00:19 11 апреля 2012 | Футбол — РФПЛ

"Газонами в России занимаются дилетанты"

Главный агроном "Анжи" Геннадий Иванов, подготовивший одно из лучших на сегодня полей премьер-лиги, убежден, что против злой российской погоды, как и против лома, приема нет. Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
Главный агроном "Анжи" Геннадий Иванов, подготовивший одно из лучших на сегодня полей премьер-лиги, убежден, что против злой российской погоды, как и против лома, приема нет. Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
20

Александр Ефремов - руководитель компании, занимающейся подготовкой футбольных полей. В интервью "СЭ" он рассказал, почему в России такие плохие газоны, предложил сторонникам идеи играть в манеже попрыгать на бетоне и согласился со словами Романа Широкова.

- Вопрос, которым задаются все болельщики последние недели, - почему такие ужасные поля в чемпионате России? Вы знаете ответ?

- Конечно, знаю! Потому что ответ этот очень простой - газонами в России занимаются дилетанты. А их жизнь всегда наказывает. Надо знать, что делать, как делать. Не надо влезать в те вопросы, в которых не разбираешься.

Мне вот сейчас прислали фотографии поля в Самаре - оно зеленое. И почему, интересно? Вы думаете, там погода чудесная? Да там морозы были похлеще московских! Зима стояла семь месяцев. Но проблем с газоном почему-то нет. Как и на базе ЦСКА в Ватутинках, потому что команда Гинера профессионально подходит к своей работе. Как и в Махачкале, Грозном и так далее.

- То есть в словах Романа Широкова о том, что агронома "Петровского" надо просто уволить, есть доля правды?

- Да. Я не хочу никого конкретно обвинять, но поле в Питере ведь не первый год проблемное. Раньше его тоже "убивали" в феврале, только вот потом восстанавливали! В этом нет ничего невозможного. Да, весной восстановить поле сложнее, чем летом. Но если ты тщательно и планомерно выполняешь работу - поле будет нормальным. На дворе середина апреля, а в Питере все еще огород. Занимайся им профессионально - оно бы и к 15 марта позеленело бы! А сейчас вообще было бы абсолютно идеальным! Конечно, в нынешнем положении вещей виноват агроном.

В этом смысле очень показателен пример "Рубина". Еще недавно все плевались от поля в Казани. Но люди там качественно работали - и исправили ситуацию. В последнем матче "Рубина" оно уже позеленело. На днях мне звонили из Казани агрономы - говорят, сейчас газон вообще в прекрасном состоянии. Никакого чуда не произошло - просто работать надо нормально.

Есть обратный пример. В этом году одна команда премьер-лиги, несмотря на снегопад, решила провести тренировку на основном стадионе. И в итоге за одно занятие просто "убила" газон. Хотя могла потренироваться на искусственном. Вот и получили ужасное поле в матчах чемпионата…

Кроме того, мне обидно смотреть на состояние газона стадиона "Локомотив". Такое ощущение, что Ольге Смородской дает советы какой-то некомпетентный человек. Вот и не могут железнодорожники нормально восстановить поле. А ведь для этого не нужны бешеные деньги!

- Выходит, жалобы на погоду - это лишь оправдания?

- По большому счету, да. Естественно, я не говорю, что погода вообще не влияет на состояние газона. От природы никуда не денешься. Повлиять на снегопады и метели невозможно. Просто надо жестче подходить к ситуации. Плохое поле - переносить матч, и все. Как делают в Европе. А у нас - почти никогда.

- Многие футболисты сходятся на том, что лучше уж играть на искусственном газоне, чем на ужасном. Может, они правы - и стоит глобально переходить на синтетику?

- Это не выход. Посмотрите, сколько травм у "Спартака" и ЦСКА - команд, которые постоянно играют на синтетике. Это и есть ответ на ваш вопрос. Я полностью согласен со словами Анюкова, который в интервью вашей газете сказал: "Неверно тратить деньги на строительство искусственных полей. Нужно вкладываться в уход за естественными газонами". Так и есть.

Посмотрите на Европу - там играют на искусственных полях? Нет, конечно. Пусть даже дерьмовое поле - все равно на нем состоится матч. Потому что боссы клубов никогда в жизни не выпустят своих многомиллионных звезд на синтетику. Зачем им нужны травмы?

- Как вы относитесь к идее проводить некоторые матчи в манежах - благо как минимум в Москве и Питере есть подходящие - "Олимпийский" и СКК?

