21 сентября 2022, 08:30

Какой бензин лучше заливать: три совета

Дмитрий Юрасов
Приглашенный автор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
К счастью, топливо в России дорожает не так беспредельно, как автомобили, но желание сэкономить никто не отменял. Как это сделать без вреда для двигателя?

1. Октановое число

Казалось бы, здесь все просто — достаточно руководствоваться рекомендациями автопроизводителя. А если у вас еще не истек гарантийный срок, это не просто достаточно, но и необходимо: при возникновении каких-либо проблем с двигателем в дилерском сервисе первым делом возьмут пробу топлива из бензобака, и если оно «неправильное», в бесплатном ремонте будет отказано. Обычно производители указывают минимально допустимое октановое число — как правило, сегодня это АИ-95 (хотя еще несколько десятилетий назад 95-м полагалось заправлять только редкие иномарки, правительственные ЗИЛы и «Чайки», двигатели которых имели повышенную степень сжатия). Бензин с более высоким октановым числом, 98 или даже 100, можно использовать без ограничений, но, вопреки расхожему мнению, это не даст большого выигрыша в мощности и динамике, если ваш автомобиль не «заточен» под такое топливо изначально.

Главное (но не единственное) свойство бензина, которое характеризует октановое число, — детонационная стойкость. Детонация — это взрывное сгорание топлива в цилиндрах, возникающее при высоких значениях давления и температуры и чреватое разрушением поршней, клапанов и т. д. Поэтому, услышав характерное металлическое позвякивание на малых оборотах, нужно немедленно озаботиться поиском причин данного явления, наиболее распространенной из которых является использование низкооктанового топлива.

Особенно велика вероятность возникновения детонации летом, в сильную жару, и в таких условиях есть смысл разбавить рекомендованный АИ-95, плещущийся в баке, 98-м или 100-м. Само по себе смешивание никак не повредит двигателю, независимо от сортов бензина, а в холодную погоду вполне можно добавить и бюджетного АИ-92, не превращая это в систему. Ведь автопроизводители, как правило, перестраховываются в своих рекомендациях, а электроника современных автомобилей, даже недорогих, умеет подстраивать параметры двигателей под разное топливо. Но при использовании низкооктанового бензина нужно быть готовым к ухудшению динамики и повышению расхода топлива.

Какой бензин лучше заливать. Фото Global Look Press
Какой бензин лучше заливать.
Фото Global Look Press

2. Мыть или не мыть?

На многих АЗС авторитетных брендов можно увидеть как обычный бензин АИ-95, так и «улучшенный», с какой-нибудь эффектной приставкой в названии, типа Ultimate, XTRim и т. п. Такие сорта, как правило, производятся по собственным техническим условиям топливных компаний, но эффект все обещают одинаковый — повышение мощности, снижение расхода, очистка топливной системы от отложений. Именно моющие свойства — ключевой момент: присадки с поверхностно-активными веществами отрывают частицы нагара и отложений с поверхности металла и выводят их через камеру сгорания. Не следует бояться, что они растворят уплотнения в старом двигателе, — напротив, как раз на пожилых машинах моющий эффект может проявляться наиболее ощутимо, в то время как для новенького двигателя, без пресловутых отложений, особого смысла в этом нет. В любом случае вреда от брендированного бензина не будет, а насколько оправданна его повышенная цена, каждый должен решать сам.

Какой бензин лучше заливать. Фото Global Look Press
Какой бензин лучше заливать.
Фото Global Look Press

3. Время и место

Другая крайность — подозрительно дешевое топливо на безымянных АЗС вдоль крупных загородных трасс, где заправка сродни безвыигрышной лотерее. Особенно настойчивому покупателю здесь могут даже показать некие документы на бензин, как правило, ксерокопированные и издалека, но это не гарантия качества. Залив бензин на такой станции, вы можете проехать сотню-другую километров, прежде чем почувствуете снижение мощности, рывки или ту самую детонацию. Поэтому лучше заправляться в городах или поселках, где АЗС дорожат своей репутацией, а при возможности отдавать предпочтение знакомым брендам.

Идеальная заправка — чистая, с современным оборудованием и вежливым персоналом, который по первому требованию предъявит оригинал паспорта на бензин с актуальной датой. Хотя и здесь есть некоторые хитрости: например, опытные водители не любят заправляться сразу после того, как бензовоз сольет топливо в емкости, подняв со дна осадок, который есть практически всегда. А лучшей рекламой для АЗС на трассе может служить ее популярность у дальнобойщиков.

Придумай мем

Новости