

– Как думаете, а проблемы российских безденежных клубов в ФНЛ и низших дивизионах ОФЛ сможет помочь решить?

– Естественно! ОФЛ избавит клубы от бюджетной зависимости, от конъюнктурных решений, которые могут в любой момент резко изменить объемы финансирования. Наша лига предлагает механизм, который радикально изменит шансы на процветание для клубов с эффективным менеджментом и талантливыми воспитанниками.

Но надо быть честным – если ты не тянешь, если существуешь только для того, чтобы "пилить" региональный бюджет, то нечего называться профессиональным клубом. Как в Италии или Германии профессиональными должны быть только две лучшие лиги – высшая и первая. А дальше в региональных турнирах играют полупрофессионалы. Если же они созревают для повышения в классе, то меняют свой статус и перебираются в элитную компанию.

При этом все члены элиты обязаны будут делать десятипроцентные отчисления из призовых на развитие детско-юношеского футбола, что собственно и позволит развивать наш вид спорта в регионах не на словах, а на деле. Сегодня на клубы различных лиг тратится 25-30 миллиардов бюджетных рублей в год! И где отдача? Что на выходе? Сколько талантливых молодых игроков пополняют топ-клубы и сборную каждый год? И о чем вообще, скажите мне, так пекутся тогда наши противники, заявляющие, что ОФЛ развалит российский футбол?

– Полупрофессиональному второму дивизиону вы собираетесь помогать финансово?

– Мы будем заниматься высшей и первой лигой, второй же дивизион – компетенция национальных федераций, которым ОФЛ, в том числе и на данные цели, планирует выделять 50 миллионов евро в год. Какая-то социальная нагрузка останется и собственно на регионах, но она будет категорически несравнима с нынешней. Наш проект на самом деле выгоден всем субъектам футбольной деятельности, за исключением только тех, кто нечистоплотен или просто прожигает бюджетные миллиарды.

– Но пока он не реализован, все вокруг совсем не так прекрасно. Поэтому должен задать вопрос на абсолютно иную тему: что в данный конкретный момент происходит с "Аланией"?

– Увы, ничего хорошего. Мне, кстати, хочется высказать возмущение действиями того вашего коллеги, который якобы поговорив со мной, придумал и вложил в мои уста хлесткую фразу о том, что Газзаеву не до "Алании", поскольку он занят делами ОФЛ. Подобное вранье очень некрасиво!

На самом деле нынешнее состояние клуба – по-прежнему моя боль, но от меня, увы, ничего уже не зависит. Когда меня приглашали во Владикавказ, то гарантировали, что финансирование будет стабильным. И я ради своей родины ответил отказом на четыре предложения из куда более престижных клубов. Увы, то, что потом с нашим финансированием случилось знают, наверное, все...

– Думаю, не в подробностях. Вряд ли многим известно, что какое-то время команда удерживалась на плаву только благодаря кредиту, взятому вами под свои личные средства.

– Это сейчас уже неважно. Куда важнее то, что мы фактически потеряли команду, добивавшуюся неплохих спортивных результатов и погубили такой коллектив, в котором даже при семимесячных задержках в зарплате никто никуда не убегал. Все – и игроки, и тренеры – верили в лучшее до последнего. И абсолютно безденежная команда находится сейчас на втором месте в таблице ФНЛ – где и когда вы подобное видели? Но бесконечно так продолжаться не могло и сейчас все наши футболисты ушли в другие клубы, а будущее самой "Алании" очень и очень туманно.

Новости