- Я предлагаю сторонникам этой идеи попрыгать как-нибудь на бетоне. Разок упасть на него. Интересно, им это понравится? А поля в манежах кладутся именно на бетон. Если играть на них регулярно - испортите себе и позвоночник, и опорно-двигательный аппарат, и паховые кольца. В общем, это тоже не вариант.

- Отличное поле в Махачкале связывают с тем, что стадион принадлежит клубу, потому о нем и заботятся, в частности, переманили отличного агронома из Томска. Если бы всем командам принадлежали их арены - ситуация с газонами реально бы улучшилась?

- Это отнюдь не определяющий фактор. На самом деле почти все российские клубы, за очень редким исключением, напрямую влияют на стадион. Но, как видите, в большинстве случаев ситуация от этого не особенно улучшается.

- Чем кардинально отличается работа с газонами в Европе и у нас? Наличием тех самых "гринкиперов" - людей, которых специально учат работать именно с полями?

- Нет. "Гринкипер" и агроном - одно и то же, просто названия разные. Главное, что в Европе газонами занимаются специализированные фирмы. Скажем, Германия разделена на пять регионов - и в каждом есть своя компания, отвечающая за состояние газонов тех футбольных клубов, которые находятся в ее области. В этих фирмах работают профессионалы, знающие свое дело.

- Нет опасения, что матчами в нынешних условиях команды окончательно убьют поля - в тех же Химках, например?

- Да никто ничего не убьет! Просто полем надо заниматься. Даже если не умеешь ты ничего - сей семена, и все! К маю вырастут… Только вот в мае уже играть никто не будет.

- Где сейчас лучший и худший газоны в премьер-лиге?

- Лучший - в Грозном. Ну а худшие поля вы видели сами - в Химках и Черкизове.

 - Кто виноват, определились, теперь осталось понять - что делать? Или в следующем сезоне опять будем "кур и коз на полях пасти"?

- Нужно учить агрономов. Или обратиться к тем, кто специализируется на газонах. Зачем изобретать велосипед - если есть люди, которые могут профессионально и в сроки подготовить поле? Повторюсь, газонами в России часто занимаются дилетанты. Если бы над ними работали специалисты - никакая погода не помешала бы сделать нормальное поле.

Антон МАТВЕЕВ

"Система "осень - весна" убивает траву"

Главный агроном "Анжи" Геннадий Иванов, подготовивший одно из лучших на сегодня полей премьер-лиги, убежден, что против злой российской погоды, как и против лома, приема нет

 "Я в поле", - голос Геннадия Ивановича пробивался из телефонной трубки сквозь шум ветра, и я будто почувствовал чудотворный запах свежескошенной травы. Год назад повеяло бы еще и холодом: с 2005-го Иванов трудился в Томске. А теперь пошел на повышение. С 1 февраля 2012-го он сотрудник ФК "Анжи", у которого, как следует из большинства отзывов, сейчас лучшее натуральное поле в первой восьмерке.

- Что творится с газонами в чемпионате, Геннадий Иванович?

- Да уж, поля - бич всей нашей премьер-лиги, конечно… - вздохнул агроном. - Я считаю так: чтобы проводить турнир по системе "осень - весна", играя поздней осенью и ранней весной и порой даже залезая в зиму, необходимо иметь либо синтетические поля, либо выдвижные. Такие встречаются в некоторых европейских странах и в Японии. Только тогда газоны у нас будут в идеальном состоянии.

- Иными словами, погоду не победить.

- Естественно. Я диву даюсь: Европа собирается менять схему проведения соревнований и больше играть летом, а мы, наоборот, переходим на "осень - весну". Хотя нам, россиянам, такая система не подходит совершенно!

- То есть агрономы ни при чем? Почему тогда у вас в Дагестане нормальная поляна, а в Питере, в Химках или в Черкизове - болота?

- С одной стороны, Махачкала - это юг, но в этом году зима была аномально холодная, поэтому пришлось постараться, чтобы поле было хорошего качества. Какие бы благоприятные ни были условия, без правильного ухода и кропотливой работы ничего не будет. Но как содержать поля в Санкт-Петербурге или в Москве, когда такая погода? Конечно, можно предпринять какие-то меры, выкручиваться. Но в целом проведение чемпионата с осени по весну не позволяет делать хорошие натуральные газоны. Да дело не только в этом. Мы же для болельщиков в футбол играем?

- Вроде бы да…

- Помню, в Томске один матч проводили при "минус 24". Какой комфорт? Какие условия? Без бутылки там не высидишь! Зато когда приходит лето и народ готов идти на стадион, в премьер-лиге объявляют каникулы. Нелепица какая-то. Но наши футбольные руководители так решили.

- Тем не менее, работая в Томске, вы и в Сибири умудрялись делать так, чтобы футболисты падали лицом в траву, а не в грязь.

- Вы бы знали, на какие ухищрения я шел… Делал, к примеру, так: сверху газон накрывали дышащей пленкой, которая пропускает ультрафиолетовые лучи и защищает от снега. Стоило выглянуть солнышку и прекратиться снегу, тут же эти рулоны убирали. Работа - тяжелейшая. В том году перед матчем с "Динамо" у меня трое ребят сорвали спины. Они пленку эту с навалившим на нее снегом скручивали и вытаскивали за бровки.

- Кошмар.

- Другая проблема: постоянный подсев. В прошлом году "Томь" купила тонну семян. И она почти полностью ушла на подсев! Хотя когда засеиваешь газон, требуется килограммов 370, плюс оставить кое-что на подсев. Итого 450 кг примерно получается. А у нас уходила тонна!

- Люди спины срывают, а футболисты порой ранят их еще и словом. Как вы реагируете, когда футболисты вроде Романа Широкова критикуют вашего брата-агронома?

- Я считаю, футболисты вправе выражать свое мнение. Им ведь мучиться-то! Плохие поля нивелируют класс игроков. И сверхтехничный футболист на плохом поле играет так же, как обыкновенный. Да, некоторым агрономам нашим не хватает опыта. Но как им обучиться? В Москве два-три года назад проводили семинар на эту тему, но по сути то была рекламная кампания: предлагали синтетику, рассказывали, где и почем брать. А почему не сделать семинар, на котором агрономы, у которых есть реальный опыт и большая практика, могли бы поделиться опытом? Никто даже не задумывается…

- Газоны на "Арене Химки", "Локомотиве", казанском "Центральном" мертвы или их можно привести в чувство?

- А сколько там игр осталось: шесть туров? Значит, до мая будут терпеть и добивать эти поля. Чтобы перестелить, нет толком ни тепла, ни времени. Травка не успевает прижиться: только взошла - а на нее игрок наступил или мороз прихватил, она и погибла. Убить поле - элементарно. Оно же живое! Это не деталь какая-то, которую выкинул, если сломалась, заменил на другую - и все в порядке.

- Через год, выходит, опять всем играть на болотах.

- Да мы уже лет шесть-семь начинаем слишком рано и заканчиваем слишком поздно. Так что всякий раз в марте и апреле - одни и те же разговоры. Природу не обманешь.

- Давайте о хорошем. Все положительно отзываются о газоне на махачкалинском "Динамо". Как удалось?

- Ну да, хвалят… - заскромничал Геннадий Иванович. - Действительно, поле у нас хорошее. Но клуб еще в прошлом году принял решение и поменял газон. Как видим, сделано это было вовремя и не зря. Теперь поддерживаем на должном уровне. Хотя иногда и нам приходится бороться с погодой. Во время одного матча полило как из ведра. Мы заранее включили подогрев, высушили почву, она быстро впитала дождевую воду, и не образовалось луж.

Параллельно работаем над полем арены "Хазар". Им занимается волгоградская фирма, я в ней четыре года главным агрономом работал. Ребята ответственные, дело знают. Сейчас они получили отмашку и на следующей неделе приступают к работе. Главное - не затянуть! Подготовить плодородный слой, а потом будем стелить рулонами дернину. Не дай бог в это время начнется пекло. Перестелить потом, если что, можно, но придется ждать недели три. Лучше сразу сделать на славу. Эх, успеть бы до жары… Я все усилия приложу, чтобы у нас на "Хазаре" было самое лучшее поле в России!

- Сколько у вас людей в подчинении?

- Пять человек. Это норма. В Томске у меня работало 12. Там условия тяжелей, нужны дополнительные руки.

- А техника?

- В Махачкале есть все, что нужно. А в Томске все на собственных плечах. В 2005-м купили технику, хоть и не всю, но она уже вышла из строя. А новой нет: безденежье, сами понимаете. "Рад бы тебе помочь, - говорил мне гендиректор Степанов. - Но еле концы с концами сводим". Вот такие дела.

- В "Томи" до сих пор, наверное, поминают добрым словом?

- Да почти каждый день звонят, совета просят!

- Кто именно?

- Да кто только не звонит! Даже из областной технической лаборатории, позавчера. В Томске приняли на работу молодого агронома. Но уже затюкали. Не дают парню работать. А чаще всего звонит моя любимая, самая хорошая бригада! За время совместной работы кое-чему да научились!

- Вот мы с вами говорили про критику со стороны футболистов. А бывает, что игроки, наоборот, подходят и руку жмут: "Геннадий Иваныч, большое вам человеческое спасибо за газон!".

- В Томске случалось. Помню, поблагодарил как-то тогдашний президент "Локомотива" Наумов. Или играли против "Динамо". После матча подошел, кажется, их спортивный директор. Подарил вымпел и повел к руководству своего клуба. "Вот, - говорит, - познакомьтесь, это лучший агроном премьер-лиги!" Не скрою: мне было очень приятно.

Дмитрий СИМОНОВ

В РФПЛ уверены: в Черкизове скоро все будет в порядке

В премьер-лиге считают, что при профессиональном подходе в клубах футбольные поля можно было бы уберечь в любую погоду.

Антон МАТВЕЕВ
из Дома футбола

- Вам приходили какие-нибудь документы, связанные с возможной заменой газона в Черкизове? - спросили на вчерашней пресс-конференции у исполнительного директора РФПЛ Сергея Чебана.

- Нет, - ответил он. - В "Локомотиве" опытный менеджмент, и я уверен, что железнодорожники справятся с ситуацией. Уже сейчас они предпринимают ряд экстренных мер. Речь в том числе идет и об увольнениях. И полем занимаются очень активно. Думаю, к следующему домашнему матчу газон стадиона "Локомотив" будет в порядке.

- Согласны с мнением тех специалистов, которые говорят, что в России полями занимаются дилетанты?

- Действительно, из-за непрофессионализма те возможности, которые есть у клубов, не реализуются в полной мере. С любой погодой можно бороться при должном профессиональном подходе. Кому-то лень встать пораньше, кто-то просто принимает неправильные решения.

- Футболисты в последнее время жестко, порой некультурно отзываются о полях, об организации чемпионата России. Не собираетесь ли вы их за это наказывать?

- Конечно, речь, которую используют футболисты и работники клубов, должна быть литературной. Все-таки ее слышат и читают миллионы болельщиков. На КДК этот вопрос действительно поднимался. Возможно, скоро введем санкции, штрафы.

- Тогда Роман Широков быстро разорится.

- Если ты человек публичный - веди себя соответствующе. Хотя я понимаю, что после матча на тяжелом газоне ребят переполняют негативные эмоции. В любом случае мы против ненормативной лексики в словах футболистов.

- С чем связываете низкую посещаемость московских матчей в последнем туре?

- А я не считаю ее низкой. Она нормальная. На сегодня это реальное отражение того, что происходит в нашем футболе. Для того, чтобы человек приходил на стадион, нужно создавать комфортные условия. Там, где они реализуются, болельщиков больше.

20
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (20)

Aleks 57 RUS

Поздравляю всех с великим днем первого полета в космос русского(советского) парня Ю.А.Гагарина - вот где точно не было дилетантов!!!

00:34 12 апреля 2012

sovetskiy_22

Газонами в стране занимаются дилетанты. А как может быть иначе, если в РФС и во всех околофутбольных структурах сидят дилетанты? Фурсенко и Катков тоже никогда не играли в футбол. Да и министр спорта никогда спортом то не занимался, ну разве что зарядку делал на уроках физкультуры.

00:16 12 апреля 2012

Aleks 57 RUS

"Газонами в России занимаются дилетанты" Я бы сказал несколько иначе :"Футболом и образованием в России занимаются дилетанты". Один выдумал ЕГЭ ,а другой "осень-весна"- вот уж действительно два брата акробата!!!

00:02 12 апреля 2012

Сам Такой

bek0715, ну ты удивил, до марта снег! у нас бывает до мая снег не тает. плюс не надо забывать, что Зенит первый матч на Петровском провел еще в феврале. я согласен с г-ном Ефремовым, что полями у нас занимаются дилетанты. и он, судя по его популистским высказываниям, один из них. идеальные поля в Грозном и Махачкале - честь и хвала местным агрономам. только наверно чтобы заявлять о том, что идеальный газон можно сделать при любой погоде, неплохо было б привести пример идеального газона в северных широтах. в Грозном и Махачкале уже практически лето, а у нас до сих пор заморозки по ночам, первые дни только плюсовая температура держится. то что говорит г-н Иванов по-моему не является каким-то ноу-хау. поле Петровского также укрывали специальной пленкой, подогрев включили чуть ли не в декабре, с конца января работали ультрафиолетовые лампы для стимуляции роста травы. очень забавно выглядит стадион с такой иллюминацией, как огромный инопланетный корабль :) но все равно имеем то что имеем

23:10 11 апреля 2012

corolla

В России дилетанты занимаются не газонами. Дилетанты, воглаве с фурсенками и иже с ними в России занимаются футболом (к примеру какая к лешему система осень-весна!) - а уже исходя из этого, и все беды. Рыба гниет с головы

18:20 11 апреля 2012

Atlant-MO

то то я заметил как газон подпрыгнул и ударил Диканя к голову коленом... И кстати а реады и прочие Челси когда в лиге чемпионов приезжают играть в лужники, для них разве меняют газон??? ВРоде бегают по синтетике и не жалуются... А свои поля у них натуральные потому что погода позволяет... Кароче этот ефремов сам дилетант, засрал все где только работал.... его первого надо увольнять косоглазого наркомана

16:53 11 апреля 2012

Руфке

"Уже сейчас они предпринимают ряд экстренных мер. Речь в том числе идет и об увольнениях." - Вот оно что! Сегодня всех уволим - завтра на полях апельсины заколосятся. Куры отелятся, и на утках шерсть по 20 сантиметров.

16:21 11 апреля 2012

Ilya-OZ-2

А наши московсие рыночники, как дураки, помидоры из Краснодара таскают. Им бы их в Нижнем или Казани покупать. Там зима не семь месяцев, а всего-то шесть...

15:33 11 апреля 2012

Красноречивый карбонат

Агроном "Анжи" видать спец в своём деле. Почему бы действительно не организовать, что-то на подобии, "ассоциации агрономов", пусть собираются, делятся опытом, приглашают зарубежных специалистов... у нас в стране без этого никак, нужно серьёзно подходить к вопросу. Тогда и руководителям клубов будет стыдно за бездействие в этом вопросе. Синтетика - зло, это уже давно всем известно.

14:42 11 апреля 2012

SergAnt

>> Из всего этого очень правильная мысль - обучать агрономов. Проводить курсы, семинары, привозить из-за рубежа специалистов, а еще обязать клубы покупать только лучшие газоны. И обязательно привлечь чукотских шаманов!

13:51 11 апреля 2012

bek0715

ИгорьС Так-то да,но вот в Нальчике была аномальная зима,почти с начала января и до конца марта лежал снег и был минус.Я не помню такого.И в Дагестане также.Понятно,что в других городах все равно холоднее,но в той же Москве разница градусов 5,причем частенько у нас бывает холоднее.Этот год брать не будем,зима действительно долгая была,но раньше что мешало?надо просто работать.

13:04 11 апреля 2012

ИгорьС

Обыкновенный популист. Типа - нас пригласите и будет вам счастие:)Отдыхай, товарищ!! Народ тупыми рекламами уже трудно развести:) Могу напомнить, что газон в Питере так же убили ранним открытием и проведением предматчевых тренировок Бенфики. А климат в Махачкале, в Грозном и в Питере немного разный во-первых, а река Нева протекает только вокруг Петровского, во-вторых.

12:45 11 апреля 2012

Celli

Фурсенко просто так не обманишь. Всякие там агрономы его голыми руками не возьмут. Сказанно не играть летом, так и будет.)

11:31 11 апреля 2012

Egres

Конечно же в Питере, Казани и Самаре совершенно одинаковые климатические условия. Загадочный специалист какой :-)

10:48 11 апреля 2012

Aspeed

Все проще. За неподготовленное поле присуждать техническое поражение. Сразу же, на месте. Гарантию даю - молниеносно поля станут идеального качества.

10:39 11 апреля 2012

Андрей Макаров

Из всего этого очень правильная мысль - обучать агрономов. Проводить курсы, семинары, привозить из-за рубежа специалистов, а еще обязать клубы покупать только лучшие газоны.

09:15 11 апреля 2012

HuKCEP

"Плохое поле - переносить матч, и все. Как делают в Европе" и абзацем ниже "Посмотрите на Европу - там играют на искусственных полях? Нет, конечно. Пусть даже дерьмовое поле - все равно на нем состоится матч."

09:08 11 апреля 2012

miter (loko)

черкизовское поле второй год подряд очень плохое. До тети Оли такого не было. Надо разбираться как-то

08:13 11 апреля 2012

Gekelberry

Два брата Фурсенко, один футбол разваливает, второй-образование...

07:00 11 апреля 2012

ЗАК

Рядовая реклама фирмочки занимающейся полями ... СЭ хватит уже опускаться ... дальше некуда((( А господин Ефремов - рядовой балабол ... невижу примеров супер полей сделанных вашей псевдофирмой

01:20 11 апреля 2012